Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Russia.ru: особенности телевизионного интернет-канала
(№4 [222] 25.02.2011)
Автор: Юлия Зленко
Юлия Зленко

Среди собственно сетевых телевизионных каналов наибольшего внимания заслуживает информационный интернет-сайт Russia.ru благодаря его разделу «телевидение» (адрес в Интернете: tv.russia.ru). Сайт Russia.ru был создан в 2007г. Учредителем и издателем является «ООО Ньюмедиа Старз».

Стоит отметить, что сам по себе сайт Russia.ru является интересным для исследования собственно сетевых СМИ. Он выглядит значительно солиднее и содержательнее многих аналогичных проектов. Новости на сайте обновляются каждые несколько минут, обеспечивая высокую оперативность; удобный рубрикатор («все новости», «политика», «экономика», «спорт», «общество», «технологии», «происшествия», «культура», «шоу-бизнес» и т.д.) позволяет пользователям выбирать то, что интересует именно их. При этом эта опция выглядит компактно (вообще стоит отметить качество дизайна Russia.ru), аккуратно занимая место по центру страницы. Остальное пространство сайта отводится для прочих опций: телевидение, почта, блоги и игры, а также рекламы. То есть собственно сетевое вещание не является единственной функцией Russia.ru, но судя по тому, насколько оно развито и как качественно осуществляется, можно сделать вывод, что эта функция все же основная.

Телевещание Russia.ru претендует на то, чтобы быть достойным конкурентом эфирному телевидению и сетевым каналам, являющимися аналогами своих эфирных оригиналов. При этом привлечение большого количества пользователей (за счет очень разнообразной тематики программ) способствует росту предложений от рекламодателей. Реклама представлена на сайте в виде баннеров и коротких заставок в начале видеосюжетов каждого выпуска программ. Экономическая модель сайта очень схожа с самой распространенной моделью извлечения прибыли эфирных телеканалов. Russia.ru размещает рекламу книг, цифровой техники последнего поколения, онлайн-игр и прочих товаров, соответствующих интересам аудитории. О том, кто является посетителями сайта, можно отчасти судить по блогам, отчасти по тематике программ раздела «телевидение». Возрастные рамки аудитории довольно широки: приблизительно от 20 до 50 лет. Остальные параметры аудитории установить сложно, это требует дополнительных социологических исследований и не входит в задачи нашей работы. Нас больше интересует наполнение самого сайта и содержание его программ.

Собственно сетевой канал tv.russia.ru транслирует 62 программы: «Популярная наука», «Эксперт», «Модный психоанализ», «Мир глазами детей», «Литературное шоу», «Дикие и домашние», «Street fashion», «Расследования», «стрит-ток с Кушанашвили», «Вкусная Малиновская», «Честный понедельник», «Поколение 2020», «Шоу о моде», «Решето», «Дари с Мари и Валерии» и другие. Спектр тем настолько широк, что можно привести стандартный набор центральных эфирных каналов, таких как, например, Первый или Россия: политика, экономика, общество, спорт, мода, наука, жизнь звезд, история, литература и т.д. Перечислять все темы, на наш взгляд, не имеет смысла. При этом, нужно сказать, что все темы представлены примерно равным количеством программ, поэтому сложно сказать, чтобы какая-то тематика была основной.

Выбрать нужную программу пользователю будет очень удобно, так как они представлены в виде небольших квадратных заставок, расположенных в виде таблицы. Для того, чтобы перейти к просмотру, достаточно кликнуть мышью на такой заставке. Также внизу главной страницы создан небольшой каталог, в котором можно сортировать программы по алфавиту, рейтингу, количеству просмотров и количеству сюжетов. Например, по количеству сюжетов на первом месте находятся «Эксперт», «Лебедев.ТВ» и шоу «Лайф». По просмотрам лидируют «Эксперт», «Война в Осетии» и «Авто с Федором Буцко». Именно эти пять программ мы рассмотрим более подробно.

Сразу оговоримся, что канал tv.russia.ru не вещает в прямом эфире, то есть готовые сюжеты просто выкладываются на сайт и размещаются архивах программ. Таким образом, мы не можем говорить о часах вещания канала. Мы можем судить лишь о том, как часто и насколько регулярно эти архивы обновляются, т.е. о периодичности каждой отдельно взятой программы.

Например, программа «Эксперт», ежедневно представляет аудитории три сюжета, каждый из которых длится, как правило, от 5 до 10 минут. Стоит отметить, что «нелинейность» сетевого вещания, отсутствие необходимости «подгонять» материалы под нужный, регламентированный хронометраж – отличительная черта сетевых СМИ. Мы полагаем, что это отмена стандартов какого-либо формата должна способствовать повышению стандартов качества производимых программ: журналист получает свободу говорить и показывать ровно столько, сколько он считает нужным.

Название программы «Эксперт» говорит само за себя: эксперты, такие как политологи, социологи, экономисты и т.д. делятся с публикой своим видением той или иной ситуации. Роль журналиста в этой программе сводится к поиску информационного повода, организации и проведению встречи с экспертом. Каждый видеоролик этой программы снабжен краткой аннотацией, которая выполняет функцию, аналогичную функции лида в печатных СМИ. Например: «Небрежная реформа образования. В чем недостатки готовящегося закона «Об образовании»? Как изменится жизнь провинциальных университетов, если он вступит в действие? Рассказывает социолог Анна Очкина».

Очень интересен тот факт, что жанр программы невозможно назвать как-то определенно в соответствии с системой жанров эфирного телевидения. Конечно, очевидно, что жанр является аналитическим с элементами публицистики. Можно было бы назвать это аналитическим комментарием эксперта, но то, что говорят гости программы, по своему содержанию часто может удаляться от объективной оценки, выражать сугубо личные переживания и чувства говорящего.

Сайт russia.ru и его раздел tv.russia.ru имеют несколько дополнительных весьма полезных и удобных для пользователей функций. Во-первых, уже ставшая традиционной возможность комментировать сюжеты: все зарегистрированные посетители сайта могут высказываться в специальном окошке, расположенном прямо под видео. Также пользователи могут комментировать то, что говорят другие. То есть каждый отдельный комментарий похож на «тему» (как это обычно бывает на форумах), а внутри этой «темы» уже разворачивается дискуссия.

Наличие онлайн-формы обратно связи уже давно стало совершенно обычным явлением для сетевых СМИ. Следующим шагом должна стать повсеместная интерактивность. Однако на russia.ru ее как таковой нет. Пользователи находятся в интерактивной коммуникации лишь друг с другом, обмениваясь сообщениями. Коммуникация, нацеленная на обмен информацией с russia.ru возможна через контактные электронные адреса, один из которых предназначен для исправления ошибок работы сайта (в случае, если пользователи их заметили и хотят об этом сообщить администрации); для обращения по вопросам сотрудничества; для того, чтобы присылать уникальные видео, снятые самими пользователями. То есть сайт осуществляет только линейную интерактивность, являющуюся самым примитивным, первым уровнем интерактивности. В большей степени это, конечно, обусловлено тем, что у tv.russia.ru нет прямого эфира, то есть высокий уровень интерактивности по сути не является необходимостью.

Другие опции сайта относятся к организации материалов на сайте и к особенностям доступа к ним. Например, можно просматривать не каждую отдельную программу, отыскивая, где появились обновления, чтобы посмотреть все самое свежее, а воспользоваться «лентами», находящимися на правой половине страницы. Одна из них – «все сюжеты лентой» - располагает сюжеты в порядке их хронологии поступления на russia.ru, не сортируя передачи ни по названию, ни по тематике. Действительно, это похоже на привычные новостные ленты, такие как «Яндекс-лента», «Lenta.ru» или многочисленные ленты агентства «РИА Новости». Единственное отличие «всех сюжетов лентой» – это обязательное наличие видео. При этом, выбирая просмотр какого либо сюжета, пользователь так же попадает на страницу, где размещено это видео и комментарии к нему.

По такому же принципу организована опция «самое популярное». Пользователи могут выбирать период: «за неделю» или «за месяц». Заметим, что эта опция отражает общественное мнение, демонстрируя интерес аудитории к тем или иным сюжетам и информационным поводам, которым они посвящены.

Еще одна опция – «Герои» - привлекает своей необычностью. Посетители сайта могут просматривать видео, героями которых являются конкретные интересующие их личности. Это осуществляется при помощи двух каталогов: один, на верху страницы, - алфавитный, а другой – тематический (политики, шоу-бизнес, эксперты, медиа, культура).  Под каждым подкаталогом тематического каталога в порядке убывания размещены имена героев с указанием количества сюжетов о каждом из них.

Опция «Города» - это совершенно особый небольшой каталог видеосюжетов, размещенный на сайте. Он больше похож на познавательное видеоприложение, в котором можно познакомиться с городами и регионами России. В основном это небольшие репортажи и пейзажные видеозарисовки.  Например, о Ростове-на-Дону сняты шесть сюжетов: «Путешествие по Дону», «Рыбный рынок. Однажды в Ростове», «ЛИМАНЧИК: Только для своих», «Ростовская область. Хутор Гурцинов», «Ростов. Комбайн-party» и «Футбол. Религия Ростова». Также представлены сюжеты о Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и др.  

Безусловно, все дополнительные опции делают russia.ru и tv.russia.ru более привлекательными для посетителей: многие из них действительно удобны и полезны, и при этом нельзя сказать, чтобы сайт был ими перегружен, ни по количеству и расположению, ни чисто визуально.

________________________

© Зленко Юлия Сергеевна

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum