Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Коммуникации
Ростовский «Ковчег»
(№10 [228] 08.06.2011)
Автор: Татьяна Ромас
Татьяна Ромас

 

    Журнал «Ковчег» издается в Ростове-на-Дону с 2002 года как спонсорский проект корпорации «Орбита». С первого по пятый номер «Ковчег» выходил как ежегодное литературно-художественное приложение к культурно-просветительской газете «Ковчег Кавказа» и представлял собой альманах прозы и поэзии.  С шестого номера «Ковчег» позиционирует себя как литературно-художественный журнал. На сегодняшний день вышло 30 номеров, объемом около 25 учётно-издательских листов каждый (от 224 до 280 полос), форматом «Нового мира» на офсетной бумаге. Инициатор создания, издатель и руководитель журнала – Аркадий Константинович Мацанов. Главным редактором первого номера был Владимир Сидоров, всех последующих – Аркадий Мацанов. С 2011 года редактором стал писатель Олег Лукьянченко.

      В первых номерах «Ковчега», вопреки ожиданиям, нет редакционной статьи, которая бы поясняла программу издания. Между тем программа эта все же существует, потому что не может быть журнала «ни для кого». Эта мысль даже нашла отражение в одном из художественных произведений, а именно романе, опубликованном на страницах «Ковчега»: «Издательская группа занимает маленькую, зато теплую и светлую комнату на верхнем, получердачном этаже институтского здания. Журнал «Ковчег» даёт высказаться всем, независимо от политических убеждений, точек зрения. Его название символично. «Ковчег» предполагает разнообразие, непохожесть одних его обитателей на других. Эпиграф. Рубрика «В кают-компании «Ковчега». На борт «Ковчега» берут независимо от национальности и политических пристрастий. Основной критерий – эстетическая ценность произведений и искренность авторов.

  Журнал печатает авторов независимо от их географической принадлежности, придерживаясь принципов: никакого экстремизма, национализма; толерантность и стремление представить все литературные направления. «Особенностью, соответствующей названию журнала, является постоянное внимание к литературному наследию и мемуаристике. Журнал распространяется по библиотекам Ростова-на-Дону и Ростовской области бесплатно». Но все-таки, пусть и далеко не в первом номере, но редакция всё же сообщила внимательному читателю о программе «Ковчега». Сделано это было в 17-м номере в рамках полемики, разразившейся вокруг романа Олега Лукьянченко «Провинциздат»: «Публикация в XVI (1/2008) номере нашего журнала первой части произведения Олега Лукьянченко «Провинциздат» вызвала широкий резонанс, и в редакцию стали поступать разноречивые отклики. Придерживаясь твердой позиции плюрализма мнений, мы решили предоставить слово всем, кто пожелал высказаться. Предлагая вниманию читателей нижеследующую подборку откликов, напечатанных без каких бы то ни было комментариев и купюр, редколлегия оставляет за собой право высказать в заключение и собственное мнение по обсуждаемым проблемам». Редколлегия, как и обещала, высказалась. Свое мнение выразили Эмиль Сокольский, Олег Лукьянченко и Аркадий Мацанов. 

        В свете целей и задач издания, формулируемых обычно в его программе, обратимся к мнению члена редакционной коллегии Эмиля Сокольского, который также подчеркивает принцип плюрализма мнений, исповедуемый «Ковчегом»: «Но у нас вредная работа. Нас окружают сложные люди. Попробуй быть редактором и никого не обидеть. Литература – вещь жестокая. Посему мы должны давать слово всем – я о достойных оппонентах говорю. И в этом – смелость и демократичность нашего издания, руководствующегося прежде всего качеством написанного. Потом: то, что в столице норма, у нас в провинции – скандал (буря в стакане воды). Я всегда говорил: писатель должен быть НАД схваткой, делать своё дело и ничего не бояться».

    Аркадий Мацанов, оставляя за собой последнее слово в обсуждении «Провинциздата», обращает внимание на то, что задача «Ковчега» - знакомить читателя с новинками литературы (литературы настоящей, хорошо написанной). При этом А. Мацанов оставляет читателю право оценивать публикуемые на страницах «Ковчега» произведения, читать их или не читать, любить, быть равнодушным или ненавидеть: «Если мы зададимся вопросом: имел ли он (О. А. Лукьянченко - Т.Р.) право так писать, то это заведёт нас совсем далеко – в дебри тоталитаризма или даже в ту далёкую область истории, когда сжигали людей на кострах за их взгляды… Кто такой Олег Лукьянченко и что такое его произведение – пусть решают читатель и время. Когда-нибудь его роман займёт своё достойное место в литературе. А кто мне возразит, что это невозможно, пусть съездит на машине времени в будущее и привезёт оттуда справку, что моё предположение не сбылось, тогда только я и покаюсь в том, что напечатал в нашем журнале это произведение».

    Заметим, что «Ковчег» противопоставляет свои принципы тем, которые царили в советской литературе (прежде всего, партийной директивности, нетерпимости к другим точкам зрения, тоталитарности, однобокости, косности). В этом плане «Ковчег» поёт гимн либерализму, разнообразию, терпимости к другим точкам зрения. Нетерпим «Ковчег», пожалуй, только к эстетически слабым произведениям графоманов. Действительно, эстетическая планка издания высока.

       «Ковчег» ориентируется, в основном, на читателей старшего возраста, которые пережили эпоху повышенного интереса к литературно-художественным журналам (конец 1980-х – начало 1990-х), и сейчас ностальгирующим по той поре. В то же время редакция журнала рада и более молодым читателям: неслучайно «Ковчег» печатает и молодых авторов (рубрики «Поэтический дебют в «Ковчеге», «Дебютанты «Ковчега»), ведь молодые читатели часто склонны видеть мир глазами молодых писателей, что неудивительно: у людей одного поколения часто бывают сходные вкусы и жизненные взгляды. 

     Редакция журнала «Ковчег» проводит интересные презентации новых номеров, превращая их во встречи авторов журнала с его читателями. Так, блоггер eliseeva-e в своём электронном дневнике в посте от 5 июля 2010 года описывает презентацию XXVIII номера литературно-художественного журнала «Ковчег»: «Седьмой день отпуска был наполнен событиями. С утра поехала в редакцию «Ковчег», там состоялась презентация очередного XXVIII номера литературно-художественного журнала «Ковчег». На мероприятии встретила много интересных людей, приношу свои извинения тем людям, с кем не удалось познакомиться, поэтому назову только тех, чьи имена прозвучали на презентации». Далее следует фотоотчет блоггера о мероприятии с небольшими, но информативными подписями-комментариями к фотографиям. И в заключение заметки - итог: «Тёплая атмосфера семинара, насыщенная переживаниями за современную литературу, вселяет надежду на обновление в жизни общества. Я не ставила перед собой цель дать полный отчёт о мероприятии, поэтому лишь коротко рассказала о презентации нового номера журнала «Ковчег», чтобы оставить в собственной памяти это событие».

        В издании «Ковчег Кавказа» в 2005 г. опубликовано обращение к читателям с просьбой ответить на вопросы небольшой анкеты: «Дорогие читатели! Нам очень важно знать, кто вы – читатели нашего издания. Расскажите, пожалуйста, о себе. Кто Вы по профессии? Чем увлечены? Как познакомились с нашим изданием? Что Вас в нем более всего привлекло? О чем (или о ком) Вы хотели бы прочесть в следующих номерах? Мы хотели бы познакомиться и с Вашим мнением о состоянии культуры в нашем регионе и в целом в России. Пишите…»

    Цель этого обращения – исследовать реальную аудиторию, выяснить ее культурные предпочтения и пристрастия. Авторский состав журнала «Ковчег» достаточно широк, как по эстетическим воззрениям, так и в географическом отношении, а также в степени писательской зрелости. В тридцати номерах журнала, вышедших с момента его основания в 2002 году, в «Ковчеге» опубликованы произведения более 260 авторов. Среди них -  представители многих городов и стран, например: Олег Лукьянченко – прозаик (Ростов-на-Дону), Аркадий Мацанов – прозаик (Ростов-на-Дону), Леонид Григорьян – поэт (Ростов-на-Дону), Олег Афанасьев – прозаик, драматург, публицист (Ростов-на-Дону), Александр Месропян – поэт (хутор Веселый Ростовской области), Нина  Огнева – поэт (Ростов-на-Дону), Валерий Рыльцов – поэт (Ростов-на-Дону), Александр Соболев – поэт (Ростов-на-Дону), Ирина Васюченко – прозаик, критик (Москва), Юрий Перфильев – поэт (Москва), Георгий Зингер – автор работ по французской литературе и театру, переводчик, эссеист (Москва), Михаил Блехман – прозаик (Монреаль), Семен Каминский – прозаик (Чикаго), Александр Хавчин – эссеист, публицист, драматург (Мюнхен), Леопольд Эпштейн – поэт (Бостон) и многие другие авторы. 

     В журнале есть две специальные рубрики – «Дебютанты «Ковчега» и «Поэтический дебют в «Ковчеге» – в которых публикуются молодые авторы.  Рубрики двух видов представлены на страницах журнала «Ковчег»: собственно рубрики и тематические подборки к какой-либо юбилейной дате.

1. Собственно рубрики:

Из литературного наследия

Краеведческие заметки

Публицистика

Мемуары

Поэтический дебют в «Ковчеге»

Критика

Любимый край

Юбилеи

Дебютанты «Ковчега»

Наедине с природой

Читатель о Поэте

Литературные воспоминания

На подмостках истории

Письма в редакцию

Переводы

Критика и литературоведение

К проблемам веры

В кают-компании «Ковчега»

Между жанрами

Лица из прошлого

Сотрудничество

Сенсация

 

2. Тематические подборки к знаменательной дате:

К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне

К 100-летию со дня рождения М. А. Шолохова

К 80-летию со дня рождения Виталия Сёмина

К 100-летию со дня рождения Г. С. Колесникова

Наши гости с берегов Иртыша

К 70-летию со дня рождения Елены Васильевны Нестеровой

К 80-летию Леонида Григорьяна

К 70-летию Эдуарда Холодного

К 85-летию со дня рождения Даниила Долинского

Памяти Леонида Григорьяна

 

Журнал «Ковчег» по праву может быть назван хрестоматией жанров литературы, поскольку жанровая палитра издания очень разнообразна. 

Жанровая палитра журнала «Ковчег» весьма разнообразна. (жанры как они заявлены редакцией «Ковчега»)

Следует обратить внимание на то, что сумма значений, представленных в колонках со второй по пятую (драматические тексты, художественная проза, поэзия, публицистика), не равна значению, представленному в шестой колонке (всего страниц в № журнала, 100%), а всегда меньше на 4 (страницы). Это объясняется тем, что:

1) первая страница отдана под название: журнал «Ковчег» (сначала «альманах», потом – с 6-го номера – «литературно-художественный журнал»);

2) вторая страница занята содержанием номера;

3) на третьей странице размещен эпиграф: «И сказал Бог Ною: «Сделай себе ковчег». Бытие, 6, 13-14);

4) на последней странице можно увидеть выходные данные издания: сведения об издателе, редакции, тираже, объёме и т. д.).

 

    С начала выпуска редакция в течение первых трех лет постоянно сталкивалась с недостатком материалов для публикации. Незаполненный портфель редакции и опасения не выполнить взятые на себя обязательства приводили к тому, что фактически приходилось выпускать 1-2 номера в год. Периодичность установилась на постоянном уровне только с 2006 года по настоящее время и составляет 4 раза в год. 

  Пережив период становления, «Ковчег» из альманаха в 2006 году превращается в полноценный литературно-художественный журнал, что имеет под собой достаточные основания. Во-первых, «Ковчег» становится не просто сборником художественных произведений: появляются рубрики, структурирующие номер. Во-вторых, в «Ковчеге» достаточно много внимания уделяется публицистике, а это существенный признак, позволяющий всё-таки отнести «Ковчег» именно к литературно-художественным журналам, а не к альманахам или продолжающимся изданиям.

   Тираж журнала «Ковчег», как и его периодичность, непостоянен. В основном номер «Ковчега» выходит тиражом 500 экземпляров (например, №№ I,  II,  III,  VII,  XII,  XIV,  XVI,  XVII,  XX,  XXI,  XXV,  XXVIII). Минимальный тираж «Ковчега» – 300 экземпляров (таким тиражом вышли №№ IX,  XX,  XXI).  Максимальный тираж  журнала  –  2000  экземпляров  (V, VI). Такой высокий тираж, по-видимому, связан с юбилеями, широко отмечавшимися на Донской земле в 2005 году: это, конечно, 60-летие Победы в Великой Отечественной войне и, безусловно, 100-летие со дня рождения М. А. Шолохова. Соответствующие тематические подборки («К 60-летию Победы» и «К 100-летию со дня рождения М. А. Шолохова) были опубликованы в пятом номере «Ковчега», благодаря которым читатель смог познакомиться с повестью Бориса Бутурлимова «Ходил Иван во солдаты…», воспоминаниями Владимира Гладченко о М. А. Шолохове «Встреча на переправе», заметками «Жизнь после жизни. Макар и Щукарь» Михаила Коломенского о создании им сценария комедийного телесериала «Приподнятая целина» (производство студии «Донтелефильм», ГТРК «Дон-ТР», 1995–2000, 20 серий), получившего Гран-при Международного фестиваля телепрограмм и телефильмов «Телепрофи» в 2001 г.  

      «Ковчег» распространяется по подписке. Так, в 2009-2010 гг. годовая подписка (6 номеров) стоила 600 рублей (без учета стоимости пересылки журнала по адресу подписчика). Журнал предоставлял возможность заказать и отдельные номера по усмотрению читателя. На них также можно оформить подписку или купить непосредственно в редакции журнала «Ковчег». Информация об этом была помещена в № XXIV (№3/2009) на заднем форзаце. 

У «Ковчега», как у представителя типа литературно-художественного журнала, есть важная функция, которую образно можно назвать так: быть островком подлинной культуры в океане массовой культуры, которая порой грешит полным безвкусием. Об этом хорошо сказал современный писатель Дмитрий Орехов в своём интервью еженедельной газете писателей «Литературная Россия», отвечая на вопрос журналиста издания Романа Сенчина о будущем толстых журналов: «Думаю, что это островки культуры, которых сегодня очень немного. Они пережили эпоху разрушения, падения тиражей, интереса. Я помню то время, когда во многих семьях выписывали по нескольку журналов, но в связи с инфляцией, нехваткой бумаги, был такой год, когда журналы выходили раз в несколько месяцев – сдвоенные, строенные номера. И люди решили, что эти журналы попросту прекратили своё существование, и до сих пор, приезжая куда-нибудь, я слышу вопросы: «Скажите, неужели литературные журналы до сих пор выходят?» Для многих это открытие. Но постепенно толстые журналы возвращаются к читателям. Я считаю, что у них есть будущее. Вообще, эта журнальная традиция для нашей культуры очень важна». С этим мнением согласны не только писатели, но и редакторы так называемых толстяков. Яков Гордин, историк и писатель, соредактор журнала «Звезда», уверен, что «сила российских „толстых“ журналов именно в их консерватизме. Должны быть в культуре островки стабильности».

     Литературовед Андрей Арьев, другой соредактор «Звезды», отмечает, что ««толстым» журналам давно пророчат смерть. Как же так – если в Европе и во всем мире нет толстых журналов, то почему они должны существовать в России?!». И тут же добавляет:  «В действительности толстые журналы – традиционная форма русской культуры, и именно благодаря таким изданиям великая русская литература пробила себе дорогу в XIX веке. Все самые существенные произведения, какого бы значительного объема они ни были, проходили через подобный формат. Затем, после смутного революционного времени, когда русская литература оказалась разобщена, произошел возврат к толстым журналам. Разумеется, в той степени, в какой власть хотела, чтобы культура приобрела основательный вид, но при этом служила новому режиму. В толстых журналах может быть представлено практически все из области культуры – это их ценнейшее качество».

    Другой важнейшей функцией отечественных литературно-художественных журналов является сохранение словесности, русского литературного языка, и с этой функцией «Ковчег», безусловно, справляется. Об этой духовной составляющей хорошо сказано в связи с другим региональным журналом «Подъём» одним из его преданных читателей: «Имеются в журнале рубрики «Культура и искусство» и «Духовное поле», про которые так и хочется сказать – настоящие литературные поля сражений за нашу духовность. В номере девятом (за 2009 год) появилась сильная и горькая статья Д. Кан «Золото предков и яркие фантики» о русском языке в наши дни. Вот один из примеров. Маленькая девочка написала сказку «Ник и Пери» с подзаголовком «Русская народная сказка». Каково? Дети, как известно, становятся взрослыми. За ними – будущее». Действительно, при современном культе западных ценностей, философии, книг, фильмов мы рискуем утратить собственную духовную культуру, культурную аутентичность, как принято сейчас называть это явление, свою общенациональную, общегосударственную, историческую подлинность. Поэтому «Ковчег», как и другие толстые журналы, выполняет роль своеобразного форта культуры. 

_________________________

© Ромас Татьяна Александровна

 

 

Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum