Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
«Прикоснись к науке!» Заметки с Фестиваля науки Юга России
(№11 [229] 25.06.2011)
Автор: Наталья Дивеева

Развитие науки, о котором так часто в последнее время говорится на всех уровнях, невозможно без диалога науки с обществом. Наука зависит не только от государственной поддержки, но и от отношения общества к ней. Одним из старейших способов популяризации науки, пробуждения интереса к научному поиску и изобретательству, привлечения внимания к труду ученых и исследователей являются Фестивали науки. Их история начинается с 1831 года, когда была создана Британская ассоциация продвижения науки. Основная задача ассоциации заключалась в том, чтобы объяснить обществу, чем занимается наука, насколько важны результаты труда исследователей и что они принесут в будущем для улучшения жизни каждого жителя страны. Таким образом, демонстрировалась роль и место науки в обществе, и дальнейшая организационная и финансовая поддержка ученых и  организаций, связанных с наукой, становилась более понятной и мотивированной. Общество же получило регулярный доступ к информации о достижениях науки и возможность заинтересовать подрастающее поколение научным исследованием. Первым результатом работы ассоциации стали публичные научные лекции, ставшие прообразом нынешней программы Фестиваля.

Теперь «карусель фестивалей» охватывает практически все европейские страны. В России проведение Фестиваля науки инициировал в 2006 году Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. И если первый Фестиваль науки в течение трех дней посетили около 20 тысяч человек, то пятый московский Фестиваль собрал более 250 тысяч участников совершенно разных возрастов, профессий, интересов. Спустя 4 года – в 2010–м - на одном из совместных заседаний президиума Государственного совета РФ, президиума Совета при президенте РФ по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, ректор МГУ академик В.А. Садовничий предложил расширить рамки Фестиваля науки на всю территорию России. Данное предложение было одобрено Президентом РФ Д.А. Медведевым и было включено в перечень его поручений правительству Российской Федерации. Таким образом, Фестиваль науки, начавшийся с МГУ, приобрел статус Всероссийского, что продемонстрировало серьезное отношение нынешней руководства к этому способу популяризации науки в нашей стране. 

Нажмите, чтобы увеличить.

В 2010-м году параллельно со столицей, Фестиваль науки проходил еще в 14 регионах России. Южный федеральный университет включился в фестивальное движение в октябре 2010 года, организовав Первый Фестиваль науки Юга России. В нем приняли участие не только подразделения Южного федерального университета, но и восьми вузов-гостей – это Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, Ростовский государственный медицинский университет, Институт управления бизнеса и права, Южно-Российский государственный технический университет «Новочеркасский политехнический институт», Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Кубанский государственный университет, Северо-Кавказская академия государственной службы, Армавирский государственный педагогический университет. К слову, в 2011-м году заявку на участие во Втором Фестивале науки подали уже 22 вуза Юга России. Всего за три дня Фестиваля в 2010-м году мероприятия посетило более 6000 человек. В 2011-м ожидается увеличение гостей минимум в два раза.

В чем же секрет популярности Фестивалей науки? Думается, в синтезе науки, игры и простоты. Фестивали рассчитаны на самую широкую аудиторию. Их цель – понятным и доступным языком рассказать обществу, чем в настоящее время заняты ученые, на что тратятся налоги, направляемые на развитие исследований, и что эти исследования дадут в перспективе. Иными словами, фестивали науки – это своеобразный отчет обществу. Это встреча человека не научной профессии, оторвавшегося от повседневных дел, и ученого, вышедшего из своей лаборатории или кабинета. Ученый знакомится с теми, для кого он работает, и делится результатами своей работы, а слушатель готов к познанию, ведь именно за этим он пришел. Ученый ощущает свою нужность обществу, ту, которой так не хватало в 90-е. Фестиваль науки дает положительный эффект в «социализации» ученого в новом обществе, он признан и необходим людям, а значит, от него ждут новых – инновационных – решений и открытий. 

Нажмите, чтобы увеличить.

Контакт с ученым также дает многое и обывателю: наука из чего-то абстрактного и далекого превращается в более понятное, то, чем в принципе мог бы заняться в будущем и его ребенок. Тем самым Фестиваль науки работает на престиж ученого, преподавателя и пропагандирует изобретательство. Фестиваль науки знакомит с успехами научной сферы – как мировой, так и отечественной, помогает из первых рук узнать, что происходит на переднем крае исследований. Вот почему Фестиваль науки в России с легкой руки организаторов из МГУ получил яркий девиз – «Прикоснись к науке!».  

С другой стороны, Фестивали науки оставляют ощущение семейного праздника или ярмарки. Во-первых, для проведения мероприятия выбираются выходные дни, иногда еще «захватывается» пятница. Во-вторых, как правило, сюда выбираются все семьей, так как даже самому маленькому найдется интересное занятие. А, в-третьих, фестиваль всегда подразумевает интерактив. Под интерактивом понимается возможность не только посмотреть или послушать, но и потрогать или даже сделать что-то своими руками. Лекции подразумевают контакт со слушателями, выставки научных достижений всегда насыщены опытами, экспериментами и мастер-классами, в которых может принять участие любой из зрителей, за участие в соревнованиях, конкурсах, викторинах полагаются скромные призы с символикой Фестиваля науки, которые весь следующий год напоминают хозяевам о том, что ждет их будущей осенью.

Нажмите, чтобы увеличить.

В программу Первого Фестиваля науки Юга России также вошли музейные экскурсии, дефиле оригинальных костюмов из коллекций Института архитектуры и искусств ЮФУ, демонстрация научно-популярных фильмов, мастер-классы по лоскутную шитью, лепка на настоящем гончарном круге, мастер-классы по живописи, тесты новых приборов, медицинская диагностика здоровья, ароматерапия…  Насыщенная научная и культурно-развлекательная программа включала более ста интерактивных мероприятий.  В ознаменование окончания первого дня прошел торжественный концерт с лазерным шоу, а по его завершению – праздничный фейерверк. Если для первого дня Фестиваля центральной площадкой был выбран ростовский Дворец спорта из-за наличия там концертной площадки, то требования к площадке на второй день диктовало большое количество мастер-классов. За ночь выставка была перенесена организаторами на Западный -  в холлы  двух факультетов ЮФУ – химического и факультета математики, механики и компьютерных наук. Лекции и мастер-классы разместились в мультимедийных аудиториях мехмата, а спортзал, который, к слову, считается лучшим в университете, на весь день заняли студенты и преподаватели факультета физической культуры и спорта Педагогического института ЮФУ: под их руководством любой желающий мог пройти краткий курс гребца или батутиста, попробовать на себе лечебный массаж, узнать секреты вегетатики, пройти психологическое тестирование. Наградой за физический и умственный труд посетителей Фестиваля стали выступления юных гимнастов, акробатов и других спортсменов университета.  

В третий день Фестиваля науки на базе ТЦ «МЕГА» прошла первая в Ростове интеллектуальная вечеринка «PechaKucha», что в переводе с японского языка означает дословно звук беседы или «бла-бла-бла», гибрид вечеринки и презентации. Подобные «ПечиКучи» проводятся по всеми миру с 2003 года. Первую ростовскую «ПК» организаторы приурочили к Фестивалю науки, и темой ее стало взаимодействие науки и искусства. «ПечуКучу» от других мероприятий отличает строгий формат. Каждый желающий может рассказать о том, в чем хорошо разбирается, используя презентацию, состоящую из 20 слайдов, каждый из которых держится  на экране не более 20 секунд. То есть каждому выступающему отводится 6 минут 40 секунд на презентацию и столько же на вопросы из зала. Довольно  жесткая регламентация по времени позволяет сделать каждую «ПК» максимально насыщенной информацией, зрители не успевают уставать, все происходит динамично. 

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.

Особенно украсили Фестиваль работы победителей фотоконкурса «Наука это красиво», объединившего ученых, для которых лаборатория является не только служебным кабинетом, но и местом для творчества. Рядом расположились работы школьников, прошедших в финал приуроченных к Фестивалю науки двух конкурсов рисунков: «Наука глазами детей» и «Я в мире биологии». География конкурсов вышла за пределы Ростовской области: среди 430 работ с научной тематикой были, например, прибывшие из Нижегородской области и даже Красноярского края. Награждение победителей произошло на сцене во время концерта. Дипломы и награды вручали три компании, которые не побоялись в разной степени (в основном, призами) - стать спонсорами Первого Фестиваля науки Юга России. Однако основная финансовая нагрузка, безусловно, пришлась на бюджет Южного федерального университета как инициатора мероприятия.

 Так же начинали и организаторы из МГУ: только в последние 4 года им стала помогать Администрация Москвы.  Всегда кто-то должен начать первым, и  университеты не зря стали «эпицентрами» Фестивалей науки. Ведь это просветительская работа, которая исторически возложена на университет. Здесь лучше всего уживаются наука и образование, опыт и инновации.   

Однако попытка включить в эту цепочку бизнес пока не увенчалась успехом. К сожалению, российское бизнес-сообщество пока не осознало полезность Фестиваля науки, в отличие от Запада, где именно бизнес выделяет значительную часть денег на проведение подобных мероприятий. Зачем в странах, где царит рыночная экономика, тратятся деньги на научный праздник? На деле всё просто: Фестиваль науки - это не просто престиж, поднимающий рейтинг компании в глазах общественности или власти, или удобный выход на потенциальных потребителей, это – сосредоточение новых идей, которые компании ловят и затем успешно внедряют в свое производство, зарабатывая на этом совсем другие деньги. Государство также финансово участвует в организации Фестивалей, но не становится основным плательщиком, как это происходит в России. Например, в Москве главным соорганизатором Фестиваля науки в прошлом году выступило правительство Москвы, а спонсоров со стороны бизнеса оказалось всего два – японская и российская компании. Ректор МГУ с сожалением констатировал: «В России бизнес пока не в полном объеме использует те возможности, которые предоставляет Фестиваль науки, а именно возможности поиска неординарных технологий, новых идей, наконец, получения большей прибыли за счет выпуска инновационной продукции, образцы которой тут экспонируются». В. Садовничий назвал Фестиваль науки «концентратом инноваций», которые в большинстве своем уже готовы к применению: «нередко эта степень готовности настолько высока, что сторонам остается только заключить соглашение о сотрудничестве».

Нажмите, чтобы увеличить.

То, что подобные мероприятия станут финансово привлекательными для бизнеса, зависит и от участников выставки, от того, что экспонируется во время Фестиваля. Так, во время Первого Фестиваля науки Южно-Российский государственный технический университет представил разработки новых тепловых конструкций для отопления жилья, которые позволяют сэкономить на коммунальных платежах, Северо-Осетинский госуниверситет презентовал «Электронный портфель учителя» - электронный набор учебно-методических материалов, тематических презентаций и банк образовательных данных. Краснодарские студенты привезли в Ростов-на-Дону новую технологию рисования. Идея проекта родилась два года назад, и сейчас ребята работают над тем, чтобы создать свою студию анимации, и ищут соучредителей. Для гостей Фестиваля науки они продемонстрировали, как, рисуя маслом на стекле, и, используя технологию 3D, можно сделать мультфильм. А Институт управления бизнеса и права представил уже готовый совместный проект - Форсайт-центр. Разработка института, Министерства экономики РО, Торгово-промышленной палаты и Центра занятости призван объединить ресурсы этих организаций и других сообществ с целью совместно работать над проектированием и реализацией будущего донского края. Представители вузов Юга России не скрывали, что одной из их задач в дни Фестиваля – узнать, чем живут коллеги из других образовательных учреждений и, возможно, найти новых партнеров для своих проектов. 

Не оставалась также без внимания задача привлечь новых абитуриентов. «Самое знаменательное, на мой взгляд, что Фестиваль науки проводится осенью, то есть открывает приемную кампанию. Что отличает ЮФУ – это размах. Важно и то, что государственное высшее учебное заведение начинает заниматься рынком образовательных услуг с использованием современных технологий маркетинга», - прокомментировал инициативу Южного федерального университета проректор по науке и качеству образования Института управления бизнеса и права Ю.В. Дашко.

Если бизнес еще не вполне осознал полезность Фестиваля науки, то интерес к его мероприятиям со стороны широкой общественности в дни Первого Фестиваля науки настраивает на оптимизм: территория холла факультета математики, механики и компьютерных наук во второй день оказалась слишком мала, и порой было тяжело пробраться через толпу к интересующей экспозиции. Поэтому организаторами было принято решение Второй Фестиваль науки Юга России провести на базе КВЦ «ВертолЭкспо», где технические возможности позволяют объединить и выставку, и концерт, а также делают возможным проведение лекций и мастер-классов одновременно в нескольких конференц-залах центра с прямой трансляцией в интернет.

Нажмите, чтобы увеличить.

Разумеется, подобный масштаб, многоцелевая аудитория и разносторонняя направленность подразумевает особенную организацию Фестиваля. В настоящее время Дирекция Фестиваля науки Юга России включает представителей нескольких подразделений ЮФУ: отдела научно-исследовательской работы студентов и школьников, центра общественных связей и коммуникативных технологий, фонда целевого капитала, управления инновационной деятельности (в лице начальника отдела выставочной деятельности), издательско-полиграфического комплекса ЮФУ, а также представителей трех институтов ЮФУ – Института архитектуры и искусств, Педагогического института и Таганрогского технологического института, которые отвечают за программы от своих подразделений. Четкого разграничения функций между членами Дирекции Фестиваля науки Юга России во время  подготовки к Фестивалю пока нет, понимание, каков должен быть механизм организации, - в процессе формирования. Бесценным оказался опыт проведения Первого Фестиваля науки, хотя и дался он нелегко. Осложняет ситуацию не только небольшое число людей, участвующих в подготовке (Дирекция Фестиваля науки Юга России состоит из 10 человек), но и их занятость другими параллельными проектами и текущей работой. К слову, московский Фестиваль науки в качестве единственного проекта готовится командой в течение всего года: как только заканчивается один Фестиваль, сразу начинается подготовка к следующему. 

В Ростове-на-Дону фестивальное движение только набирает обороты, постепенно к участникам и организаторам приходит понимание, что необходимо улучшить, какие формы удачны, а какие не будут пользоваться спросом у гостей Фестиваля науки. Есть объективные предпосылки и к тому, что изменится к лучшему и отношение к Фестивалю науки органов исполнительной власти города и области, в том числе а также коммерческих организаций Дона. Так, например, инициативной команде университета уже удалось договориться с КВЦ «ВертолЭкспо» о снижении стоимости аренды выставочной площади для Фестиваля. Аргументами послужил тот факт, что мероприятие не носит коммерческий характер, однако является общезначимым и полезным для региона. Фестивалем также заинтересовалось Агентство инвестиционного развития Ростовской области. Зато с Управлением наружной рекламой города Ростова-на-Дону консенсус пока не достигнут: мероприятие нуждается в анонсировании на улицах города, однако удовольствие это не из дешевых и ЮФУ не по карману. В этом году была Дирекцией Фестиваля сделана вторая попытка найти взаимопонимание с рекламщиками, результат пока неизвестен. Зато СМИ с удовольствием откликнулись на такое значительное для города событие. Ведь очевидно, что тема популяризации науки - несправедливо забытая, сложная, но весьма актуальная. Фестиваль дает возможность завязать взаимополезные контакты между учеными и журналистами с перспективой консультаций и подготовки новых материалов в будущем. Журналист, наравне с другими гостями Фестиваля, понимает, что наука - безграничный, безумно интересный мир экспериментов и познания, который дает каждому массу новых возможностей.  

Нажмите, чтобы увеличить.

__________________________

© Дивеева Наталья Валерьевна

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum