Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Образование
Образование через всю жизнь
(№11 [101] 09.11.2004)
Автор: Наталья Ярыгина
Наталья Ярыгина
7 октября исполнился год Институту непрерывного профессионального образования (ИНПО) при Тольяттинском госуниверситете. В структуру ИНПО входят три центра, каждый из которых имеет свою траекторию развития.

Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов системы образования (ЦПК) осуществляет переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров города и региона в области новых педагогических и информационных технологий. Руководит работой центра доктор педагогических наук, профессор Юрий Андреевич Кустов.

Этот центр отвечает и за повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава Тольяттинского государственного университета. По сравнению с прошлыми годами были изменены требования к тем, кто проходит обязательное повышение квалификации раз в пять лет. Так, например, в отчетах появилась графа «Результаты», где в зависимости от основания повышения квалификации (диссертация, стажировка и т.д.) предусматривается определенная форма отчета – написание курса лекций, главы диссертации, учебного пособия и пр.

Основная цель деятельности Центра дополнительного профессионального образования (ЦДПО) заключается в подготовке специалиста, способного осуществлять качественные изменения в получении дополнительных компетенций в сфере своей профессиональной деятельности. Этот центр работает также и со старшими школьниками, проводя допрофильную подготовку, помогая выпускникам школ определиться с будущей профессиональной специализацией. Основой индивидуальной траектории развития каждого обучающегося являются компетентностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы. Возглавляет центр доктор педагогических наук, профессор Юлия Константиновна Чернова.

Центр перспективных профессий (ЦПП) – это ноу-хау. Ежегодно выявляются профессии, которые востребованы социумом более всего. Сегодня на рынке труда необходимы специалисты таких профессий, которых еще нет в министерском классификаторе. ЦПП ищет способ решения проблемы, проводя массу согласований со смежными образованию структурами. Именно ЦПП выполняет работу по оформлению документации для получения разрешения на право ведения новой образовательной деятельности, работу на основе договоров с предприятиями, организациями и службой занятости города. Начинал эту работу кандидат технических наук, доцент К.В. Моторин, а с 1 сентября 2004 года центр возглавляет кандидат педагогических наук Наталья Анатольевна Матуняк.

Не смотря на специфику работы, есть нечто общее, что объединяет все три центра. Это формирование конкурентоспособной личности, гибко адаптирующейся к изменениям рынка труда. Неслучайно нашим девизом стали слова Э. Тоффлера: «В XXI веке неграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться».

В штате института 17 человек, почти половина из них доктора и кандидаты наук, что свидетельствует о высоком научном потенциале сотрудников. Вместе это команда единомышленников, которая организует инновационный учебный процесс. Занятия в ИНПО ведут 73 преподавателя из числа профессорско-преподавательского состава ТГУ и специалистов-практиков.

Согласно лицензии Министерства образования и науки РФ образовательные услуги оказываются по всем специальностям ТГУ, в том числе с сентября 2004 года институт занимается еще и организацией обучения по второму высшему образованию. Только в течение года в ИНПО получили сертификаты, удостоверения, свидетельства и дипломы о повышении квалификации 3696 жителей Тольятти и региона.

Среди наиболее значимых вопросов, которые решались ИНПО с 7 октября 2003 года по 7 октября 2004 года, были следующие:

- приведение в соответствие с требованиями Министерства образования и науки нормативной базы по дополнительному профессиональному образованию;
- моделирование структуры института и его центров, сплочение команды;
- создание научно-методического совета, который сегодня действует под руководством доктора педагогических наук, профессора Ю.К. Черновой;
- разработка концепции ИНПО;
- подготовка и издание двух учебно-методических пособий (д.п.н., профессора Ю.А. Кустова и к.п.н., доцента В.М. Хальзовой) и сборника программ по профессиональному развитию личности с позиции компетентностно-ориентированного подхода;
- создание начальной материальной базы (уже имеются свои оснащенные современной техникой кабинеты и достойные офисы для приема заказчиков);
- проведение рекламной кампании через СМИ, обновляемые по мере необходимости буклет и Интернет-сайт; мониторинг рынка образовательных услуг через социальные исследования и отслеживание объявлений в СМИ и Интернете, организация имиджевых акций.

Мы реально изучаем рынок образовательных услуг города и региона, проводим маркетинговые исследования. Эту работу возглавляет заместитель директора ИНПО кандидат социологических наук Татьяна Николаевна Иванова. Кроме того, учитываются значимые компоненты системы дополнительного профессионального образования (ДПО): качество и технология обучения, формирование конкурентоспособности, гибкость при составлении программ обучения. В системе ДПО обучающиеся имеют свобода выбора содержания курса, времени, места и сроков обучения.

Среди наиболее популярных специальностей – психолог-консультант, оценщик, патентовед, специалисты в области информационных технологий и безопасности, массажисты, инструкторы по фитнесу, аэробике.

В планах ИНПО на следующий год – организация краткосрочного обучения. Спектр наших услуг значительно расширится за счет проведения семинаров, в том числе и выездных, по заказам предприятий и организаций, тренингов, разработанных как тольяттинскими преподавателями, так и именитыми тренерами из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов РФ, ближнего и дальнего зарубежья по эксклюзивным авторским программам.

Мы предложим нашим заказчикам программы по развитию лидерских качеств и профессиональных навыков руководителей разного уровня, по искусству ведения управленческой борьбы, по освоению технологий, необходимых для достижения профессионального успеха, креативности в бизнесе, по ораторскому искусству и освоению технологий проведения презентаций, по речевым коммуникациям в деловых переговорах, по созданию команды и ее имиджа и др.

Особое место будет отведено корпоративным обучающим программам, адаптированным под цели и задачи компании и специфику ее деятельности; практическим курсам для профессионалов: менеджеров по персоналу и управлению качеством, работающих в производственной сфере (по примеру нашего сотрудничества с архитектурно-строительным факультетом), организаторов редакций СМИ и специалистов по рекламе и т. д.

Мы будем создавать школы для начинающих. Первой должна стать автошкола, организацией которой в настоящее время уже занимается Центр перспективных профессий. В дальнейшем – школа политических технологий, школа менеджеров по продажам, школа для женщин, иные.

Планирование вышеперечисленных инноваций будет проходить согласно результатам социологических исследований.

Мы продолжим работу по именным образовательным чекам с учителями города и близлежащих районов. Совместно с кафедрой педагогики (зав. кафедрой Г.В. Якунина) подготовлено и в 4 квартале будет издано архиважное учебно-методическое пособие «Педагогический проект как форма квалификационного испытания». Совместно с Департаментом образования намечены новые пути реализации областной программы по допрофессиональному развитию старших школьников.

Большая работа предстоит и по организации второго высшего образования. В этой связи важны совместные согласованные действия ИНПО, приемной комиссии, учебного управления и выпускающих кафедр. Теоретически все выстроено, но практическая реализация, без сомнения, потребует корректив.

Обновленное дополнительное профессиональное образование в России делает первые шаги, и наша цель – найти свой путь развития. ИНПО стремится соответствовать стандартам ДПО. Смысл качественного образования состоит в том, чтобы помочь населению региона и города приобрести новые компетенции для личностного и профессионального развития. В связи с этим приоритетность методической работы заключается не в количестве, а в качестве разрабатываемых проектов, планов, программ, учебных пособий.

______________________
© Ярыгина Наталья Степановна
Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum