Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Страна без государства
Статья о необходимости бережного, внимательного отношения государства к своим гр...
№10
(343)
20.07.2018
Образование
«Высшее образование»... Определимся с понятием?
(№20 [238] 20.12.2011)
Автор: Наталья Смирнова
Наталья  Смирнова

 

«Образование у меня высшее техническое, то есть никакого», – любит говорить Михаил Жванецкий. Не все понимают, что он имеет в виду. А по-моему, совершенно ясно: любимый сатирик комплексует по поводу недостаточной гуманитарной базы. Ему хотелось бы чувствовать себя образованным человеком в старом толковании этого понятия. Мы ведь, когда называем так кого-то, не имеем в виду его знание высшей математики, астрофизики и тому подобных дисциплин не для средних умов. Зато в литературе, музыке, живописи – ну, словом, в искусстве и еще в уйме разных культурных материй нужно ориентироваться, пускай не на профессиональном уровне, но прилично (помните, Онегин «знал довольно по латыни, чтоб эпиграфы разбирать…»; а по-французски говорил лучше, чем по-русски, как и Татьяна Ларина). Хорошо бы знать языка два иностранных, причем без словаря. 

Скажите, а где всему этому можно обучиться? Есть такой факультет, где дается высшее образование по специальности «образованный человек»?

Почему-то приходит на память дореволюционная гимназия. Маленький Володя Ульянов: «Из греческого пять, из немецкого пять», «Из латыни пять, из алгебры пять». При выпуске обязательно свободное владение немецким и французским. Плюс – семейное воспитание: любительская игра на фортепьяно, знание музыки («Аппассионата» – изумительная, нечеловеческая музыка»), чтение классиков… И культурная среда, которая формировала образованных людей. Где она сейчас? Где-то есть, наверно, но сжавшаяся, как шагреневая кожа.

Я вот тоже могу сказать: «Образование у меня филфак с уклоном в журналистику, то есть никакого». Жванецкий хотя бы изучал сопромат и прочие технические премудрости, получил полезную специальность инженера. А у нас все предметы были типа «Истории КПСС». Те, кто в детстве не читал «Мифы и легенды Древней Греции» Куна, были довольны, что ликвидировали безграмотность, слушая курс «Античная литература». В остальном – вульгарная социология, псевдонауки вроде «теории и практики партийно-советской печати» и прочая идейная пурга. 

Сейчас идеологическая парадигма сменилась, но того образования, которое делает человека образованным в общекультурном смысле, все равно ни в каком вузе не дают. Значит, высшее образование есть нечто иное. А вот что оно такое? Как его определить?

Посмотрим в «Википедии», там есть ответы на любой вопрос: «Высшее образование, высшее профессиональное образование – верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трехуровневой системе. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю». 

Под такое определение можно подверстать, пожалуй, любую из специальностей, которым обучают в трех с половиной тысячах наших вузов, включая филиалы. (По оценкам экспертов, соответствует мировым требованиям, дает качественное высшее образование примерно сотня из них.)

Недавно по телевизору ведущая с восторгом сообщила, что у героини передачи, девицы лет 27-ми, целых четыре высших образования. От негодования я закипела и отключила канал. Что это за образование такое, что можно дипломы пачками коллекционировать? 

На физфаке, мехмате, на факультетах, где фундаментально изучают естественные науки, в медицинских, технических вузах студенты одолевают бездны премудрости на пути к диплому и профессии. А ровно такой же диплом получают выпускники каких-нибудь «связей с общественностью», «маркетинга в сфере услуг» и тому подобных специальностей (часто в тех же самых вузах!). И гордо заявляют, что у них высшее образование. 

Мне кажется, такой профессии, если честно, можно выучиться за несколько месяцев на курсах. Наличие пачки дипломов подтверждает догадку. Обиднее всего, что эти «бренд-менеджеры» со своими «креативными» навыками, скорее всего, будут получать гораздо больше, чем те, у кого высшее образование серьезное. 

Что там математики и физики-теретики… Не они нынче составляют славу вуза. Вот недавно прочитала в статье, посвященной юбилею одного из университетов: «…Как вы думаете, если пятикурсница-журналистка блестяще справилась с работой на чемпионате мира по домино, являясь пресс-секретарем спортивных делегаций из Латинской Америки, личным переводчиком президента Абхазии и ведущей (на испанском!) церемоний открытия и закрытия чемпионата, а на имя ректора пришло письмо из министерства культуры с благодарностью – это ли не подтверждение качества подготовки специалистов?»

Как говорится – вау! Представляю – на чистом испанском языке: «А ну-ка, амигос, забьем козла! Венсеремос!» Ай да альма-матер! Есть чем гордиться!

_______________________

© Смирнова Наталья Львовна


В поисках художественного образа
Представлены работы ростовской художницы Анастасии Федоровой в разных стилях, формах, образах и воплощении.
Европа вблизи. Путевые заметки
Впечатления от семейного путешествия по Европе
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum