Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Использование интервью в региональных СМИ (на примере медиагруппы «Южный регион» и телекомпании «Дон-ТР»)
(№16 [234] 01.10.2011)
Автор: Анжела Кутний
Анжела Кутний

Медиагруппа «Южный регион» включает в себя три телевизионных канала: городской «Южный регион -РБК», областной «Южный Регион Дон», кабельный «Ростов-на-ТВ». Кроме того, медиагруппа включает в себя два радиоканала: «Шансон» и «Маяк», а также собственное информационное агенство — интернет-сайт «Южный регион».

Южный Регион» имеет сформированную техническую базу, позволяющую работать в мультимедийной среде — эфирное теле и радиовещание, кабельные сети, интернет, спутниковое вещание, IPTV, профессиональный коллектив творческих и технических сотрудников, отлаженную систему сбора информации и производства  мультимедийного контента. Совместно с ДГТУ созданы кафедра «Массовых коммуникаций и мультимедийных технологий» и Медиапарк «Южный Регион» для реализации инновационных проектов в сфере массовых коммуникаций.
Визитной карточкой ежегодного международного бизнес-форума на Дону стала телевизионная премия «Бизнес Дона», инициатором которой выступила Медиагруппа «Южный Регион». Компания неоднократно отмечалась Национальной Ассоциацией Телерадиовещателей  (НАТ) за социальную направленность проектов и признавалась лучшей телекомпанией и лучшим Медиахолдингом года, а также награждалась профессиональными премиями «ТЭФИ» и «ТЭФИ-Регион». Проекты Медиагруппы - «ТВ-Деревня» и «Сельские электронные кинотеатры» получили национальное признание и успешно реализуются за пределами Ростовской области. 

 

Использование интервью на интернет-сайте «Южный регион»

На информационном сайте медиагруппы «Южный регион» жанру интервью отводится целая рубрика. В ней публикуются интервью различных героев сюжетов: танкисты, лётчики, фотографы, художники, дрессировщики, спортсмены, бизнесмены, строители, управленцы, молодёжные активисты, ученые, юристы и многие другие.

13.09.2011 года на сайте опубликовано интервью директора Донского военно-исторического музея Ивана Стреляева. Речь идет о праздновании дня танкиста, учрежденного в 1946 году, а также о новом экспонате музея — танке Т-34. Вопросы интервьюера носят официальный характер, интервьюер предоставляет интервьюируемому возможность рассказать как можно более подробную информацию о событии и экспонате, задавая следущие вопросы: «Чем уникален этот танк?», «Кто первым управлял танком на мероприятии?», «Как часто вы проводите исторические реконструкции?», «Вы также являетесь учредителем поискового объединения?».

Это информационное интервью, так как интервьюер старается получить информацию о мероприятии. «Реконструкции военных событий мы проводим ежегодно. И это не только исторические эпизоды Второй мировой войны, но и Средневековье, например, бои донских казаков с турками. Недавно мы провели реконструкцию войны в Афганистане, «Прорыв миус-фронта», «За родную Одессу», а также фестивали – «Азовское осадное сидение» и «Слово о полку Игореве». Самой запоминающейся в этом году для меня стала военно-историческая реконструкция «Вторжение», посвященная взятию Брестской крепости. В июне мы специально ездили в Брест. Участники съехались со всей России. Мы единственные представляли Ростовскую область. Наша группа, одетая в форму немецких офицеров, смотрелась целостно», - отвечает на вопрос интервюера директор музея. 

31 августа на сайте «Южный регион» было опубликованно интервью лидера группы ростовских флешмоберов «Добрые пингвины» Германа Унанова. В лиде автор указывает, что такое флешмоб: «Флешмоб (англ. flashmob, сокр. от flashing mob — «мелькающая толпа»). Это акции, в которых большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия, а затем быстро расходятся. Является больше провокацией, чем видом искусства. Цель моба - удивить прохожих и развлечься. Он рассчитан на случайных зрителей». Это типичный пример информационного интервью. Интервьюер обеспечивает информацию, не углублясь в анализ. Главная задача интервьюера — ответить на вопросы «Что? Где? Когда?». «Какие еще флешмобы у вас запланированы на ближайшее время?»,- спрашивает интервьюер. «В будущем - у нас «Киносеанс». Моберы встретятся около рекламного видеоэкрана, расположенного возле парка им Горького, сядут с попкорном перед ним и будут смотреть... рекламу...минут 5-10. А потом просто разойдутся, как будто никто друг друга не знает. Еще у нас будет танцевальный флэшмоб. Сейчас проходят репетиции в парке Горького и, где-то в середине сентября, мы будем в центре города танцевать, обязательно под музыку, в стиле «стиляг». В будущем хотели бы, конечно, поехать на всероссийский флэшмоб, в какой-нибудь город, объединиться с местными моберами и выступить в большой грандиозной акции», - отвечает интервьюируемый.

Интервью-портрет используется в тех случаях, когда герои интервью — деятели культуры, науки, общественный актив и так далее. Яркий пример интервью портрета опубликован 26 августа 2011 года. Интервьюируемый — Аскольд Запашный. Информационный повод — шоу-программа братьев Запашных, которая врепвые представлена в Ростове. В интервью дрессировщик расскрывает свою личность, рассказывает о своих увлечениях и впечатлениях от посещаемого города. «Первое, что приходит на ум, наверное кошка, так как у вас в Ростове много бездомных кошек. Ну, а если серьезно, какая - нибудь рыба, например, карп», - так характеризует Ростов дрессировщик. Интервью-портрет используется также в материале про летчика Владислава Костючука. Герой раскрывает себя как личность, рассказывая, почему выбрал профессию: «Родители хотели, чтобы я выбрал гражданскую профессию - был или адвокатом, или инженером. Работа летчика непростая, связана с частыми командировками. Семье приходится тяжело, когда мужа, отца не бывает подолгу дома. Но потом папа понял, что я не отступлю, и поддержал мое стремление. Отец был военным-штурманом. Всё мое детство прошло в военных гарнизонах, в непосредственной близости к авиации. Еще будучи маленьким, я много летал на самолетах. И мне до сих пор это очень нравится».

Интервьюируемые в аналитическом интервью — это бизнесмены, экономисты, политики, общественные деятели. Темы — экономика, бизнес и политика. Например, материал о строительном бизнесе, вышедший 11 апреля 2011 года. Интервьюируемый — председатель правления НП «Объединение строителей Южного округа». Общественный деятель очень резко высказывается о принятом законе о СРО: «Это хороший вопрос. В самом начале введения СРО перечень видов работ был явно не доработан. Там было много видов работ, которые могли бы не подлежать саморегулированию. За истекший год трижды менялся перечень, и все СРО, и наши (а я представляю сразу три: НП "Объединение строителей Южного округа", "Объединение проектировщиков Южного округа" и "Объединение изыскателей Южного округа") - мы три раза вынуждены были вновь перерабатывать наши документы и менять свидетельства о допуске нашим членам. Но я могу сказать, что это законотворчество более или менее вошло в стабильную среду, и сейчас мы имеем вменяемый перечень работ. Хотя, пугая нас, национальное объединение говорит, что это еще не конец».

Из полученных путём проведенного нами контент-анализа сведений, можно сделать вывод, что наиболее часто на информационном сайте «Южный регион» используется информационное интервью. В этом жанре опубликовано 17 материалов из 38. В жанре информационного интервью выполено 14 материалов. А интервью-портрет используется в 7 случаях. Отсутствуют на сайте протокольные интервью, а также дискуссии. Причина, почему не используются дискуссии лежит на поверхности — в текстовом варианте теряется сам смысл жискуссии, она становится «сухой» и безэмоцыональной. Протокольное же интервью используется преимущественно в выпусках новостей «Южный регион - инфо».

Кроме рубрики «Интервью» на информационном сайте медиагруппы «Южный регион» интервью используется в рубрике «Комментарии». Однако в рубрике «Комментарий» интервью используется не как жанр, а как метод получения информации: «Анна призналась, что не сумела до конца раскрыть свою героиню: «Слишком большой фильм, слишком много сюжетных линий. Моя героиня любящая, заботящаяся о муже, очень интересная натура».

Роль в кинокартине «Беременные» для певицы не первая. Она уже снималась в трех фильмах, но, по ее собственным словам, это были скорее пробы актерского таланта. В случае с «Беременным» все было иначе: «Мне сделали предложение, от которого я просто не могла отказаться. Интересный сценарий, интересная команда. Все было очень хорошо».

По мнению Анны Седаковой, фильм получился очень добрым и позитивным. Сама певица предпочитает романтическое кино, а из актрис больше всего уважает Одри Хепберн.»

Это выдержка из материала о певице и актрисе Анне Седаковой, опубликованого 9 сентября 2011 года. На примере этой публикации, мы видим, что в рубрике интервью используется в качестве прямой речи, цитат, а также как метод сбора информации.

Похожую картину мы видим в материале о туризме. В роли интервьюируемоего выступает Инна Шинкина — начальник управления развития туризма Ростовской области. Журналист провел интервью и результаты зафиксировал в следующей форме:

«В свою очередь, начальник отдела управления развития туризма Ростовской области Инна Шинкина, рассказала, где можно отдохнуть, не покидая границ области. "У нас большинство людей ездят отдыхать на северное и южное побережье Таганрогского залива, на прибрежную территорию Нижнего Дона и, конечно, Верхнего Дона — в Шолоховский район. Мы говорим о лагерях, базах отдыха, гостиницах, туристско-развлекательных комплексах и мини-гостиницах. Категории людей отдыхают самые разные - автотуристы, бизнес-туристы. Чаще - это семейный детский отдых, туры выходного дня. Есть такие люди, которые сознательно едут и останавливаются в гостевых домах. У нас можно отдохнуть и за 200-600 рублей, а можно и за 7000 рублей в сутки, это очень большой разрыв по ценам. Кроме того, из областного бюджета выделяются средства на проведение с весны по осень крупных событийных мероприятий, таких, как Шолоховская весна. В июне у нас прошел фестиваль «Донская уха» в Азовском районе, потом в августе была реконструкция Азовского осадного сидения казаков и другие мероприятия. Сейчас завершается сезон, и у нас будет большой праздник «Донская лоза». Он состоится 24 сентября, как раз в канун Дня туризма",- рассказала она».

В рубрике «Комментарии» рассматриваются различные тематики, а именно: туризм, светская хроника, психология, образование, здравоохранение, безопасность, экономика, история и т.д.

Мы провели контент анализ тематики рубрики «Комментарии». Из 47 проанализированных нами публикаций 17 поввящены экономике. Такое внимание к это теме можно объяснить тем, что в медиагруппу входит экономический канал «РБК», а значит часть комментариев идёт оттуда. Большое внимание уделяется политики. Это вторая наиболее популярная тема после экономике. Политике отводится 9 публикаций из общего списка. Это материалы о деятельности как исполнительных, так и законодательных органов власти. Наименее популярные темы — туризм, образование, здравоохрание и психология.

 

Использование интервью на областном телевизионном канале «Южный регион — Дон».

Телеканал начинает свою историю с 15 января 2010. В эфир на телеканале «Южный регион-Дон» выходят:

  •  информационные, общественно-политические программы: новости федерального и областного значения
  •  экономика
     - новости и события городов и районов Ростовской области
  •  культурно-просветительские, патриотические, военно-патриотические, исторические программы
  •  спортивные программы
  •  образовательные и учебные программы
  •  детские и молодежные программы
  •  музыкальные и развлекательные программы
  •  художественные и документальные фильмы, мультфильмы
  •  трансляции областных спортивных и культурных мероприятий.

Программное наполнение телеканала «Южный Регион Дон» - состоит из блоков, программ, рубрик и многих других телевизионных форм, логически следующих друг за другом и расставленных по времени.
Канал вещает круглосуточно и является самопрограммируемым, именно поэтому каждый в удобное для себя время может посмотреть как выпуски информационных программ, так и художественные и документальные фильмы, сериалы, музыкальные программы, а также тематические программы, подготовленные нашими корреспондентами.

На канале реализуются следующие проекты:

Информационно-образовательный проект «День знаний». Проект работает с 2008 года. В рамках проекта – выпуски новостей школьных и студенческих телевизионных студий (МОУ СОШ №95 г. Ростова-на-Дону – программа «ШТВ-95», РГЭУ РИНХ – программа «Вести университета»). В 2009 году к работе подключена гимназия №36 г. Ростова-на-Дону. Ведется активная работа по взаимодействию с другими школами городов и районов области, а также техникумов, колледжей, ВУЗов.

«Новости. Время местное». Медиагруппа «Южный Регион» совместно с областными студиями и телекомпаниями готовит к эфиру информационные выпуски программы «Новости. Время местное». В рамках проекта: новости, видеосюжеты, программы о районах Ростовской области, зарисовки о талантливых земляках, материалы о развитии и достижениях уголков Донского края. Сегодня в нашем эфире программы подготовленные корреспондентами телекомпаний «Обливские вести» (Обливский район), «Дельта» (Целинский район), «Видеотон» (Октябрьский район), «Секрет» (Верхнедонской район), «Миллерово-ТВ» (Миллеровский район), «Каменск-ТР» (Каменский район), «Объектив» (Егорлыкский район), «Речник» (Усть-Донецкий район), «Тацнеское-ТВ» (Тацинский район), «Сальская степь» (Сальский район), «ВТВ», Волгодонский вестник» (Волгодонской район), «Регион» (Пролетарский район), «Несветай» (Новошахтинск), «Новочеркасск-ТВ» (Новочеркасск).

«Одна семья» - еженедельная программа о культуре, традициях и обычаях народов, живущих на территории Ростовской области.

«Наше доброе утро». Утренняя новостная программа. Выходит ежедневно по будням.

«Здоровый интерес» - совместный проект Медиагруппы «Южный Регион» и Министерства здравоохранения Ростовской области. Основной целью проекта считаем помощь в решении вопросов здравоохранения.

«Агробизнес», «Станица», цикл программ о казачестве – программы для тех, кто живет и трудится в сельской местности. Новости агробизнеса, рассказы о людях, традициях, культуре народов, живущих в Донском крае.

«Информационный блок» – ежедневные информационные программы: «Южный Регион-ИНФО» - новости и события Ростова и области, «Лента федеральных новостей» - события федерального значения.

«12 минут спорта» – новостная спортивная программа. Выходит в эфир с 15 февраля 2011 года. Ведущий Александр Боровков.

В рамках городского блока программ «Ростов-на-ТВ» - новости и события Донской столицы, интересные и примечательные люди, факты, история города, видеозарисовки и разноплановые тематические программы.
А также прогноз погоды, «Главная страница» - ежедневный обзор печатных и телевизионных СМИ, программы «Одна история», «Другая жизнь», «На все 100», «На вкус», «Ручная работа», «Мой подарок», «Некогда болеть», «Словарики», «Культпоход», «Афиша», «Путь домой», «Наше будущее», «С добрым утром!», «Патриот». 

Более подробно мы остановимся на программе «Южный регион — Инфо», «Здоровый интерес», «Патриот», а также «Одна история», поскольку, на наш взгляд, они наиболее адекватно соответствуют заявленной тематике.

Программа «Одна история» выполнена в жанре интервью-портрет. В ней автор и ведущая Алина Николаева, расскрывает судьбы интересных людей. Это талантливые, неординарные личности, которым есть что рассказать телезрителям, люди, которые могут служить примером для подражания. Первый выпуск программы был 9 сентября 2011 года. Героем программы стал Анатолий Скнарин — знаменитый скульптор. Программа начинается со стендапа ведущей, в котором она представляет героя зрителям: «Наш сегодняшний герой с ранних лет любил рисовать, а особенно лепить из глины. Анатолий Скнарин. Именно о нём эта история. В 1957 году он поступил в Ростовское художественное училище имени Грекова, на скульптурное отделение, но так его и не закончил». 

Интервью-портрет в программе используется не в чистом виде, поскольку неторое слова героя произносит сама автор программы в закадровом тексте. Однака, учитывая назначение жанра интервью-портрет, а именно раскрытие личности интервьюируемоего, мы может отнести программу «Одна история» именно к этому жанру. Закадровый текст посвящен герою сюжета, его истории: «Родители Анатолия по профессии были далеки от творчества. Мама — Надежда Петровна - была акушером-гинекологом. 40 лет проработала в Центральной городской больнице Ростова»; «Два года Анатолий учился в местной сельской школе. До нее было 6 км и это расстояние он  преодолевал в любую погоду и время года. Об этом времени скульптор сохранил самые тёплые воспоминания»; « В начале 90-х годов уже известному скульптору Анатолию Скнарину поступил заказ на новую скульптурную композицию «Красный десант». 

Интервьюируемый говорит о своей сфере деятельности, что тоже характерно для интервью-портрета: «И художники, и композиторы, и писатели, они как бы вне закона.Не только для меня, но и для других художников». 

В программе «Южный регион — инфо» интервью используется в качестве синхронов в сюжетах. Это комментарии специалистов, а также показания свидетелей и участников происшествий. Тематика различна — это и политика, и экономика, и безопасность, и культура, и чрезвычайные происшествия, и образование, и здравоохранение и многое другое. Типы интервью напрямую зависят от тематики. Тематика политики, экономики и безопасности реализуются в протокольных интервью. Культурная тематика реализуется в интервью-портретах. Информационное интервью — для сюжетов о политике, эконмике, общественной жизни, чрезвычайных происшествиях, здравоохранении, образовании и так далее. Например, материал от 15 сентября 2011 года посвящен джазовому фестивалю, который пройдет в Ростове. Другой пример информационного интервью: «Одна из задач, которая стоит перед нами, это воспитание в подрастающем поколении интереса к науке, к технике. Чтобы выходили не только экономисты и эристы, но и инженеры, которые так требуются в настоящее время промышленности. Атомная отрасль - не исключение». Материал посвящен фестивалю науки. Он вышел в эфир 14 сентября 2011 года.

Интервью используется и в программе «Здоровый интерес». Собеседниками ведущей Елены Мандрик выступают врачи различных направлений: хирурги, отолорингологи, кардиологи, онкологи и т.д.

В программе «Патриот» используется интервью-портрет. Но в отличие от программы «Одна история», где героями интервью выступают люди культуры, в программе «Патриот» герои — люди военные. Это лётчики, космонавты, офицеры полиции, курсанты и многие другие. 

Использование интервью в «Ростов-на-ТВ».

В ноябре 2006 года Медиагруппа «Южный Регион» создала городской кабельный круглосуточный самопрограммируемый телевизионный канал «Ростов-на-ТВ». Изначально эфир «Ростов-на-ТВ» заполняли исключительно городские новости. Затем появились рубрики городского формата рассказывали об интересных исторических, культурных местах города и необычных фактах из жизни Ростова-на-Дону: «Ростов по буквам», «автоСТОП», «Ценник», «проСМОТР», «Сделано в Ростове», «Ростов-он-лайн» и многие другие.

В январе 2010 года программы телеканала «Ростов-на-ТВ» стали составной частью нового серьезного проекта Медиагруппы – областного телевизионного канала «Южный Регион Дон». Уже в 2011-м в эфире ТК «Южный Регион Дон» - ежедневный городской информационно-развлекательный блок «Ростов-на-ТВ».

«Ростов-на-ТВ» - городские новости «фри»-формата: легкая для восприятия и непринужденная информация, отличная от привычных новостей способами подачи и более свободным выражением мысли авторов рубрик.

В рамках 22-минутного городского информационно-развлекательного блока

  •  интервью с талантливыми и просто интересными горожанами;
  •  рубрика «Где в Ростове» - телевизионный гид-помощник сориентироваться в предложениях и услугах мегаполиса;
  •  рубрика «Афиша» - предстоящие кино- и театральных премьерах, культурных и культурно-массовых мероприятиях города;
  •  «Ростов по буквам» - видеоэнциклопедия, рассказывающая о интересных местах города;
  •  рубрика «Один день в истории Дона» с Алиной Николаевой о памятных и знаменательных датах Донской столицы;
  •  рубрика «Сделано в Ростове» - яркие события города;
  • «Спорт-на-ТВ» - рубрика о достижениях Донского спорта;
  • «Обзор прессы». Ведущая Дарья Кораблева рассказывает о ростовских печатных СМИ;
  • рубрика «Молодежь-на-ТВ» о молодежных активистах и движениях в городе.

Городской информационно-развлекательный блок «Ростов-на-ТВ» в эфире телеканала «Южный Регион Дон» выходит в эфир ежедневно.

В «Ростове-на-ТВ» жанр интервью представлен в рубрике «Диалог» , как информационное интервью, а также интервью-портрет. Зачастую эти два типа интервью синтезируются между собой. В одном интервью заключаются элементы и интервью информационного, и интервью-портрета.

Также интервью используется в других рубриках, например, в «Где в Ростове», «Молодежь-на-ТВ» и в «Спорт-на-ТВ» в качестве синхронов. Это преимущественно, информационное интервью.Например, в сюжете о выставке «Ростов гостеприимный, вышедшем в эфир 15 сентября 2011 года используется фрагмент информационного интервью с директором департамента потребительского рынка области: «Выставка "Ростов гостеприимный" является уникальным мероприятием, предоставляя возможность, во-первых, демонстрацию этих продуктов, а, во вторых, заключение договоров напрямую с предприятиями торговых сетей», а также фрагмент информационного интервью с председателем колхоза: «Со многими потребителями нашей продукции, а это и зерно, и молоко, это и мясо, и самое главное - это семена элитных пшениц, мы познакомились здесь - обменялись визитками обмен информацией, и после этого мы заключили деловые, партнерские отношения»; генерального директора ОАО «Батайский хлебокомбинат»: «Мы бы хотели видеть своих партнеров, опять же не хочу называть их конкурентами потому, что мы все партнеры, т.к. хлеб объединяет людей и производителей хлеба в том числе. Мы бы не хотели конкурировать, мы бы хотели дружить». 

Сюжеты про уникальных, талантливых и интересных людей, выполняются с элементами жанра интервью-портрет. Фрагменты интервью используются в синхронах. Например, 13 сентября в эфир вышел сюжет о девочке-изобретателе. Автор Юлия Момот в закадровом тексте рассказывает о судьбе девочки и ее достижениях. Героиня сюжета Катерина Семенько в синхронах подтверждает и более обширно преподносит информацию, сказанную в закадровом тексте: «У меня есть такое правило жизни. Проходит недели две или одна. Я закрываюсь в комнате, и цель просто порисовать, создать что-то новое. Просто сажусь в комнате, я злюсь на себя, что давно не рисовала, поток мыслей будоражит и не дает спать»; «Он все время ходил в спецовке. Единственный портрет такой, на памятнике - нашли. Это крайне редко. Он все всремя ходил в техничке. Он был главный механик аэропорта, на нем практически держался аэропорт»; «С одной стороны была проблема. Я была на фестивале музыки, он проходил на открытом воздухе. Постоянно мы носились с этими мисками, влажными салфетками их мыли. Это всё как-то злило. Проблема была сама по себе. Я что-то села после приезда своего и просто стала эскизировать»; «Тарелка стала поворотным моментом. До этой тарелки, которая заняла место на конкурсе я была нацелена на то, чтобы делать вещи просто красивыми. А этот поворот в сторону простых объектов, функциональных - для меня это знаковый момент, до этого я была ориентирована на другое немножко».

Использование интервью на канале Дон-ТР.

Ростовская государственная телевизионная и радиовещательная компания "Дон-ТР" (ГТРК "Дон-ТР") – филиал федерального государственного унитарного предприятия Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ФГУП ВГТРК).

Частотные телеканалы: 12-й канал метрового диапазона и 35-й канал дециметрового диапазона. 

Аудитория: 5 млн. человек Ростова и Ростовской области, часть Краснодарского и Ставропольского краев, юг Воронежской области, восток Украины.

На сегодняшний день Дон-ТР занимается изготовлением художественные, публицистические, социальные, политические, музыкальные, рекламные программы.

"Дон-ТР" не только телерадиокомпания производящая различные программы для эфира, но и центр по обучению журналистов и специалистов теле-радиовещания современным технологиям. В компании создан обучающий центр, оснащенным необходимым оборудованием, где проходят подготовку и переподготовку работники не только «Дон-ТР», но и представители других телерадиокомпаний из Южного федерального округа.

Кроме радио и телевидения, «Дон-ТР» включает в себя газету, в которой публикуется программа передач.

«Дон-ТР» выпускает следующие программы:

«Вести. Дон». Ежедневная информационная программа о жизни Ростовской области. Выходит в эфир 12 раз в день на канале Россия-1.

«Вести. Медицина». Еженедельная информационная программа, в которой обсуждаются вопросы здоровья и здорового образа жизни. Выходит в эфир на канале Россия-24.

«События недели». Еженедельная информационно-аналитическая программа о событиях, которые вызвали общественный резонанс. Выходит 1 раз в неделю, по воскресениям на канале Россия-1.

«Вести. Дон. Утро». Ежедневная информационно-развлекательная программа. Выходит в эфир 8 раз в день по будням на канале Россия-1.

«Вести. Подробности». Ежедневная информационно-аналитическая программа в жанре беседы (иногда круглого стола). Выходит в эфир на канале Россия-24.

«Вести. Экономика». Еженедельная информационно-аналитическая программа в жанре беседы. Обсуждаются вопросы экономики области и Российской Федерации. Выходит в эфир на канале Россия-24.

«Вести. Авто». Еженедельный тележурнал для автомобилистов и автолюбителей. Выходит в эфир на каналах Россия-1, Россия-24.

«Вести. Юг». Еженедельная информационная программа, охватывающая тематиками и зоной вещания весь Юг России. Выходит в эфир на каналах Россия-1, Россия-24.

«Путь». Еженедельная религиозная программа о православной культуре. Выходит в эфир на канале Россия-24.

«Губерния». Еженедельная публицистическая программа. Выходит в эфир на канале Россия-1.

«Вести. Туризм». Еженедельная информационно-публицистическая программа о туризме и путешествиях. Выходит в эфир с 2011 года на канале Россия-24.

«Садовая энциклопедия». Еженедельная программа о садоводничестве и огородоводнечестве. Выходит в эфир с 1999 года на канале Россия-24.

«Провинциальный салон». Еженедельная публицистическая программа о культурной жизни Дона. Выходит в эфир на канале Россия-1.

«Вести. Дон. Спорт». Еженедельная информационно-аналитическая программа о спортивной жизни. Выходит в эфир на канале Россия-24.

Директор «Дон-ТР» - Николай Иванович Чеботарёв. Заместитель директора – Анна Кузанова. 

Историческая справка.

История ростовского телевидения начинаетсясо строительства Ростовского телецентра в 1956 году. Строительство закончилось 29 апреля 1958 года. Высота телебашни составила 200 метров. 

30 апреля 1958 года начались пробные телепередачи Ростовского телевидения. А в феврале 1958 года был организован Комитет по радиовещанию и телевидению при исполкоме Ростовского областного совета депутатов трудящихся. 

Впервые цветные телепередачи вышли в эфир в 1974 году. В 1978 году на телевидении начала работать цветная передвижная телестанция.

В 1978-1979 годах началась трансляция второй общесоюзной программы ЦТ, а в 1981-1982-х – трансляция третьей программы. 

До 1991 года единственная телевизионная организация, которая существовала в Ростове-на-Дону - Ростовский областной комитет по телевидению и радиовещанию. Его основными структурными подразделениями были студия телевидения и радиотелецентр (РТЦ) - коллектив технических работников, осуществляющих подготовку и выдачу телерадиопрограмм в эфир. 

Вещание осуществлялось пять дней в неделю по второй общесоюзной программе, его объем составлял два часа в сутки, по первому общесоюзному каналу в эфир выходила лишь информационная программа. Объем годового вещания, использование киносъемки, прямого эфира, видеозаписи жестко регламентировались Государственным комитетом по телевидению и радиовещанию.

Переломным стал 1991 год, когда была разрушена единая система Гостелерадио СССР, а также было создано Министерство информации и печати Российской Федерации. Региональные телерадиокомитеты и подведомственные им структуры были преобразованы в государственные телерадиокомпании. 

Государственная телерадиокомпания "Дон - ТР" была учреждена в 1991 году Министерством информации и печати Российской Федерации. Ей были переданы права ликвидированного областного телерадиокомитета. «Дон-ТР» финансировался из федерального бюджета, как и ликвидированный комитет.

Исторически сложилось, что интервью как метод сбора информации и как жанр активно используется на областном телевидении. В программах, выходящих в эфир на «Дон-ТР» интервью используется в следующем виде:

1. Целые программы в жанре беседы, такие как «Вести. Медицина» и «Вести. Подробности».

2. Целые программы в жанре официального интервью, такие как «Вести. Интервью».

3. Круглые столы с приглашенными гостями.

4. Беседа с экспертами в новостных блоках («Вести. Дон», «Вести. Авто», «Вести. Дон. Утро»).

5. Мнения экспертов в аналитических программах. Например, «Вести.Экономика».

6.Синхроны и комментарии в новостных сюжетах и репортажах.

В эфире Дон-ТР используются:

- аналитическое интервью в беседах, круглых столах;

- информационное интервью в новостных блоках;

- публицистическое интервью в программах и сюжетах о культуре, зарисовках в «Провинциальном салоне», «Вести. Туризм», «Вести. Авто».

На канале Дон-ТР представлены все существующие в современных классификациях виды интервью. 

1. Протокольное интервью. Проводится с целью получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. В качестве интервьюируемого выступает, соответственно, официальное лицо высокого ранга: губернатор Ростовской области и его заместители, министры, мэры, чиновники и т.д. Протокольное интервью – одно из наиболее часто используемых в программах областного телевидения. На канале Дон-ТР протокольное интервью представлено в информационных блоках, а так же информационно-аналитических программах. Например, комментарий первого заместителя председателя фракции "Справедливая Россия" в Государственной Думе, председателя регионального отделения Михаил Емельянова, представленный в качестве синхронна в информационном сообщении: «Мы стремимся, чтобы в обсуждении нашей программы приняли участие не только члены партии, но и представители общественных организаций, беспартийные. Для того, чтобы наша программа максимально вобрала в себя те чаяния общества, решение тех проблем, которыми живет общество» («Вести. Дон», 23.06. 2011 г.) 

2. Информационное интервью. Цель – получение определенных сведений. Данный тип интервью входит в состав информационно-публицистических программ и наиболее часто используется на областном телевидении. Ни один новостной блок не возможен без элементов информационного интервью. Также информационное интервью используется в программе «Вести. Интервью».

3. Интервью-портрет – особая разновидность телеинтервью, цель которого – по возможности наибольшее раскрытие личности собеседника. В данном случае преимущество имеют социально-психологические эмоциональные характеристики интервьюируемого, выявление его системы ценностей. Такой вид интервью очень часто выступает как составная часть экранного очерка. Работа над интервью-портретом занимает много времени и требует доскональной подготовки. Интервьюер должен обладать достаточным профессионализмом и владеть азами психологии. Из-за большой трудоёмкости и малого спроса телезрителей, интервью портрет не используется в чистом виде на областном телевидении. К данному виду прибегают журналисты во время предвыборной агитации, поскольку данный вид способен полностью раскрыть личность собеседника, а профессиональный интервьюер способен направить ход мыслей говорящего так, чтобы его предвыборная программа и взгляды выглядели в глазах телезрителей наиболее выгодно.

4. Дискуссия - ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимых вопросов. Дискуссия активно используется в эфире канала Россия-24 в следующих программах: «Вести. Экономика», «Форум», «Вести. Подробности».

5. Интервью–анкета используется для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников. Чаще всего это серия интервью, в которых разным участникам задается один и тот же вопрос. Оно проводится, как правило, вне студии. Журналисты данный вид интервью называют «Социальным опросом», а Г.В. Кузнецов именует данный вид «вокс-поп». Используется не в чистом виде, а как составляющая часть целой программы.

Среди перечисленных видов интервью, В.Г. Кузнецов выделяет также подвиды. Таким образом, информационное интервью учёный делит на «интервью–факт» и «интервью–мнение». Определяя форму «классического интервью» как цепочку из звеньев «вопрос–ответ», М.И. Шостак выделяет такие разновидности (основание – цель и характер беседы): информативные, экспертные, проблемные, интервью–знакомства.

В социологии различают три типа интервью: направленное, полунаправленное и ненаправленное. На наш взгляд вышеперечисленные типы можно применить и в журналистике. Рассмотрим более подробно данные три типа интервью, известные в социологии.

В направленном интервью интервьюер он расспрашивает людей, задавая им вопросы, соответствующие проблематике исследования. При этом интервьюируемые должны строго придерживаться рамок заданного вопроса, используя лишь те понятия, которые присутствуют в его формулировке.

Эта техника дает ценную информацию по некоторым проблемам. Однако у данной техники есть и минусы. Она не позволяет глубоко изучить духовный мир опрашиваемых лиц. Соответственно данная технология может применяться для следующих видов интервью, существующих в современной журналистике: протокольное интервью и информационное интервью. Абсолютно не подходит для портретного интервью и аналитического интервью.

С точки зрения психологии, интервьюер, использующий направленную технику, наталкивается на двойное препятствие. С одной стороны, может быть что люди "зажаты" механизмами защиты, которые мешают им свободно выразить свои мысли и чувства. С другой стороны, они зачастую дают поверхностные ответы, когда спрашивают о побудительной силе их действий, поскольку далеко не всегда полностью осознают, каким влияниям подвергаются.

Ненаправленные техники созданы как раз для того, чтобы решить обозначенную выше проблему. Их цель - способствовать свободной речи, в которой находит свое выражение невысказанное. Они направлены на поощрение "углубления" в тему, которое позволяет интервьюируемому постепенно раскрывать некоторые элементы, которые до того момента он полностью не осознавал. В свободном интервью интервьюер не расспрашивает человека, он довольствуется тем, что слушает его, попросив высказаться по определенной теме. Его основная цель - помочь интервьюируемому высказаться и стараться не направлять его речь. В данном типе интервью интервьюер использует два приема, подсказанные работами К. Роджерса. Прежде всего, он демонстрирует позитивное безусловное внимание, показывая, что интересуется всем, что сказано, стараясь не выражать ни одобрения, ни порицания. Это побуждает интервьюера к свободному высказыванию, позволяет ему отбросить защиту. Данная технология может использоваться для аналитического интервью и интервью-портрета.

Две вышеописанные техники не являются несовместимыми; существуют смешанные формы, которые сочетают одновременно направленность и ненаправленность. 

В полунаправленных интервью интервьюер задает говорящему конкретные темы и затем предоставляет ему полную свободу в высказываниях.

Какими же способами проводится интервью? Как добывается материал? Существует пять форм организации интервью.

Пресс-конференция — «это коллективное интервью, когда журналистов приглашают на встречу с персоной, источником информации, в определенное время и в назначенном месте». Местом встречи может выступить информационная служба, агентство или специально оборудованное помещение в каком-либо общественном центре. Пресс-конференции созываются по определенным информационным поводам с целью распространения, разъяснения или опровержения какой-либо информации.

Проводятся подобные мероприятия по заранее заведенному порядку: инициатор делает подробное сообщение о свершившемся или планируемом событии, решении, предложении, после чего журналистам предоставляется возможность задать вопросы. 

Пресс-конференции также проводятся с целью передачи представителям СМИ неофициальной информации.

Выход к прессе — фактически малая форма пресс-конференции для информирования журналистов об итогах прошедшего мероприятия, инициатором которого является ньюсмейкер. Это, как правило, заранее не планируется, что отличает данный формат интервью от предыдущего. Выход к прессе ньюсмейкер или его пресс-секретарь осуществляют сразу по окончании заседания, как и на пресс-конференции, делая заявление и отвечая на вопросы журналистов с предоставлением лишь необходимой дозы информации. У этого мероприятия, которое вполне можно отнести к формам информационной поддержки СМИ, есть уязвимое место: инициатива в нем принадлежит ньюсмейкеру, который и определяет дозу информации.Выход к прессе делается «по горячим следам» события, когда эмоции после дискуссий еще не улеглись. Именно поэтому журналистам надо очень внимательно слушать ответы и следить за настроением «ответчика». 

Брифинги — это плановое мероприятие, которое проводится с регулярной периодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельности организации или компании. Например, регулярно проводит брифинги министерство иностранных дел. На них журналисты оповещаются о текущих вопросах внешней политики. Вниманию работников СМИ предлагается также официальная ведомственная трактовка наиболее актуальных событий мировой политики.

Сложным форматом интервью является «круглый стол», на котором журналист ведет разговор не с одним, а с несколькими участниками. Здесь функции интервьюера шире — как у модератора: в его задачи помимо вопросно-ответного общения входит еще и управление беседой. 

 «Круглый стол» подразумевает серьезность анализа затрагиваемых проблем, поэтому к участию в нем приглашаются в основном эксперты. С помощью интерактивных форм возможно привлечение к дискуссии и широкой аудитории, что делает роль журналиста-модератора полифункциональной.

Интервью по телефону. Главным аргументом в пользу телефонного интервью является фактор времени. Сегодня по оперативности конкуренцию телефонному звонку может составить, пожалуй, только общение по электронной почте. Интервью по телефону — рабочая процедура для подготовки публикаций журналистами всех каналов массовой информации, но это и вполне самостоятельный формат. Нередко телефонные интервью используются в теле- и радиоэфире для актуальных включений, например в экстренных выпусках новостей, в «горячих» сюжетах, когда необходима информация с места событий. На телевидении при этом, конечно, теряется эффект «картинки», зато выигрывается время. Такое интервью обладает еще одним преимуществом — оно дешево, не требует сборов в дорогу, покупки билета на самолет, чтобы лететь на встречу с героем ради нескольких вопросов. 

Интервью можно провести и с помощью разных служб Интернета — электронной почты, на форуме или в чате. По степени опосредованности этот вид организации интервью, естественно, превосходит уже рассмотренные: собеседник удален, и с ним, как правило, нет визуального контакта.

_____________________

© Кутний Анжела Игоревна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum