Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
О «бедном» пиаре замолвите слово
(№4 [242] 01.03.2012)
Автор: Галина Беспамятнова
Галина Беспамятнова

      Заведующая одной из кафедр PR в своем выступлении перед телекамерой рассказала такую притчу: «КРЫСА спрашивает ХОМЯЧКА: «Почему тебя все любят, а меня ненавидят?» ХОМЯЧОК пожевал за щеками собранную непосильным трудом добычу и отвечает: «Пиар у меня хороший»». Как в сказке про Иванушку-дурачка, который сидел на печи много лет, а потом одним движением печи и плеча выловил большую щуку. Всем на удивление.

      Пиар в России – явление особое. Белые и черные технологии пиара доведены до такой степени яркости, что книга А.А.Максимова «Чистые и грязные технологии выборов» кажется ископаемым мамонтом среди новых нейролингвистических и просто неврологических приемов. Причем выборы не обязательно политические. Просто выбор человека на заметную должность уже сопряжен с такими явлениями, которые в советские достопамятные времена были недопустимы и решались просто волевыми усилиями. И это было благо. Все открыто, откровенно, никакого хлеба и зрелищ. Просто аплодисменты. Только ладони натружены, а плечи и головы целы. Пропаганда даже давала человеку шанс на небольшое людское счастье. Например, по совету редактора отдела пропаганды ТВ я написала письмо на какой-то очередной съезд коммунистов от имени людей, живших в непотребных условиях. Квартиру выдали мгновенно. В престижном районе, великолепной площади и планировки. Это не ностальгия по социализму. Простое сравнение.

       Сейчас всё иначе. Пресловутый конформизм достиг не просто уровня социальной нормы. Быть собой, особым, неординарным просто опасно. Таким можно казаться с помощью специально обученных пиарменов. Или производить такое впечатление. Именно это возможно и допустимо. Не быть, а слыть….

         Репутация, которая традиционно создавалась усилиями и конкретными действиями человека, сейчас тиражируется цветными плакатами, расклеенными в самых людных местах. Чаще всего, на остановках транспорта и рядом с торговыми точками. Котируются слухи, сплетни, конфибуляция (откровенное пасквильное очернение человека, вплоть до уничтожения репутации). Отдельные действия меценатов от политики вызывают иронию даже у студентов. Одна моя знакомая пиарменша пригласила группу рекламистов на бесплатный концерт, оплаченный местным меценатом. «Опять будут раздавать бублики пенсионерам», - отреагировал лидер группы.

       Даже при пропаганде репутация создавалась, близкой к эталону нравственности, трудолюбия, деятельности для людей. Имеются в виду люди обычного, не кастового уровня. Теперь это только изображают приближенным к норме. А норма в массовом обществе – средняя и серая. Надо же ее украсить и раскрасить. Причем, часто методом от противного. Реально достойных людей поливают информационной и прочей  «грязью», чтобы на их фоне выглядеть незыблемыми столпами.

     Однажды дипломная комиссия журфака ВГУ была просто потрясена откровениями защищавшегося дипломника-заочника, который в пылу выигранного «сражения» рассказал о том, как клеветали на конкурентов и перемывали «грязное», с их точки зрения, личное белье.

     В принципе, всё это «цветочки». Сериалы о разбитых фонарях и разнообразные подобия «спрутов» подвигли представителей черного пиара на новые подвиги. Теперь, мягко выражаясь, модно досаждать детям и родственникам конкурентов. Разными способами ссорить близких людей и демонстрировать их негармоничные отношения. И это имеет значение уже потому, что традиционно семья – основная ячейка общества, а это – именно так на самом деле.

    Однако новорожденный капитализм внес свои коррективы и в семейные отношения. Расслоение членов семьи на бедных и богатых порождает неравноправные отношения. И даже не это самое главное. Деньги стали фетишем всего. Люди просто продают, то есть предают близких из соображений выгоды, наживы, частного интереса. На это их нередко провоцируют черные пиармены. А это уже страшно.

    Когда черные риэлторы лишают жилья, а значит, и личной жизни беспомощных стариков, все ужасаются. И существуют еще какие-то законы, защищающие их права. Хотя и довольно слабенькие.

     Выстраивание карьер способом погубленных репутаций, а, значит, и жизней – вопиющее следствие подражания образу жизни западников. По статистике в Европе сейчас 40 процентов людей страдают от депрессий. Очевидно, это одно из следствий социальной неуспешности, которая возведена в ранг потребности и нормы. Неужели мы позволим в своей самобытной стране подобные обстоятельства? Уподобимся и глобализируемся? Пример объединенной Европы уже дал свои плоды недовольства большого количества народов такой унификацией.

     Поспешный российский капитализм сделал большие денежные «вливания» в сферу ПР при том, что зарплаты и пенсии обычных граждан зачастую не в состоянии покрыть возросшие коммунальные расходы.

      Вероятно, стоит ужесточить законы о клевете и «борьбе бульдогов под ковром» - так называется одна из книг об имидже и современном пиаре. Иначе мы окончательно лишимся по-настоящему одарённых людей, которые обычно беззащитны, поскольку поглощены не работой локтями, а действительно делом. Им некогда строить козни и отбиваться от назойливых конкурентов Они работают. Но белый пиар у нас уже не котируется. Человек труда и подвига – смешные воспоминания советских и перестроечных лет. И тогда мы уже окончательно превратимся в «общество спектакля», по определению Ги Дебора.

     «Жизнь – игра, и мы в ней актеры». Шекспир писал драмы, исходя из этого постулата. Но не достаточно ли нам драм?..

___________________________

© Беспамятнова Галина Николаевна


Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum