Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Анатолий Жигулин и «Молодой коммунар»
(№10 [248] 05.07.2012)
Автор: Владимир Колобов
Владимир Колобов

     Говоря о воронежском периоде жизни и творчества известного русского поэта Анатолия Владимировича Жигулина (1930-2000 гг.), будет уместно, на наш взгляд, хотя бы вкратце охарактеризовать литературно-общественную обстановку, которая царила в то время в Воронеже и в которой происходило становление его таланта. Сразу же обозначим рамки этого периода: с 1954 года (начало освобождения политзаключенных из сталинских лагерей) по 1963 год (переезд на постоянное место жительства в Москву),

Как сообщается в одном из июньских номеров газеты «Молодой коммунар» за 1954 год, Воронежское отделение Союза советских писателей в то время насчитывало 13 членов и кандидатов в члены ССП, и более 20 членов литературного актива. Называются имена прозаиков К. Локоткова, Ю. Гончарова, Ю. Третьякова, Г. Троепольского, Ф. Волохова, М. Булавина, О. Кретовой, А. Шубина, Н. Коноплина, В. Кораблинова, поэтов Г. Пресмана, П. Касаткина, Г. Воловика и других. 

С 1952-го по 1956 год редактором «Молодого коммунара» был Борис Иванович Стукалин, возглавивший впоследствии Госкомитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли СССР. С позиции сегодняшних дней можно однозначно сказать, что это был один из лучших редакторов воронежской молодёжной газеты за всю историю её существования. Именно в эпоху Стукалина в газете начинали делать первые шаги на литературном поприще люди, ставшие впоследствии известными на всю страну писателями и журналистами, в том числе Лауреат Ленинской премии Василий Песков, поэты Алексей Прасолов и Анатолий Жигулин.

В 1950-е годы редакция областной «молодёжки» занимала часть каменного углового здания, расположенного на пересечении проспекта Революции с улицей Чайковского. Этот дом обладал мощной аурой, с 1792 года до 1917 года он был официальной резиденцией воронежских губернаторов, в 1921 году здесь, в губсовпартшколе, учился будущий великий писатель Андрей Платонов, а с 1934 года в здании располагалась областная публичная библиотека, а также музей изящных искусств. 

При редакции «МК» действовал литературный клуб, в котором регулярно проводились встречи и занятия с творческим активом. Здесь бывали практически все известные воронежские писатели и начинающие литераторы. Часто здесь можно было видеть худого, стеснительного парня с внимательным цепким взглядом: вчерашний зека Анатолий Жигулин принёс для публикации новые стихи.

В 1954 году на страницах «Молодого коммунара» печатаются главы из повести Владимира Кораблинова «Алексей Кольцов» (№№26-30), стихи П. Касаткина. П. Романова, И. Кучина, С. Чернышова, Г. Пресмана, Г. Воловика, В. Полякова и других воронежских поэтов.

Глубоко символично, что первая публикация Анатолия Жигулина в «Молодом коммунаре» появилась 17 сентября 1954 года – спустя ровно пять лет после его ареста по сфальсифицированному сотрудниками воронежского управления МГБ «делу КПМ». Это было стихотворение «Рассказ о земляке», которое начиналось словами:

Мы в Заполярье строили дорогу 

Среди безмолвных сопок и болот. 

Людей на стройке было много – 

Весёлый, жизнерадостный народ!  

Далее автор (лирический герой) рассказывал читателю о том, что больше всего его огорчало вдали от родных мест: он «на участке нашем» никак не мог найти земляка. В конце концов прораб («…он был из Сталинграда») предложил познакомить его с «хорошим землячком», подведя к тяжёлому экскаватору, сделанному на воронежском заводе, «в твоём любимом городе, дружок!». 

Прораб шутил – мне стало всё понятно, 

Я уж хотел обидеться слегка. 

Потом раздумал: 

– Всё-таки приятно 

Вдали от дома встретить земляка! 

С тех пор мы с ним работать вместе стали: 

Я – рычагами, 

Он – ковшом. 

И наши люди часто удивлялись – 

Какая сила в земляке моём!

Стоит отметить, что это стихотворение в дальнейшем не переиздавалось. Жигулин считал многие первые свои стихи слабыми и незрелыми. С ним не был согласен Б. Слуцкий, который возражал поэту: «Это стихи зрелые и сильные! И не только как документ они интересны. Они несут, таят, нет, «таят» не подходит, именно несут в себе тяжкий груз исторической драмы – и лично вашей, и общей для всей страны...».

В 1959 году в Воронежском книжном издательстве вышел в свет первый поэтический сборник Анатолия Жигулина «Огни моего города». В обращении к читателям автор писал: «Всё самое яркое в жизни связано для меня с родным городом: первое большое горе, когда в июле сорок второго года мальчишкой уходил я отсюда мимо горящих зданий, первые стихи, первая любовь. Здесь я вступил в комсомол, здесь в 1949 году окончил среднюю школу».

Затем автор лаконично описывает свой дальнейший путь: «…Несколько лет работал в Сибири и на Севере. Строил железную дорогу в Иркутской области, добывал золото на рудниках и приисках Колымы. Был чернорабочим, лесорубом, откатчиком, бурильщиком, машинистом подъёмной машины».

Даже неискушённому читателю тех лет нетрудно было догадаться, что скрывается за скупыми словами, ибо едва ли не в каждой советской семье в те времена были свои «строители коммунизма»,  отмотавшие срок или ушедшие в мир иной в исправительно-трудовых лагерях системы ГУЛАГ от голода, холода, непосильной работы, пыток и издевательств. Пройдёт ещё несколько лет, состоится антисталинский XX съезд Компартии и все вещи станут называться своими именами.

Одним из первых заметил и высоко оценил стихи А. Жигулина воронежский литературовед Анатолий Абрамов. Вот выдержки из его статьи, опубликованной в газете «Литература и жизнь» (издание Союза писателей РСФСР) 1 февраля 1961 года: «Мы сейчас всё чаще говорим о четвёртом поколении советских поэтов, – писал он. – К сожалению, разговор нередко ведётся узко. Упоминаются Е. Евтушенко, А. Вознесенский и ещё два-три имени, что, конечно, мешает понять истинное лицо этого поколения. Думая об этом, хочется рассказать об Анатолии Жигулине, молодом инженере-строителе, уже лет пять серьёзно выступающем в поэзии и выпустившем в Воронеже книгу «Огни моего города». Книга А. Жигулина сразу нашла своего читателя. Несмотря на то, что она поступила только в магазины Воронежского книготорга, в продаже её уже нет. На недавнем диспуте о младшем поколении советских поэтов в Воронежском университете стихи А. Жигулина получили высокую оценку».

Естественно, «Молодой коммунар» не мог не поздравить с удачным дебютом своего постоянного автора. 10 февраля 1960 года «МК» публикует рецензию молодого критика В. Гусева «Огни» согреют сердце», в которой содержалась положительная оценка стихов молодого поэта. Отмечались и определённые недостатки.

«В сборнике есть и слабые стихи («На полустанке», «Письмо»), – писал В. Гусев. – Но не в них суть. В целом сборник «Огни моего города» получился хорошим. Свежим, тёплым, по-настоящему поэтичным. Можно сказать, поэт выдержал ещё одно испытание».

Как свидетельствует анализ номеров «Молодого коммунара» тех лет, А. Жигулин пробовал свои силы в репортёрском и публицистическом жанрах. Так, 6 февраля 1959 года на страницах молодёжной газеты была опубликована его незатейливая заметка под названием «Хорошо!» (рубрика «В вузах идут экзамены»), рассказывающая о студенческой сессии в Воронежском лесотехническом институте, где в то время учился сам автор.

19 марта 1961 года «Молодой коммунар» публикует статью Анатолия Жигулина «Поэзия – это жизнь!», в которой им была сделана попытка осмыслить первые шаги в литературе и сформулировать собственную творческую и гражданскую позицию.

 «Часто меня спрашивают, почему я пишу стихи, – начинает свою статью А. Жигулин. –  Трудно коротко ответить на этот вопрос. Пожалуй, это началось в детстве. Я был ещё совсем маленьким, когда мне подарили книжку с яркими рисунками. Она называлась «Как от мёда у медведя зубы начали болеть». По ней я научился читать. Книжка была написана стихами, населена весёлыми зайцами, умными дятлами, и запомнилась на всю жизнь. Потом я узнал, что стихи о медведе написал замечательный советский поэт Борис Корнилов».

Далее автор показывает сложный процесс рождения стихов на конкретном примере: «Когда-то я работал на строительстве железной дороги в тайге. Приходилось носить на плечах тяжёлые рельсы. Утром, бодрые и весёлые, мы вшестером легко несли один рельс. Но шло время, и усталость давала себя знать. К концу дня нас бывало по десять-двенадцать на рельс, и мы валились с ног от усталости. Кажется, ничего особенного. Но однажды поразила эта «математичность» процесса: «шесть – двенадцать». Возникла тема. Но только через несколько лет написано стихотворение «Рельсы». 

«Не все стихи рождаются именно таким путём, – продолжает Жигулин, – но одна закономерность очевидна. Лучше и ярче получается то, что хорошо знаешь, что волнует».

В своей статье Жигулин поднимает ещё один важный вопрос – о роли поэзии в жизни человека, он цитирует слова Горького: «Хорошая книга учит хорошему».  И далее автор вновь подкрепляет свой вывод примером из собственной биографии: «Однажды на Крайнем Севере мне пришлось читать стихи шахтёрам. И читал я стихи не в клубе, а под землёй. До сих пор чётко вижу, как в квершлаге на перевёрнутых вагонетках сидят откатчики, бурильщики. Тускло светят лампочки на касках, блестят прожилки кварца на чёрных каменных сводах. Тихо. Лишь капает где-то вода. И я читаю стихи Маяковского. Багрицкого… Аудитория совсем особенная. Это вам не день поэзии в ВГУ. Там, под землёй качество стихов проверялось серьёзнее, хотя слушатели были не очень искушены в поэзии. Но они слушали стихи затаив дыхание, и просили, требовали: читай ещё!».

«Удивительно хорошее чувство радости, гордости за поэзию владело тогда мною, – вспоминает Жигулин. – Словно то были мои собственные стихи!».

Статья заканчивалась словами: «Сейчас – готовлю к печати новую книгу стихов. Хочется сделать её крепче, сильнее первой». В том же номере было напечатано стихотворение А. Жигулина «О матери» («Минуты у друзей свободной нету…») – пронзительный гимн любви к родному человеку, ещё одно доказательство того, что в мир пришёл большой поэт, настоящий мастер слова.

Весной 1961 года Воронежское книжное издательство выпускает второй сборник стихов Анатолия Жигулина «Костёр-человек».

31 июля 1961 года «Молодой коммунар» публикует рецензию Ю. Мещерина,  которая начинается так: «Два года. Для молодого поэта срок, прямо скажем, небольшой. И тем более радостно, что вторая книга стихов Анатолия Жигулина «Костёр-человек» намного лучше первой. И причина тут не только в возросшем мастерстве поэта. Жигулин стремится показывать жизнь во всей её сложности и многогранности, не обходя и не сглаживая острых углов. И это, в первую очередь, определяет удачу сборника».

19 апреля 1963 года «Молодой коммунар» публикует информацию под названием «Форум писателей Воронежа» о состоявшемся отчётно-выборном собрании областного отделения Союза писателей РСФСР. Как сообщает газета, этот необычный форум, на котором «писатели области горячо обсуждали насущные проблемы литературного творчества», длился два дня, в прениях выступило 19 человек (всего в Воронежском отделении ССП в тот момент насчитывалось 36 человек). Строки из отчёта: «Во главе со своим правофланговым В. Гордейчевым с каждым днём всё новые и новые высоты берут наши поэты П. Касаткин. А. Жигулин, О. Шевченко, Э. Пашнев, Л. Бахарева, В. Поляков, В. Мартынов, Г. Лутков, А. Кочербитов, А. Ионкин и другие».

19 октября 1963 года в «Молодом коммунаре» была опубликована статья  «Писатель – друг и наставник молодёжи», посвящённая открывшемуся накануне в Воронеже выездному заседанию секретариата Союза писателей РСФСР. Автор – новый руководитель Воронежского отделения Союза советских писателей Константин Локотков – анализирует результаты деятельности собратьев по перу и, в частности, отмечает: «Идейная, гражданская страсть лирического героя определяет позицию наших ведущих поэтов В. Гордейчева, А. Жигулина, П. Касаткина, Г. Воловика и молодых, выпустивших первые книжки О. Шевченко, В. Полякова, В. Мартынова и других».

Обращает на себя внимание тот факт, что в этой статье имя Жигулина называется вторым после Гордейчева (1930-1995 гг.), известного воронежского поэта, выпускника Литературного института имени Горького, в разные годы возглавлявшего областное отделение ССП. Как писал один из московских критиков, Анатолий Жигулин «не ходил в молодых», признание к нему пришло сразу и навсегда. А другой отмечал: «Появление на всесоюзной литературной арене воронежца Анатолия Жигулина изменило нравственную атмосферу всей поэзии».

В марте 1962 года Анатолий Жигулин был принят в Союз писателей СССР. В 1963-м вышел в свет его первый «московский» сборник стихов – «Рельсы», который собрал множество положительных отзывов критики. В том же году Жигулин поступает на Высшие литературные курсы. С этого момента он постоянно живёт и работает в Москве.

Всего в 1954-1963 годах на страницах молодёжной газеты было опубликовано 40 стихотворений, в том числе ставшие классикой «Рельсы» («Минус сорок показывал градусник Цельсия…»), «Случай на руднике» («Обрушилась глыба гранита…»), «У костра» («Мороз лютует три дня подряд…»), «Родина» («Помню я: под сенью старых вишен…»). Для сравнения: в областной газете «Коммуна» за этот период было опубликовано всего семь стихотворений Жигулина.

Листая подшивки «Молодого коммунара» тех лет, автор обнаружил пять стихотворений А. Жигулина, в дальнейшем не переиздававшихся и не вошедших в библиографический указатель литературы «Анатолий Владимирович Жигулин», вышедший в свет в Воронеже в 1985 году (составитель О. М. Андреева). Это, в частности, стихотворения «Мой друг» (16 февраля 1955 г.), «Юность» (25 ноября 1956 г.), «Сонет» (25 июня 1958 г.), «Лестница» (9 марта 1958 г.), «Фейерверк» (6 июля 1958 г.) и несколько небольших заметок. Думается, при переиздании настоящий указатель будет дополнен и уточнён новыми сведениями. 

Подводя итоги, можно констатировать, что «Молодой коммунар» сыграл важную роль в раннем периоде творчества А.В. Жигулина. И поэт, кстати, никогда не забывал об этом и не раз говорил о своей глубокой благодарности воронежской «молодёжке». Каково же было потрясение и для него, и для «Коммунара», когда в сентябре 1988 года по прямому указанию больших чинов из обкома партии, ведающих идеологией, несмотря на яростное сопротивление редакционного коллектива, в трёх номерах газеты была напечатана гнусная статья одиозного воронежского критика «Россказни», подвергающая сомнению автобиографическую повесть Анатолия Жигулина «Чёрные камни» и бросающая тень на автора. Почти полгода журналисты областной «молодёжки» вместе с литературной общественностью, студентами и преподавателями вузов вели ожесточённую борьбу с партийно-комсомольской номенклатурой за честь поэта и КПМ, закончившуюся победой справедливости и здравого смысла. Об этом, кстати, подробно рассказывается в моей документальной книге «Жигулинский век», вышедшей в Воронеже в 2011 году.

В ноябре 2011 года в Воронеже состоялась Всероссийская научная конференция «Воронежский текст русской культуры», организованная кафедрой русской литературы XX и XXI веков филологического факультета Воронежского государственного университета (заведующая кафедрой – доктор филологических наук, профессор, член Союза российских писателей Т.А. Никонова). Одна из самых заметных тем, заявленных на конференции, была посвящена жизни и творчеству А.В. Жигулина. 

Выступивший на конференции известный библиофил, почётный председатель Воронежского историко-культурного общества О.Г. Ласунский сообщил о том, что летом 2011 года в соответствии с волей вдовы поэта Ирины Викторовны Жигулиной в Воронеж была передана значительная часть семейной библиотеки и архива А.В. Жигулина. 

Книги сразу же поступили на хранение в Никитинку, а писательский архив – несколько картонных коробок с различными бумагами – был передан для первичной обработки О.Г. Ласунскому. Стоит отметить, что Олег Григорьевич давно входил в круг почитателей и друзей А.В. Жигулина, он много сделал для популяризации творчества поэта-земляка. Кстати, в его личном фонде (находится в областном государственном архиве) уже имеется немало важных материалов, связанных с именем Жигулина.

По словам Ласунского, в основном это различные документы, письма и другие бумаги, связанные с пребыванием Жигулина в Воронеже после его освобождения с Колымы (с 1954 года по 1963 год). Как выяснилось в ходе первичной обработки архива, с особой бережностью Жигулин хранил вырезки со своими стихами и первыми публицистическими опытами, опубликованными в областной газете «Молодой коммунар» (причём некоторые из них – сразу в двух или даже трёх экземплярах). 

– Анатолия Жигулина можно с полным правом называть «младокоммунаровцем», – заметил О.Г. Ласунский. – С этой газетой его многое связывало, здесь его всегда ждали, охотно печатали его стихи и рецензии на них. И это чувство, похоже, было взаимным.

Как сообщил О.Г. Ласунский участникам научной конференции, часть этих материалов после обработки архива он намерен передать в областной литературный музей, а другую часть – в Государственный архив Воронежской области.

Говоря о творческом наследии А.В. Жигулина, нельзя не сказать о судьбе другой, гораздо большей части его архива.

На официальном сайте Федерального архивного агентства (http://archives.ru) в конце 2011 года появилось сообщение о том, что Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) пополнился архивами ряда известных писателей, в том числе Анатолия Жигулина. К сожалению, не сообщаются подробности, но важен сам по себе факт: отныне рукописи и другие документы стали достоянием крупнейшего в России хранилища материалов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства и архитектуры. 

Стоит отметить, что в РГАЛИ ранее поступили отдельные «единицы хранения» из архива Жигулина, в частности, рукописи произведений из сборников «Стихотворения» (ф. 613, оп. 10, ед. хр. 2267), «Полярные цветы» (ф. 1234, оп. 20, ед. хр. 1452), «Прозрачные дни» (ф. 1234, оп. 20, ед. хр. 1453), «Калина красная – калина чёрная» (ф. 1234, оп. 22, ед. хр. 1098) и другие.

Теперь литературоведы и просто почитатели творчества известного русского поэта получили возможность ознакомиться с более широким кругом авторских документов, писем и рукописей А.В. Жигулина.

_________________________ 

© Колобов Владимир Васильевич

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum