Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Становление системы народного образования в Области Войска Донского и на Верхнем Дону в XVIII – начале XX вв.
(№19 [237] 01.12.2011)
Автор: Наталия Донскова

Процесс становления и развития народного образования в Области Войска Донского проходил в более поздний период, чем в Центральной России. Наш край, который в ХVII веке называли Диким Полем, Великим Лугом, позже пришёл к культурной оседлости.

Впервые границы Войска Донского были обозначены на карте в 1786 году. В  XVIII и первой половине ХIХ века эта территория называлась Землёй Войска Донского. В 1835 г. Земля Войска Донского была разделена на 7 округов: Черкасский, Донецкий, 1-й Донской, 2-й Донской, Усть-Медведицкий, Хопёрский, Сальский. Указом Правительственного сената в 1870 г. Земля Войска Донского была переименована в Область Войска Донского. Это название сохранилось до 1918 г. 

У казаков, как и у всех народов, высоко ценились знания и грамотность, и донские казаки хотели видеть своих детей образованными, достойными сынами Отечества, надёжными преемниками славных традиций старших поколений.

Первые ростки просвещения на Дону взошли на черкасской земле. Здесь в            40-х гг. XVIII века была открыта войсковая латинская семинария, просуществовавшая до 1758 года.

В 1750 г. в Черкасске было открыто Малое народное училище. Обучение в этих учебных заведениях было уделом немногих. Для основной же массы населения, как и по всей России, предыстория системы образования началась со школ грамоты, которые возникали в разных уголках донской земли порой стихийно и часто без разрешения официальных властей. Обучали детей в этих школах, не имея на то права и учительского звания, писарь, дьячок, отставной солдат или офицер и прочие «разумеющие в грамоте» люди. Церковно-приходские школы и станичные начальные училища, которые посещало немногим более ? детей школьного возраста из казаков, являлись основным видом учебных заведений тех времён.

Проведённая в 1787 г. по приказу атамана А.И. Иловайского перепись грамотных казаков выявила удручающую картину. Это явилось толчком к принятию мер, направленных на развитие образования на Дону, где всё острее ощущалась потребность в образованных людях.

Одним из первых шагов к системе мер, направленных на развитие образования в Донском крае, стал обнародованный 5 февраля 1790 г. приказ Войскового правительства об открытии в Черкасске Народного училища. В 1798 г. в этом училище обучалось 80 учащихся (только мальчики). Училище имело два отделения: малое и главное, дававшие элементарное образование.

В первых двух классах (малое училище) учили чтению, письму, арифметике, катехизису (изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов), священной истории (история христианства и православия), русской грамматике, чтению и чистописанию. В двух старших классах (главное отделение), их бывало и три, изучались: катехизис, священная история, арифметика (часть математики о простейших свойствах чисел и действиях над ними), грамматика, история, география, геометрия, механика, физика, естественная история (общие представления о природе и окружающей среде), гражданская архитектура. Впоследствии в учебные планы старших классов были включены немецкий и французский языки и основы сельского хозяйства. Эти учебные планы не всегда выполнялись в полном объёме, т.к. среди проблем народной школы проблема педагогических кадров была острейшей.

Выпускники главного отделения Черкасского Народного училища направлялись на работу в качестве учителей начальных классов.

В Черкасске и многих станицах Дона существовали домашние школы. По данным, приведённым в «Очерках Дона» А. Филоновым, в 1804 г. в частных домах обучалось 259 детей, в т.ч. только 49 девочек. Их «учителями» были 11 церковников, 1 казак, 1 обер-офицерская жена, 7 казачьих жён и одна девица.

В 1805 году на базе Народного училища в Черкасске была открыта Войсковая гимназия – первое среднее учебное заведение на  Дону. Это была одна из первых гимназий в России. Она сыграла значительную роль в культурной жизни Донского края, став его культурным центром. При гимназии были организованы  уездное училище и подготовительные классы.

Образовательная программа гимназии включала в себя довольно обширные познания в различных областях. В ней преподавались: философия, история, математика, физика, география, естествознание, языки (латынь, немецкий, французский), а также восточные языки, статистика, донская и гражданская архитектура. Кроме того, в гимназии преподавались «науки военные»: уставы, военная история, полевая фортификация, тактика, артиллерия, фехтование, гимнастика, верховая езда, стрельба, плавание, столь необходимые в казачьей службе. Юношей также обучали пению исторических, конно-маршевых, молодецких песен. Выпускники гимназии составляли костяк чиновного люда Области Войска Донского (ОВД)1

Обучались в гимназии дети зажиточных казаков, верхушки донского общества. Для  широких слоёв казачества оставались приходские училища и церковно-приходские школы. В них обучались, в основном, лица мужского пола.

По данным архивных документов в ОВД в середине XIX в. число учебных заведений составляло: 1 гимназия, 8 окружных училищ, 28 приходских училищ, 2 духовных училища. В них обучалось 2 148 учеников,  в т.ч. в приходских – 1 2172.

Важным событием в развитии народного образования на Дону стало открытие в 1853 году Мариинского института благородных девиц. Это было первое среднее учебное заведение для девочек. По правилам приёма доступ в него имели только лица дворянского происхождения.

Другим событием, сыгравшим значительную роль в развитии женского образования на Дону, было открытие в 1860 г. в Новочеркасске женского училища. Цель, стоящая перед училищем: «… доставить лицам среднего сословия Войска Донского средства дать дочерям своим соответствующее образование»3

Приём учениц в возрасте от 9 до 14 лет осуществлялся в начале академического года с 1 августа по 1 сентября. За обучение бралась плата – 15 рублей серебром в год.

В училище преподавались следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, арифметика и понятие об измерениях, география, история, обозрение трёх царств природы, чистописание, рисование и рукоделие. Все учебные предметы преподавались по программам и руководствам, одобренным Министерством народного просвещения. Иностранный язык и некоторые искусства, как предметы необязательные, велись за особую плату. Учебный курс проходил в течение 5 лет, из которых 1 класс был подготовительным.

  Ученицы, отличившиеся поведением и успехами в учёбе, при переводе в высшие классы получали в награду похвальные листы, книги. Для окончивших полный курс проводились выпускные испытания. Особо усердным «за отличные успехи и примерное благонравие» выдавались, кроме аттестатов, золотые и серебряные медали. Выпускницы училища, которые были удостоены в аттестате по поведению и учению оценки «отлично» или «весьма хорошо», имели право на звание домашней учительницы и не подвергались особому испытанию.

Большое значение имело открытие гимназии в станице Усть-Медведицкой. Существовавшая Новочеркасская гимназия не могла удовлетворить стремление всех сословий Войска Донского к образованию. Понимая это, Войсковое Дворянское собрание в августе 1861 г. обратилось в Харьковский учебный округ Министерства народного просвещения с предложением «об открытии в станице Усть-Медведицкой гимназии с пансионом»4.  

Предполагалось, что с открытием новой гимназии жители Хопёрского и Усть-Медведицкого округов будут посылать туда своих детей. Тогда, во-первых, уменьшится с каждым годом увеличивающийся наплыв учеников в Новочеркасскую гимназию, а во-вторых, получат равные возможности для получения  образования верхние (северные) и нижние (южные) станицы Войска Донского. Кроме того, «…Усть-Медведицкая гимназия будет иметь весьма видное влияние как на образование общества верхнего округа, так и на развитие тамошних училищ: окружные и приходские училища Хопёрского и Усть-Медведицкого округов подчинятся ведению Дирекции Усть-Медведицкой гимназии и тем облегчат труды Директора Новочеркасской гимназии, которому обременительно и в высшей степени неудобно следить за училищами, находящимися от Новочеркасска в расстоянии 500 вёрст»5.

Для открытия пансиона при будущей Усть-Медведицкой гимназии на 60 пансионеров требовалось выстроить за войсковой счёт здание.

Усть-Медведицкая гимназия была открыта 7 сентября 1863 г.  Она была рассчитана на 250 учеников на одинаковых с существующими в Новочеркасске основаниях в отношении преподаваемых предметов, однако недостаточное материальное и кадровое обеспечение являлось тормозом в ее развитии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 В гимназию было принято 96 человек, из них 64 – в 1-й класс и 31 – во второй. Первый класс из-за многочисленности был разделён на два отделения, третий и четвёртый классы «не могли быть открыты, по недостатку заявивших желание в поступлении в эти классы». В гимназии было 8 учителей: старших учителей – 4 (истории, латинского языка, математики, естественной истории), младших – 2 (учителя географии и немецкого языка), один законоучитель, один учитель рисования и чистописания. 

В Записке о состоянии Усть-Медведицкой гимназии, подписанной её директором, коллежским советником А.М. Снегирёвым 21 октября 1863 г., говорится с горечью, что гимназия помещается в вольнонаёмном доме сыскного начальника Конькова, помещение крайне тесно и неудобно, но других удобнейших помещений в станице не оказалось. Тем не менее, гимназия начала свою работу и стала первой гимназией на Верхнем Дону6

Начало серьёзной реорганизации и обновления народного просвещения относится к 1864 г., когда утверждаются «Положения о начальных народных училищах» и новый Устав гимназий и прогимназий. Эти нормативные документы позволили развернуть казачьим управленческим структурам деятельность по расширению сети образовательных учреждений.

Войсковой атаман получил право открывать училища на средства станичной казны, что явилось положительным моментом, но по-прежнему остро ощущалась нехватка квалифицированных учителей. В сентябре 1867 г. Директор училищ Войска Донского провёл одновременно во всех округах осмотр сельских школ. Итогом осмотра явился его доклад войсковому Наказному Атаману, в котором сообщалось: «Сельское население в Земле Войска Донского осознаёт всю пользу и необходимость грамотности и, несмотря на тяжкие для него предшествующие годы по случаю неурожая, употребляет посильные средства на содержание школ, но, к прискорбию моему, школы эти, за малым исключением, остаются без всякой нравственной поддержки, как со стороны духовенства, так и со стороны общества, по развитию своему стоящего выше сельского населения»7

В 70-х годах на Дону были введены земские учреждения, что также способствовало увеличению числа начальных школ. Хотя сами земские деятели признавали, что «средства к начальному образованию детей далеко ещё не удовлетворяют потребностям». (8)

Усилий казачества, общественных организаций Дона было недостаточно, чтобы поднять дело народного образования. В Докладной записке Наказного Атамана в Главное управление иррегулярных войск в январе 1875 г. речь идёт о необходимости увеличить число начальных школ в области. Донское казачье войско, судя по содержанию Записки, занимало по числу учащихся предпоследнее, а по числу школ – последнее место среди других казачьих войск. Для того, чтобы Донская область могла иметь соответствующие показатели по количеству школ, необходимо было, по мнению Наказного Атамана, почти удвоить количество существующих в области училищ. Атаман писал, что «народонаселение области никак нельзя обвинять в равнодушии к образованию, …неудовлетворительное состояние этого дела всецело зависит от недостатка народных школ»9

Высказывая свои предложения по улучшению дела народного образования, он предлагает: «Заботы и средства будущего Донского земства должны быть обращены не на поддержание уже существующих школ, а на открытие новых… Войско Донское уже несёт весьма значительные расходы на содержание средних учебных заведений в крае и на стипендии в высших заведениях, то справедливо было бы, чтобы Донское земство, ввиду безотлагательной необходимости увеличения числа народных школ в Донской области, обязательно приняло на себя часть расходов на низшее народное образование»10.

В 1867 г. вслед за введением земских учреждений в Ростове был открыт Уездный училищный Совет, перед которым стояла задача открытия новых училищ. Приходские училища мужские и женские открывались Министерством народного просвещения и назывались Министерскими. На содержание училищ Министерством отпускалась определённая сумма, размер которой определялся самим Министерством. На открытие этих училищ получалось разрешение Министерства народного просвещения попечителем учебного округа по представлению директора народных училищ. Для открытия училищ на местные средства, без всякого пособия от казны, давал разрешение попечитель учебного округа, о чём он ставил в известность Министерство народного просвещения. Из лиц, пользующихся доверием общества и могущих оказать училищам как нравственную, так и материальную поддержку, избирались почётные блюстители.

В училище принимались дети местных жителей без различия вероисповеданий, не моложе 7 лет и не старше 12 лет. Совместное обучение в одном классе детей обоего пола допускалось лишь при условии, чтобы мальчики были не старше 14, а девочки не старше 12, и чтобы мальчики и девочки занимали места на разных скамьях. Полный курс обучения продолжался в двухклассных училищах 5 лет: три года – в первом классе и два года – во втором; в одноклассных – продолжался не менее трёх лет.

В этих училищах обязательно преподавались следующие предметы: закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметика, история, география и естествоведение, церковное пение и черчение. Кроме обязательных предметов вводились: гимнастика, ремёсла для мальчиков и рукоделие для девочек. Для обучения перечисленным предметам назначались три преподавателя: учитель 1-го класса, учитель 2-го класса и законоучитель, в одноклассных – один учитель и законоучитель.

Церковно-приходские школы (ЦПШ) открывались православным духовенством на средства прихода. Они были одноклассными с 2-хлетним курсом и двухклассными с 4-хлетним. В ЦПШ преподавались: закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения. В двухклассных школах преподавались кроме этого начальные сведения из истории церкви и отечества. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны были присутствовать при Богослужении, а способные, после соответствующей подготовки, участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные учебные занятия начинались и оканчивались молитвою.

Обучение в школах проводили местные священники, учителя и учительницы после утверждения Епархиального Архиерея, под наблюдением священника. Лицо, учредившее церковно-приходскую школу на собственные средства, могло быть утверждено Епархиальным Архиереем в звании попечителя этой школы. Непосредственное заведование ЦПШ возлагалось на приходских священников. Для обсуждения вопросов в каждой епархии учреждается Епархиальный Училищный Совет. Высшее управление всеми ЦПШ принадлежало Святейшему Синоду.

Казаки считались особым военным сословием. Это находило своё отражение в их быте, культуре, воспитании. Не случайно поэтому на Дону, с развитием образования возникали предпосылки для воссоздания боевых традиций предков и профессиональной подготовки казаков в специальных военных учебных заведениях. Однако выполнить это удалось только в 1883 г. с открытием в Новочеркасске Донского императора Александра III кадетского корпуса.

Во многом развитию школьного дела способствовало принятое в 1891 г. «Положение об общевойсковом управлении станиц казачьих войск», которое возлагало на станичные и хуторские сходы обязанности по изысканию возможностей для учреждения народных училищ. К этому времени число начальных школ значительно увеличилось. По данным отчёта Наказного Атамана за 1890 г., в мужских учебных заведениях, дававших низшее образование, обучалось 31 669 учащихся. Причём, к мужским учебным заведениям были отнесены: прогимназии, учительская семинария, технические, городские, окружные, духовные и приходские училища, мореходные классы, военно-фельдшерские, военно-ремесленные, станичные, хуторские, сельские, церковно-приходские школы. В женских учебных заведениях обучалось 13 395 учащихся (епархиальное училище,  4-хклассные, городские начальные, одноклассные сельские).

На Верхнем Дону через станичные войсковые правления, попечительские советы, казаки стремились уделить больше внимания образованию. Новые учебные заведения, хотя и медленно, но открывались.

2 марта 1875 г. жители х. Каргина приняли решение на сходе: «Просить Г-на Вёшенского Станичного Атамана, чтобы он вошёл с своим ходатайством к Войсковому начальству через Г-на Директора Гимназии Усть-Медведицкой и училищ, об открытии в хуторе Каргином приходского училища»11

Это решение было направлено в Вёшенское станичное правление для рассмотрения и утверждения станичным сходом. Однако Вёшенское станичное общество взять на себя обязательство по содержанию приходского училища в Каргине отказалось, но предоставило право обществу хутора Каргина самим обратиться с прошением к начальству. Хуторской атаман Пётр Ковалёв «приговор»  Каргинского общества направил директору Усть-Медведицкой гимназии, а тот с ходатайством обратился к Наказному Атаману: «Представляя при сём приговор общества хутора Каргина Вёшенской станицы об открытии в оном приходского училища, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство разрешить открыть это училище на условиях, изложенных в вышеупомянутом приговоре и распоряжении Областного правления от            1 апреля 1875 года за № 4991. При этом нужным считаю присовокупить, что Вёшенское станичное правление от 24 июля 1875 года за № 1797 отозвалось, что «станичное общество по недоразумению не согласилось написать общественный о том приговор, а предоставило прихожанам Покровской Каргинской церкви самим ходатайствовать об открытии у них училища»12

Наказной Атаман возвратил приговор Каргинского общества с предписанием Вёшенскому станичному обществу для повторного рассмотрения.

13 сентября 1875 г. станичный сход постановил: «Приговор общества хутора Каргина и принадлежащих по приходу тамошней Покровской церкви хуторов, составленный 2 марта сего года, утвердить на условиях, изложенных в однозначном приговоре, и ходатайствовать где следует об открытии училища в хуторе Каргине»13

3 октября 1875 года окружной начальник рапортом доложил Наказному Атаману, что общество Вёшенской станицы приговор общества хутора Каргина утвердило и ходатайствует об открытии в хуторе Каргине приходского училища.

Наказной Атаман оба приговора утвердил. 2 января 1876 года директор Усть-Медведицкой гимназии и училищ доложил Войсковому Наказному Атаману:

«Имею честь донести Вашему Превосходительству, что 27 истекшего декабря в хуторе Каргине Вёшенской станицы открыто приходское училище»14

Выделяя на содержание приходских училищ незначительные суммы, Войсковое правительство полагалось на добровольные пожертвования богатых людей: помещиков, купцов, казаков. Они брали на себя обязанности попечителей, оказывали значительную денежную помощь, а кое-где брали школы на полное содержание. С 1900 года бессменным попечителем Каргинского мужского приходского училища был владелец мельницы урядник Тимофей Андреевич Каргин.

Из рода Шолоховых почётным попечителем одноклассного мужского приходского училища в х. Дударев с 1884 по 1894 годы был купец 2-й гильдии Николай Михайлович.

История открытия училища в станице Вёшенской начинается с мая 1812 года, когда Войсковая канцелярия, рассмотрев «наставление» Харьковского университета об открытии дополнительных училищ, в т.ч. и в Вёшенской, определило директору училищ в Войске Донском А.Г. Попову представить план и смету на строительство новых школьных зданий. Попов поручение выполнил, но в связи с войной было прекращено всё гражданское строительство. В 1817 г. Попов рапортовал в Войсковую канцелярию о выполнении поручения. Но определённой позиции не было выработано, т.к. отсутствовали необходимые средства, и вопрос был отложен на неопределённое время. Суммы потом находились, но их использовали на другие цели. И только через 50 лет, в мае 1861 г., в станице Вёшенской было открыто одноклассное мужское приходское училище. Училища открывались и в хуторах: 1877 г. – приходское училище в х. Дударевском, 1882 г. – в х. Ермаковском, 1896 г. – ЦПШ в х. Грушинском и Лучинском, 1891 г. – в х. Каргине, в 1897 г. – в х. Лебяжьем, 1904 г. – приходские училища в х. Грачёвском, Максаевском, Меркуловском, 1908 г. – в х. Гусынко-Климовском, Кружилинском, 1910 – ЦПШ в х. Гусынко-Лиховидовском.

Исключение составляли женские училища: казаки попечительства над ними не брали, а иногда выступали против их открытия. Попечительство осуществляли жёны, вдовы помещиков, купцов, казаков – должностных лиц.

Каргинское женское приходское училище было открыто 1 февраля 1896 года, но попечителя у него никогда не было, содержалось оно за счёт платы за обучение. А над Вёшенским женским училищем четыре года с 1875 по 1879 была попечителем жена войскового старшины Евграфа Попова – Анна Захаровна, затем 6 лет (1880-1886) – жена есаула Лосева, после неё 9 лет (1887-1896) – жена урядника Дударева, затем 21 год (1897-1918) почётным попечителем была дочь войскового старшины Софья Евграфовна Попова. В 1908 году она взяла попечительство ещё над 4 приходскими училищами: Альшанским, Колундаевским, Гороховским, Семёновским. Весь свой доход одинокая казачья дочь отдавала училищам.

Войсковое правительство высоко оценивало заслуги тех людей, которые не жалели денег на благотворительность, по ходатайству хуторских и станичных обществ награждало их медалями и удостаивало званий Почётного гражданина Войска Донского. Такие звания носили Николай Батырев, Иван Лёвочкин, Николай Попов и др.

Однако   всех прилагаемых усилий было недостаточно для действительно успешного развития образования. По данным школьной переписи 1911 года, около 70 % детей на Дону оставалось вне школы. Большую часть средств на образование составляли сборы с населения, частные пожертвования и плата за обучение. В 1916 году государственные ассигнования на школы области составляли лишь 57 %. 

Процесс становления образования в Области Войска Донского шёл постепенно, иногда противоречиво, были успехи, ошибки, промахи. Но были и многие ценные традиции, которые по прошествии времени утрачены. В данной исследовательской работе предпринята попытка проанализировать особенности образовательного процесса и высветить то хорошее, что было в прошлом, тем более, что в современной ситуации наблюдается интерес к утраченным ценностям, а значит, опыт предыдущих поколений нам необходим и его надо изучать. 

 

Литература

1.   ГАРО, ф. 341, оп. 1,  д. 38.

2.  Наш край (ХVIII – начало  ХХ в. в.) Документы по истории Донской области. – ГАРО:  Ростов-на-Дону, 1963.

3.   ГАРО, ф. 341, оп. 1,  д. 17.

4.   ГАРО, ф. 341, оп. 1,  д. 18.

5.   ГАРО, ф. 341, оп. 1,  д. 18.

6.   ГАРО, ф. 341, оп. 1,  д. 18.

7.   ГАРО, ф. 341, оп. 1,  д. 57.

8.   ГАРО, ф. 341, оп. 1,  д. 57.

9.   ГАРО, ф. 341, оп. 1,  д. 22.

10. ГАРО, ф. 341, оп. 1,  д. 22.

11. ГАРО, ф. 46, оп. 2,  д. 1260.

12. Там же.

13. Там же.

14. Там же.

15. Ситько Р.М. История становления и развития образования на юге России. – Ростов-на-Дону, 1997.

16. Филонов А. Очерки Дона. – СПб, 1859.

17. Сивоволов Г.Я. Михаил Шолохов. Страницы биографии. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1995.

18. Королёв В.Н. Старые Вёшки. – Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1991.

19. Липник В.Н. Школьные реформы в Росси. // Вестник образования  России. 2002, № 23, 24.

 _____________________________

© Донскова Наталия Валентиновна

 

Ранее опубликовано: 

Вёшенский вестник № 9: Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: подходы, концепции, проблемы» («Шолоховские чтения-2009») и научных статей / Гос. музей-заповедник М.А. Шолохова. – Ростов н/Д.: РостИздат, 2009.  – 288 с. 


Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum