Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Женский вопрос и тема духовного самоопределения личности на страницах журнала середины XIX века «Нива»
(№17 [235] 20.10.2011)
Автор: Елена Пушкарская
Елена Пушкарская

Самое популярное периодическое издание России XIX века - семейный журнал «Нива» взял на себя важную роль в обществе: учил находить хорошее в настоящем, внушал мысль о всесилии человеческого разума и результативности трудолюбия. В этом заключалось его основное отличие от большинства русских журналов середины XIX века, которые строили свою информационную политику, находясь на позиции острой критики настоящего и культивирования чувства неудовлетворенности, гражданского протеста. На фоне всеобщей нестабильности «Нива» вносила позитивный элемент, призывая к просвещению, терпению, трудолюбию, самоусовершенствованию. Она объединяла массы читателей, указывая им позитивное направление для личностного и общественного развития. В атмосфере общей нестабильности и упадничества это было нужно читателю. Мы предполагаем, что именно позитивный эмоциональный настрой привлекал читателей. В «Ниве» был особенно заметен ее ярко выраженный позитивистский настрой как в мировоззрении, так и в пропаганде «теории малых дел» в общественных вопросах; в последнем она не стояла особняком в общественно-культурном контексте России конца XIX века. Хотя стоит отметить, что эти взгляды в «Ниве» не были сведены в стройную идеологическую систему. Они проявлялись через подборку материалов, но не были предъявлены в качестве четко прописанной программы.

В отличие от многих толстых журналов той эпохи, «Ниве» не были свойственны метафизические рассуждения, абстрактные высказывания на философские темы. Это было издание, рассказывающее о действительности, о том, что окружало человека в новом обществе. Акцент делался на повседневных и привычных явлениях действительности: природа, практические и бытовые интересы человека, производственная деятельность и др.  Женская тема на страницах журнала «Нива» занимала ведущее место.

На протяжении не одного века в социально-экономической и политической сферах жизни общества доминировали мужчины. В России традиции патриархата сохранялись дольше, чем на Западе. Женщина многие века вынуждена была выходить замуж по расчету, за более богатых мужчин, которые смогли бы обеспечить ее и будущих детей, то есть зависимость женщины определялась ее экономической несамостоятельностью, обусловленной обязанностью рожать, воспитывать детей и вести хозяйство.

Женский вопрос в средствах массовой информации стал подниматься еще в 40-е годы XIX века. Передовые издания, такие как «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения» и другие стали говорить о необходимости женского образования для того, чтобы она могла состояться как мать (развитие общества требовало нового подхода к воспитанию детей, адекватного времени, а для этого, сами женщины должны были получить хотя бы минимальное образование). Новая социально-экономическая среда потребовала широкого привлечения рабочей силы в различные отрасли хозяйства, в том числе  вовлечения женщин в разрастающийся рынок труда. Развитие машинного производства и массовое применение женского труда в промышленности обусловили необходимость дать женщине хотя бы элементарное образование в начальных школах. О равноправии полов стали писать журналы «Современник», «Отечественные записки», «Колокол», «Русское слово», «Дело», «Русский вестник», «Гражданин». Важным этапом в формировании общественного мнения о суверенности личности женщины стало появление в конце XIX века женских общественно-политических и литературных журналов «Женское дело», «Женский вестник», «Союз женщин», где печатались статьи по женскому вопросу, давалась хроника женского движения».

Таким образом, в России в 60-е годы XIX века процесс замены феодально-крепостнических устоев новыми общественно-экономическими отношениями создал как экономическую, так и идейную основу для самоорганизации женщин. Вследствие этого, наиболее активной частью аудитории на тот момент стали женщины. Кроме того, женская читательская аудитория была относительно свободной нишей и достаточно перспективной в плане развития издания. Заявленная программа журнала «Нива» показывает, что она изначально предполагала ориентированность на женскую аудиторию.  Подтверждением актуальности женской темы является тот факт, что уже в конце XIX – начала XX веков (параллельно с «Нивой») стали появляться множество изданий, обращенных к женской тематике: «Женский альманах» (Иллюстрированный научно-литературный сборник по вопросам женской жизни), «Женский вестник», «Женский труд», «Женское дело» (Ежемесячный литературный журнал). Кроме того, в это время в России стали издаваться книги, также посвященные этой тематике: Аркадьев Е.И. «Женский вопрос», «Женский вопрос (роман из жизни современной женщины, рассказанный женщиною)», «Женский мирок. Маленьким грамотницам», Бьют С.М. «Женское образование в Англии (перевод с английского)» [1]. Эти и многие другие книги, сборники статей, материалы различных отчетов по женскому образованию и воспитанию выпускались различными типографиями на рубеже веков.

Анализ издания показывает тенденцию к постепенному увеличению материалов для женщин. Так, в первые два года выхода в свет «Нивы», на женскую аудиторию рассчитывались преимущественно литературные произведения, например, стихотворение А. Майкова «В альбом» (№ 1, 1870 г.), рассказ «Эва» (№ 51, 1870 г.). Лишь иногда на страницах журнала появлялись публицистические материалы подобной тематики. Ярким примером этого служила заметка, размещенная в № 21 «Нивы» за 1870 год «Библиографическая редкость (по поводу женского вопроса)»: «Читателям «Нивы», вероятно, не безызвестно наделавшее у нас столько шума сочинение Дж.С. Миля «The Subjection of women», но они, может быть, не знают, что задолго до этого писателя существовала в России книга под заглавием «О благородстве и преимуществе женского пола» наполняющее отчасти содержание своим названное сочинение английского философа…» [2]. Если в начале 1870-х годов такая тематика отмечается как новинка, то год от года количество материалов по женскому вопросу в «Ниве» возрастало. Так при анализе годовой подшивки журнала «Нивы» за 1877 год мы отметили, что женская тема вышла за рамки литературной рубрики и наполняла уже весь журнал и все его отделы. Например, в этом году было опубликовано несколько стихотворений для женщин («В альбом», «Мать и дочь» и др.). В разделе романов, повестей и рассказов также публиковались материалы на женскую тему: повесть «Госпожа маркиза» и рассказ «Миленка». Кроме того, в 1877 году публиковался документальный биографический очерк «Сначала государства до власти Ольги». В разделе «Этнографические картины и культурно-исторические очерки» женская тематика также была представлена занимательными заметками: например, «Дочери Сфинкса», «Игла Клеопатры», «Монашество» и другие. Отдельным крупным блоком в «Ниве» стояла живопись. Иллюстрациям вообще уделялось много места на страницах журнала, конечно же, женщина изображалась здесь в разных проявлениях, от мифологических до жанровых сюжетов: «Адам и Ева наших дней», «Амур и Психея», «Барыни дома нет», «Болгарская пастушка», «Девушка с плодами», «Скорбящая Богоматерь», «Мать», «Молодая египтянка» - это лишь малая часть иллюстраций, опубликованных в «Ниве» за 1877 год, которые затрагивали женскую тему. Факт особого внимания к запросам женской аудитории подтверждается еще и тем, что даже в разделе иллюстрированной хроники войны с Турцией присутствовали материалы, рассчитанные на женщин. Ярким примером, является материал «Сестры милосердия», опубликованный в «Ниве» № 49 в  1877 году.

Читатели «Нивы» нуждались в информации, адаптированной к невысокой читательской культуре. Женская аудитория не являлась исключением, ей также требовались образцы социального поведения, более соответствующие новой роли женщины в обществе. «Подобная литература должна была выполнять сразу несколько функций: обучать, наставлять, развлекать и даже отвлекать»  [3].

Таким образом, исходя из социальной роли женщины, на страницах журнала «Нива» в публицистических отделах прорисовывались следующие социальные роли: женщина – жена, женщина – хозяйка, женщина – мать.

Либеральные тенденции в социальном развитии России XIX века, стремительный рост городского населения за счет сельского, материальное расслоение населения пореформенной деревни влияли и на ситуацию в патриархальной семье. Связанный с этими новациями уход мужского населения на заработки всё чаще приводил к разрушению семьи. Длительное пребывание мужчин в городе на заработках часто приводило к распаду семьи. Настоящей катастрофой для деревни были бедность и пьянство, которое зачастую сопровождалось со стороны мужа издевательством над женой и детьми, и в то же время заставляло женщину брать на себя тяжесть экономических проблем, воспитания и образования детей.

Все эти проблемы приводили к тому, что обществу надо было менять свое понимание женщины и взгляды на ее роль в обществе. Именно в это время в журнале начинает закладываться образ женщины преимущественно как хранительницы домашнего очага. «Нива», будучи изданием толерантным, очень осторожно подходила к решению  проблемы, не обостряя ее. Во всех противоречиях действительности журнал искал примирительную позицию.

В новых семейных условиях женщина часто становилась единственной опорой своей семьи, сохраняя прежние функции и добавляя к ним новые. Очень показательным в этом плане с точки зрения специфики обозначения острой проблемы является материал «Внешняя жизнь (женщина времен цезаризма в древнем Риме)», опубликованный в «Ниве» № 1 в 1875 году. Статья начинается со строк: «Недавно, говоря о домашний жизни древнего Грека, мы коснулись и положения греческой женщины в ту, отдаленную эпоху». Одним предложением задавался тон, что домашняя жизнь греческого мужчины неразрывно связана с женщиной. Таким образом, уже разводилась трудовая и семейная стороны жизни и прорисовывалась неотъемлемость назначения женщины – жены. «Теперь, мы хотим побеседовать с читателями о женах всемирного владыки – вечного города – древнего Рима». Далее автор описывал жизнь женщины в Риме, подчеркивая ее хорошее положение: «У Римлян прекрасный пол пользовался несравненно высшим почетом и более широкими правами, чем у эллинов, и влияние его на семейную и общественную жизнь властителей всего известного тогда света вполне соответствовало тому положению, которое исконно добилась женщина в Риме историческим путем» [4]. Этот материал осторожно выражал редакционную позицию по важности женского вопроса, подчеркивая историческую закономерность повышения роли женщины. Все публикации на эту тему, так или иначе, говорили о том, что у женщины важная социальная функция; чтобы ее выполнить, сама женщина должна соответствовать предъявляемым обществом требованиям, в которые входило все, начиная от внешнего вида и заканчивая образованием. Все в совокупности же давало гарантию счастливой гармонично развитой семьи – ячейки нового развивающегося общества.

Как мы уже отмечали, женщине стала присуща роль хозяйки дома, в связи с чем, на ее плечи ложились дополнительные обязанности по содержанию семьи, управлению ее бюджетом. И хотя этой теме уделялось значительно меньше места на страницах журнала, тем не менее, и этому вопросу редакционный коллектив уделял внимание. Помощником женщины – хозяйки становился раздел «Смесь», где периодически печатались полезные советы для домоводства. Наиболее показательными в этом отношении являлись номера журнала за 1872 год, когда несколько номеров подряд были посвящены ведению бытовой стороны. Так, № 21 «Нивы» за 1872 год поведал хозяйкам о нескольких вещах: «Непромокающая обувь» (в заметке рассказывалось о новой английской моде), «Пломпуддинг» (давался рецепт английского пирожного из муки, яиц, сахара, молока и пряностей), «Средство для мытья лайковых перчаток» (рассказывалось о составе средства облегчающего стирку). № 22 «Нивы» за 1872 год поведал хозяйкам «скорейший способ солить ветчину». Из № 24 «Нивы» за 1872 год женщины получили «различные свойства от ожогов». В материале рассказывалось о народных способах лечения ожогов.

Таким образом, на станицах журнала женщины могли узнавать разнообразную информацию, помогающую в быту: от хозяйственных советов до правил в организации торжеств. Подобного рода информация была необходима женщинам в «новой» жизни, в условиях распада многоукладности семьи, поэтому журнал помогал им овладеть новыми знаниями.

 Хотя в «Ниве» раскрывается тема трудной женской доли, но позиция журнала по-прежнему позитивна. Из казалось бы безысходного положения всегда находится выход. Кроме того, прощаются ошибки членов семьи, и сохраняется главное – хорошее отношение друг к другу и готовность придти на помощь. Еще одним важным моментом этого произведения является развенчивание беспрекословного авторитета старших, так как старшему поколению было еще сложнее, чем молодежи, ориентироваться в новых реалиях жизни. Женская доля в пореформенное переходное время не могла быть легкой. Женщины искали себя, искали свое место в жизни. Это был сложный путь. «Нива» подобными публикациями помогала, смягчала жизненные конфликты. Кульминацией раскрытия женской темы на страницах журнала «Нивы» стала публикация романа Л.Н. Толстого «Воскресенье». Это произведение было напечатано в 1899 году — на самом рубеже двух веков. В этом факте современники усматривали нечто знаменательное, символическое.  «Воскресение» - это был некий итог не только всего предшествующего пути Толстого, художника и мыслителя, но и всего искусства XIX века. Этот великий роман также был началом, имевшим продолжение не столько в последующем после «Воскресения» творчестве его создателя, сколько в искусстве уже нового, XX века, - таково было мнение многих современников.

Л.Н. Толстой предложил право на первую публикацию романа А.С. Суворину  и А.Ф. Марксу. Предложение было заманчивым, ведь Л. Толстой имел мировой авторитет, но издатели понимали, что проблем с цензурным ведомством не избежать. Маркс первый вступил в переговоры, которые были непростыми. В итоге автор и издатель пришли к согласию на следующих условиях: «Представляю редакции «Нивы» право первого печатания моей повести «Воскресенье». Редакция же «Нивы» платит мне по тысяче рублей за печатный лист в 35 000 букв. Двенадцать тысяч рублей редакция выдает мне теперь же. Если повесть будет больше двенадцати листов, то редакция платит то, что будет причитаться сверх 12 000; если же в повести будет менее двенадцати печатных листов, то я или возвращу деньги, или дам другое художественное произведение. Лев Толстой. 12 октября 1898 года» [5], - на таких условиях писатель передал роман А.Ф. Марксу. Это был год, когда издатель «Нивы» готовил договор и с А.П. Чеховым. Маркс стал авторитетным издателем, а «Нива» имела почти четверть миллиона подписчиков, а читателей в разы больше. Роман Л. Толстого мгновенно приобрел миллионную аудиторию. И А.Ф. Маркс и Л.Н. Толстой получили то, что хотели.

С 22 октября 1898 года Л.Н. Толстой начал по частям посылать свой роман в редакцию «Нивы» для набора и в тоже время продолжал работать над «новым» образом главной героини «Воскресенья» - Масловой. Очень мучительно давался писателю этот образ, ставший в итоге собирательным образом женской судьбы конца XIX века.

Окончательная редакция «Воскресения» печаталась в журнале «Нива» с марта по декабрь 1899 года. Толстовский текст подвергся жестокому цензурному преследованию.  Тем не менее, «на многие значимые вопросы столетия роман «Воскресенье» давал ответы. Так,  изображение суда повлекло за собой разоблачение юридической лжи, а затем потребовалось развенчание и всей системы обмана экономического, политического, религиозного. Нравственные проблемы решались проще, пока представления об инерции жизни, о конфликте в человеке духовного и животного не конкретизировались и не попадали в сеть острых социальных вопросов о земле и собственности, о выгодах господ и интересах народа, о преступлении и наказании. И тогда противоречия отдельного, идеально обособленного человеческого существования все более и более отступали перед противоречиями социальной жизни, которые никак не разрешались личным «воскресением»».

Это произведение пробудило всеобщий, небывалый интерес. Номер журнала. «Нива», где было опубликовано начало «Воскресения», тиражом в 500 тысяч экземпляров (судя по удвоенному тиражу, что А.Ф. Маркс понимал значение произведения), был раскуплен в один день. Не менее велик был международный интерес к этому роману: отдельные главы его после публикации в России сразу переводились на другие языки и печатались почти во всех странах мира. «Для американских и английских журналов текст романа передавался по телеграфу, что для того времени было событием исключительным. Многие выдающиеся критики России и других стран, подчеркивая величие нравственной идеи романа «Воскресение», называли его самым сильным созданием гения Толстого» [6]. 

Таким образом, еженедельный журнал «Нива» очень подробно рассматривал актуальную во второй половине XIX века женскую тему. В процессе становления буржуазного общества, возникали социальные противоречия. На помощь в решении новых проблем приходили СМИ. Под их влиянием формировалась новая массовая культура, отвечающая запросам современности. В условиях социального хаоса нужно было не просто помочь определиться каждому человеку всех слоев общества, но и не допустить противоречий между членами разных социальных групп. Именно массовая культура адаптировала людей к условиям жизни. 

Раскрытию образа «Женщина – мать» на страницах журнала «Нива» уделялось немало места. В этом вопросе многим женщинам требовалось обучение «с нуля». Да и старое воспитание изживало себя. России нужны были люди новой формации, и воспитание должно было способствовать этому. Способствовала раскрытию этого образа тема образования и воспитания, которая широко была представлена на страницах «Нивы». В середине XIX века, как нами уже отмечалось в первой главе диссертационного исследования, в стране развернулось активное движение за повышение уровня образования народа. Это было необходимым условиям дальнейшего развития общества. Основная реформа образования была проведена правительством в 60-е годы XIX века. Повсеместное образование способствовало увеличению числа грамотных людей, следовательно, повышался общий уровень образованности в стране.

Вопросу воспитания и самовоспитания личности уделялось большое внимание на страницах журнала. «Задача народного воспитания в том, чтобы обуздать те дикие инстинкты человеческой натуры, которые заставляют смотреть на все только по отношению к самому себе, думать только о своем собственном я, потому что без этого человек ни что иное как животное. Горе правительству, которое не признает этого, которое думает, что только одни физические силы могут обуздать сопротивляющиеся элементы» - так была определена позиция журнала в одном из первых номеров «Нивы». Правда, по мнению автора статьи, «на какую бы высоту не поднялась человеческая культура, высшее образование останется уделом меньшинства». Поэтому автор признавал, что надо учитывать, что «физическая сила народа тогда только становится на сторону культуры, когда в народе живет глубокое доверие к тому, что культура и ее успехи касаются  всех и что труд образованных сословий клонится, главным образом, к тому, чтобы улучшить положение и участь всех. Где общество устроено на здравых началах, там, где истина ясна для всех, так что даже необразованный человек не станет бороться против нее, потому что то, чего не достает ему самому, он надеется осуществить в своих детях или в детях своих детей – иначе, что же это за любовь, которая не довольствуется этим!» [7]. Подобное представление об образовании масс оказалось близко и понятно читателям «Нивы», о чем говорит рост подписки.

Наш анализ материалов в журнале «Нива» показал, что вся деятельность издания была направлена на просвещение читателей. Поэтому мы отметили, что все разделы, так или иначе способствовали повышению образованности читательских масс. Тем не менее, в «Ниве» публиковались материалы, специально нацеленные непосредственно на просвещение публики. Условно их можно разделить на следующие тематические группы: культурное просвещение; просвещение в сфере истории; просвещение в географической сфере; просвещение в естественно-научной области; просвещение в сфере педагогического процесса.

Одним из главных признаков «массового журнала» является то, что он должен отвечать запросам множества, а в то время массам было необходимо воспитание в духовном отношении. Эта задача и стала центральной на страницах иллюстрированного еженедельника «Нива». К ее реализации издатель Адольф Федорович Маркс подходил очень тонко. Мы выдвигаем гипотезу, что эта информационная линия проводилась большей частью, через жанр биографической статьи, который был широко представлен в журнале. Вводя своего читателя в мир новых и интересных людей, издатель таким образом выполнял сразу три основные задачи: занимал аудиторию чтением, показывал пример, на который стоит равняться и предлагал модель определенного жизненного опыта. Все личности, о которых рассказывалось на страницах «Нивы», могли стать образцами, равняясь на которые ,читатель мог сам измениться, так как чтение подобных материалов могло способствовать не только интеллектуальному, но и духовному развитию. Человек из низшего сословия, малограмотный, не имел нужного социального опыта для новой жизни и в этом случае при прочтении биографической статьи с положительным примером как бы включался механизм «влияния примера на развитие личности». В педагогике этот прием используется для воспитания детей. Для русского общества тема влияния духовных ценностей на жизнь всегда была актуальной. В единстве духовных, культурных и материальных ценностей, являющихся основой единства всех племён и народов, населяющих Россию, люди видели возможность отстоять свою веру, свободу, независимость. 

Анализируя подшивки журнала «Нива», мы установили, что каждый год в разделе «Биографии и характеристики» публиковалось более 50 очерков об известных людях в разных отраслях деятельности, то есть еженедельно. Так, например, в 1883 году на станицах журнала рассказывалось о: В.Б. Бажанове, Ричарде Вагнере, Георге I,  Гюставе Доре, В.А. Жуковском, принце Карле, В.Д. Орловском, И.С. Тургеневе и многих других людях науки, искусства, политики.

Из этого следует, что появившейся на страницах журнала «Нива» жанр биографической статьи, работал на концепцию издания и помогал решать поставленные редактором задачи образования масс через их просвещение. Кроме того, были сделаны первые шаги к жанру портретного очерка, в том виде, в котором мы встречаем его сейчас. Появление на страницах журнала «Нива» материалов в жанре биографической статьи было очень важным шагом не только для политики журнала, но и для развития читательской аудитории. Познакомившись с одним из таких материалов, читатель мог составить для себя определенную модель поведения, выделить необходимые для социального статуса ценности. Благодаря этому, постепенно происходило изменение сознания массового читателя. Это было важным элементом, так как в процессе изменения жизни необходимо было перестроить и саму личность. И под влиянием подобных материалов, где показывался положительный пример, у массовой аудитории XIX века и происходило постепенное становление новой системы ценностей, где личностные качества оказывались важнее сословных.

Тема воспитания детей на страницах самого популярного журнала середины XIX века, к тому же позиционировавшего себя в качестве семейного издания, не могла остаться незамеченной. Это был актуальный вопрос, который освещался не только на страницах «Нивы». В стране должны были расти люди новой формации, и это было светлой мечтой интеллигенции. Кроме того, в стране в тот момент установились новые модели воспитания, которые затрагивали все сословия.  Этот вопрос был тем более актуальным в условиях, когда дворянское домашнее воспитание показало свою несостоятельность, что неоднократно показывалось в «Ниве». Характеризуя умственное и нравственно развитие детей из богатых семей, журнал был настроен критически: «Слабое развитие памяти, поверхностность, а иногда и полное отсутствие ее, рассеянность, упрямство и высокомерное обращение с окружающими, в особенности же с прислугой, - вот отличительные качества детей этого класса. Слабое развитие памяти, рассеянность и непривычка к самостоятельному мышлению происходит отчасти от влияния гувернанток, молодых нянек-иностранок и пр., которые слишком много занимают ребенка, слишком много руководят им, не давая ему времени заняться одним каким-то предметом. Излишнее стеснение ребенка в его играх и занятиях ведет к развитию в нем упрямства, а заносчивое обращение родителей с прислугой подает детям худой пример, делая их высокомерными и дерзкими. Влиянием того же примера объясняется рождающееся в старшем возрасте тщеславие и нелюбовь к труду» [8].

В условиях происходящих пореформенных изменений всех отраслей жизни в России, журнал «Нива» играл важную роль в процессе формирования мышления нового общества. Информационная политика журнала выстраивалась таким образом, что все слои читательской аудитории могли получить необходимые новые знания. Кроме того, подача материалов была легкой и доступной, что привлекало малограмотную часть аудитории к важным вопросам новой жизни. Таким образом, читательская аудитория «Нивы» просвещалась, усваивая новые знания в определенной из сфер жизни. Журнал же давал им эту возможность, выступая своего рода учителем жизни.

Литература:

  1. Аркадьев Е.И. Женский вопрос. – Сызрань: типо-лит. Е.И. Синявского, 1902; Женский вопрос (роман из жизни современной женщины, рассказанный женщиною). – СПб.: тип. В. Спиридонова, 1870; Женский мирок. Маленьким грамотницам. [Сборник сост.] Георгий Орлов. – М.: т-во. И.Д. Сытина, 1903; Бьют С.М. Женское образование в Англии (перевод с англ.) – СПб.: тип. В.Ф. Демакова.
  2. Нива. 1870. № 21. - С.198
  3. Щербакова Г.И. Женский вопрос в русской журналистике XIX века. // Гендерные аспекты социальной политики: материалы социологической конференции: Октябрь – 2007. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2007. -  С. 141
  4. Нива. 1872. № 22. С. 204
  5. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 33.  - М.: Художественная литература, 1935. -  С. 362
  6. Ищук Г.Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л.Н. Толстого. – Калинин, 1960. – С.158
  7. Нива. 1871. № 22. - С. 351
  8. Нива. 1871. № 38. С. 603

________________________

© Пушкарская Елена Юрьевна


Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum