|
|
|
Начну со статистики. В 2011 году в России было:
Даже вышеприведенные всего лишь 6 статистических показателей свидетельствуют о явных перекосах в социальной структуре общества:
Мы оказались в тупике. Главная причина этих нелепых противоречий, на наш взгляд, – в отсутствии стратегии мышления и организаторских способностей тех, кто нами правит. Наши «менеджеры», вместо того, чтобы упреждать террористические акты, межнациональные конфликты, деморализацию подростков и юношества, пытаются (и притом – вяло, постфактум!) бороться с уже совершенными негативными проявлениями в обществе. Это же абсурдно! В рамках журнальной статьи невозможно изложить систему профилактики асоциальных явлений, поэтому мы ставим цель показать и доказать, как можно и нужно формировать нравственность и толерантность в сознании людей, начиная со школьной скамьи. И хотя мы провели масштабные исследования по воспитанию межрасовой, межэтнической, межрелигиозной и межкультурной толерантности и на всех уровнях информационного поля (вплоть до обращения через Internet к Президенту и Правительству России) пытаемся уже два десятилетия убедить всех в их актуальности. Лишь в рамках предвыборной кампании в феврале 2012 года, говоря о проблемах национального образования, В.В. Путин коснулся вскользь этого вопроса. Важность нашего эксперимента определяется тем, что в Ростовской области из 5 самых многонациональных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Краснодар и Таганрог) представлены два города – Ростов и Таганрог. Что весьма важно: за всю историю существования этого мегаполиса здесь не имел места ни один крупномасштабный конфликт на межнациональной или межконфессиональной основе (мелкие конфликты не в счет – они бывают и внутри любой семьи!). Нижний Дон и Северный Кавказ – своеобразный коридор мировых цивилизаций. Здесь в самые разные исторические периоды жили аланы и скифы, печенеги и половцы, сарматы и булгары. Неудивительно поэтому, что из 116 коренных национальностей с числом жителей более 200 человек, проживавщих по переписи 1989 года в России, в Ростове-на-Дону были представлены 108, а в Таганроге - 107. В такой ситуации не исключено проявление национальных и конфессиональных амбиций и претензий. Тем не менее, здесь этого никогда не только не случалось, но, более того, не назревало и ситуаций, близких к межнациональным конфликтам. Причина вполне объяснима: народ высоко ценит традиции межэтнической дипломатии. Для экспериментальной разработки системы гражданского воспитания и формирования культуры межнациональных отношений в Ростове-на-Дону был создан специальный образовательный комплекс этнокультуры, включающий школу и детский сад. Общий контингент учащихся в школе составлял 1150 человек, в детском саду – 140. Характерной особенностью является то, что в образовательном комплексе учатся представители тридцати двух национальностей, всех мировых религий. Многие общины имеют весомое представительство: цыган, корейцев, татар, армян – по 4-8 % от списочного состава ребят. Нередко одна языковая группа исповедует разные религии. Так, среди цыган есть и христиане, и мусульмане; среди корейцев – и христиане (протестанты), и конфуцианцы. Как в такой пестроте нравов, семейных традиций, культур и языков сформировать дружный школьный коллектив, обеспечить высокий уровень знаний? Как сделать школу привлекательной, дать возможность каждому ребенку осознать свою самоценность и выработать национальную идентификацию, способствующую развитию его творческого потенциала и самореализации? Безусловно, задача не из легких. И решается она довольно успешно благодаря не только творческому содружеству педагогов школы и детского сада, но и синхронным усилиям детей, их родителей и педагогов. Все задачи нравственного и гражданского воспитания личности решаются в этом комплексе через целевые программы воспитательной работы [1]:
Все эти воспитательные программы решаются в рамках основной учебной и внеурочной деятельности. Педагоги разработали банк авторских учебных программ, через которые красной нитью проходят три аспекта воспитания: этнокультурное, экологическое, гражданское. Программно-методическое обеспечение заключается в следующем. Дошкольное образование:
Начальная школа:
Вторая ступень обучения:
Третья ступень обучения:
Администрация образовательного комплекса использует школьный и региональный компоненты базисного учебного плана для дисциплин, отражающих этнокультурные традиции нашего региона и для формирования планетарного (глобального) мировоззрения учащихся. Ведущим направлением деятельности школы является изучение семьи как института нравственного воспитания. На многих учебных занятиях актуализируются следующие вопросы:
Появились мероприятия, которые формируют «лицо школы»: ежегодный фестиваль национальных искусств, периодические выставки национального кулинарного искусства. В этом школе и детскому саду оказывают большую помощь национальные землячества. Школа выпускает печатный журнал, посвященный истории народов, вышли в свет 5 сборников детских творческих работ и 14 сборников творчества педагогов. Ведется активная работа с родительской общественностью через клубную систему по формированию этнокультуры. Клубы объединяют представителей различных общин, которые не только помогают в проведении мероприятий, но и выступают с интересными социальными инициативами. Именно благодаря родителям в школе функционирует факультатив армянского языка, сформированы казачьи гимназические классы. Родители учащихся – непременные гости на всех школьных мероприятиях. Формированию этнокультурной толерантности способствуют:
Об успешности нашей экспериментальной работы свидетельствуют табл. 1–4, отражающие лишь небольшую часть нашей психолого-социальной работы.
Таблица 1 Динамика уровня конфессиональной толерантности учащихся
Примечание: в обоих классах конфессиальный состав примерно одинаковый: 70 % христиан, 10% мусульман, 5 % будистов, 15 % атеистов.
Если в контрольных классах в результате общего развития и просветительства низкий уровень конфессиональной толерантности за 7 лет обучения (5-11 классы) упал с 82 до 26 %, то в экспериментальных классах, где за счет школьного компонента Базисного учебного плана были введены такие факультативы и элективные курсы, как «Этнография», «Питание и культура народов мира», «Этические ценности мировых религий», «Человек и космология», «Экология человека» и др., этот показатель снизился с 84 до 7 %.
Таблица 2 Оценивание учащимися национального самосознаниия
Примечания:
Таблица 3 Наиболее ценимые учащимися 10-11 классов человеческие качества [2]
Таблица 4 Предпочтение друзей и подруг по национальному признаку среди учащихся 10-11 классов [2]
Следует отметить, что все специальные курсы велись педагогами школы по разработанным и опубликованным ими авторским программам. Что касается психологических, педагогических и социальных исследований, то они проводились как по общеизвестным методикам, так и по авторским. За 18 лет эксперимента в школе не регистрировались серьезные правонарушения и совершенно отсутствуют какие-либо конфликты учащихся на почве национальной неприязни. Опыт работы образовательного комплекса этнокультуры «Детский сад № 177 – средняя школа № 15» может служить рабочей моделью для других коллективов, ибо он вызвал неподдельный интерес на районных, городских, региональных и всероссийских конференциях; с докладом о нашем уникальном эксперименте по специальным приглашениям Международной федерации образования и Международной межрелигиозной организации автор этих строк выступал на форумах, посвященных воспитанию толерантности, в Южной Корее и США (в 2003 и 2005 гг. соответственно). Мы полагаем, что успех нашей работы объясняется тем, что в ее основу положен важнейший принцип – воспитание толерантности через образование и познание культуры других народов (и ни в коем случае не через противопоставление культур разных народов!). Эта идея явилась результатом тщательного анализа взаимоотношений как между национальностями, так и религиями в среднестатистическом городе России – Таганроге, в котором за 314 лет существования подобные проблемы просто не могли возникнуть – по сложившейся в этом городе традиции каждая религиозная и национальная община самоутверждалась только через свои добрые дела: все хотели доказать, что они любят и свой город, и своих соседей. В итоге – мир, спокойствие, взаимопонимание. Этим восхищался еще в юности А.П. Чехов, писавший, что, проходя по улицам города, не всегда понимаешь, где ты – на Яве или Суматре. Кстати, первый класс великий писатель закончил не в классической гимназии, а в греческой школе. Да и забальзамированное тело императора Александра I Благословенного до отправления в Петербург находилось в греческом монастыре Таганрога (на его же территории похоронены сердце и желудок императора). Главный вывод, к которому должен прийти читатель, – это необходимость всегда и везде быть носителем идей планетарного мышления. Все народы нашей планеты так или иначе связаны общностью судеб. Можно говорить о том, что субъектом (носителем) современной истории является человечество в его совокупности. Глобальный, всемирный характер деятельность человека приобрела на грани XX – XXI веков. Человек осознал свое единство с мировыми силами, с природой. Эта проблема нашла глубокое отражение в конце XIX – начале XX вв. в русской космической философии (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Л.А. Чижевский, К.Э. Циолковский). Но современная социокультурная среда весьма агрессивна, и одолеть насилие и агрессивность можно лишь культурой и творчеством. Формирование культуры мира и ненасилия должно идти через формирование личности. В замечательной сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть диалог Принца с Цветком: – А где люди? – вежливо спросил Маленький Принц. – Люди? Их унесло ветром. У них нет корней. Как пронзительно звучат эти слова сейчас, когда распалась связь времен и выросло несколько поколений, не знающих своих корней, своей родословной, своей родной культуры! Но, потеряв многое, мы вновь обращаемся к истокам культуры, помня о ее «всемирной отзывчивости» и общечеловеческом единении. Знакомство с основами народной педагогики позволит каждому осознать, как интересен, уникален, велик и самоценен каждый житель планеты Земля. А понимая это, формировать осознание собственной неповторимости в каждом из наших воспитанников. Мы просто обречены уважать и любить друг друга, потому что, по словам Чингиза Айтматова, «все мы – в одной лодке». Мы все можем выжить, только видя достоинства, а не недостатки друг друга. Мы на всех занятиях должны говорить учащимся не о том, что разъединяет наши народы, а о том, что объединяет. Ведь наша сила – в единстве, а не в разности. Культурный человек ищет в каждом достоинство, а не недостатки. Культурный человек не выбирает друзей по форме и цвету глаз и кожи. Каждый народ внес в развитие мировой культуры свою посильную лепту. Всех нас, живущих в России, может объединить только культура – надгосударственная духовная надстройка. Правительства приходят и уходят, президенты переизбираются, а культура остается. Она вечна, как и народы. Только образование и культура могут стать консолидирующим фактором в судьбе народов, и им надо петь гимны на жизненном пространстве России. Каждое занятие, каждый урок в школе или ВУЗе должны быть пронизаны любовью к Человеку и формировать интерес учащихся и студентов к культуре всех народов.
Литература
_____________________ © Кукушин Вадим Сергеевич |
|