|
|
|
Играют на сцене физики и юристы, математики и биологи, экономисты и химики... Ну, филологам и журналистам сам Бог велел. Короче, играют на всех факультетах и в институтах, которые нынче входят в структуру ЮФУ (кроме пединститута почему-то). Это давняя университетская традиция (прерванная лишь в 90-е) – театры на каждом факультете: драматические, малых форм, близкие к ним по жанру СТЭМы. Студенческий театр по определению всегда будет молод: пять-шесть лет – и смена состава. Между тем стаж у фестиваля солидный – нынешняя «Весна» 55-я, и проходила она без малого месяц. Все ее программы открывались спектаклями, и только два из них поставлены профессиональными артистами и один – режиссером по образованию. Остальное – стопроцентная самодеятельность, возросшая на «чистом сливочном энтузиазме». Анастасия Безрук с экономического факультета представила авторскую пьесу под названием «Джумео и Рометта». Три молодых пары (все названы своими именами) проходят путь от первой влюбленности к семейной жизни и первым проблемам, а потом и к пониманию того, что никогда не поздно начать с чистого листа. Это поэтический спектакль, в котором артисты, можно сказать, освобождены от текста, чтобы показать в движении всё то, что с ними происходит. А текст от их имени – в основном за сценой – произносят Настя и ее партнер, он же второй режиссер Дмитрий Опарин.
На факультете высоких технологий тоже пошли по линии наибольшего сопротивления. Екатерина Калинина, поставившая для прошлогодней «Весны» спектакль по известной повести А.Сергиенко, Л. и А.Чутко «Прощай, овраг!» и проявившая подлинно театральное мышление, нынче взялась за притчу. Пьеса М.Майенбурга «Урод» предлагает один из бесчисленных жизненных парадоксов. Оказывается, не столь важно, что ты есть на самом деле, сколько то, каков ты в глазах других. Стоит дать представление о пьесе, широкому зрителю не знакомой. Бедному Летте упорно втемяшивали, что он урод и оттого невезуч. Рискнув на пластическую операцию, он действительно стал продвигаться по службе, а хирург, вдохновившись результатом, решил тиражировать копии Летте. Частенько постановщики останавливались перед проблемой финала – его сочинить не так просто. Режиссер, укрывшийся за именами исполнителей «Девятого праведника» Е. Юрандота (коль он не захотел обнаружить себя, и я его называть не стану) вывел весь город, где происходит действие, за колючую проволоку, но как следует проработать эту сцену не получилось. Хотя команда из 17 артистов с истфака, что само по себе уже достижение, играет живую историю, заставляя зал следить за развитием событий с интересом. Нелегко пришлось и Александру Филатову (биофак) осмыслить такую непростую пьесу, как «Нас обвенчает прилив» Ж.Ануя. Ее финал требовал либо технически сложного решения (влюбленные, на виду у всех, тонут в реке, причем сами не желая спасаться), либо те, что на берегу, должны сыграть ужас происходящего. Трагическая сцена, задача не для новичков. Но сам Александр в роли Люсьена был убедителен, и пофигизм его героя был понятен, и боль, и ощущение безнадежности. На двух факультетах вообще взяли прозу: химики – «Шагреневую кожу» Бальзака, физики – «За миллиард лет до конца света» Стругацких. А как же насчет веселого жанра? Был, конечно. Чеховский «Юбилей» факультета филологии и журналистики в постановке Сергея Якубейко и Анной Лоевской в роли Шипучиной, которая проявила себя как гротесковая артистка. «Человека из шкафа» А.Винокурова играли геологи. Непритязательную комедию в режиссуре Оксаны Узунян «вытягивал» дуэт артистов, для которых сцена обжита, как родной дом: Антона Гольдшмидта и Антона Чабана. Прелестной была Диана, «девушка легких взглядов на жизнь» – Екатерина Салтановская (жаль, что роль небольшая). Ребята из института экономики и внешнеэкономических связей, заглянув вглубь времени, извлекли из него замешанную на детективном сюжете комедию «8 любящих женщин» Р.Тома (здесь тоже была коллективная режиссура и вполне конкретная: Анастасия Любимова, Анна Рыженкова, Анна Крупенина), а сборная факультетов «Турмалина» (режиссер Геннадий Сериков) веселила народ «Смешными деньгами» вездесущего Р.Куни, весьма востребованного в нашем отечестве как мастера закрученной интриги и нескончаемых недоразумений. Бесспорным лидером фестиваля стал «Тот самый Мюнхгаузен» по пьесе Г.Горина. Хотя и на прошлогоднем фестивале институт архитектуры и искусств представил умный, вполне профессионально сыгранный спектакль, нынешний поразил оригинальностью и скрупулезностью изобразительного решения – это тонкая, филигранная резьба по бумаге, главном материале и оформления, и костюмов. Над воплощением изящного замысла работали, кроме постановщиков, целые бригады (больше 25 человек!) художников, декораторов, дизайнеров, визажистов, специалистов по звуку… В «Мюнхгаузене» тоже играли и новички, и «ветераны»: Виктор Галинов, Виктор Тесленко, Станислав Мурашкин… Разница их уровней по части владения речью ощущалась, но жесткий режиссерский «каркас» крепко держал общую архитектонику спектакля. Замечательные ростовские актрисы Раиса Пащенко и Елена Иванова несколько лет работают со студентами этого вуза и нынче доставили огромное удовольствие зрителям абсолютно нетривиальным подходом к пьесе, ставшей знаменитой не только благодаря первоисточнику, но и феерическому телеспектаклю со звездами нашего театра. Здесь же перед нами возникли неожиданные вариации известных типажей, а подчеркнутая стилистическая архаика, которая становится полем для ироничной театральной игры, делает еще более прозрачными параллели с сегодняшним днем. Все исполнители овладели стилем игры в полумасках. Ее условность (в которой, впрочем, столько конкретного смысла!) обостряет зрительское восприятие невероятных происшествий с Карлом Иеронимом Фридрихом фон Мюнхгаузеном. Короче говоря, столько талантливых людей в одном месте я вижу второй раз в жизни. Первый раз – на «Весне-2011». ________________________________________ © Фрейдлин Людмила Львовна (текст и фотографии) |
|