Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Естествознание
Божья благодать в сказочном лесу
(№17 [235] 20.10.2011)
Автор: Наталья Константинова
Наталья Константинова

Над Семиключьем дуб, под дубом тайна 

Начался этот день с дремучего леса… В детстве бабушка мне русские народные сказки читала, и была в той книжке картинка -  точь в точь Семиключье:  овраг в глухом лесу, болото, заросшее ряской, а пройдешь несколько шагов и замрешь, как вкопанный: в прозрачной воде родников веселится солнце. Птицы поют, листва шуршит, и еще какие-то звуки - это поют, выбиваясь из земли, семь ключей святой воды. И каждый поет – по-своему. Один – напористый, звучит, как победный  марш.  Другой напевает тихонько, будто по секрету, а рядом торопливый, ритмичный и шумный, следующий журчит колыбельной песней… Этот вроде молчит, но прислушайся – он что-то шепчет ласково… Вокруг жмутся друг к дружке деревья, на горе – огромный трехсотлетний  дуб… Раскинув мощные ветви, хранит этот богатырь память о Христовых воинах: дивные ключи эти из земли не просто так забили, тут – целая история. 

В конце семнадцатого века облюбовали это глухое место монахи - отшельники. Семеро их было. Укрывшись от суеты в густо заросшем крутояре, построили они скит, Богу молились, жили скромно и строго. Но случился набег кочевников – скит иноверцы сожгли, монахов жестоко растерзали… В тот же миг возрыдала Земля - забили из нее на месте гибели отшельников семь ключей - родников сильных и многоводных, разных по течению и на вкус непохожих. Временами вода в них то цветами пахнет, то ладаном отдает…  

На 9-ю неделю по Пасхе (в том же году)  явилась на одном из семи источников Тихвинская икона Божией Матери. Народ православный, как водится, порядка жаждал – не оставлять же образ под открытым небом. Трижды переносили икону в ближайший Михайло-Архангельский храм, в село Русская Норка. Но трижды она чудесным образом возвращалась на свой родник. Ну, так, значит – так: построили часовню, потом и новый храм в честь такого чуда возвели. А к родникам началось паломничество. После молебна окунувшись в ключевую воду, люди получали исцеление от многих болезней.. По сей день со всего мира едут сюда христиане - от грехов очиститься, с душой свой примириться, телесную хворь изгнать. Окунешься трижды в святую воду с верой и молитвой, и – словами не передать! – будто на свет народился.  Бывало, придет человек на костылях, а уходит своими ногами. Объяснений – даже искать не хочется: чудо оно и есть чудо! Ученые, правда, разные анализы воды делали и теперь знают: Семиключье – это радоновые ванны из воды естественных радоновых источников, самое что ни на есть лекарство для опорно-двигательного аппарата и нервной системы. А еще святая эта водица богата ионами серебра – потому раны лечит… Вроде бы убедительно. Но никакие молекулы и химические  элементы не способны объяснить силу святой воды: она же не только лечит, она человека внутренне преображает. И ведать про то – не нам дано.

 

Божью воду бензином не погубишь!

Есть в истории всех русских святынь страшный период. «Пришли большевики» называется. На Семиключье они быстро управились: паломников – в шею, храм с часовней разрушили, родники бензином залили – вот вам святая вода… Пытались здесь какие-то бараки наклепать – вроде бы санаторий для пролетариата, но дело не пошло (еще бы!), плюнули и пасеку развели. 

Но верующих людей никакие гонения, никакие стройки коммунизма не остановливали: что в семнадцатом веке, что в годы безумного атеизма сюда шли люди, кто своими ногами, а бывало кого-то на руках несли или на каталке… Человеческому варварству не по силам оказалось святые родники сгубить – куда девался бензин с отравой, одному Богу известно. Как и в былые времена, давала вода семи родников исцеление людям - молодым, стареньким, детям… Пришлось с очевидным смириться: в 1944 (!) году приняли решение обустроить это Святое место. Обустроили. Но время шло, что происходило в стране, хорошо известно… 

 

Справка из Википедии:

С 1985 года постройки переданы в ведение Русской Православной Церкви и монастырь возобновил свою деятельность уже как женский, В нем 70 насельниц, в том числе 10 детей. 12 апреля 1990 года произошло первое после перерыва богослужение, а в октябре 1999 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая "Трубчевская", которая была написана в 1765 году монахом Евфимием в Челнском мужском монастыре (ныне г. Трубчевск Брянской области).

 
Нажмите, чтобы увеличить.
Матушка Эмилия
С 2000 г. Семиключье опять благоустраивается. Главный родник – тот, что облюбовала Тихвинская икона Божьей матери – теперь заключен в небольшой сруб и напоминает вытянутый колодец, у истока, прямо под горой  большой киот с эти образом, а вверху, как на куполе храма, крест.  

Мы идем по деревянным мосткам, под ними бегут воды целебных родников. К каждому можно подойти по настилу, набрать святой воды, которая на твоих глазах выбивается на свет Божий. Хочешь – присядь, посиди в тиши, в глухом лесу под деревьями врыты скамеечки.

Все семь источников сливаются в большой ручей. Над ним купальня – просторная, с двумя входами - для мужчин и для женщин. Группа разделилась.

- « Богородице Дево, радуйся…» - затянула певчая Наталья, учитель православия кадетской школы из Челябинска, - «Благодатная Мария, Господь с Тобою» - подхватили женские голоса. А за бревенчатой стеной уже басили мужчины: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева твоего…»  

Сказать, что из купели люди выходили помолодевшими и красивыми – ничего не сказать. Да, помолодевшими, да, красивыми! Но они выходили ДРУГИМИ. Ехала с нами очень сердитая женщина – ну все ей не так: солнце слишком яркое, экскурсовода плохо слышно, автобус без кондиционера…  О своих претензиях она сварливо и громко сообщала всем. И вот мы, обойдя все Семиключье, кто просто попив святой водицы, кто – окунувшись в родниковую воду с головой, бредем (уезжать-то не хочется!) к автобусу: у «сердитой» волосы мокрые – только что из купели… Повернулась ко мне, не улыбается – всем лицом сияет: «Благодать!» 

В тот день мы проехали много километров. И  «сердитой» больше не было, вместо нее с нами ехала милейшая женщина, готовая поменяться местом с молодым человеком, которого укачало,  предлагала соседям то бутерброд, то яблоко, мятную конфету  или воду… И была та женщина совершенно счастлива…  

 

Свято место или осторожно - благоустройство

Сквозь густые ветви деревьев проглядывает сказочная бревенчатая часовня. Новенькая – просто сияет, будто вчера построена… Оказалось – нет, ей уже семь лет:  берегут здесь свои святыни. Напротив семь крестов как семь Христовых воинов-братьев, опирающихся один на другого, от старшего к младшему, и все одной нижней перекладиной «опоясаны»… У подножия этого символа преданности вере православной – свечи, иконы, а на первом самом высоком кресте – венок…

Нажмите, чтобы увеличить.
  

- В благодарность за исцеление и помощь люди оставляют здесь цветы и недорогие украшения, - объясняла экскурсовод. - Паломники идут и едут к Семиключью круглый год, в любую погоду, ни мороз, ни непогодь никого еще не остановили… 

                                           *    *    *

Сейчас добраться до Семиключья не так уж и трудно. Некая  коммерческая фирма по производству напитков проложила к источникам дорогу, построила мостки и купальню…Казалось бы, благое дело, век за вас дяденьки Богу молиться… Но старожилы Русской Норки поглядывали на удобства искоса, с опаской: 

- Дельцы просто так ничего не делают. А как начнут выкачивать всю воду на продажу?! Благодать сразу покинет святые источники,  - волновались старики. От них, было дело, отмахивались: «Торговать святой водой! Чудовищно!… 

Но деды – как в воду глядели: именно эту цель преследовали «благодетели». Предприниматели накатали кучу документов, расписывая необходимость распространения в народе чудодейственной воды: дескать, кто приедет,  кто – нет, а целебная вода каждому нужна, спустись в ларек и купишь бутылку, недорого… Но больше всего они напирали на то, что власти "не должны возражать против благого дела, тем более бюджету выгодны дополнительные налоговые поступления". 

Берег Господь свое Семиключье! Пензенские власти не просто «возражали», они резко отказали предпринимателям,  не соблазнившись никакими «дополнительными налоговыми поступлениями в бюджет». 

Слава Богу, не случилось беды: мостки, купальня, часовня, скамеечки, беседка – за них спасибо. Зачтется вам, ребята-коммерсанты, благое дело…  

 

 

Подземный монастырь

 

Справка из Википедии: 

В горе Плодской, расположенной в живописном месте в 1,5 км от Троице-Сканова монастыря, находится Пещерный монастырь,который представляет собой трехуровневые ходы с небольшими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе. Общая протяженность пещерных ходов больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Основатель пещерного монастыря - Арсений II, удалившийся в 1826 году в пещеры.[3] У подножия горы источник. На горе в 1866-1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней. После закрытия пещерного монастыря в 1917 году постройки были разрушены. Сейчас ходы сохранились протяженностью более 600 м, а всего было 2,5 км.

 

Я стою у подножия высоченной горы, покрытой густым лесом. Крутая узкая лестница между стволов ведет куда-то в небо… «Не дойду!» - а нога сама ступает уже на первую перекладину,  и подъём окажется поразительно лёгким.

Нажмите, чтобы увеличить.
Вход в Скановы пещеры
 На вершине замрёшь. Пред тобою - солнце, облака и безмятежное море древесных вершин. А внизу –  тьма, узкий, беспросветный туннель в землю. 

- Держитесь взглядом за спину идущего впереди вас, - наставляет перед входом в пещеры монахиня, наш экскурсовод. – Я пойду первой и буду предупреждать, где спуск, а когда подъем… Передавайте мои слова по цепочке. Сделав первый шаг в подземелье, зажигаете свою свечу…

В обитель можно пройти только рядком, не очень длинным, не больше пятнадцати человек. Идешь, пригнувшись, – иначе стукнешься головой о камни, торчащие в потолке. Тесно, то одним, то другим плечом цепляюсь за стены. Когда раздается тихая команда «спуск!» или «подъем!», напрягаешься – и то, и другое очень круто, а что под ногами, - не видать. Свеча в руке – единственный источник света. Вокруг полный мрак… 

Холода не чувствуется, хотя температура внутри пещер выше 4 градусов тепла никогда не бывает. Кое-где нащупываешь даже наледь… На стенах в тусклом свете свечи можно разглядеть нацарапанные кресты и слова молитв на церковнословянском. 

Мы движемся по тропке хода, у которого много ответвлений, однако уходить в сторону не позволено - опасно… Справа и слева - кельи. Есть очень низкие: в рост не встать, монахи жили в них, согнувшись или лежа. Некоторые кельи связаны с ходом только маленьким отверстием, в которое отшельнику подавали еду. 

Тут каждый строил себе обитель сам. В келье отшельник, никуда не отлучаясь, молился до самой своей смерти, здесь же тихо умирал, и тело его замуровывали здесь же… 

Над головой - многотонная толща горы, справа, слева, внизу - человеческие останки, а страха - нет. И никакой затхлости! Свежесть и чистоту воздуха в пещере объяснить трудно, но так есть. Надо побывать в Скановых  пещерах, чтобы проникнуться смыслом слов: «Намоленное место»… 

 

Про сокровища и шелест молитв

Кто-то тихо спрашивает: «Наверное, тут есть клады?» Оказывается, этот вопрос не дает покоя многим. Кладоискатели упорно пробираются в Скановы пещеры тайком, что строжайше запрещено: потревоженные стены подземелья нет, нет, да и осыпаются, лабиринты запутанные, заблудиться легко, такие случаи бывали…Древние создатели подземного монастыря чувствовали землю, как живое существо. Скановы пещеры вырыты, что называется, голыми руками, весь подземный лабиринт - с протяженностью ходов в 670 метров, уходящий на глубину 14-этажного дома (!) – рукотворный. Не исключено, что этот пещерный комплекс возник на месте древнего языческого храма… 

Сегодня уже расчищены от завалов 23 монашеские кельи на верхнем и среднем ярусах. Обнаружили остатки каких-то сосудов, пробирок и медицинских препаратов: в монастыре была своя аптека...   

Старожилы этих мест вспоминают рассказы своих дедов и прадедов: обитель располагалась на пяти ярусах, кельи соединялись меж собою лестницами и крутыми спусками. В среднем ярусе была подземная церковь, а в самом нижнем бил родник и сияло чистотой подземное озеро. Вода, как слеза, целебная, на берегу – скамеечки и, что удивительно, статуи из нефрита. Для православных монастырей это не характерно и ещё ждет научного объяснения. Главный вход в пещеры когда-то был выложен орнаментом необыкновенной красоты, своды потолков и стены – побелены. В маленьких нишах перед каждой кельей горели свечи… 

Сохранилось множество свидетельств, что акустика в монастыре была поразительная: молитва, произнесенная в келье шепотом, разносилась по ярусам – вверх, вниз и во все стороны. Представьте себе гору, наполненную непрерывным тихим шелестом молитв… 


Другие русские люди

«А потом пришли другие русские люди» - так монахини говорят о большевиках. Смиренно, без осуждения говорят, хотя большевики безжалостно разрушили подземный монастырь, а непокорных отшельников расстреляли… Долгие годы это удивительное место было попросту брошенным. 

С недавнего же времени потянулись сюда ученые - историки, археологи, спелеологи, за ними, как водится, «дикие» туристы, любители острых ощущений, экстрасенсы и т.п. Говорят, в начале 90-х здесь видели подозрительных людей, выносивших из подземелья какие-то тяжелые ящики… Кто такие – Бог весть.

 Теперь подземный монастырь изучают, стараясь сохранить то, что еще можно сохранить. Выяснилось, что гора Плодская (сначала мы поднялись на нее по лестнице, а потом прошли внутрь по подземному ходу) - является мощным энергетическим узлом. Рожденная в глубинах Земли энергия здесь выходит на поверхность, заряжая целебной силой воздух и воду родников. Сюда в подземелья уходили люди,  жаждущие одиночества и внутренней тишины. Монах схимник добровольно обрекал себя на затворничество, неудобства, ограничения, а то и муки во имя борьбы со злыми человеческими страстями. Замуровав себя заживо, отшельник молил Господа принять его жертву и простить грехи тем, кто остался в миру. Судя по летописям в подземных монастырях, как правило, свершали свой духовный подвиг люди знатного рода, получившие глубокое и разностороннее образование.  

 

                                          *    *    *

Скановы пещеры  оживают, но над ними опять нависла опасность: неровен час, придут «другие русские люди»! Не большевики, нет. Глядишь,  Плодскую гору приберёт к рукам туристический бизнес, и на стенах обители рядом со словами молитв появится: «Здесь был Вася», а тишину окрестных лесов разорвет кабацкая музыка.

Будем молить Бога, чтобы такого не случилось.

 
Нажмите, чтобы увеличить.

_________________________

© Константинова Наталья Андреевна


Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum