Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
В тени шедевра. Впечатления от фильма «Служебный роман: наше время»
(№5 [223] 15.03.2011)
Автор: Елена Сафронова
Елена Сафронова

    Сегодня ходили с мамой в кино. Маму привлекло название: «Служебный роман: наше время» - на что, как я понимаю, и был расчет изначальный, призванный возбуждать интерес ко всякому ремейку. Ну, в общем, не буду на маму валить весь грех… мне тоже было любопытно. А муж, что характерно, сразу отказался от похода в кинотеатр. Заявил, что не любит ремейки «как класс». Это он правильно сказал. Я их тоже не очень-то люблю… в основном по опыту предыдущих просмотров… но, как феномен искусства, они сейчас так лихорадочно популярны, что невольно задумываешься: с чего бы?.. С детской привычки играть в «героев»? Она была актуальна раньше, у каждого поколения были герои свои: у бабушек-дедушек – «наши» и «фашисты», Юрию Нагибину, прочитала в его воспоминаниях, достались мушкетеры, кому-то – «неуловимые»… Но теперь, наверное, детская «командная» игра стала архаизмом не хуже патефона. Зачем она, если есть отличная компьютерная «стрелялка», а чат создает полную иллюзию реального общения с друзьями? Так что «не катит» детская привычка… Правда, команда, сделавшая этот фильм, явно не детского возраста, потому, возможно, решила, точно во дворе в мушкетеров, поиграть на съемочной площадке в «любимую старую комедию». 

Других причин переделывать явления искусства в ремейки я не успела придумать. Приехали в кино. Из-за путаницы в электронной афише слегка опоздали на фильм. Вошли в зал, когда на экране по периметру нехилого бассейна стояли и ходили роскошно одетые люди. 

- Это какой фильм? – испуганно спросила мама. Думала, может, мы кинозалы перепутали? Или анонсы других лент еще не кончились? Но тут к неприступной спине стройной блондинки подошел тип в гавайке навыпуск с двумя бокалами вина, и стало понятно, что это – оно. «Служебный роман: наше время». 

Дальше все было вроде бы по схеме… но не совсем. Вместо балкона Калугина плакалась Новосельцеву в… фуникулере. Вместо натуральной мымры неопределенного возраста в дурацких мужиковатых одежках она была ненакрашенной блондинкой с высоким пучком (сказала: «А мне ведь всего тридцать! Максимум тридцать два!». Типа, юмор). Вместо законченного рохли и мямли Новосельцев был почти плейбоем – только ростиком подкачал, да животик пивной, а так прямо лапочка. Вместо «анонимных» гвоздик в ручке кабинета Новосельцев принес мымре букет роз в жестком гофре в номер отеля хай-класс – через балкон. Вместо того, чтобы долго разбираться в своих чувствах, Калугина… изнасиловала подчиненного прямо в этом же номере. Вместо того, чтобы никуда не уезжать из Москвы, команда Калугиной прилетела из Турции (где были отель и фуникулер) в некое офисное здание прямо напротив Кремля. Вместо Верочки с секретарским окладом и заграничными туалетами у Калугиной был секретарь Вадик, чья ориентация подчеркивалась весь фильм лазоревыми рубашечками (уж наверняка заграничными). Вместо мальчика и еще мальчика у Новосельцева были девочка и еще девочка. Вместо месткомовской активистки Шуры не было никого. 

    Вместо того, чтобы преобразиться до неузнаваемости, новая Калугина просто распустила волосы и намазала глаза. Вместо «открытия глаз» Калугиной на карьерные соображения Новосельцева Самохвалов… показал Новосельцеву, как Калугина танцует для него, Самохвалова, стриптиз на столе рабочего кабинета. Потом, видимо, был и секс. В позиции «партнерша спиной в камеру». Так как Калугина была не Калугиной, а Олей Рыжовой (беззаветно влюбленной в зама шефа, но незамужней и не матерью) в блондинистом парике. Новосельцев, да, этого не выдержал и собрался уходить из компании – рейтингового агентства. Но вместо пощечины интригану дал ему коленом сами понимаете куда. А вместо рукописных заявлений подавал шефине распечатанные на принтере. Вместо погони за Новосельцевым с зонтиком была погоня с цветочным горшком. И вместо финала с жаркими объятиями в такси была интригующая фраза на весь экран: «Так могла бы закончиться наша история лет тридцать назад… но не сейчас!».

Пока на экране грубо отматывались назад кадры, я пребывала в тихом обалдении. Строго говоря, ремейк с альтернативным финалом – это ведь уже не ремейк. В лучшем случае  -вариация на тему…

В альтернативном финале содержалась предыстория: мол, Самохвалов был в фирму заброшен неизвестно кем. С целью погубить агентство в лице Калугиной (точнее, ее репутации). Сначала я не поняла, кто была его зловещая «хозяйка», думала, конкурентка, что ли?.. Потом подумала: нет, наверно, олигархиня. А ей тогда зачем губить рейтинговое агентство? А у конкурентов, озабоченных выдавливанием с рынка соперников, откуда столько свободных денег, чтобы забашлять Самохвалову и купить для объектов устранения тот самый отель в Турции на икс дней? А в титрах роль «кукловодши» Самохвалова Алики Смеховой называлась «приглашенная звезда». Вот уж последняя загадка, ни черта не понятно… Впрочем, для этой «звезды», видимо, и не требовалось быть понятной, требовалось олицетворять силы зла, мешающие героям. Она хотела «свалить» фирму Калугиной. Для этого компрометирующая запись с Калугиной на столе была подсунута ей на флешке вместо записи ролика с диаграммами и прочими достижениями агентства Калугиной. Эти достижения предназначались инвесторам выгодного проекта, должны были прогреметь на презентации. Какого, в чем проект заключался – да без разницы! Презентация чего (может, все-таки тендер, раз речь о конкурентах?) – неважно, слушайте свои «Валенки» и не выпендривайтесь! 

Расстроенная уходом любимого, бизнесвумен невнимательно отнеслась к рабочему материалу и захватила на жупел фильма «презентацию» флешку-бомбу. Но в последний момент Оля Рыжова проговорилась об афере Новосельцеву – совесть, что ль, замучила? И тот полетел на своем верном байке (вот такие они, современные нищие менеджеры – на «Мерседес» не хватает, на «Ямаху» - с лихвой!), ворвался на презентацию… но флешку по дороге потерял. А там уже голая спина Анастасии Заворотнюк (Рыжова) и не менее смачные ножки исполняли на столе соблазнительные па – перед глазами изумленных инвесторов. Новосельцев трансляцию этого разврата прекратил, вырвав флешку из компьютера, и наглядно показал все графики с помощью… людей из зала. Беззастенчивый плагиат? Вульгарное пародирование? – манеры Яна Арлазорова, земля ему пухом: «Ты рынок недвижимости, ты стой, не двигайся! Ты уровень, будешь прыгать!». В  заключение демонстрации сделал предложение Калугиной (брачное, а не деловое и не рекламное), которое та, естественно, приняла. Разумеется, хоть это и не показали, инвесторы оказались поражены экспрессией заявки фирмы Калугиной, и все «фишки» от богачей оказались у положительных героев фильма.

В отличие от «фишек», выдаваемых зрителями. Лично я осталась в недоумении, что это было. Мама попросту надулась: обидно за киноклассику!.. Согласна, обидно. Настолько лирическая история 70-х не укладывалась в современный «гламурный» формат, в котором не было ни одного некрасивого лица, ни одного неудачного кадра, ни одного неприглядного изображения, ни единого незрелищного эпизода, что несоответствия просто «торчали». Чудесная музыка А. Петрова звучала в этом фильме, как народ метко выражается, не пришей кобыле хвост – совершенно «мимо» изобразительного ряда. Слава Богу, хоть додумались тексты песен не давать!.. Как звучали бы в гламурненькой обстановочке «Облетают последние маки», даже представлять не хочу… 

В общем-то, понимаю, что запас человеческой креативности не безграничен, а сюжетных ходов для литературных произведений со времен античной драмы признано тридцать два – и хоть ты расшибись, хоть зарекайся, а от творческого заимствования не увернешься. Но одно дело – подхватить идейку и развить по-своему. Другое – специально взяться осовременивать фильм, ставший классикой если не мирового, то российского кинематографа точно. Создать под это дело целую команду и озадачить их, что должно быть то же самое, только в новых интерьерах, с новыми движущими мотивами и новым финалом. При этом оставить героям прежние имена. Знаете, гламурная дива Людмила Прокофьевна – это сильно! Да и страсти почти шекспировские в стильных декорациях ну совсем «не в тему». Кажется, что в таких покоях принято на все проблемы говорить: «Да забей!». 

Написали бы, что ли, относительно новый – в смысле, ни от чего известного не отзеркаленный – сюжет на тему бизнеса, подстав и любви… Мало ли фильмов такого рода появляется на экранах нашего тиви… различать их замучаешься… да и не надо различать, одноразовы, как жвачка…

По пути домой мама с энтузиазмом взялась рассказывать – где-то вычитала – якобы Эльдар Рязанов был очень против самой задумки ремейка, но его не послушали, и мэтр не почтил своим присутствием ни съемки, ни премьерный показ, ни презентацию… И что ей даже «Ирония судьбы – 2» больше понравилась, хотя поначалу она и тем полуремейком была недовольна. Мысленно я согласилась, что «Ирония судьбы – 2» сделана тоньше. Видимо, благотворный эффект дает то, что она, все-таки, продолжение известнейшей истории, случившееся с детьми любимых героев, а не ее перетаскивание на модерновую сцену…

А меня под мамино бурное недовольство вдруг осенило. Сдается мне, я поняла вторую причину возникновения ремейков! Но по важности она, скорее, первая, - заглавная. 

Выделить будущий кинопродукт из потока аналогичных картин. «Нашуметь» им уже на стадии сотворения. В самом деле, ну кого сейчас «приколет» лав-стори бизнес-леди и ее неудельного сотрудника? Или фантазии на тему делового шпионажа и бизнес-подстав, особенно если учесть, какие спектакли разыгрываются рейдерами, допустим, в реальности? А вот если заявить, что готовится новый «Служебный роман»… Это уже совсем другой коленкор. Присоседились, мягко говоря, к безусловной славе.

Наверное, мои рассуждения наивны. Естественно, ведь я не профи в «закулисье» кино. И то, о чем там знает каждая павильонная муха, мне, рядовому зрителю, приходится постигать посредством неких умозаключений… И все же мне показалось, что мое дилетантское откровение было сродни возгласу знаменитого сказочного малыша: «А король-то голый!». 

Когда мы пришли домой, злорадствующий муж подсунул мне журнал «Огонек» (№ 11 от 21 марта): «Ну, что, я был прав? Вчера тебя пожалел, не дал читать, чтобы вам с тещей удовольствие не портить… раз уж вы настроились…». Журналист Андрей Архангельский написал о «возвращенном шедевре» замечательную статью «Чисто планктонически». Он, кстати, оконкретил жанр – даже не вариация, а симуляция на тему. Начал с ехидных шпилек в адрес концепции фильма и его наполнения: что все сцены из деятельности рейтингового агентства жутко условны, что персонал его даже не пытается изобразить работу, что Калугина в исполнении Светланы Ходченковой никак не подстраивается под образ бизнес-леди, а ведет себя, согласно сценарию, для оной категории дам вовсе нетипично… Что «вызывающе белоснежная и дорогая эстетика взята из какой-то другой жизни… недосягаемого имущественного поднебесья». Со всеми этими замечаниями я триста раз согласна! Но последующий вывод Андрея Архангельского более парадоксален. Он считает, что расписная сказочка проливает свет на причины создания подлинного шедевра – 1977 года выпуска. Мол, там и там создатели стараются показать, что перед истинной любовью ломаются сословные преграды, а попутно «подтекстом» проводят идею равенства прав, возможностей и шансов всех россиян, доказывают, что нет у нас никакой социально-имущественной разобщенности… Наверняка такой смысл был заложен в первый «Служебный роман». Насчет нынешнего же – не знаю… Равенство в кино продемонстрировано прежде всего тем, что сотрудники компании Калугиной, от охранника до директора, «упакованы по самое не балуйся», дамы, как на подбор, красавицы в остромодных туалетах не слишком-то офисного стиля, мужчины – молодцы… Даже лазурный Вадик под занавес оказывается натуралом, просто у него манеры эксцентрические. 

Да и сам Архангельский оговаривается в финале статьи: «В отсутствие реальной работы, личностей, мотиваций…, социальных лифтов …невозможно снимать фильмы ни о любви, ни о производственных отношениях. Поэтому прежде чем разыгрывать саму историю о любви начальницы и подчиненного, авторам фильма сегодня приходится выдумывать еще и саму реальность, на это, боюсь, кинематографу уже никаких денег не хватит». Еще бы – если реальность «облагораживать» так, как это сделано в «Служебном романе. Новое время», влетит уж не в копеечку, а в евроцент. Но кого можно обмануть такой лакировкой? Кому можно внушить, что его шансы не хуже, чем шансы «простака» Новосельцева – хотя один его байк для многих покажется недосягаемой мечтой…

Мне кажется, особых «социальных» целей у авторов ремейка не было. Цели как цели: массовость – это кассовость. С целью массовости и выбран прообраз, никого не оставляющий равнодушным. Думалось, что сладко расположиться в тени шедевра? Увы, тень от него упала тяжело и чуть не насмерть прибила ремейк - и кого оставит он потрясенным? Разве что двух школьниц, которые сидели рядом с нами и ржали весь фильм, как заведенные. Впрочем, они продолжали смеяться и по пути из кинотеатра, и в очереди, пардон, в дамскую комнату… может, у них просто характер веселый по жизни? 

Мама потом стыдливо призналась, что слышала от кого-то на работе: «Да так, если делать нечего, можно посмотреть!..». Ну, вот! – гора родила мышь! Столько усилий, столько лака, взбитых сливок и несмываемой кинематографической косметики, чтобы зритель зевнул: «Если делать нечего, можно посмотреть…». И не поверил, что характерно, будто сам он, как ново-Новосельцев, имеет право на руку и сердце одной из первых деловых дам страны. 

Что-то я разбрюзжалась. Может, главный итог всей эпопеи – заливистый, без затей, хохот двух старшеклассниц?..

______________________ 

© Сафронова Елена Валентиновна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum