Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
Большая пресс-конференция с лидером ДДТ 27.12.2010 LENTA.RU
(№1 [219] 01.01.2011)
Автор: Юрий Шевчук
Юрий  Шевчук

2010-й год выдался для Юрия Шевчука очень насыщенным. Музыкант активно работал над новым альбомом ДДТ, защищал Химкинский лес, пел с Боно в "Лужниках", раздавал антипремии "коррупционным ментам" и спорил с Владимиром Путиным о "несогласных". Немудрено, что у поклонников Юрия Юлиановича, равно как и у его противников, накопилось большое количество вопросов, на которые музыкант и согласился ответить в рамках пресс-конференции с читателями "Ленты.Ру". Первая, вводная ее часть состоялась в ноябре в формате блиц-интервью на камеру. Вторая - обстоятельные письменные ответы музыканта практически на все оставшиеся вопросы читателей - предлагается вашему вниманию сейчас. 

 Вступительное слово Юрия Юлиановича:

Здравствуйте, дорогие! Спасибо за вопросы. Главный из них меня не удивил, но порадовал. 

"Что делать?", – спрашивают меня Сергей, Марго, Карл, Евгений, Илья, Владимир, Семен, Дмитрий, Алина, Александр, Роберт и другие. 

Нашли Чернышевского... Что мне, счастливому, как юный Гаутама, дураку, имеющему работу, друзей и перспективы, ответить на это спивающемуся после армии пацану в разбитой деревне, учительнице в бедной районной школе, работяге в заколоченном и выброшенном на окраину цивилизации моногородке? Коллеге-музыканту, закисающему в подвале, на хрен не нужному с его гениальными песнями, гламурно-блатному раздолью медиапространства? Офицеру, посланному на все четыре в результате невнятной армейской реформы? Что делать? Первое, что приходит в голову – стать акционером партизанского отряда, уйти в лес и короткими набегами водружать на местах вопиющую справедливость... Почистить страну... Если не читал бы, не знал истории, так бы и сделал. 

 Болтает нас между двумя системами – капитализмом и коммунизмом. Но мы забыли про феодализм. Давайте поразмышляем. 

Нажмите, чтобы увеличить.
"Происходящее всегда трудно опознать тем, кто замечает в первую очередь то, чего желает... Великие революции никогда не свершались для того, чтобы свергнуть установившееся господство буржуазии. Все революции, ниспровергавшие режим, были частью бунта, который был мотивирован суверенностью, заключенной в феодальном обществе... Суверенность – то есть практически непроизводительное употребление ресурсов, не может считаться целью истории... Революции, утверждаю я, происходили в обществах феодального типа, где богатство еще не направлялось на накопление производительных сил…", – пишет в своей книге "Проклятая часть" Жорж Батай. Я с ним во многом согласен. Существующие ныне социально-экономические системы далеко несовершенны. Но посмотрите, "нашими" правительственными идеологами придуман термин "суверенная демократия". А слово "суверенность" в основном значении обозначает "верховную власть", то есть феодализм. И не есть ли это словосочетание подтверждением возврата нашей страны к феодальному строю? Как мы читали выше, "...все революции, ниспровергавшие режим, были частью бунта, который был мотивирован суверенностью, заключенной в феодальном обществе...". Если наше государство пойдет и далее по этой авторитарной дорожке, если будет и далее существовать пропасть между сословием "неприкасаемых", то есть бюрократии, буржуазии, власти, и простым, "тягловым" народом, то, конечно, еще одна революция в нашей стране возможна. Такие дела. 

 Что делать? Думаю, что отношения разума и мира должны быть более равноправными, гармоничными. Простите за банальность, но гармонию, для начала, нужно искать в душе своей. И если мы уточним вопрос, задав его так: "что Мне делать?", становится проще. Вопрос становится не размытым, большим, огромным, философским, с достоевщинкой, а четким: "что Я лично могу сделать в данный момент, в данное время?". Скотиной можешь не быть? Могу. Уже легче жить окружающим будет. 

 Начинать надо, прежде всего, с себя. Самая страшная проблема – мы сами. Такого падения этических и нравственных норм история России давно не знала. И мне, смею признаться, иногда гораздо легче победить в какой-либо войнушке, чем полюбить. Верна поговорка: все люди добрые, но не все об этом знают. Искать в себе добро... Но означает ли это социальную пассивность, типа "музыкант – музицирует, политик – политикует"? Нет. 

 Видел недавно передачу Познера с Гребенщиковым. ВВ наскакивал, ББ отмахивался. "Любая власть от Бога. Какая есть, такую народ и заслуживает", – говорил музыкант. Короче, кесарю – кесарево, слесарю – слесарево. Кстати, почему-то Боря не озвучил толкования святыми отцами этого изречения – любая власть от Бога, если она пытается придерживаться заповедей Божьих – не укради, не убий, и так далее, и тому подобное. Еще он процитировал Дионисия Ареопагита: "Бог там, где кончаются наши представления о Нем". С чем я согласен. 

 Далее, "Бога не нужно просить ни о чем. Он в нас, Он любит нас. Он и так все знает". Трудно не согласиться. Далее? Дальше ББ не пошел. Он коснулся Причины, многим неясного объема истины, парадоксальности ее и алогичности. Бог там, где мы о Нем ничего не знаем, и Он в нас. Единовременно. 

 Но Мудрейший ничего не сказал о Свободе Выбора, которую даровал нам Господь. О свободе всю жизнь, каждую секунду бытия выбирать между добром и злом, о нашей личной ответственности за судьбы мира. Мы – его сознание, и от нас многое зависит. Не думаю, что утилитарное прочтение Книги Книг, использование ее в корыстных целях свойственно Борисычу. Священное писание глубоко симфонично, в этих метафорах каждый, если пожелает, найдет для себя путь к спасению. Но достойно ли, правильно ли заниматься самосозерцанием, когда в доме пожар? Добрые христиане спасают из огня детей, родных, близких, а потом уже самих себя и имущество. То есть от нас тоже жизнь в стране зависит. И власть, она не только от Бога (наружного, языческого), но и от Бога нашего, сокровенного, выстраданного (нутряного, христианского). 

 Мне нравится полемика, которая развернулась в новейшие времена. Дискуссия об отношениях художника и власти, человека и государства. Опять актуально. 

 Мы многое можем. Не верьте разным политтехнологам, которые нас убеждают, что выбирать можно только из двух персонажей. Я считаю, что голосовать нужно за свое сокровенное и наболевшее. Как? Человеком оставаться. Не принимать нечестных правил игры. Выключить телевизор. Критически – к пропаганде. Жизнь видеть реальную. Работать над долей лучшей и давать отпор негодяям. 

 Сартр писал: "Человек страшится быть единственным источником своей безосновной свободы, страшится быть единственным источником ценностей, ему тяжко нести бремя ответственности (и нести на своих плечах всю тяжесть мира) и он пытается "списать" свои действия на якобы не зависящие от него, объективные причины, скрыться за какой-нибудь маской (социальной ролью, например). Таково "неподлинное", "неаутентичное" существование. Но и в этом случае любая маска, любая роль – результат, в конечном счете, Свободного Выбора. Человек, поистине, "осужден быть свободным" (Философские тетради, М., 2004). 

 Кстати, недавно пришло известие о переносе места строительства газпромовской башни из культурно-исторического центра Санкт-Петербурга. Не зря питерский народ протестовал на митингах. Останется нашим детям гениальная невская небесная линия. 

 Юрген пишет: "Макаревич недавно у Максимовской выразился в том духе, что не повезло "начальству" с народом и все беды российские от "темного", "невоспитанного" народа. Скажите свое нелицеприятное мнение о русском (российском) народе? Кто виноват в нынешних бедах: власть или народ?" 

 На вопрос "Кто виноват?" добавлю к предыдущему: мы с вами виноваты. Но понимая весь ужас положения, все-таки не повернется у меня язык сказать, что народ не тот. 

 Народ (многие совестливые люди стесняются бросаться этим словом, пафоса боятся) у нас, слава Богу, есть. Но рваный весь, как душа грешника. От неустроенности и непонимания перспектив многие озадачены и, как следствие, озлоблены. Лечат души свои, порезанные, спиртом да блатняком. Женщины многие несчастливы, в любовь не верят. Не вера царит в Бога, а мистика египетская, суеверия. На двуглавом – красная звезда. Вместо светлой классики – непонятная постмодернистская эклектика. Зябко, неуютно, непривычно без идеологии. Будущее – опасно, неопределенно, дети – как чужие. Привычного, знакомого прошлого нет. Вот и цепляются потерявшие опору за уверенного архаичного Путина и праздничный, позитивный телевизор. Смотрим футбол, пьем пиво, и каждый выживает. Сам по себе. Приснилась мне как-то картина: Красная площадь, полная идущих людей. Голых, без транспарантов и портретов вождей, которых и на мавзолее тоже нет. Люди идут и с недоумением смотрят друг на друга: "Вот какие мы на самом-то деле, homo erectus". Предыдущая, коммунистическая идея полировала общество, сглаживала острые социальные, бытовые углы, уравнивала нас всех и вселяла ощущение счастья и равенства всех перед всеми (коллективное бессознательное). Лишившись этой иллюзии в нынешние времена и увидев себя такими, какие мы на самом деле есть, мы ужаснулись. 

 Но не сразу "Москва строилась". Мы наощупь, и политики, и простые люди, не зная будущего, не имея никакой оперативной информации о нем, мы в этой тьме, тяжело, со срывами в средневековье, падениями, в кровь сорванными ногтями, но все же, надеюсь, выползем к свету, иначе... (но понимание света у всех разное, в головах сплошные светофоры). 

 Что есть нравственность? По-моему, это – человечность. Все время встречаю. Верю еще в промысел Божий. Бывает в истории, когда нация дойдет до последнего края, она начинает самоочищаться, сплачиваться морально и нравственно, каким-то древним чутьем, всеми своими клетками, генами осознавая, что иначе – апокалипсис. То бишь, всеобщий кирдык. Во время Великой Отечественной войны это было. Тогда выстояли. А сейчас-то чего нам плакать и стенать? 

 

А теперь с удовольствием, конкретно отвечу на конкретные вопросы. 

 

Владимир 

Здравствуйте, Юрий Юлианович!

Два вопроса:

1. Стоит ли еще "рубиться" за добро или это уже бесполезно?

2. Есть ли надежда на концерт в Воронеже?

Спасибо за Ваше творчество!

1. За добро рубиться необходимо. Главное - в горячке боя добро не порешить.

2. Как же нам без Воронежа?!

 

Старший лейтенант Ипотечный

Спасибо Вам за честность. Сложно оставаться порядочным человеком в России?

И Вам спасибо. Если для Вас это важно, быть порядочным человеком, если гармония Вашей души для Вас жизненно необходима, то несложно. Как у военных: "принял решение – бейся до конца". Законы, конечно, везде разные, но люди одни и те же.

 

Константин Книгочейру 

Назовите, пожалуйста, десять самых важных для Вас книг.

Я перечислю часть книжек, которые на меня сильно повлияли в детстве и студенческой юности:

1. Азбука

2. Детская энциклопедия

3. "Мартин Иден", Джек Лондон

4. "Приключения Тома Сойера", М.Твен

5. "Трудно быть Богом", А. и Б.Стругацкие

6. "1984", Дж. Оруэлл

7. "Ромео и Джульетта", У.Шекспир

8. "Война и Мир", Л.Толстой

9. "Диалоги", Платон

10. "Восстание масс", Х.Ортега-и-Гассет

11. "Самопознание", Н. Бердяев

12. Поэзия Серебряного века, Евангелие...

 

Уважаемый Юрий Юлианович, как вы оцениваете компьютеризацию общества и деятельность блоггеров, освещающих важные политические и общественные события? Нет желания завести собственный блог? Дружите ли с компьютером?

Иметь собственный блог для меня – роскошь. Нет времени, я не профессиональный аналитик и не считаю нужным публиковать свое мнение о любом событии, коих в день – миллионы. Я пытаюсь не на сиюминутное рефлексировать, а все эти мгновения жизни собрать в целое и найти в этом общий смысл, что я и называю работой над песней. Интернет – перефразирую философа Батая – это свобода, хаос равных возможностей. И, конечно, добра и зла от этого много, смотря кто и что туда вкладывает.

 NoAccess 

Юрий, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какие у Вас есть черты, склонности, которые Вам не нравятся и над исправлением которых Вы работаете? Как Вы относитесь к критике в свой адрес, как конструктивной, так и не очень? Часто ли критика заставляет Вас задуматься о необходимости изменить себя или свою позицию?

Уважаемый NoAccess, Вы своими вопросами, прямо как Достоевский, ныряете в человека! Скажу Вам по секрету: во мне очень много черт и склонностей, которые весьма не нравятся даже моим музыкантам, не говорю уже о близких и родных. Но. Возьмем, например, такую скверную черту – гнев. С одной стороны, мгновенный взрыв ярости в тебе, например, по поводу негармоничной, плохой игры твоего друга-музыканта, какая-то неосмысленная, агрессивная нетактичность по отношению к нему, несправедливость. Конечно, ты потом переживаешь. Каешься. Но, с другой стороны, возможно, что эта ярость, этот гнев – еще и лекарство от бессердечности. Как это помогает в творчестве, когда принимаются мгновенные, точные решения. Прорыв к новому иногда требует огромных энергетических усилий, но динамика этой вечной неудовлетворенности иногда сжигает окружающих. И, зачастую, самого художника. Раньше бесов изгоняли из человека, ставя его в центр храма. Почему? Искали для него срединный путь. И каждый из нас, конечно, должен стремиться к этому. С одной стороны, не впадать в слепую ярость, быть терпимым, с другой стороны, не стать бессердечным, то бишь не упасть в полное, пусть философствующее, равнодушие. К критике отношусь с уважением. Помогает не стать "звездой".

 Евгений 

Слышал, что Вы выступали на концерте в честь проведения оранжевой революции на Украине. Правда ли это? Вы пели там просто за деньги или за идею тоже? Как Вы оцениваете результаты оранжевой революции на Украине? (Хотя бы скажите положительны они или отрицательны.) Был ли это выбор народа? Или это был выбор американских денег, на которые была проведена революция?

Ни я, ни группа ДДТ никогда и нигде не выступали и не выступаем на гражданских и политических митингах за деньги. Не участвовали даже в знаменитом финансовом проекте "Голосуй или проиграешь", где, кстати, отличились мои многие музыкально-политические оппоненты. На Майдане я был несколько дней, разговаривал с людьми, выслушивая ту или иную правду. Общий посыл был – "Мы ждем перемен!". Люди искренне жаждали нового, светлого и верили в это. Что правда, то правда. То же самое чувство испытывал и я в 1991-м году на баррикадах. Но когда некоторые ораторы все чаще стали смешивать с киевской трибуны кремлевскую политику и русский народ, сводя это к единому злу, когда я услышал шовинистические лозунги, я почувствовал свой долг как гражданин России выйти тоже на эту сцену. Украина и Россия – братья и сестры. Вот мой единственный лозунг, который я озвучил. И жить нам вместе еще тысячи лет. А то, что революции делают одни, а пользуются ее плодами другие, – историческая традиция, и главное, что эти одни и другие могут быть в одном теле. Американских денег лично я там не видел. Польза "оранжевой революции" – недавние свободные выборы на Украине, до которых нам еще ох как далеко.

 Евгений 

Считаете ли вы, что "свобода" за которую вы боритесь, является непосредственной причиной "попсы", с которой вы тоже боритесь. Кстати, как отличить попсу от не-попсы.

Попса пропагандирует потребительский способ существования, причем буквально во всем. Для попсы главное – материальные ценности (человек – вещь). У попсы любовь – совершенна. Сплошная механика. Для нас любовь – динамичная, сырая, живая, любовь несовершенная, свободная от рациональной банальности.

 ФВС 

Юрий, вам хотелось бы жить в другую эпоху? Если бы можно было путешествовать во времени, то куда бы вы отправились?

"Времена не выбирают, в них живут и умирают", – написал наш замечательный питерский поэт Александр Кушнер. Но мне кажется, действительно, мы выбираем время, в котором жить. Есть у меня какое-то неясное чувство об этом, проблема времени меня всегда интересовала. В нашей новой программе будет очередной опус.

Что есть время, в чем его смысл?

Думать в конце пути о начале,

Стою у окна, курю мысль,

Ты прав, во всем этом много печали...

А во времени я путешествую постоянно. Существует масса замечательных сталкеров-проводников. Тацит, например, Геродот, Плутарх, Андрей Курбский, Эразм Роттердамский, "Русская правда" князя Ярослава, наконец. Внимательно читая произведения разных, разбросанных по истории авторов, спокойно переносишься в любую эпоху... Жаль, неандертальцы ничего не написали.

 Виктор 

Юрий Юлианович, здравствуйте.

Можете назвать имя человека, достойного, по Вашему мнению, быть президентом России?

Дмитрий М.

Кто из известых людей мог бы стать действительно хорошим президетом России?

Отвечаю Виктору с Дмитрием М: может быть, это Ходорковский? Мне кажется, достойная личность, прошедшая Содом и Гоморру. Человек был на вершине мира, имел всё и всё это потерял. Прошел по дну и не сломался. Читая его письма, я вижу очистившуюся душу раскаявшегося человека. Судьба его невероятна. Благодаря ей он знает нашу систему сверху донизу. И при этом блестящий экономист и организатор. Думаю, он бы справился и с президентством тоже. Судьба подарила Ходорковскому чувственную связь с простым народом, которого немало парится на нарах. Это дорогого стоит. Главная беда нашей бюрократии – ее лицемерная высокомерность, напыщенное чувство превосходства над простыми смертными, не основанное ни на чем. Ходорковский это уже прошел. По-моему, исцелился. И не очерствеет уже, оказавшись у власти. А это, на мой взгляд, самое главное. В президентах мы не хотим уже какого-то хитроумного, ушлого, изворотливого политика со своими прихлебателями – ничего у них (без высоких цен на нефть) за последние десятилетия, по главному счету, не вышло. Хочется видеть у руля нашей замечательной Родины просто Человека. Может быть, он уже родился?

 Станиславу: В президенты я пока не собираюсь, слишком занят новым альбомом. А по-мужски я сиживал с разными чудаками. А не стал бы "пить", например, в Чечне с одним генералом, который выразился при мне, когда мы стояли и смотрели, как скалывали с кузова "Урала" смерзшиеся трупы наших бойцов: "Солдат на то и солдат, чтобы погибать".

Артуру отвечаю, что нынешняя власть избирательно "жесткая". К инакомыслящим – да. К коррупционерам, почему-то, мягкая и любвеобильная. Где посадки, уважаемый Артур? А на Ваш второй вопрос я отвечаю: любой нормальный человек, став президентом, первое, что должен сделать – прекратить врать. Одно это, Артур, двинуло бы страну в светлую сторону. Самая тотальная, даже жестокая правда – лечит, а это так необходимо нашей больной стране. Народ у нас правду уважает, он должен знать все. Зная правду, человек принимает ответственность на себя, ибо понимает, что больше некому.

 Сергей

Вопрос: 1) Нужны ли нам эти западные ценности? 2) Чего же больше от этого прогресса: пользы или вреда? (автомобили-аварии, медицина-аборты, компьютер-цинизм и игромания)

Сергей, Ваше письмо я получил по интернету. Его мне принес не почтальон Печкин в конверте. Судя по всему, вы спокойно пользуетесь современными технологиями, которые, увы, придуманы, опять же, не в Рязани. Вы пользуетесь западными ценностями. А чего больше от прогресса – пользы или вреда – зависит от нас самих. Современные технологии – это всего лишь средство производства. Главное – какие люди ими пользуются. На счет "автомобиля-аварии" – очень смешно, неужели Вы пользуетесь лошадью?

 Алексей 

Здравствуйте, Юрий! Огромное спасибо за то, что в каждую песню вкладываете душу, сейчас не все так могут!

Вопрос: Вы для меня являетесь честью и совестью русского народа, и, насколько я могу понять, ратуете за демократию. А возможна ли она вообще на наших землях? Ведь из истории видно, что демократические правительства в России терпели поражения. Что нужно делать по-вашему, чтобы наконец-то победить?

Алексей, спасибо за совесть. Важная для нас штука. Есть две основополагающие концепции в истории. Первая – все попытки демократических перемен кончаются махровой реакцией и войной. Вторая – все войны кончаются миром, все периоды махровой реакции заканчиваются либеральными реформами. Чтобы победить, советую подумать о второй концепции. Все зависит от нашего оптимизма.

 Константин 

Юрий, как вы способствуете увеличению интереса к сохранению архитектурного наследия? Почему вы лично считаете, что это важно (я тоже так считаю)? Какой отклик это находит у публики?

Мы теряем историю. Музыку наших предков. Старые здания – письма, обращенные к нам предыдущими поколениями. Что меня всегда раздражало – это убогие эстетические вкусы нашей власти и бизнес-элиты. Как им удается не чувствовать гармонию? Меня поражает отсутствие всякой культуры у этих "патриотичных" чуваков. Эта бедная серость уничтожала памятники при советской власти, и продолжает это делать сейчас. Что останется детям? Эти безликие бизнес-центры? 

 

Начну с живой темы о национализме. Я был в Москве 11 декабря. Каждый год этого числа, уже много лет, я участвую в благотворительных концертах, посвященных вводу российских войск в Чечню в 1994 году, организованных фондом ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов "РОКАДА" во главе с моим другом Сергеем Говорухиным.

Еду на концерт по центру Москвы, и тут такое... Кстати, в 1995, в подвалах Грозного, мы говорили о национализме, предчувствуя последствия этой войны. Что зло, которое там происходило, добром, конечно, не кончится. Так оно и вышло. Национальный вопрос – самый острый, самый тяжелый, а для некоторых – самый простой. С ним мы сталкиваемся каждый день на улицах, в подворотнях, в темноте своей.

С одной стороны, сколько мы покрошили на Кавказе народу, погибли не только военные, но и старики, женщины, дети. Простят они нам? В ближайшие времена – вряд ли. С другой стороны, ведь жалко было отпускать Кавказ на волю, в стране преобладают настроения имперские, люди опасаются расчленения страны, дальнейшего территориального развала России, большой исторической кровью спаянной. Вот и мечемся мы между ненавистью и страхом.

 Войну я тогда возненавидел... В больничном подвале, в Грозном, где одуревшие от недосыпа и криков раненых несколько хирургов и медсестер, вливая медицинский спирт в черные пасти солдат, на плащ-палатках резали, кромсали порванные конечности и животы... Подошел ко мне десантник и шепотом: "Брат помирает, Вас просит...". Пробираясь к выходу, заваленному носилками с ранеными, по скользким от грязи и крови ступеням, вижу у дверей лежащего молодого парня, уже белого от потери крови, с оторванными ногами. Он смотрел на меня и, превозмогая боль, застенчиво, как бы извиняясь: "Спойте "Осень", пожалуйста, я на выпускном в школе ее недавно слушал... ". Сглатывая все дерьмо, что у меня накопилось, я пел... пел... К концу третьего куплета он умер... Вглядываясь в его юное, с пушком на губах лицо, я думал… и ненавидел всю эту кремлевскую сволочь, пославшую его, восемнадцатилетнего, необстрелянного пацана, умирать.

Помню чеченскую бабушку, которую мы с ребятами из Центроспаса МЧС эвакуировали из Грозного вместе с другими мирными жителями и ранеными. Бабушку, сошедшую с ума, потерявшую под обстрелом всю семью и прижимающую к груди крышку от чайника - все, что у нее осталось.

Много чего помню, связанного с национальным вопросом.

Круто разглагольствовать о единой России по ящику и в чистеньких кабинетах. Круто, кося от армии или пряча от нее своих детишек в Англии и Германии, призывать к войне с внешними и внутренними врагами, надуваясь лицемерием о сильной России.

Нет ни эллина, ни иудея, говорил Христос. Все равны перед Богом. Я наслаждаюсь глубиной и совершенством многочисленных национальных культур, взаимообогащающих наши души. И в национализме ничего плохого не вижу, если он не страдает ксенофобией и фашизмом. Национальное – это наши предки, научившиеся в борьбе за выживание жить вместе, ощущать в испытаниях руку родни по крови. Что может быть ближе?

Братство народов. Возможно ли оно? Да, если все будут равны перед законом. Если коррумпированная милиция за деньги не будет выпускать из-за решетки юного горца, убившего русского парня. Если для закона нет национальности, он ближе к Богу. Вспомним: нет ни эллина, ни иудея...

 Юности свойственен радикализм. В детстве я тоже участвовал в массовых драках, сходились, правда, район на район, улица на улицу. Помню, как мы, человек 500, шли громить ненавистный (почему, кстати, не помню) район Толчок (в Уфе), круша и громя все, что попадалось под руку. Как было весело ощущать себя в стае, впереди – вожаки, мы – вместе, мы – сила. Трепещи, толчок! Ленинские идут! (Я жил на улице Ленина). Потом драка. Сначала обстрел из самопалов рядов противника, далее – сходка. С колами, велосипедными цепями и так далее, и тому подобное… Вылечил меня парень, на которого я, во всеобщей свалке, не понимая уже, где свои, где чужие, отмахиваясь и уворачиваясь, наткнулся. Он корчился под ногами дерущихся, с забитым в голову гвоздем на конце кола...

Иногда думаешь, неужели нам, чтобы разобраться, задуматься о чем-то, необходимо вляпаться в эту клоаку ненависти, лжи и страха, и потом, если выживешь, делать какие-то выводы. Воистину, странна природа человека. Есть две главные тайны в мире, говорил Дионисий Ареопагит. Одна из них – это мы с вами. Природа насилия – вековая, темная, мощная, косит на нас мертвым глазом из глубины веков...

Человечество, чтобы выжить и не пожрать друг друга, придумало законы, ограничивающие нашу силу темного, жестокого, звериного. Но когда эти законы не работают в государстве, когда сильный поедает слабого, когда с трибун льется лицемерное одно, а в реальности творится совершенно другое, когда закон никак не реагирует на бесчисленное хамство, унижающее достоинство граждан; когда люди, приезжающие к нам в гости, ведут себя неадекватно в нашем родовом гнезде... Мы понимаем, что нужна власть, которая вернет законы на место. И власть нужно менять. Каким образом? Пока это возможно, идти на выборы. Далее, если это не сработает, власть нам сама подскажет, что нам с нею делать.

Ребята, как бы нам увеличить объем человечности в России? Вот над чем надо работать сейчас. Меня журят, критикуют умно и не очень: "чего в политику полез, музыкант должен играть и петь, или где ты раньше был, почему молчал, только с попсой воевал, ты не специалист, ты музыкант, ты авантюрист, ты пиарщик, политика тебя использует, политика – грязь...". Извините, друзья, но в этих вопросах много гм... Можно мне у вас спросить? Почему вы такого уничижительного, мелкого о себе мнения? Почему вы так умаляете, ограничиваете свое бытие узкопрофессиональными интересами? Почему вы считаете, что закрывать глаза на происходящую несправедливость – хорошо, как некоторые из стариков, которые устали и просто хотят умереть по-человечески в отдельно взятых квартирах.

Но вы-то, молодые?! Откуда такое рабье послушание и внутренняя, апатичная ко всему – неволя? Недавно друг у меня освободился. Шесть лет отсидел. "Если бы, говорит, стены зоны упали, половина зеков и не разбежалось бы". "Почему?" "А – привыкли, в лучшем случае, грабанули бы ближайший к лагерю ларек, перепились и приползли с похмела обратно, завтракать баланду". Откуда в вас такая вера в хозяина, доверие к вертухаю, надежда на сильную руку, жесткую власть, вера в Сталина и в нынешнего вождя всех времен и народов? Сами мы кто тогда? Быдло, как нас называют? Стадо покорное, вечно ждущее подачек с царского стола... в единственном протесте которого стучит одна баранья мысль: свалить на Запад или на кладбище.

 Решил ВВ кавказскую проблему? На мой взгляд – нет. Теракты, война продолжается во всем регионе, а огромные финансовые вливания местным князькам, шаткий мир, благодаря этим коллаборационистам – дело временное. Ведь верны они лично Путину и федеральному бюджету, а не России. Почти вся экономика на Кавказе зиждется на паленой водке. Работы почти нет. Лишь двухэтажные сверкающие лимузины и десяток небоскребов местной братвы радуют глаз. Кавказская молодежь на улицах наших городов – следствие незатейливой колониальной политики. Кстати, то же происходит и в европейских государствах. С другой стороны, все, кто соображает хоть чуть-чуть в экономических процессах современного, глобального мира, понимают, что дальнейшее развитие страны без иностранной рабочей силы – нереально. Ведь никто из вас, уважаемые оппоненты, не пашет на стройке, не подметает улицы и не роет канав, не чистит говно в коровниках.

Неонацисты, колотя и убивая несчастных иностранных студентов и таджиков, почему-то не атакуют офисы крупных строительных корпораций вкупе с коррумпированной российской бюрократией, бесконтрольно запускающих в страну дешевую рабочую силу, живущую у нас вне закона в нечеловеческих условиях. Что же, у "смелых нашистов" кишка тонка? Это к слову. Кстати, таджики, узбеки, грузины, чеченцы, дагестанцы и другие народы, Москву в 1941-м отстояли, подыхая вместе с русскими под траками немецких танков. Хоть бы за это им Москва поклонилась.

Мы исторически многонациональная страна, это нас спасает от коричневой чумы. Я жил в Якутии, на Кавказе, в Башкирии, и не помню, чтобы мы – пацаны – даже в драках, обзывали друг-друга по национальности. Для нас был или хороший чувак, или не очень... И в разговорах с некоторыми футбольными фанатами я услышал, что разумная их часть требовала прекратить беспредел коррумпированной милиции, и закона морали, а не денег. А дебилы – гоблины – циники (что там еще?) – их и среди музыкантов хватает. Короче, демократия у нас пока и не ночевала, как и мудрая национальная политика. Все впереди. Все в ваших руках.

Любой человек растет, умнеет, изучает жизнь, набирается чувственного, телесного, духовного опыта, заблуждается, ищет истину, мучается, спорит до хрипоты, сомневается, решается, совершает поступки. Не нужно меня обвинять в том, чего не было. Весь этот "пиар", "авантюризм", "жажда славы", и так далее, и тому подобное – все это лажа, пошлость. Все эти телодвижения – удел мелких, суетливых людей. Я никогда не скрывал своих взглядов (еще в 1985 на допросах в КГБ сидел)... Иногда жил иллюзиями, иногда жесткая реальность вырывала меня из этих сладких объятий, много ошибался, все как у людей... Одно, простите за пафос, меня волнует – в какой стране будут жить наши дети. И нравится это кому-то или нет, но у меня есть своя точка зрения на происходящее. Я не профессионал в политике, не экономист, не разбираюсь в тонкостях сексуальных изгибов и темных лабиринтов политической системы, не знаток нюансов сдержек и противовесов, не имею под рукой тайной информации о глобальных заговорах инопланетных секретных спецслужб.

Главное, что я вынес за свою жизнь - это отчаянное понимание дисгармоничности, неэстетичности держащей нас за горло власти. В СССР меня и моих друзей убивала навязываемая нам всегда и везде одна возможность – ходить, думать, спать, петь, играть, любить, ненавидеть – строем, только строем, как положено и придумано свыше. Коммунизм – уничтожает личность. Вот что мне не нравится в этой политической системе.

Капитализм – освобождает личность, но тут же ставит ей на лоб цену. И меркантильный, рациональный, прагматичный капитализм лишает человека возможности ощущать себя элементом судьбы. Это мне тоже не нравится. Жить в мире, где все продается и покупается...

Думаю, истина посередине. Помните, я в начале своих ответов вспоминал о том, как изгоняли бесов в христианских храмах, ставя человека в центр, освобождая его, с одной стороны, от бесовства ярости радикализма, с другой стороны – от равнодушного безразличия. Может, и нам выбрать этот срединный путь. Социально-ориентированная (главное – забота о людях) демократия – может быть, выход для России.

 

 Павел 

Уважаемый Юрий Юлианович! Читали ли Вы "манифест просвещённого консерватизма"? Почему, по Вашему мнению, безусловно талантливые и умные люди, такие, как Никита Михалков, тянут Россию в идеализированный, лубочный феодализм?

В отличие от многих моих умных друзей, я дочитал этот михалковский опус до конца. Что ж, очередная попытка духовного окормления феодализма опять не удалась.

 vin 

Доброго времени суток. Как Вы оцениваете текущую оппозицию?

Оппозиция, так же, как и народ, у нас в стране есть. Не объединенная, не оформленная, еще во многом слабая, но – есть. В стране идет брожение идей, концепций. Как я говорил выше, меня радует полемика, дискуссия, развернувшаяся в обществе. Что делать, куда идти, кто виноват, какая политическая и экономическая система гармонична для России? Не хватает, на мой взгляд, только одного – мощного, не запятнанного никакими прошлыми грехами, с харизмой, объективного по отношению к оппонентам, любящего и знающего народ вожака. Может, мы его еще не заслужили? От нас зависит.

 Евгений 

Здравствуйте. Юрий, вы прекрасный музыкант и поэт, а ваши песни, за которые вам отдельное огромное спасибо, слушал, слушаю и буду слушать. А вопрос по поводу того, кого вы поддерживаете: безусловно, соблюдение прав человека - необходимая норма общества, но не смущает ли вас происхождение всяческих организаций (в т.ч. и Московская хельсинская группа) прямиком из Госдепа США? Ведь вы, как патриот России не можете не знать о реальных целях создания и финансирования подобных организаций.

Далее – никогда ни от какой власти не получал никаких денег, грантов, ни от нашей, ни от западной, ни от восточной... Правозащитники Хельсинской группы – замечательные люди. Если бы Вы знали, сколько они помогают тем же заключенным в наших лагерях, добиваются справедливости для униженных и оскорбленных. И думаю, уважаемый Евгений, если, не дай Бог, Вас когда-нибудь за что-нибудь посадят (а это с каждым возможно) и будут совать в задницу милицейские дубинки, единственные, кто сможет Вам помочь – это правозащитники Московской Хельсинской группы.

 Миша 

Почему у отечественных демократов есть проблема с толерантностью к чужим мнениям? Я сколько вижу - от известных людей до мелких заседателей в интернете - многие остро реагируют, когда с ними не согласны. Далее идут обличения в продажности кремлю и прочее. Может быть как-то пропагандировать среди либеральной аудитории, что демократия должна быть в голове, а не языке? Что свобода слова - это свобода мнения, что не соглашаться - это важное право? Почему несогласные не любят несогласных с собой? Общался с теми, кто регулярно ходит на митинги и они ненавидят когда у кого-то другие взгляды - просто на уровне яростной нетерпимости. Это меня удивляет... Разве эти люди могут построить режим свободы?

Как-то я уже говорил об этом. К сожалению, Вы, Миша, правы. Уважительное отношение к мнению оппонента, который не согласен с тобой – этого нам всем не хватает, что еще раз подтверждает, что настоящих демократов в стране очень мало. Каждый видит в разгуле борьбы, в инакомыслящем врага своего... Как-то я сидел в интернете и читал отзывы на интервью Бориса Гребенщикова и на мои высказывания. Как его крестили матом демократы, так и меня, тем же матом – патроналисты. Воистину, зло – одно на всех. И как я говорил выше, здесь надо начинать с самих себя.

 Apossum 

Здравствуйте! Скажите, рок-н-ролл мертв?

Старый театр абсурда набит пустяками

Мир – прямой, как блокбастер, сосет пустоту

Семафорит мне беглый очкарик – стихами:

"Вы живой? Посмотрите, я тоже расту!"

Рок-музыка, песни, будут жить и рождаться, пока есть эти молодые парни... Кстати, в одном только Петербурге около трех тысяч рок-групп...

Будет ли новый прорыв у группы ДДТ – не знаю. Об этом не думаю. Главное для нас сейчас – спеть современное о современном, даже не модное. Мода и современность, повторюсь, – разные вещи.

 

Уважаемые друзья! На дальнейшие вопросы отвечать у меня нет ни времени, ни сил, особенно о том, как я отношусь к тому или другому музыканту. Желаю всем своим коллегам здоровья и талантливого творчества, ведь на самом деле – это действительно главное, и жизнь наша бренная, без чудаков, вглядывающихся в звезды, видящих в нашем реальном мире невидимое, чувствующих кожей своей красоту и гармонию, громадность окружающей вселенной, погружающих нас в любовь, тащащих нас к небу... Без этих чудаков – музыкантов, художников, поэтов – жизнь скучна и банальна.

Спасибо большое всем за вопросы, за критику и похвалу. Буду над этим думать. Поклон "Ленте.Ру", спасибо за предоставленную возможность пообщаться с народом. Счастья всем, с Новым Годом и Рождеством!

С уважением, Юрий Шевчук

Декабрь 2010.

Фото Александра Котомина. Lenta.ru

_____________________

© www.lenta.ru

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum