|
|
|
До недавних пор количество пользователей Интернета в Украине с каждым годом неизменно увеличивалось. Разумеется, к этому привыкли. Но вот появилась информация о том, что, согласно показателям за 2009-2011 годы, рост украинской аудитории Интернета практически… прекратился. Причина, полагают, проста – достигнута точка насыщения. То есть те тридцать процентов взрослого населения страны, которые имеют доступ ко Всемирной сети (плюс миллионы детей и подростков), хотели стать пользователями и стали ими. Остальные же не испытывают особой надобности в Интернете. Освоение Интернета на самом деле активно продолжается, но теперь преимущественно за счёт увеличения разнообразия условий работы в нём: всё больше опытных юзеров имеют по два, а то и по нескольку компьютеров, предназначенных для разных целей – десктоп, ноутбук, нетбук, планшет, нередко при этом ещё и смартфон или обыкновенный мобильный телефон с подключением к Интернету, и тому подобное. Увеличивается также и время, проводимое пользователями в Интернете. Для исследователей украинской интернет-журналистики настоящий момент очень интересен тем, что он сигнализирует о некой стабилизации в сфере так называемых «новых медиа», а также о переходе на качественно иной уровень. Возрастание степени лёгкости и удобства пользования Интернетом на фоне бешеной популярности социальных сетей обусловило то, что интернет-издания заводят собственные аккаунты на Фейсбуке, пользуются Твиттером, Одноклассниками и Вконтакте в качестве источников необходимых сведений, а также стараются технически адаптировать свои сайты под различные мониторы. Вообще украинские интернет-СМИ на пути своего становления прошли определённые этапы, для каждого из которых присущ свой характер, продиктованный знаковыми событиями и явлениями. Конечно, большая часть этих меток касалась не только Украины. Всё же в преломлении через историю именно украинских интернет-СМИ они дают относительно своеобразную картину. Как-то сама собой складывается чёткая периодизация, где определяющая нить развития меняется примерно каждые пять лет. Таким образом, можно говорить о нулевом периоде – первой половине 1990-х годов, первом периоде – второй половине 1990-х годов, втором периоде – первой половине 2000-х годов, третьем периоде – второй половине 2000-х годов и текущем четвёртом периоде – первой половине 2010-х годов. В данной статье мы предлагаем их краткое описание. Стоит добавить, что альтернативной периодизации истории развития украинских интернет-СМИ на сегодняшний день пока нет. Нулевой период. В начале 1990-х годов ещё не могло быть и речи об украинских интернет-СМИ, но проигнорировать этот период нельзя, поскольку он сыграл роль подготовительного этапа. Круг первых интернет-пользователей, как и везде, был очень узок и состоял вначале из лиц со специальным техническим образованием. Попытки использовать межкомпьютерную связь, конечно, наблюдались ещё в 1980-х годах, но с внедрением WWW, а потом – с распадом советской системы, на перспективы освоения Интернета взглянули по-новому, и это, понятно, послужило чертой, принципиально отделяющей 1990-е от 1980-х. В 1992 году родился Уанет – Украине делегировали домен UA. В 1993-1994 годах создавались первые веб-сайты. Они принадлежали, как правило, официальным учреждениям, органам власти, научным и учебным заведениям, а также часто – фирмам и организациям, имеющим отношение к продаже компьютерной техники или интернет-провайдингу. Настоящей журналистской работы в Интернете ещё не было видно. Появлялись лишь прообразы интернет-СМИ. Например, с 1994 года выпускалась и пользовалась относительной популярностью электронная газета электронная газета «ELVisti.info», которая распространялась в виде Usenet-конференций. Первый период. На первом сайте Верховной Рады Украины в 1995 году был размещён список ведущих украинских СМИ. Рядом с юридическими адресами редакций уже указывались электронные адреса, однако не было упоминаний о сайтах СМИ. Традиционные медиа только приглядывались к Интернету. Опередила всех, наверное, одесская пресса: с 1996 года в Интернете был представлен журнал «Одесса», хотя не отдельным сайтом, а страницами на paco.net. Одновременно на основе частной инициативы осуществлялись попытки публиковать в Сети медиа-сообщения, материалы которых владельцы сайтов брали у традиционных СМИ. И снова придётся упомянуть Одессу: основанный в Америке Евгением Розинским сайт odessit.com в 1996 году содержал тексты одесских городских новостей. Переломными следует считать 1997-1998 годы, когда собственные веб-ресурсы завели, в частности, газеты «День» (www.day.kiev.ua), «Зеркало недели» (zn.ua ), «Поступ» (postup.brama.com, львовское периодическое издание), журнал «CHIP» (chip.kiev.ua), газета «Сегодня» (segodnya.ua), а также киевское «Гала радіо» (galaradio.com.ua), Первый национальный телеканал (1tv.com.ua), телекомпания «TONIS» (tonis.ua) и «11 канал» (11channel.dp.ua) [нынешние веб-адреса названных сайтов не всегда совпадают с начальными]. В конце этого периода – в 1999 году – в Украине возникают и первые исключительно онлайновые издания. Это «UAToday» (uatoday.net) и «Електронні вісті» (elvisti.com). Первые интернет-СМИ, конечно же, были примитивны по сравнению с современными в плане дизайна, способов подачи информации и работы с аудиторией. Сайты газет фактически повторяли бумажные версии на мониторе компьютеров. Второй период. В начале этого периода возникли довольно известные на сегодня сайты журналов «Корреспондент» (korrespondent.net) и «Телекритика» (telekritika.ua). В целом он резко отличается от первого быстрым возрастанием числа веб-ресурсов. Среди характерных для этого времени черт стоит назвать улучшение доступа населения к компьютерной технике и Интернету; популярность веб-сервисов, которые предлагают пользователям заводить бесплатные веб-ресурсы, в первую очередь, конечно же, блоги, а в результате – настоящий массовый интерес к Интернету и расцвет гражданского журнализма. Аматорские СМИ в Сети неожиданно начали составлять серьёзную конкуренцию профессионалам медиа-сферы, что повлекло за собой целую цепочку изменений в журналистике. Популяризации Интернета в первой половине 2000-х годов весьма способствовали известные события, когда люди, не дожидаясь свежей газеты и очередного выпуска радио- или теленовостей, бросались к мониторам компьютеров в надежде узнать что-то новое, либо найти неофициальные ведомости, слухи, домыслы. В Интернете и самому можно высказаться по волнующему вопросу, причём анонимно. Катализатором интереса к Интернету в Украине немало послужили скандальная история с редактором и основателем интернет-издания «Українська правда» (pravda.com.ua) Георгием Гонгадзе, который исчез осенью 2000 года, и Помаранчевая революция в 2004 году. Как и жителей других стран, украинцев дополнительно привлёк к Интернету теракт в США в сентябре 2001 года. Примечательно, что многие таким образом обратились к Сети впервые! И далее, конечно же, не смогли отказаться от такого удобного канала информации и средства общения. Поскольку Сеть стала весьма людным местом, через Интернет пошли массивные рекламные потоки, что дополнительно стимулировало сайтотворчество, в том числе, подстегнуло создание журналистских интернет-проектов. Развивается веб-дизайн, ставший для многих граждан увлекательным хобби. Впрочем, даже когда дизайном старались удивить, интернет-СМИ в большинстве случаев делали ставку на содержании, хотя от чересчур примитивных «одёжек», конечно же, избавились. В условиях конкуренции пришло осознание того, что веб может эффективно служить отдельным полем профессиональной деятельности масс-медийщика – полем с огромными специфическими преимуществами. Владельцы интернет-изданий обратили внимание на необходимость использования всех возможностей гипертекстуальности, мультимедийности и интерактивности. Именно в этот период возникает веб-радио – работающее исключительно в Интернете. Первые – «Pilman’s RADIO» (pilman.kiev.ua), «ФДР» (fdr.com.ua), «TiNET» (tinet.zp.ua/radio). Актуальной становится медиа-интеграция, в которой видят выход в условиях, когда Интернет отбирает аудиторию у традиционных СМИ. Второй период был временем проб и ошибок, поскольку весомая часть того, что делалось в Интернете, делалось энтузиастами-самоучками, а самой интернет-журналистике, а тем более – тонкостям поддержания работы интернет-издания, практически ещё нигде не учили. При этом, нельзя не заметить, что некоторые солидные интернет-проекты поднимались на грантах и с участием людей, которые побывали на стажировках на Западе. Третий период. Количество интернет-изданий по-прежнему увеличивалось, может быть даже интенсивнее, но это уже не бросалось в глаза. Отличительной чертой третьего периода является то, что он более спокоен во многих отношениях. Во-первых, на смену панике традиционных СМИ по поводу появления такого мощного конкурента, как Интернет, пришла уверенность, что к новым условиям можно приспособиться. Медиа-интеграция стала обычным явлением, всё чаще проявляется медиа-конвергенция медиа-продукта, говорят о синергетизирующей функции информационного пространства Интернета. Во-вторых, из проб и ошибок предыдущего периода в сфере интернет-СМИ выкристаллизовался опыт, который позволил сформироваться определённым стандартам журналистской деятельности в Сети. Всё больше факультетов журналистики стали обращать внимание на потребность подготовки специалистов для Интернета, соответствующие знания стали внедрять в учебные программы. В этот период в Украине выходит первое не переводное, а своё, учебное пособие по интернет-журналистике львовского автора Бориса Потятыника (который, кстати, предложил удобную аббревиатуру – ИЖ). Для журналистов-практиков, студентов и преподавателей факультетов журналистики часто устраиваются различные курсы, семинары, школы по ИЖ и т. п. Распространённым явлением становится фриланс. Причина – сайтов много, а настоящие редакции у веб-изданий встречаются нечасто. Официального статуса СМИ они тоже не имеют. Несмотря на это, в народе интернетные СМИ во второй половине 2000-х воспринимаются как стоящие на одном уровне с традиционными, их влияние на общество всё более заметно. Во внешнем оформлении и подходах к организации информации на сайте украинские интернет-издания ориентируются на стандарты, которые, кажется, во всём мире уже чётко сформировались. Это, как правило, сочетание нескольких контрастных тонов: белый, светло-голубой или светло-серый для фона; красный, синий, чёрный для шапки и прочих деталей; маленький, но броский логотип; на главной странице – лента основных новостей, модуль слайд-шоу для анонсирования свежих материалов, видео, опросы и т. д. Среди веб-проектов этого времени выделяются подчёркнуто мультимедийные, как, например, интернет-издания «ТелеПростір» (teleprostir.com), «INTV» (intv.ua), новостной видеопортал «Ukrvideo» (ukrvideo.com). Сейчас можно говорить о начале четвёртого периода. Нами уже упоминались два явления, которые следует зачислить к его характерным чертам. Это, во-первых, обращение к социальным сетям как типичная составляющая работы современного интернет-СМИ. Во-вторых – приспособление издания к различным цифровым устройствам: кроме обычного веб-сайта, облегчённый вариант для мобильника, электронная версия для ридера. Конечно, скоро мы услышим о новых веяниях… Особенности каждого периода, естественно, имеют корни в предыдущем, но только выйдя на первый план, они диктуют лицо отрасли на тот или иной момент. В очень сжатом виде суть предложенной периодизации состоит в следующем: 0 – возникновение среды для зарождения нового медиа-сектора; 1 – появление первых интернет-СМИ; 2 – стихийный, бурный и почти слепой рост нового медиа-сектора; 3 – умелое совершенствование работы интернет-СМИ с опорой на опыт и обобщённые знания; 4 – дальнейшее сближение с аудиторией (вероятно). Занятно было бы заглянуть и в будущее, уловив логику развития новых медиа, которые на сегодня уже скорее «старые добрые», чем новые. Но оставим эту задачу медиа-футурологам…
Литература:
____________________________ © Чабаненко Мирослава Викторовна |
|