Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Посткоронавирусный социальный синдром: регулируемый капитализм и кризис дем...
В статье изложены представления автора о том, какими будут социально-экономическ...
№06
(374)
23.05.2020
Естествознание
Парадигмы ландшафтной архитектуры
(№20 [238] 20.12.2011)
Автор: Вадим Кукушин


Все для человека, все – во имя человека!

Советский лозунг 1970-х годов.

 

В весеннем семестре 2009-2010 уч. года один из моих дипломников выполнял проект на тему «Реставрация скверов на Соборной площади в г. Новочеркасске». Надо заметить, что эта площадь – одна из крупнейших в мире и третья по величине в Европе, где она по своим размерам (диаметр – 300 метров, площадь – 7 гектаров) уступает только площади Согласия в Париже и площади им. Ф. Дзержинского в Харькове. Студент-дипломник так увлекся своим градостроительным и архитектурным шедевром (Собор Вознесения Христова в Новочеркасске по величине – третий православный храм в мире. Он вмещает одновременно 5000 человек), что в порыве творческой фантазии предложил не «чистую реставрацию», а приспособление памятника для современных нужд: предлагал устройство в скверах фонтанов, расширение ассортимента древесных и кустарниковых пород, оборудование специальных детских площадок и даже… торговых точек.

Эти студенческие «новации» были «зарублены на корню», потому что архитектурной доминантой площади (и даже центральной части города) является памятник архитектуры федерального значения, и все на этой площади должно подчеркивать красоту храма, служить его утверждению в городском пространстве, помогать храму реализовывать свои социальные и духовные функции, служить лишь антуражем (т.е. фоном) для выдающегося произведения русского зодчества, не отвлекая внимания от него и ни в чем с ним не конкурируя.

Все это говорит о том, что при проектировании новых объектов ландшафтной архитектуры и разработке проектов реставрации архитектор должен придерживаться определенной, достаточно обоснованной парадигмы. 

Слово «парадигма» (греч. paradeigma – пример) в наше время обрело более масштабное, глобальное содержание и означает концептуальную модель, идейное наполнение проекта. Чтобы лучше понять важность парадигмы ландшафтного проектирования, обратимся к мировой практике. В столице Бирмы Рангуне находится Шведагон – самая высокая в мире буддийская пагода, возведенная много-много веков назад. Никто не знает даты её возведения. Известно лишь, что уже в 1372 году на ней проводились реставрационные работы. Шведагон – это не здание, в котором собирается народ для совершения обрядов. Это куполообразное гигантское сооружение, войти в которое невозможно. В глубине пагоды обычно располагается камера, в которой замурованы святыни. Все религиозные церемонии, празднества происходят на окружающей пагоду платформе.

Шведагон – это не одна пагода, а огромный комплекс пагод, расположенный вокруг главной пагоды на площади порядка 315 га в радиусе 1 км от главной башни-колокола. И все на этом пространстве подчинено главной идее – святости: святилища, жилье для паломников, священный пруд, сотни небольших пагод, статуи Будды, тазундауны – площадки под навесами для массовых медитаций и молений, монастырские постройки, священные деревья бодхи, под которым, согласно преданию, принцу Гаутаме (будущему Будде) пришло озарение. И никому в голову не приходит идея посадить в этом комплексе экзотические кактусы, катальпу, иву или открыть киоск по продаже эротической и политической литературы. 

Итак, парадигма ландшафтного проекта – это его концептуальная модель. Археологические, этнографические, антропологические, архитектурные и другие свидетельства позволяют предполагать, что в разных странах ландшафтный дизайн был органично вплетен в естественный поток жизни народа, связан с его культурными традициями. Невозможно, например, в японском саду камней, располагающем к философским раздумьям, встретить струйные фонтаны-водометы или экзотический ассортимент растений по периметру сада. А в торжественном парке Версальского дворца под Парижем всё, наоборот, располагает к общению, но не к самоизоляции и самоанализу.

В условиях глобализации культуры, масштабного информационного обмена, активных международных контактов постепенно стираются различия в понимании и восприятии картин природы представителями различных народов, и все-таки понятие «парадигма ландшафтного проектирования» остается социально и эстетически значимым.

Различают следующие парадигмы ландшафтного проектирования.

  •  Эзотерическая – архитектура садов, парков и скверов, примыкающих к культовым зданиям, монастырям, комплексам. Яркий пример – образ озеленения Киево-Печерской лавры, Соловецкого монастыря, Троице-Сергиевской лавры. По-гречески es?terikos означает дословно скрытый, тайный, предназначенный исключительно для посвященных. Отсюда вытекает и суть требований к планировочной структуре, подбору (ассортименту) зеленых насаждений, художественным приемам и акцентам.
  • Этнографическая  – ярким примером могут служить парк «Берендеевка» в Костроме, доносящий до наших дней сказочный дух русской старины, или парк «Сахара» в Египте, расположенный на трассе Каир-Александрия, или Этнографический парк на острове (р. Нил) в черте Каира.
  • Спортивно-оздоровительная парадигма воплощается в озеленении спортивных парков, водно-спортивных станций, институтов физической культуры (например, в Волгограде), спортивных школ-интернатов и специализированных функциональных зон крупных городских садов (например, в Таганроге). Там же предусматриваются подзоны ароматерапии, иппотерапии и грессустерапии (коррекции косолапости у детей), канистерапии (реабилитации больных с помощью собак), дельфинотерапии (в специальных бассейнах).
  • Мемориальная. Яркими примерами являются комплексы озеленения в Хатыни (Белоруссия),   Змиевской балке в Ростове-на-Дону, в Балке смерти в Таганроге, а также в многочисленных скверах по всему миру, где установлены памятники погибшим в годы войн и международных конфликтов. Уникальным в этом плане является парк Памяти в Вашингтоне, где высажены несколько тысяч экземпляров кроваво-красной японской сакуры. Особая разновидность – озеленение кладбищ и крематориев.
  • Учебно-просветительная парадигма лучше всего реализуется в ботанических садах (Ростов-на-Дону) и ботанических парках (г. Паланга, Литва). Успешно она может решаться и в прогулочных функциональных зонах крупных городских садов при наличии специальных экскурсионных маршрутов. Например, в старейшем на Юге России Таганрогском городском саду, заложенном ещё в 1806 году, в советское время в прогулочной функциональной зоне у каждого интересного дерева или кустарника была установлена табличка с информацией о названии породы (на русском и латинском языках), родине растения, его общей продолжительности жизни и фактическом возрасте, полезности для человека и др. И надо заметить, что экскурсионный маршрут в парке в любую погоду не пустовал. Здесь же проводят многие занятия по ботанике педагоги местных школ.
  • Рекреационная парадигма (лат. recreation – восстановление) ставит своей целью восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, то есть отдых. Обычно выделяют 2 вида отдыха: активного и тихого. И то, и другое относится как к детским паркам, так и к паркам для взрослых горожан. Рекреационную роль выполняют многие скверы в крупных городах, особенно со сложным рельефом (поднимитесь в Новочеркасске от Нижней площадки бывшего завода им. Никольского к Соборной площади, и Вы, преодолев 400 м пути с уклоном 0,08, обязательно захотите отдохнуть в скверах хотя бы 5-10 минут!). Рекреационную роль выполняют также курдонеры на городских улицах, сады на территории больниц, Домов престарелых и инвалидов.
  • Культурно-развлекательная парадигма решается обычно в специализированных функциональных зонах  крупных городских садов. Например, в Таганрогском городском саду она объединяет Зеленый театр, зимний кино-концертный зал (в довоенное время бывший театр юного зрителя), городок аттракционов и Фестивальную площадь (на которой, кстати, 30 августа 1943 года состоялся митинг таганрожцев, посвященный освобождению города от немецко-фашистских захватчиков). В этот день салют был дан и в Москве, ведь Таганрог – город третьего салюта в годы Великой Отечественной войны (после Сталинграда и Курска).
  • Экологическая парадигма реализуется в проектировании санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, больниц и поликлиник, образовательных учреждений, питьевых  водозаборов, очистных сооружений канализации; но ещё больше она проявляется в разработке проектов так называемых «зеленых колец» или «зеленых поясов» вокруг крупных городов. Первенцем таких поясов в России были зеленые насаждения вокруг Ростова-на-Дону, заложенные в 1932 году методом народной стройки. Частично они сохранились, хотя выросший втрое город давно «перешагнул» их и вышел на степные просторы.
  • Моральная парадигма предполагает моральную изоляцию, моральные разрывы между несовместимыми объектами. Нельзя, например, проектировать рядом крематорий и Дом престарелых и инвалидов; или школу, детский сад и ресторан; или полицейский участок (куда приводят и привозят далеко не образцовых граждан) и образовательное учреждение. Между ними всегда должно быть зеленое пространство 50 и более метров. 
  • Полифункциональная парадигма решается обычно в крупнейших парках площадью 25 и более гектаров. Такой концептуальный подход четко прослеживается в ландшафтном дизайне крупнейшего парка Москвы на ВВЦ (бывшем ВДНХ СССР), парка им. Кирова в Петербурге, Городского сада в Таганроге, в нереализованном проекте Новочеркасского гидропарка, отмеченном почетным дипломом ВДНХ СССР в 1991 году за оригинальное решение комплекса эстетических, экологических и инженерных задач.

Какой бы парадигмы ни придерживался проектировщик, он в процессе работы должен постоянно помнить, что разрабатываемый им объект предназначен для человека, для повышения комфортности среды обитания, для развития личности как взрослых, так и детей, для актуализации гуманности, служения Истине и эстетических чувств. И именно это определяет методологию ландшафтного проектирования.

___________________

© Кукушин Вадим Сергеевич

 

Девять мер красоты. Путевой очерк
Очерк о поездке автора из Мельбурна через родной город Одессу в Израиль. Автор делится своими впечатлениями от...
Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии из социальных сетей периода публикаций в апреле-мае 2020 года и фото наших авторов.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum