Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Культура
Любви все возрасты покорны, а театру - все профессии. Заметки с фестиваля Южного федерального университета «Весна-2012»
(№7 [245] 01.05.2012)
Автор: Людмила Фрейдлин
Людмила Фрейдлин

Играют на сцене физики и юристы, математики и биологи, экономисты и химики... Ну, филологам и журналистам сам Бог велел. Короче, играют на всех факультетах и в институтах, которые нынче входят в структуру ЮФУ (кроме пединститута почему-то). Это давняя университетская традиция (прерванная лишь в 90-е) – театры на каждом факультете: драматические, малых форм, близкие к ним по жанру СТЭМы.

    Студенческий театр по определению всегда будет молод: пять-шесть лет – и смена состава. Между тем стаж у фестиваля солидный – нынешняя «Весна» 55-я, и проходила она без малого месяц. Все ее программы открывались спектаклями, и только два из них поставлены профессиональными артистами и один – режиссером по образованию. Остальное – стопроцентная самодеятельность, возросшая на «чистом сливочном энтузиазме».

     Анастасия Безрук с экономического факультета представила авторскую пьесу под названием «Джумео и Рометта». Три молодых пары (все названы своими именами) проходят путь от первой влюбленности к семейной жизни и первым проблемам, а потом и к пониманию того, что никогда не поздно начать с чистого листа. Это поэтический спектакль, в котором артисты, можно сказать, освобождены от текста, чтобы показать в движении всё то, что с ними происходит. А текст от их имени – в основном за сценой – произносят Настя и ее партнер, он же второй режиссер Дмитрий Опарин.

Нажмите, чтобы увеличить.
"Слепой художник в темной комнате". Юридический факультет.
 
Стоит отметить то, что студенты нередко брали к постановке драматургический материал, казалось бы, неподъемный для любителей, но всё же амбициозность задачи, которую они перед собой ставили, вызывала уважение. Конечно, если бы Руслан Исмаилов взял, к примеру, «Курочку Рябу», то наверняка лихо с ней справился бы, но он со студентами-юристами разыграл пьесу-размышление «Слепой художник в темной комнате» О.Зверлиной. В пьесе есть черная картина, и у зрителей, как минимум, должны возникнуть ассоциации с Малевичем и со всем, что сопутствовало его судьбе. Не уверена, что так и было, но про то, какие тонкие нити связывают людей и как прозорливо бывает сердце, видя то, что глазам недоступно, рассказано со сцены достаточно внятно. Постановщик следует подробно прописанному финалу: свет внутри картины загорается, и ладони двоих соединяются. Атмосфера таинственности не рассеивается, а наоборот – сгущается…

  На факультете высоких технологий тоже пошли по линии наибольшего сопротивления. Екатерина Калинина, поставившая для прошлогодней «Весны» спектакль по известной повести А.Сергиенко, Л. и А.Чутко «Прощай, овраг!» и проявившая подлинно театральное мышление, нынче взялась за притчу. Пьеса М.Майенбурга «Урод» предлагает один из бесчисленных жизненных парадоксов. Оказывается, не столь важно, что ты есть на самом деле, сколько то, каков ты в глазах других. 
Нажмите, чтобы увеличить.
"Урод". Факультет высоких технологий

Стоит дать представление о пьесе, широкому зрителю не знакомой. Бедному Летте упорно втемяшивали, что он урод и оттого невезуч. Рискнув на пластическую операцию, он действительно стал продвигаться по службе, а хирург, вдохновившись результатом, решил тиражировать копии Летте.
Алексей Телятников играет «урода» в собственном обличье, а преображенного хирургом – в бинтах. Новоиспеченные красавцы, похожие на него, как две капли воды, повергают Летте в ужас. Его уже не радуют деловые удачи. Его лишили индивидуальности, сделали куклой, лекалом для клонов. Так что есть уродство? И что есть красота? И вообще куда должна вырулить эта история?

   Частенько постановщики останавливались перед проблемой финала – его сочинить не так просто. Режиссер, укрывшийся за именами исполнителей «Девятого праведника» Е. Юрандота (коль он не захотел обнаружить себя, и я его называть не стану) вывел весь город, где происходит действие, за колючую проволоку, но как следует проработать эту сцену не получилось. Хотя команда из 17 артистов с истфака, что само по себе уже достижение, играет живую историю, заставляя зал следить за развитием событий с интересом.
Нажмите, чтобы увеличить.
"Нас обвенчает прилив". Биологический факультет

    Нелегко пришлось и Александру Филатову (биофак) осмыслить такую непростую пьесу, как «Нас обвенчает прилив» Ж.Ануя. Ее финал требовал либо технически сложного решения (влюбленные, на виду у всех, тонут в реке, причем сами не желая спасаться), либо те, что на берегу, должны сыграть ужас происходящего. Трагическая сцена, задача не для новичков. Но сам Александр в роли Люсьена был убедителен, и пофигизм его героя был понятен, и боль, и ощущение безнадежности.

   На двух факультетах вообще взяли прозу: химики – «Шагреневую кожу» Бальзака, физики – «За миллиард лет до конца света» Стругацких. 
Нажмите, чтобы увеличить.
"Шагреневая кожа". Химфак
Из нее ведь еще пьесы надо было сделать, и – заметьте! – из объемной прозы короткие инсценировки. Тут уж от постановщиков Алексея Алферова и Алексея Жолнерчука и некоторый героизм требовался. Оба спектакля привлекательны желанием говорить с публикой на серьезные темы, но в первом – немного перемудрили с самой шагреневой кожей; второй сложен тем, что действие тонет в разговорах. Но в этом медленном движении оказалась довольно яркая фигура – Малянов в исполнении Александра Кириченко. 

    А как же насчет веселого жанра? Был, конечно. Чеховский «Юбилей» факультета филологии и журналистики в постановке Сергея Якубейко и Анной Лоевской в роли Шипучиной, которая проявила себя как гротесковая артистка. «Человека из шкафа» А.Винокурова играли геологи. Непритязательную комедию в режиссуре Оксаны Узунян «вытягивал» дуэт артистов, для которых сцена обжита, как родной дом: Антона Гольдшмидта и Антона Чабана. Прелестной была Диана, «девушка легких взглядов на жизнь» – Екатерина Салтановская (жаль, что роль небольшая).
С А.Чабаном благодарная публика встретится еще раз в водевиле «Беда от нежного сердца» В.Соллогуба. В программке написано: «Режиссура – студенты и выпускники ЮФУ», и защищали они отделение регионоведения.

Нажмите, чтобы увеличить.
"Беда от нежного сердца". Факультет регионоведения

    Развернулись с неожиданной широтой, явив полноценную, во всех подробностях сценографию, богатство костюмов, а главное – ансамблевость исполнения. То есть назвать надо всех исполнителей, явно имеющих сценический опыт и чувствующих природу жанра: Елену Беляеву, Маргариту Быстрову, Анастасию Терещенко, Ларису Пантелюк, Екатерину Новикову, Семена Маслова.

     Ребята из института экономики и внешнеэкономических связей, заглянув  вглубь времени, извлекли из него замешанную на детективном сюжете комедию «8 любящих женщин» Р.Тома (здесь тоже была коллективная режиссура и вполне конкретная: Анастасия Любимова, Анна Рыженкова, Анна Крупенина), а сборная факультетов «Турмалина» (режиссер Геннадий Сериков)  веселила народ «Смешными деньгами» вездесущего Р.Куни, весьма востребованного в нашем отечестве как мастера закрученной интриги и нескончаемых недоразумений.
Нажмите, чтобы увеличить.
"8 любящих женщин". Институт экономики и внешнеэкономических связей

     Особое место в театральной афише фестиваля занимал пластический спектакль «На рассвете» Таганрогского технологического института. Талантливая труппа, хорошо обученная и сценически обаятельная, воспитана актрисой Таганрогского театра Мариной Дрень. Она придумала историю о людской вражде, поместив своих персонажей в пещерный век. Они одеты в одинаковые костюмы, имитирующие звериные шкуры, принадлежа если не к одному, но наверняка к родственным племенам. Им-то и враждовать, собственно, не из-за чего. Разве что одно племя состоит из мужчин, другое – из женщин. Они решают проблему жизненного пространства и в общем побоище, больше похожем на змеиный клубок, и в парном бою. Каждому дуэту дан «сольный номер», и за минуту-другую они обнаруживают свою причину для яростной схватки. Или поражающее их самих тяготение друг к другу. Как это и бывает в жизни, трагедия отрезвляет воюющих – мир не бывает выстрадан легкой ценой.
Нажмите, чтобы увеличить.
"На рассвете". Таганрогский технологический институт

  Ростовский театр «Самокат» традиционно «играет» за факультет математики, механики и компьютерных наук, хотя там занимаются и студенты других факультетов, и дети подросткового возраста. «Самокат» показал двухчасовую «Тень» Е.Шварца в режиссуре Людмилы Штейнберг и Светланы Лобановской. Тут всё, как на крупном плане: народ на улицах, внушительные муляжи, многозначительность статичных сцен, сегодняшняя лексика (журналюга, проплаченное время митинга, фотомонтаж…). Ученого играет еще школьник Никита Кочур, и он нисколько не проигрывает рядом с одаренными артистами, воспитанными в этом коллективе: Виктором Полетаевым, Полиной Федоренко, Артемом Старостиным, Иваном Виноградовым, Сергеем Сергиенко.

Бесспорным лидером фестиваля стал «Тот самый Мюнхгаузен» по пьесе Г.Горина. Хотя и на прошлогоднем фестивале институт архитектуры и искусств представил умный, вполне профессионально сыгранный спектакль, нынешний поразил оригинальностью и скрупулезностью изобразительного решения – это тонкая, филигранная резьба по бумаге, главном материале и оформления, и костюмов. Над воплощением изящного замысла работали, кроме постановщиков, целые бригады (больше 25 человек!) художников, декораторов, дизайнеров, визажистов, специалистов по звуку… 
Нажмите, чтобы увеличить.
"Тот самый Мюнхгаузен". Ин-т архитектуры и искусств

В «Мюнхгаузене» тоже играли и новички, и «ветераны»: Виктор Галинов, Виктор Тесленко, Станислав Мурашкин… Разница их уровней по части владения речью ощущалась, но жесткий режиссерский «каркас» крепко держал общую архитектонику спектакля. Замечательные ростовские актрисы Раиса Пащенко и Елена Иванова несколько лет работают со студентами этого вуза и нынче доставили огромное удовольствие зрителям абсолютно нетривиальным подходом к пьесе, ставшей знаменитой не только благодаря первоисточнику, но и феерическому телеспектаклю со звездами нашего театра. Здесь же перед нами возникли неожиданные вариации известных типажей, а подчеркнутая стилистическая архаика, которая становится полем для ироничной театральной игры, делает еще более прозрачными параллели с сегодняшним днем.

Все исполнители овладели стилем игры в полумасках. Ее условность (в которой, впрочем, столько конкретного смысла!) обостряет зрительское восприятие невероятных происшествий с Карлом Иеронимом Фридрихом фон Мюнхгаузеном. 

Короче говоря, столько талантливых людей в одном месте я вижу второй раз в жизни. Первый раз – на «Весне-2011».

________________________________________

© Фрейдлин Людмила Львовна (текст и фотографии)


Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum