Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Общество
Из дневника политолога. 2007-2010
(№12 [230] 10.07.2011)
Автор: Виктор Коган-Ясный
Виктор  Коган-Ясный

 

5 октября 2007 г.

 

  В “холодной войне” информационное общество победило пропагандистское. Сейчас, при абсолютном избытке информации, информационного общества не стало. К информации идиосинкразия. Сегодняшний “пост-пост-модернизм” состоит в насмешливо-отстраненном отношении к морали и - к информации. Мнение может быть вообще не связано с действительностью, причем осознанно: к действительности нет интереса и есть уверенность, что она формируема в мере, досчтаточной для того, чтобы тот, кто этим занимается, испытытывал ощущение безопасности от этого процесса формирования дейстительности. Демагогия вновь становится исключительно важным фактором. В сегодняшнем “постинформационном” обществе манипулировать большинством может оказаться почти также легко, как в полуграмотном квартале середины 20-го века. (Очень существенные, но лишь частные примеры тому - Чечня и Ирак).

 

28 июня 2008 г. 

 

    У нравственной жизни есть два крыла: дисциплинарно-охранительное и креативное.  Второе без первого превращается в суету и измену принципам, первое без второго - в глубинный провинциализм, мракобесие. По множеству причин, духовная энергия  Великороссии, самые сильные по мощности ее проявления в народном духе, имели и имеют опасное тяготение к крену в сторону дисциплинарно-охранительного начала. Отсюда соблазнительная скучность и бесцветность русской традиции, ее жесткость и циничность, бесплодность во многих созидательных смыслах этого слова. Отсюда же и парадоксальный на первый взгляд хаос, беспорядок, крайний индивидуализм “русской души”: как писал Г.П. Федотов, максимализм всегда обрачивается минимализмом. Конформизм сделался важнейшей русской “национальной чертой”.

 

28 июня 2008 г.

 

   В России никогда не было среднего класса в “общеевропейском” понимании. Зато со времени Екатерины Второй был поощряемый слой независимых интеллектуалов, призванных оказывать влияние на общество и на власть. Отсюда выросла “интеллигенция”: люди правые, левые, центристы, но - с широким образованием и кругозором, активно и независимо мыслящие, ощущающие призвание и ответственность влиять на судьбу общества. Этот слой активно использовала, поработила советская власть. Но она его не уничтожила как слой. Сила творческого языка и творческий кругозор не атрибутировались чиновникам, и они на это не претендовали. Их дело было жестко контролировать. Сейчас чиновник стал не контролером, а владельцем слова, он нарямую формирует массовую ментальность. То, что он раньше делал через Шолохова, Федина, Чаковского, теперь делает сам. В условиях такого феномена нам предстоит существовать. Такое положение дел вовсе не означает, что оно катастрофично для творчества и независимой мысли и что оно хуже той перспективы, которая в этом плане вырисовывалась при советской власти. Просто это положение вещей требует своего существенно нового осмысления. Конформизм в силу многих причнин издавна был и остается “национальной чертой” Великороссии. Создающаяся ситуация отсутствия среднего класса при исчезновении интеллигенции не способствует изменению такого положения.

 

29 июня 2008 г. 

 

  В существующей организации общества многоголосье не предусматривается, подсознательно работают самозащитные охранительные механихмы массовой психологии. Массовое сознание “знает” или боится, что не найдет в себе чувства меры, чтобы в условиях законного плюрализма политических мнений не впасть в крайность брутальной анархии мысли и решений вмесо сегодняшнего брутального единообразия. Потому что мысли на массовом уровне нет на самом деле.

 

30 июня 2008 г.

 

   Результатом тотального духовного отравления окружающего мира стала катакомба или полу-катакомба, подпольное существование души. Такой способ существования в какой-то степени представляет собой защиту правды и свободы от греха и насилия окружающего мира, но  одновременно это среда, создающая маргинализирующую человеческую душу охранительную дисциплину, делает акцент на воспитании поведения и поведенческих правил вместо построения “линии человеческой души”. Двойная жизнь, будь то в катакомбе, полу-катакомбе или во вполне официальной тоталитарной среде воспитывает поведение, но не развивает душу. Результат этого - сплошное бездушие.

 

6 июля 2008 г. 

 

  Россия издавна страна с непропорционально большой ролью социального “низа” - и в количественном плане, и в плане общенационального стиля жизни... (кстати: социальный запрос на “Аншлаг” - из этой же области)

 

19 августа 2008 г. 

 

Нашел в Интернете: “политика агрессивного изоляционизма” и “политика передразнивания”

 

19 августа 2008 г. 

 

Интеллектуалам свойственно в других видеть тоже интеллектуалов, в том числе и целые народы.

 

13 февраля 2009 г. 

 

Для России и США не годится партнерство “по случаю”, как это было с середины 90-х годов и остается до сего времени, это путь к высокой вероятности абсолютно бессмысленного стратегического проитимвостояния и конфликта. Необходима стратегия и политика настоящих, полноценных союзнических и дружественных отношений (что вовсе не означает постоянного согласия друг с другом во всем). А для этого России необходимо изменить курс и стиь своей политики не меньше, чем президент США ставит своей задачей изменить курс и стиль политики своей страны.

 

 

27 декабря 2009 г. 

 

Могу посмотреть на происходящее вот с какого ракурса. Сталинизм - это не жертвы в первую очередь, жертвы - это результат. Сталинизм - это возведенный в личный культ каждого человека антидемократизм, тотальная диктатура самоутверждения. Все вокруг самоутверждающихся “лидеров” мелко-чиновнического склада определено жлобским ранжиром: кто имеет право на мнение и суждение, а кто нет, и это независимо от того, какое направление лозунгов данные “лидеры” представляют. Парадоксально, но именно такой тип взаимоотношений становится доминирующим как раз сейчас, он “пророс” из сталинского времени, когда так и не смог стать всеобщим. А сейчас - может.

 

27 декабря 2009 г.

 

Россия сечас хочет быть одновременно как Советский Союз, США, Европа и еще что-то отдельное и особое, что в целом формирует очень психологически странный и провинциальный феномен.

Если что сегодняшняя Россия унаследовала в плане “констант ментальности” от времени до 1917 г., так это провинциализм и выспренность выражения некоторых сословий, доведя это до вздора.

 

6 января 2010 г. 

 

В Москве отношения между людьми за последние 20 лет приобрели почти обязательную “четвертую стену”, это почти всегда ролевая игра, некоторое “кривляние”, скрытое выяснение, кто главный. Такого в столь  вульгарной форме не было в советское время. Была жесткая формальная иерархия, очень жесткие правила, но люди не занимались постоянным “позиционированием”, “знаковой политикой” все между собой. Тотальное бандитство с этими всеми неформальными прибамбахами проявилось где-то году в 1984.

 

6 января 2010 г.

 

В мире “главнее” тот, кто заплатил, а у нас - тот, кому заплатили. Поэтому артист учит жить зрителей, а футболист - болельщиков, а менеджер торгового зала хамит покупателям, даже теряя на выручке.

 

6 января 2010 г. 

 

У нас есть две партии: провинциально-социалистическая и периферийно-капиталистическая.

 

6 января 2010 г. 

 

Политика - это агитация, распространение взглядов, иногда “миссионерство”. Диссидентство - это другая задача, не предполагающая агитации борьбы, прогноза, это исповедничество, хранение себя и окружающих от лжи, это задача думать правду, говорить правду и при этом минимально навредить. Это уход в себя и внутрь своей общины, когда другого способа не лицемерить не существует. Подходы противоположны.

Политик привлекает к себе, агитирует в толпах. Диссидент не стремится к себе привлечь, но, наоборот, испытывает приходящих и с полным пониманием относится к тому, что быть рядом с ним небезопасно и бесполезно с практической точки зрения.

Парадокс в том, что такой общности как “Яблоко” в нынешних условиях следует сочетать и то, и другое. 

 

25 января 2010 г. 

 

РФ вряд ли распадется по “схеме” Российской империи и СССР на отчетливые политические фрагменты. От этого её защищает вопиющая провинциальность. Распад империи СССР - результат их несоответствия той сверхзадаче, которую их “политические элиты” ставили перед ними. РФ - структура, не имеющая сверхзадачи, охранительная, и грозит ей другое и гораздо исторически худшее: превращение в “несостоявшееся государство”. Провинциальность - это такой феномен, который в принципе не преодолим усилиями “снизу”. Это такая устойчивая массовая субкультура, когда весь мир ограничен только собственным стереотипом существования. Для преодоления провинциальности, выживания за счет самоизоляции, непременно нужны лидерские усилия кого-то из тех, кто уже оказался “наверху”. Это трагический замкнутый круг, но история знает много примеров прорывов из таких ситуаций.

Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum