Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Трудное прощание
Статья о завершении выпуска научно-культурологического журнала Relga.ru на сайте...
№07
(375)
01.07.2020
Образование
Возможность описания педагогической практики как технологии
(№6 [224] 01.04.2011)
Автор: Мария Штейгер

В современной системе образования существует большое количество педагогических практик. Их многообразие имеет огромное значение для обучения школьников. Многие из них успешно работают и одобрены психологами и педагогами развития благодаря их адаптации к каждому школьному возрасту и способности обеспечить  учащимся важный опыт для их полноценного развития. 

Но, к сожалению, большее количество практик используются только в узких педагогических кругах. Они закрыты для понимания и воспроизведения другими педагогами. Для решения этой проблемы возникает необходимость описать образовательную практику как технологию, что позволит передавать накопленный педагогический опыт другим людям, другим поколениям. В данной статье предлагается один из способов технологического описания образовательной практики. Это даст возможность педагогам подробно разобраться с понятием педагогической технологии, увидеть ее основные черты, и на основании этого описать свою педагогическую практику как технологию. Кроме того, подробно рассмотрим  отличительные  особенности образовательных процессов в современных и традиционных технологиях.

В педагогической литературе существует большое количество подходов, в которых по-разному определяется понятие «педагогическая технология». Мы будем опираться на подход М.В. Кларина, который понимает под педагогической технологией «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [2].

Данное определение, на наш взгляд, наиболее ёмкое, оно соответствует и традиционным и современным педагогическим подходам в образовании. Далее мы в этом убедимся. 

Примерами успешных педагогических технологий могут быть: «Технология развивающего обучения» Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, «Технология проектов» Д. Дьюи [6].

Согласно Г.К. Селевко, каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей [4]. Ее концептуальность, является одним из основных критериев педагогической технологии.

По мнению М.В. Кларина, важнейшим признаком педагогической технологии является воспроизводимость педагогической деятельности. 

Под понятием воспроизводимости, вслед за Г.К. Селевко [4], мы понимаем возможность применения, повторения, педагогической технологии другими субъектами в других однотипных образовательных учреждениях.

Воспроизводимость педагогической технологии автором поясняется как повторяемость педагогических целей и результатов, педагогического процесса другими субъектами.  

Под воспроизводимостью педагогического процесса понимается предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого [4]. 

Воспроизводимость результатов обучения предполагает повторяемость результатов обучения в другом месте, другими субъектами.

Для описания современных практик по главному признаку педагогических технологий советуем расписать составляющие элементы воспроизводимости педагогического процесса и результатов, перечисленные ранее. 

Неотъемлемыми критерием педагогической технологии, как утверждает Г.К. Селевко, является управляемость процесса обучения. Важными действиями здесь являются планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ ее результатов [4]. Перечисленные действия не всегда осуществляются только педагогом.  От степени участия в них учеников педагогические технологии делятся на типы: традиционные или «строгие», и современные или «нестрогие» [2]. 

В традиционных технологиях все перечисленные выше действия осуществляются только педагогом. Позиция ученика пассивная, заключается в запоминании и накапливании знаний. Это характеризует его как объект процесса обучения.

Совсем другая ситуация сложилась в современных технологиях, где ученик является субъектом образовательного процесса.  Большинство действий в процессе обучения здесь осуществляется совместно педагогом и учеником. Современные технологии ориентированы на создание условий для решения проблем и рассчитаны на продуктивную, а не на репродуктивную деятельность учащихся [2].

Позиция ученика в процессе обучения не только определяет тип педагогической технологии, от нее также зависит структура образовательного процесса. Именно она создает целостность и системность в учебном процессе, что является также важным критерием педагогической технологии.  К ней относятся следующие элементы [4]: цель, принципы, содержание, методы, средства и формы процесса обучения. 

Для оценки значимости той или иной практики для учащихся определяется ее  эффективность в учебном процессе. Эффективность результата обучения зависит от степени соответствия заданной цели и полученного результата при оптимальных затратах [4]. Это еще один критерий педагогической технологии. Для измерения эффективности возникает необходимость в диагностировании цели и результата обучения, которая в современных и традиционных технологиях отражается по-разному.

Прежде чем дать понятие диагностичности в обучении обратимся к ключевым признакам, которые выделил  М.В. Кларин для каждого типа технологий. 

Так, для традиционных технологий характерными признаками являются:  диагностичность описания целей и результатов, воспроизводимость процесса и результата обучения.

Ключевыми признаками современных технологий являются: воспроизводимость процесса обучения и недиагностичность цели и результата. 

Диагностичность обучения в «строгих» или традиционных технологиях состоит из нескольких компонентов, таких, как постановка точной и определенной цели обучения, планирование процесса обучения, определение предмета цели, управление образовательным процессом.

Цель обучения должна быть описана так, чтобы она определялась по четко выделенным критериям [5]. Как правило, она подразумевает передачу знаний от учителя к ученику. Здесь же программируются операции и действия педагога и ученика в процессе обучения необходимые для достижения поставленной цели.

По мнению П. Беспалько [1], для определения предмета цели необходимо иметь точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно дифференцировать от любых других качеств личности. Кроме того, должен существовать способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества. Это даст возможность измерить интенсивность диагностируемого качества на основе данных контроля. Обязательным элементом для измерения качества служит шкала оценки.

В традиционных технологиях управление образовательным процессом характеризуется воплощением  спланированного в процесс обучения, корректировкой операций и действий педагога и учеников, если они не приводят к ожидаемому результату.

Диагностичность обучения в «нестрогих», или современных технологиях определяется иначе.  М.И. Рожков [3] считает, что педагог должен изучать потребности и возможности учащихся, а также условия воспитательной работы, после чего ставить цель обучения.  

Следуя из данного высказывания, современные педагогические технологии характеризуются неспособностью поставить точную цель, поскольку она корректируется в зависимости от возможностей детей. Кроме того, планировать можно только основные этапы и соответствующие им цели и их воспроизведение.

       По сравнению с традиционными технологиями здесь не все качества или предмет цели возможно точно определить и  измерить. Не всегда есть инструмент для его выявления и возможной оценки. Процесс контроля и оценки может осуществляться в рефлексии педагога и ученика в процессе коммуникации. Средством измерения может быть рефлексивный отчет или иные рефлексивные тексты.

Управление процессом обучения происходит и педагогом и ребенком на каждом воспроизведенном этапе. Корректировка предварительных целей и плана может произойти в результате деятельности учащихся и педагога.

Перейдем теперь к основным выводам по традиционным педагогическим технологиям.

Разделим процесс обучения на 3 этапа: планирование, образовательный процесс, контроль. 

Во-первых, на этапе планирования педагог полностью программирует учебный процесс, описывая при этом цель, операции для ее достижения, методы, предмет передачи знаний от педагога ученику. Цель педагога заключается в передаче знания ученику.

Во-вторых,  этап образовательного процесса точно соответствует тому, что педагог запланировал ранее. Это означает, что главная задача педагога точно следовать запланированной цели. Все действия, которые будут выходить за рамки плана, педагог будет расценивать как не удачный выбор подходящих операций и методов для работы в учебном процессе. В результате учебного процесса ученик получает знания от учителя. 

В-третьих, действия контроля в строгих педагогических технологиях осуществляется только педагогом. Целью контроля есть выяснение соответствия знаний, передаваемых учащемуся на уроке, и степень их усвоения учеником. В строгих технологиях для контроля знаний у педагога есть «инструмент», который измеряет или диагностирует достижение цели и соответствие ей полученного результата. Предполагается, что для оценки полученного результата имеется оценочная шкала. 

 На этом этапе педагог выясняет, правильно ли им были выбраны операции, благодаря которым ученик усвоил тот или иной материал. Если они не приводят к ожидаемому результату, то операции и действий педагога и учащихся корректируются.

  Опишем основные выводы по современным педагогическим технологиям.

Учебный процесс, так же, как и в традиционных технологиях, включает три этапа: планирование, образовательный процесс, контроль.

Во-первых, на этапе планирования  ставится предмет коммуникации  педагога и ученика. Заметим, что педагогом не запланировано, к чему должна  привести коммуникация, нет точной цели. 

Во-вторых, на этапе образовательного процесса в результате коммуникаций педагога и ученика преобразовывается предмет общения. Не только предмет изменяется, но и сами участники коммуникаций. В конце разговора они стали не такими как были в начале, произошли личностные или качественные изменения в них. Например, педагог мог предложить разобрать любую проблему. В процессе работы над ней участники получают  не только новые знания, но возможность преобразовать ее и  соответственно себя по отношению к ней. 

В-третьих, действия контроля осуществляются и педагогом и учеником. В основном, организовывается  общая рефлексия по поводу того, что произошло в образовательном процессе. 

Мы рассмотрели два абсолютно разных подхода в образовании, которые можно отразить в традиционных и современных педагогических технологиях. Мы выделили основные отличительные черты технологии, наличие которых отличает ее от педагогической практики. 

Отметим еще раз, что, согласно М.В. Кларину, выделенные выше признаки диагностичности цели и результата процесса обучения, а также воспроизводимости образовательного процесса и его результата являются основными признаками педагогических технологий. 

__________________

© Штейгер Мария Владимировна


Не осознают себя и не понимают мира вокруг
Известный экономист и финансист о своей жизненной позиции – с критикой людей, осуждающих либерально мыслящих п...
Документы: фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории
В представленных видеодокументах – фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum