Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Трудное прощание
Статья о завершении выпуска научно-культурологического журнала Relga.ru на сайте...
№07
(375)
01.07.2020
Культура
Судьба аккордеониста. Воспоминания о музыкальной жизни Ростова середины прошлого века.
(№12 [230] 10.07.2011)
Автор: Владимир Пилипко

 Если бы не было музыки, наша жизнь была бы сплошной ошибкой.

Альфред Шнитке

     Еще гремела война, а Ростовское-на-Дону музыкальное училище им. А.В.Луначарского возвратилось из эвакуации. Город выделил помещение в доме актеров, так как прежнее здание на Большой Садовой сгорело.

      Анна Николаевна Крахоткина аккордеонистка-баянистка, теоретик объявила набор. Моими соучениками были Борис Булгаков, Николай Евченко, Анатолий Катрус и ныне здравствующий Георгий Балаев. 

    Георгий Михайлович Балаев – Почетный гражданин Ростова-на-Дону, заслуженный деятель  культуры России, аккордеонист-композитор, педагог, сочинения которого исполняет не только в России, но и в ближнем и дальнем зарубежьи. В 1946 году дочь известного в двадцатые годы Дмитрия Софьянопуло Элеонора собрала коллектив аккордеонисток и заиграла в кинотеатр «Комсомолец». На авансцене сидели в нарядных  платьях Нора Софьянопуло, Нелли Воскерчиян, Лилия Ровчак, Анна Аксенова, слева за фортепьяно Георгий Балаев, на втором плане рядом с  ударником Владимир Пилипко, все студенты музыкального училища. Я в то время параллельно учился на вокальном отделении и пел «Темную ночь» и утесовского «Извозчика». Лилия Ровчак пела песенку из кинофильма «В шесть часов вечера после войны». Публика очень тепло принимала выступление ансамбля. После отъезда Норы Софьянопуло в Ленинград, ансамблем руководил очень опытный аккордеонист – Иван Васильевич Мищенко, его сменил Илья Семенович Шнейдер. Последней руководила ансамблем Евгения Флит.

Иван Васильевич Мищенко (1905-1953) родился в селе Койсуг Ростовской области. Дед, отец и большинство его родственников любили гармошку и с удовольствием на ней играли. В детстве Иван Васильевич научился играть на баяне, а затем продолжил свое музыкальное образование в Ростове. С 1927 г. начинается его музыкальная и артистическая деятельность. Он работает в ростовских театрах и филармонии, и уже в скором времени становится известным исполнителем, гастролирующим по всей стране. С 1933 г. начинает свою деятельность дуэт баянистов - Иван Мищенко и Илья Шнейдер, где Мищенко играет на выборном баяне, а Шнейдер на готовом. Ансамбль ведет активную концертную деятельность. Особенно много дуэт гастролирует в Сибири и на Дальнем Востоке. О популярности в те годы баяна и успехах музыкантов свидетельствует афиша, на которой была надпись: "Лучшие в СССР баянисты - Иван Мищенко и Илья Шнейдер". В 1935 г. у Ивана Васильевича появляется аккордеон, который изготовили по его чертежам на фабрике "Красный партизан" в Ленинграде. С этого времени в концертах он играет на выборном баяне и аккордеоне. В годы ВОВ он вместе с баянистами П. Жихаревым, Г. Зайцевым, гитаристом Н. Бинардаки добровольцами уходят на фронт, где в составе концертных бригад выступают перед воинами Красной армии. С марта 1942 г. Иван Мищенко служит в Ансамбле песни и пляски СКВО в качестве солиста-аккордеониста. После войны Иван Васильевич работает в Ростовской областной филармонии и параллельно - аккомпаниатором в театре "Юного зрителя". В 1946 г. он открывает класс баяна и аккордеона в музыкальной школе им. Ипполитова-Иванова. В ней он проработал до конца своей жизни, передавая свой богатейший опыт ученикам. Одновременно, начиная с 1948 г., он работал руководителем эстрадного ансамбля в Доме офицеров, экспертом на баянной фабрике. 

Илья Семенович Шнейдер (1884-1948) родился в семье профессионального музыканта скрипача. Мать рано умерла, и Илье пришлось с 16 лет играть на баяне и скрипке в трактирах, пивных, на гулянках. Стремясь получить музыкальное образование, он в 1925 г. поступает в музыкальное училище, в класс фортепиано Василия Шаубе, но не прекращает занятий на баяне, более того, становится одним из авторитетнейших музыкантов в Ростове. Не случайно, именно Илью Семеновича приглашают для работы в Ростовский музыкальный техникум, где он открывает класс баяна. По воспоминаниям многочисленных учеников, Илья Семенович Шнейдер был образованным, интеллигентным человеком, прекрасно владеющим фортепиано, баяном, аккордеоном, играющим на скрипке. Каждое объяснение он подкреплял показом на этих инструментах. Проработав в музыкальном техникуме до 1933 г., Шнейдер переходит на постоянную работу в филармонию, где выступает в дуэте с Иваном Мищенко. В 1936 г. Илья Семенович с большим увлечением участвует в создании ансамбля Донских казаков. Вместе с композиторами Т.И. Сотниковым, А. П. Митрофановым, баянистами Григорием Зайцевым, Григорием Магометовым и другими, он объезжает хутора и станицы Дона, выискивая народные таланты - певцов, танцоров, гармонистов. С 1939 г. И.С. Шнейдер работает на эстраде, в составе концертных бригад, выступая уже как солист на

 

   Великолепный баянист Петр Фролов, которого я слушал в 1944 году, играл на выборном баяне, и я был удивлен, как он переходил на игру левой рукой. 

В 1945 году я впервые слушал баяниста Лехмуса, музыканта из Прибалтики, который играл на пятирядном баяне, и это была новинка.

Теперь этой игрой не удивишь. Студенты консерватории обязаны играть на выборных аккордеонах и баянах. И на пятирядных  ведущие музыканты тоже играют.

В марте 1948 года Пленум Правительства постановил: «Запретить обучение в музыкальных школах по классу аккордеона, саксофона, гитары». И только в 1953 году, после смерти Сталина, разрешили занятия на этих инструментах. 

В 1960 году  оркестры в кинотеатрах расформировали. Музыканты ушли в филармонию, рестораны, преподавателями в музыкальные школы, студии.

В этом же году я перешел на преподавательскую деятельность и в течение 40 лет учил детей играть на этом замечательном инструменте во Дворце Пионеров, а затем – во Дворце Творчества Детей и Молодежи. Руководила им все эти годы Зоя Игнатьевна Бондарчук. И вот совсем недавно мы отметили 75-летие Дворца. Спасибо нынешнему руководству, что приглашают ветеранов и всегда посвящают интересные концерты.

Аккордеонисты и баянисты из России на конкурсах и фестивалях по всему миру, как правило, занимают первые места. А наш земляк, Александр Поелуев, бывший учащийся Ростовской музыкальной школы им. П.И.Чайковского, стал лауреатом международных конкурсов, обладателем звания «Чемпион Мира» - 2002 года. Я был на ростовском конкурсе, мне очень понравилось его выступление.

Поэтому, думаю, что наша школа аккордеонно - баянного музыкального образования, возрождается и имеет большой потенциал, а наша молодежь достаточно талантлива в плане музыкального искусства. Очень приятно осознавать, что русская баянная и аккордеонная школа развивается, несмотря на некоторое отчуждение в начале перестройки, которое она в очередной раз пережила.  И этот интерес к аккордеону - замечательному народному и джазовому инструменту, дарит нам новых самородков. 

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис.1. Кинотеатр «Буревестник» в послевоенные годы и до его закрытия сейчас.

Рис.2. Кинотеатр «Комсомолец», где я работал.

Рис.3. Мои фото: а)во время войны б) в 1946 году

Рис.4. Фото Г.М.Балаева,  известного ростовского композитора и аккордеониста: а) свальба с Нелли Воскерчиян; б) современное фото.

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис.5. С аккордеоном SCANDALLI, 90-е гг.

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис.6. Портрет в костюме – выступление во Дворце Пионеров по случаю моего 85-летия

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис.7. Фото с 85-летнего юбилея, с друзьями (слева – Балаев – композитор и аккордеонист, справа-Попов-скрипач)

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис.8. С аккордеоном НОRCH, июнь 2001 г.

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис.9.  На чествовании Ветеранов Великой Отечественной.

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис.10. Фото 9 мая 2011 г.

________________________

© Пилипко Владимир Ефимович


Скельновские петроглифы: путешествие в первобытную эпоху
Статья об уникальных природных явлениях на территории Ростовской области, в том числе образцах первобытного ис...
Владивосток – город студентов
Интервью доцента Вадима Агапова об истории высшего образования во Владивостоке.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum