Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Образование
Мир на Земле – через образование и культуру
(№5 [243] 15.03.2012)
Автор: Вадим Кукушин
Вадим Кукушин

Начну со статистики. В 2011 году в России было:

  • всего населения – 142,8 млн чел.;
  • военнослужащих – 1,0 млн;
  • работников МВД – 1,3 млн;
  • находящихся в исправительных учреждениях – 800 тыс. чел.;
  • охранников – свыше 1 миллиона
  • детей-сирот в детских домах – 0,7 млн.

Даже вышеприведенные всего лишь 6 статистических показателей свидетельствуют о  явных перекосах в социальной структуре общества:

  • в полиции служит больше россиян, чем в армии, то есть, получается, что Россия – полицейское государство;
  • при столь многочисленной полиции порядка в стране нет – по показателям преступности Россия занимает одно из лидирующих мест в мире;
  • социальных сирот (то есть детей-сирот при живых родителях, лишенных родительских прав) в России больше, чем в любой стране мира, и в наших детских домах сейчас воспитанников вдвое больше, чем во всем СССР после окончания Великой Отечественной войны;
  • что и кого охраняют миллион (а по многим неофициальным данным значительно больше!) охранников? Где еще можно найти такую картину, как в электропоездах Северо-Кавказской железной дороги – к каждому кондуктору приставлены 1-2 скучающих охранника-бездельника?!
  • в последние два года практически на всех вокзалах и в крупных общественных зданиях вход посетителей разрешен только через металлоискатели, в связи с чем в нарушение правил пожарной безопасности (согласно которым в общественных местах должны работать не менее двух входов) администрация заперла все двери, кроме тех, у которых установлен металлоискатель и сидят от двух до четырёх скучающих, курящих, болтающих о всякой чепухе и «ржущих» бездельника в форме охранников.

Мы оказались в тупике. Главная причина этих нелепых противоречий, на наш взгляд, – в отсутствии стратегии мышления и организаторских способностей тех, кто нами правит. Наши «менеджеры», вместо того, чтобы упреждать террористические акты, межнациональные конфликты, деморализацию подростков и юношества, пытаются (и притом – вяло, постфактум!) бороться с уже совершенными негативными проявлениями в обществе. Это же абсурдно!

В рамках журнальной статьи невозможно изложить систему профилактики асоциальных явлений, поэтому мы ставим цель показать и доказать, как можно и нужно формировать нравственность и толерантность в сознании людей, начиная со школьной скамьи. И хотя мы провели масштабные исследования по воспитанию межрасовой, межэтнической, межрелигиозной и межкультурной толерантности и на всех уровнях информационного поля (вплоть до обращения через Internet к Президенту и Правительству России) пытаемся уже два десятилетия убедить всех в их актуальности. Лишь в рамках предвыборной кампании в феврале 2012 года, говоря о проблемах национального образования, В.В. Путин коснулся вскользь этого вопроса.

Важность нашего эксперимента определяется тем, что в Ростовской области из 5 самых многонациональных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Краснодар и Таганрог) представлены два города – Ростов и Таганрог. Что весьма важно: за всю историю существования этого мегаполиса здесь не имел места ни один крупномасштабный конфликт на межнациональной или межконфессиональной основе (мелкие конфликты не в счет – они бывают и внутри любой семьи!).

Нижний Дон и Северный Кавказ – своеобразный коридор мировых цивилизаций. Здесь в самые разные исторические периоды жили аланы и скифы, печенеги и половцы, сарматы и булгары. Неудивительно поэтому, что из 116 коренных национальностей с числом жителей более 200 человек, проживавщих по переписи 1989 года в России, в Ростове-на-Дону были представлены 108, а в Таганроге - 107. В такой ситуации не исключено проявление национальных и конфессиональных амбиций и претензий. Тем не менее, здесь этого никогда не только не случалось, но, более того, не назревало и ситуаций, близких к межнациональным конфликтам. Причина вполне объяснима: народ высоко ценит традиции межэтнической дипломатии.

Для экспериментальной разработки системы гражданского воспитания и формирования культуры межнациональных отношений в Ростове-на-Дону был создан специальный образовательный комплекс этнокультуры, включающий школу и детский сад. Общий контингент учащихся в школе составлял 1150 человек, в детском саду – 140. Характерной особенностью является то, что в образовательном комплексе учатся представители тридцати двух национальностей, всех мировых религий. Многие общины имеют весомое представительство: цыган, корейцев, татар, армян – по 4-8 % от списочного состава ребят. Нередко одна языковая группа исповедует разные религии. Так, среди цыган есть и христиане, и мусульмане; среди корейцев – и христиане (протестанты), и конфуцианцы.

Как в такой пестроте нравов, семейных традиций, культур и языков сформировать дружный школьный коллектив, обеспечить высокий уровень знаний? Как сделать школу привлекательной, дать возможность каждому ребенку осознать свою самоценность и выработать национальную идентификацию, способствующую развитию его творческого потенциала и самореализации? Безусловно, задача не из легких. И решается она довольно успешно благодаря не только творческому содружеству педагогов школы и детского сада, но и синхронным усилиям детей, их родителей и педагогов.

Все задачи нравственного и гражданского воспитания личности решаются в этом комплексе через целевые программы воспитательной работы [1]:

  • «Источник» – мир дома, семьи, Родины;
  • «Общение» – мир дружбы, человеческих отношений;
  • «Забота» – мир добра, милосердия;
  • «Росток» – мир живой природы, экологии человека;
  • «Радуга» – мир народного творчества и национальных традиций;
  • «Творец» – мир искусства и вдохновения;
  • «Познание» – мир умного, доброго, вечного;
  • «Берегиня» – мир здорового образа жизни;
  • «Родник» – мир творений человека;
  • «Радость» – мир игрушки, игр, праздников.

Все эти воспитательные программы решаются в рамках основной учебной и внеурочной деятельности. Педагоги разработали банк авторских учебных программ, через которые красной нитью проходят три аспекта воспитания: этнокультурное, экологическое, гражданское. Программно-методическое обеспечение заключается в следующем.

Дошкольное образование:

  • история и культура Донского края;
  • экология;
  • гражданин;
  • народные игры;
  • семейно-бытовая культура.

Начальная школа:

  • история государства Российского;
  • экология;
  • этическая грамматика.

Вторая ступень обучения:

  • граждановедение;
  • этнография;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • жилище в культурах народов мира;
  • мир обычаев и обрядов;
  • мифология славян;
  • семейно-бытовая культура донского казачества;
  • история Донского края;
  • этические ценности мировых религий (а не основы православной культуры!);
  • история архитектуры Нижнего Дона и Приазовья.

Третья ступень обучения:

  • экология человека;
  • человек и космология;
  • питание и культура народов мира;
  • литература народов Дона и Приазовья;
  • математика как элемент мировой культуры.

Администрация образовательного комплекса использует школьный и региональный компоненты базисного учебного плана для дисциплин, отражающих этнокультурные традиции нашего региона и для формирования планетарного (глобального) мировоззрения учащихся.

Ведущим направлением деятельности школы является изучение семьи как института нравственного воспитания. На многих учебных занятиях актуализируются следующие вопросы:

  • народные традиции воспитания в современной семье;
  • приобщение детей к национальным истокам в двуязычных и многоязычных семьях;
  • семья и экологическое воспитание детей с опорой на народные знания о природе;
  • влияние народной культуры на воспитание детей;
  • подготовка детей к семейной жизни на основе традиций, обычаев семейной педагогики; возрождение традиций в современном семейном воспитании;
  • традиции народа и нравственное воспитание;
  • использование элементов народного творчества в эстетическом воспитании;
  • добродетели религиозной культуры и их использование в семейном воспитании.

Появились мероприятия, которые формируют «лицо школы»: ежегодный фестиваль национальных искусств, периодические выставки национального кулинарного искусства. В этом школе и детскому саду оказывают большую помощь национальные землячества. Школа выпускает печатный журнал, посвященный истории народов, вышли в свет 5 сборников детских творческих работ и 14 сборников творчества педагогов.

Ведется активная работа с родительской общественностью через клубную систему по формированию этнокультуры. Клубы объединяют представителей различных общин, которые не только помогают в проведении мероприятий, но и выступают с интересными социальными инициативами. Именно благодаря родителям в школе функционирует факультатив армянского языка, сформированы казачьи гимназические классы. Родители учащихся – непременные гости на всех школьных мероприятиях.

Формированию этнокультурной толерантности способствуют:

  • комплексное использование основных дисциплин историко-религиоведческого и этнолого-этнографического циклов;
  • сочетание базовых знаний по толерантному мышлению и поведению с индивидуальным практическим опытом учащихся;
  • организация практического общения с представителями разных конфессий и этнических групп;
  • активизация широких социально-конфессиональных и межэтнических контактов учащихся при одновременном развитии у них навыков взаимопонимания;
  • демонстрирование и развитие учащимися высокого уровня и выдающихся образцов толерантности в истории, литературе, этнической и религиозной практике, повседневной жизни;
  • включение учащихся в различные виды научно-исследовательской работы с целью изучения проблем возникновения и функционирования механизма толерантного поведения.

Об успешности нашей экспериментальной работы свидетельствуют табл. 1–4, отражающие лишь небольшую часть нашей психолого-социальной работы.

 

Таблица 1

Динамика уровня конфессиональной толерантности учащихся 

 

Год эксперимента Классы Тип классов Распределение классов по уровням, %   Высокий                 Средний                          Низкий
1 5 5 контр. эксп.          6                              12                                   82          9                               7                                    84
2 6 6 контр. эксп.         25                             23                                   52         26                             21                                   53
3 7 7 контр. эксп.         91                             25                                   44         34                             29                                   38
4 8 8 контр. эксп.         32                             27                                   41         39                             31                                   30
5 9 9 контр. эксп.         34                             27                                   39         45                             48                                   47
6 10 10 контр. эксп.         34                             30                                   36         50                             43                                    7
7 11 11 контр. эксп.         34                             40                                   26         60                             33                                    7


Примечание: в обоих классах конфессиальный состав примерно одинаковый: 70 % христиан, 10% мусульман, 5 % будистов, 15 % атеистов.

 

Если в контрольных классах в результате общего развития и просветительства низкий уровень конфессиональной толерантности за 7 лет обучения (5-11 классы) упал с 82 до 26 %, то в экспериментальных классах, где за счет школьного компонента Базисного учебного плана были введены такие факультативы и элективные курсы, как «Этнография», «Питание и культура народов мира», «Этические ценности мировых религий», «Человек и космология», «Экология человека» и др., этот показатель снизился с 84 до 7 %.

 

Таблица 2

Оценивание учащимися национального самосознаниия 

 

Год эксперимента Класс Тип классов Анкетные позиции, %
Отчетливо, обосновано Затруднение Отсутствие выраженности Слабое самосознание Нет ответа
1 5 контр. 27 27 31 13 2
5 эксп. 27 27 34 9 3
2 6 контр. 38 25 25 10 2
6 эксп. 59 24 28 8 1
3 7 контр. 66 11 17 6 -
7 эксп. 63 13 20 4 -
4 8 контр. 67 13 16 4 -
8 эксп. 68 22 10 - -
5 9 контр. 69 17 10 4 -
9 эксп. 82 10 8 - -


Примечания:

  1. Медленный рост национального самосознания в первые два года эксперимента объясняется тем, что в вариативной части учебного плана было мало предметов этнокультурной ориентации.
  2. Сравнительно высокий индекс национального самопознания, даже в контрольных 8 и 9 классах (до 67-69 %), объясняется тем, что учащиеся этих классов охвачены общешкольными этнокультурными мероприятиями во внеурочное время и идет опосредованное их воспитание.

 

Таблица 3

Наиболее ценимые учащимися 10-11 классов человеческие качества [2]

 

Варианты ответов учащихся
Распределение ответов, %
Доброта и любовь к людям 56
Справедливость и честность 66
Сильный характер, умение постоять за себя 56
Способность помочь другому, защитить слабых 51
Профессионализм, высокий интеллект 36
Умение добывать деньги любым способом 7
Другие 11



Таблица 4

Предпочтение друзей и подруг по национальному признаку среди учащихся 10-11 классов [2]

 

Вопрос: «С представителем какой национальности вы общаетесь больше всего? Распределение ответов, %
Только своей 5
Разных национальностей 20
При выборе друзей и подруг национальность никакой роли не играет 73
Затрудняюсь ответить 2


Следует отметить, что все специальные курсы велись педагогами школы по разработанным и опубликованным ими авторским программам. Что касается психологических, педагогических и социальных исследований, то они проводились как по общеизвестным методикам, так и по авторским.

За 18 лет эксперимента в школе не регистрировались серьезные правонарушения и совершенно отсутствуют какие-либо конфликты учащихся на почве национальной неприязни.

Опыт работы образовательного комплекса этнокультуры «Детский сад № 177 – средняя школа № 15» может служить рабочей моделью для других коллективов, ибо он вызвал неподдельный интерес на районных, городских, региональных и всероссийских конференциях; с докладом о нашем уникальном  эксперименте по специальным приглашениям Международной федерации образования и Международной межрелигиозной организации автор этих строк выступал на форумах, посвященных воспитанию толерантности, в Южной Корее и США (в 2003 и 2005 гг. соответственно).

Мы полагаем, что успех нашей работы  объясняется тем, что в ее основу положен важнейший принцип – воспитание толерантности через образование и познание культуры других народов (и ни в коем случае не через противопоставление культур разных народов!). Эта идея явилась результатом тщательного анализа взаимоотношений как между национальностями, так и религиями в среднестатистическом городе России – Таганроге, в котором за 314 лет существования подобные проблемы просто не могли возникнуть – по сложившейся в этом городе традиции каждая религиозная и национальная община самоутверждалась только через свои добрые дела: все хотели доказать, что они любят и свой город, и своих соседей. В итоге – мир, спокойствие, взаимопонимание. Этим восхищался еще в юности А.П. Чехов, писавший, что, проходя по улицам города, не всегда понимаешь, где ты – на Яве или Суматре. Кстати, первый класс великий писатель закончил не в классической гимназии, а в греческой школе. Да и забальзамированное тело императора Александра I Благословенного до отправления в Петербург находилось в греческом монастыре Таганрога (на его же территории похоронены сердце и желудок императора).

Главный вывод, к которому должен прийти читатель, – это необходимость всегда и везде быть носителем идей планетарного мышления. Все народы нашей планеты так или иначе связаны общностью судеб. Можно говорить о том, что субъектом (носителем) современной истории является человечество в его совокупности. Глобальный, всемирный характер деятельность человека приобрела на грани XX – XXI веков.

Человек осознал свое единство с мировыми силами, с природой. Эта проблема нашла глубокое отражение в конце XIX – начале XX вв. в русской космической философии (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Л.А. Чижевский, К.Э. Циолковский). Но современная социокультурная среда весьма агрессивна, и одолеть насилие и агрессивность можно лишь культурой и творчеством. Формирование культуры мира и ненасилия должно идти через формирование личности.

В замечательной сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть диалог Принца с Цветком:

– А где люди? – вежливо спросил Маленький Принц.

– Люди? Их унесло ветром. У них нет корней.

Как пронзительно звучат эти слова сейчас, когда распалась связь времен и выросло несколько поколений, не знающих своих корней, своей родословной, своей родной культуры! Но, потеряв многое, мы вновь обращаемся к истокам культуры, помня о ее «всемирной отзывчивости» и общечеловеческом единении. Знакомство с основами народной педагогики позволит каждому осознать, как интересен, уникален, велик и самоценен каждый житель планеты Земля. А понимая это, формировать осознание собственной неповторимости в каждом из наших воспитанников. Мы просто обречены уважать и любить друг друга, потому что, по словам Чингиза Айтматова, «все мы – в одной лодке».

Мы все можем выжить, только видя достоинства, а не недостатки друг друга. Мы на всех занятиях должны говорить учащимся не о том, что разъединяет наши народы, а о том, что объединяет. Ведь наша сила – в единстве, а не в разности. Культурный человек ищет в каждом достоинство, а не недостатки. Культурный человек не выбирает друзей по форме и цвету глаз и кожи.

Каждый народ внес в развитие мировой культуры свою посильную лепту. Всех нас, живущих в России, может объединить только культура – надгосударственная духовная надстройка. Правительства приходят и уходят, президенты переизбираются, а культура остается. Она вечна, как и народы. Только образование и культура могут стать консолидирующим фактором в судьбе народов, и им надо петь гимны на жизненном пространстве России.

Каждое занятие, каждый урок в школе или ВУЗе должны быть пронизаны любовью к Человеку и формировать интерес учащихся и студентов к культуре всех народов.

 

Литература

 

  1. Кукушин В.С. Этнопедагогика: Учебное пособие. – М.: Изд-во МПСУ, 2012.
  2. Кукушин В.С., Бакланова Л.Р. Воспитание толерантной личности – педагогика XXI века. – Ростов н/Д: ГинГо, 2003

_____________________

© Кукушин Вадим Сергеевич


Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum