Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Жизнь с кино слились в одно. Интервью кинематографиста Юрия Щербакова
(№8 [246] 22.05.2012)
Автор: Анна Ивченкова
Анна Ивченкова

Юрий Щербаков, почётный кинематографист России, оператор и режиссёр-документалист, всегда и всему старается дать научное обоснование. Но некоторые события, проникшие в его жизнь из собственных фильмов, он до сих пор  не может объяснить.

- Хотя я уже ничему не удивляюсь. Нет ничего более непредсказуемого, чем документальные съёмки. Их ход не спланируешь заранее. Но что хуже всего, даже если у вас есть хороший бюджет и фактурный герой, всё может закончиться неудачей. Яркий пример - фильм «Бригадир ГРОЗ» про жизнь известного шахтёра, героя труда Михаила Чиха...

- Неудачей? Юрий Николаевич, но разве эта ваша работа официально не занесена в список «Легендарных фильмов XX века»?

- Да, но мы были в шаге от провала. С самого начала всё пошло не по плану. Во-первых, подкачал сценарий. Утверждённый на самых высоких уровнях, он начинался нелепейшим образом, якобы в шахте выходит из строя техника, и инженер говорит шахтёру: «Пока твой комбайн стоит – Америка работает». В это момент Чих снимает с себя белоснежную (!) рубашку (интересно, как он в ней в лаве оказался?) и начинает ею протирать сломавшуюся технику. Под свою ответственность мы сценарий переписали, и со съёмочной группой поехали на шахту. Чих на отборном матерном сообщил, что он нам не кинозвезда, слава ему не нужна и  времени у него нет. В этот момент как по заказу действительно ломается комбайн. Чих бежит его исправлять, а мы с ручными подсветками и камерой за ним в лаву. Пока он чинил, в запале продолжал безбожно материться. Хоть при монтаже звук и убрали по артикуляции губ это всё равно заметно. Наконец, Чих сделал дело и, не слушая наших уговоров, ушёл. На этом съёмки в лаве закончились, потому как на следующий день знаменитый шахтёр улетел в сочинский санаторий ЦК партии. Мы решили рискнуть: тайно отправились за ним. По приезду взяли у главврача санатория добро на скрытую съёмку разговора Чиха и медика. Только личному врачу шахтёр может открыто рассказать о своём образе жизни. Съёмочная группа перед приходом героя спряталась за шторой в процедурной. Камеру замотали простынёй, микрофон на столе замаскировали под марлей. Запись прошла гладко, и после мы, конечно, повинились перед Чихом за шпионство. Герой настолько обалдел, узнав о наших манипуляциях, что даже не разозлился. Посмеялся и дал согласие на выпуск фильма. Более авантюрной работой был только уфологический фильм «Суфлёр». На главного действующего лица, Ивана Шапошникова из Сальска, я вышел совершенно случайно. Прочёл в газете стенограмму его разговора с корреспондентом. Нормальному человеку Шапошников показался бы сумасшедшим с его рассказами о путешествиях в астральном теле. 

- И вы поверили?

- Когда-то я сам пережил нечто подобное. Это было в восьмидесятых. Директриса фильма, ассистент, осветитель, я и водитель, поехали в Харьков на съёмочном «уазике». Среди ночи водитель заснул, нашу машину вынесло на встречную полосу и перевернуло. Помню, как я вылетал из дыры в искорёженной бочине. Упал на землю, а на меня приземлился «УАЗ» с людьми и оборудованием. Дальше отчётливое воспоминание, как отделился от тела. Я увидел со стороны, грязь, обломки, кровь и...себя. Страха или отвращения не было. Только наслаждение от свободы. И вдруг что-то потащило меня вниз в тело. Почувствовал невыносимую боль и отключился. Врачи потом говорили, что у меня все рёбра были всмятку. После этого в сорок лет я пошёл в церковь и покрестился… В общем, вы поняли, что рассказы Шапошникова для меня не были такой уж дикостью. И ещё одна зацепка: простой работяга с четырьмя классами образования обладал сведениями, которые есть даже не у всех профессоров. Например, он утверждал, что тысячелетия назад на небе не было Луны. Кто-то сочтёт это бредом, но люди сведущие знают: древнегреческий философ Анаксагор упоминал реально существовавших  «долунных» людей. Я сразу же пошёл на студию и сказал, что буду снимать кино об этом сальчанине. Начальство сначала крутило у виска, но потом поддалось на уговоры… Непонятные события стали происходить в нашей съёмочной группе ещё до того, как мы въехали в Сальск. За 20 км до городка у всех нас одновременно жутко разболелась голова. Еле добрались. Шапошников ждал нас на улице, но я сразу же напросился в дом и стал осматриваться в поисках литературы. Всё же оставалась версия, что он вычитал откуда-то свои истории. Только ни одной книги, ни одной научной газеты в комнате не было. На полках стояли только иконы. «Вы верующий? – спрашиваю его. - Ходите в церковь?» «Нет. То жена ходит. А мне ни к чему. Я рай и так видел: как вас сейчас. И по всей вселенной был. Закрою глаза и перемещаюсь». Его детальный рассказ про созвездия, по которым путешествовало его астральное тело, сделал бы честь любому астрофизику. Увлечённее всего, Шапошников говорил о Марсе, где якобы раньше была жизнь. «Там остались выстроенные пирамиды и ещё много напоминаний. Но они заметены: ветры туды-сюды гоняют песок», - с деревенской простотой объяснял он. Позже мы снимали учёного Владимира Авинского, кандидата геолого-минералогических наук и известного уфолога. Он подтвердил информацию, и про марсианские пыльные вихри, и про зафиксированные на планете объекты, похожие на египетские пирамиды. Американские учёные НАСА опубликовали их фото. Много чего любопытного рассказали и другие сальчане. Директор местной школы номер шесть и преподаватель астрономии Валентина Шавырина утверждала, что многие дети и учителя видели в вечернем небе странные знаки. Они напоминали горящее электронное табло в аэропорту и представляли собой цифры, символы «больше» и меньше», квадраты, руны. Шапошников объяснил, что это послание с тарелки, курсирующей над Сальском. Из-за её магнитного поля, по его словам, у нас, приезжих, и разыгралась мигрень. Парадокс: когда, мы возвращались в Ростов на этом же 20-м километре тяжесть в затылке у всех как рукой сняло.

- Шапошников объяснил, почему тарелка облюбовала именно Сальск?

 - Говорил, якобы, невидимые глазу тарелки курсируют над многими точками Земли. Но уж если человек заметил их зависших над каким-то конкретным местом – это не к добру. НЛО чаще всего замирает над горячими военными точками или же в тех местах, где должна произойти какая-то экологическая катастрофа. Я убедился в этом лично. После съёмок мы с женой отдыхали в Лазаревке. И в один из вечеров увидел на небе будто бы вторую луну. Это была небольшая сфера, излучающая ровное сияние. Внезапно она погасла. Будто кто-то выключил лампочку. В ту ночь я заметил из окна, как по стволам деревьев вверх ползут змеи, словно спасаясь от чего-то. С трудом поборов тревожное чувство, мы забылись сном. Наутро очнулся от холода. Матрас промок насквозь, а на полу было воды по щиколотку. Наш деревянный флигель затопил сель, сошедший с гор в низину. 

- Интересно, ждать ли нам более масштабных катастроф? Сейчас столько разговоров о том, что этот новый год последний в истории человечества. 

- Верю в календарь Майи. Примечательно, что похожий по форме календарь встречается и на Тибете. Николай Рерих ещё в 20-х годах писал: «Уже современные поколения увидят, как катастрофически будет меняться климат». Он так же был уверен, что человечество своей безнравственностью приближает конец света. Человек не хочет сохранять земной рай, а пытается подмять под себя природу, изменить ход звёзд. Версий катастроф, конечно, много. И потоп, и падение нам на голову метеорита… Я с особым вниманием отношусь к другой популярной гипотезе: конец электрического света. 150 лет назад уже был тревожный звонок. Тогда английский астроном Ричард Каррингтон заметил, что светило покрылось необычно крупными пятнами. И вдруг поверх них вспыхнули два ослепительных шара. Через 17 часов началась крупнейшая за всю историю геомагнитная буря, вызвавшая отказ телеграфных систем по всей Европе и Северной Америке. Ее повторения и опасаются ученые следующей зимой. Об этом упоминал Джеймс Грин, один из директоров НАСА. Сейчас ситуация более опасна, потому что весь мир построен на электричестве. Если отключится свет на всей планете, восстановить эту гигантскую сеть снова получится очень и очень нескоро. Мы станем беззащитны, как дети. У русских, правда, будет иммунитет (смеётся.) Что такое отключить свет на западе даже на пару дней? Если такое и приключается невероятно редко, то народ в панике, а мэр неделю извиняется по телевизору. А наш народ привычный. Но дай Бог, всё обойдётся без масштабных бедствий.

- Мы говорили о стольких невероятных явлениях. А какое чудо самое главное в вашей жизни?

 - Главное чудо, надеюсь, впереди - перерождение Ростовской школы режиссуры. Сейчас я не только председатель правления Донского союза кинематографистов, но и преподаватель в  Ростовском колледже культуры. Обучаю ребят азам режиссёрского и операторского мастерства, передал им безвозмездно всю библиотеку союза. Теперь мы с товарищами собираемся открыть в городе новую киностудию вместо развалившейся прежней. Для новой смены донских режиссёров. Она выросла очень толковой.

_________________________

 © Ивченкова Анна Александровна


Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum