|
|
|
За последние десятилетия произошли существенные изменения многих составляющих процесса обучения. В частности, это касается ряда сторон, связанных с организацией учебного пространства. Для студентов, получающих образование в последнее десятилетие XX века, особенно живущих в отдалённых районах страны, ещё был актуален вопрос простого поиска необходимой информации. Подчас везунчику, быстро нашедшему заданный источник литературы, последующая переработка материала казалась сущим пустяком. Для студентов, обучающихся спустя лишь одно десятилетие XX века, этой проблемы уже не существует: благодаря развитию процессов глобальной информатизации, новые технологии обеспечили общедоступность информации, и географическая составляющая перестала создавать объективные трудности. Но очень скоро о себе заявила новая проблема: перенасыщение учебной информацией, не всегда качественной, но легкодоступной, при слабо развитых навыках её переработки у значительной части студентов. Рассмотрим эти проблемы в комплексе на примере функционирования педагогического колледжа, входящего в структуру Сахалинского государственного университета. Необходимость дальнейшего развития образовательных процессов в области информатизации не вызывает сомнений. Современному педагогу необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, но и нетрадиционно подходить к решению различных ситуаций, уметь ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, чтобы он не обрушился разрушительной волной, организовывать свою деятельность на творческой основе, но в рамках научного подхода. Не случайно среди введенных в РФ в 2009 году новых требований Федеральных государственных образовательных стандартов средне-специального образования (ФГОС СПО) к результатам освоения основной образовательной программы специальностей "Преподавание в начальных классах", "Дошкольное образование", «Педагогика дополнительного образования», "Социальная работа", "Гостиничный сервис" и "Туризм", по которым идет обучение в колледже, имеется ряд общих компетенций, в число которых входит умение "использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности" [1; 2; 3; 4]. Заметим, что особенностью новых ФГОС является их практикоориентированность, вследствие чего они имеют значительную вариативную часть (модули), содержание которых образовательное учреждение должно согласовывать с потенциальными работодателями данной отрасли в регионе. Мы полагаем, что информационную компетентность можно определить как интегративное качество личности, включающее системное образование знаний, умений и способности субъекта образовательного процесса в области информации и информационно - коммуникационных технологий. При этом непременным условием формирования информационной компетентности является опыт, а также способность совершенствовать собственные знания, умения и принимать оптимальные решения в меняющихся условиях или непредвиденных обстоятельствах с использованием технологических средств, отвечающих современным требованиям. Таким образом, информационно компетентным, на наш взгляд, может считаться тот человек, который, во-первых, уверенно владеет информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), во-вторых, способен самостоятельно определять свои потребности в информации, эффективно осуществлять её поиск, оценивать и продуктивно использовать, а в-третьих, мотивирован на устойчивое саморазвитие в течение всей профессиональной деятельности. Следует отметить, что в Южно-Сахалинском педагогическом колледже Сахалинского государственного университета научно-методическим центром последовательно реализуется концепция создания учебно-пространственной среды на основе внедрения ИКТ в обучение студентов. Мы полагаем, что важнейшим фактором, влияющим на формирование информационной компетентности субъектов в процессе образования, является создание учебно-пространственной среды, базирующейся на современных ИКТ, а именно:
Особенности работы по обучению компьютерным технологиям
Современные первокурсники, к моменту поступления в колледж, имеют богатый опыт использования компьютерной техники в самых разных целях. Казалось бы, в этом вопросе не должно возникать особых проблем, ведь вчерашние школьники, как минимум, общаются в социальных сетях, как максимум - изучали информатику, печатали учебные тексты. Однако всё не так однозначно. Первая же проверка навыков компьютерной грамотности при оформлении контрольных работ устойчиво показывает, что этих самых навыков-то и не хватает, а квалифицированным клавиатурным письмом и простыми видами редактирования текста зачастую не владеют вовсе. Дает о себе знать и привычка писать в формате sms-сообщений. В то же время работодатели среди выдвигаемых требований отмечают компьютерную грамотность. Если пару десятков лет назад можно было сослаться на индивидуальный почерк, затрудняющий прочтение текста, а возможности печатной машинки исключали разнообразие при наборе текста, то сегодня компьютерные технологии дают широчайший спект для проявления творчества. Только вот оно-то как раз и не всегда нужно при оформлении определённых видов текстовых документов. Поэтому, принимая во внимание то, что степень владения ИКТ у всех участников образовательного процесса разная, а в ряде случаев отсутствует, для решения этой задачи в колледже созданы дополнительные условия для развития навыков компьютерной грамотности до уровня уверенного пользователя, для чего были разработаны разнообразные направления деятельности, а именно:
Кроме того, мы исходим из того, что формировать и применять навыки ИКТ, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе, следует в ходе изучения и преподавания всех без исключения учебных дисциплин: одностороннее движение здесь просто невозможно.
Преимущества использования телекоммуникации в обучении
Телекоммуникация осуществляется на основе внедрения в учебный процесс Интернет-технологий, элементов дистанционного обучения, в частности, при консультировании и оценке письменных работ, особенно студентов заочного отделения. Опыт показывает, что в результате систематического использования преподавателями средств, инструментов и ресурсов ИКТ, у студентов уже с первого курса успешно формируются универсальные общеучебные действия (осознанный поиск, структурирование, моделирование информации и т. д.), и коммуникативные универсальные учебные действия (обмен гипермедиасообщениями, выступление с аудиовизуальной поддержкой, предметное общение в цифровой среде - деловая переписка по электронной почте, чат и др.). Наблюдения показывают, что главными условиям эффективности являются два:
Интересные результаты дает работа по данной системе со студентами заочного отделения, получившими разное образование ещё в советсткое время, и в силу разных причин не умеющих работать на компьютере. Уже на установочной сессии они получают большой объем информации и заданий, в том числе с использованием ИКТ, а также блок методических рекомендаций по их выполнению с подробным описанием этапов работы и алгоритмов действий. Первая реакция напоминает паническую: "Ну, ведь мы же этого не умеем. Мы работаем, нам некогда. Вы же должны это учитывать?! И у нас компьютера нет. Можно мы напишем в тетрадке?". Если преподаватель поддастся на уловку и проявит излишнее сочувствие, то ни о какой зоне ближайшего развития говорить не приходится: кто что-то умеет делать, возможно, выполнит сам, другие - просто обратятся за чужой помощью. Обучащий эффект, скорее всего, будет незначительным, и обучение сведется лишь к контролирующей функции. Если же преподаватель с тем же пониманием отнесется к трудностям студентов, порой объективным (но решаемым!), и покажет преимущества предлагаемой формы работы (новые знания, возможности, рост самооценки, ощущение себя современным человеком, уважение других людей и т. д.), ее механизм (консультирование по вопросам содержания и оформления, общение в любой удобной форме и необходимом объеме для достижения уровня понимания, поскольку дистинционные технологии это позволяют), и главное, - первым сделает шаг навстречу, выразит готовность к сотрудничеству и уверенность в том, что все получится, то ситуация вскоре меняется, и по присылаемым работам по электронной почте можно проводить мониторинг продвижения каждого студента. Аналогичным образом работает данный приём с первоклассниками, когда взрослый берёт иногда руку ребёнка в свою и помогает выводить нужные очертания буквы, придавая неловким движениям твердость и нужное направление. При этом мы получаем нужный продукт учебно-профессиональной деятельности в виде структурированных (под руководством педагога!) знаний, накопления индивидуального опыта через усвоение опыта общественного, умения решать поставленные задачи, и результат, который оформляется в потребность продолжать учение, интерес, удовлетворенность от учебы. Но и это еще не все. Собственный опыт показывает, что есть еще три существенных условия, позволяющих постепенно повернуть ситуацию преодоления любых трудностей в обучении, в том числе, и связанных с освоением информационных технологий, и полностью зависящих от личностной и профессиональной позиции преподавателя:
Методические принципы освоения информационно-коммуникационных технологий
Начало обучения на новой образовательной ступени всегда сопряжено с адаптацией к новым условиям. Характеризуя учебную сторону проблемы, можем отметить, что неспособность управлять собой, разумно распределять свои жизненные ресурсы, (здоровье, время, энергию, знания, умения), недостаточный уровень общеучебных умений создает сложности при освоении материала, вызывает тревогу и отказ от работы. Нередко можно наблюдать, как вчерашние школьники, став студентами колледжа, в котором принята университетская система организации занятий, не могут правильно себя организовать и, имея достаточное количество времени, жалуются на его недостаток, быструю утомляемость и т. д. Мы понимаем, что в первую очередь, для человека, оказавшегося в новых условиях, необходимо их понять, а затем уже принять. Поэтому для решения этой проблемы в колледже проводятся адаптационные тренинги общения. Также преподавателями был разработан и в течение двух последних лет апробирован надпредметный практикум для первокурсников "Самоменеджмент в процессе обучения" [8], включающий блоки:
Методическую базу освоения ИКТ составляет созданный и постоянно пополняемый фонд электронных методических материалов "Инновационные технологии в образовании", размещённый на сервере колледжа в доступном режиме для студентов и преподавателей и включающий:
На последнем хочется остановиться подробнее. Выполнение многих видов письменных работ, как показывает практика, не вызывает воодушевления у студентов. Чаще всего это воспринимается ими, как неприятная обязанность. Мы полагаем, что в этом вопросе тоже не все однозначно и не только нерадивостью студента объясняются факты низкого качества выполняемых работ. Действующие рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования [5], содержат перечень важных требований к организации и структуре, и указывают на то, что студент должен разрабатывать и оформлять курсовую работу (проект) в соответствии с требованиями единой системы технологической (ЕСТД) и конструкторской (ЕСКД) документации. При этом сегодня, учитывая многообразие информационых возможностей, студентам, особенно, заочно обучающимся, необходима специальная организация поисковой деятельности и четкие пошаговые инструкции, касающиеся не только вопросов содержания, но и, как показывает практика, правил компьютерного оформления. Учитывая это, научно-методическим центром разработаны и в 2011/12 учебном году внедрены соответствующие подробные методические рекомендации для всех видов письменных работ, включающие описания алгоритмов действий студента и функций преподавателя, требования к оформлению структурных частей, к соблюдению научного стиля (правил применения языковых конструкций, написания числительных, названий книг, инициалов авторов, оформления ссылок, сносок, заимствований, цитирования теста, общего списка литературы, таблиц, иллюстрированного материала, компьютерного набора текста), карты оценки качества и защиты, бланки нормоконтроля, образцы оформления структурных частей. При этом следует отметить и тот факт, что, имея на руках подробную инструкцию, определенная часть студентов первоначально все же обращается за индивидуальной консультацией, ссылаясь на то, что рекомендации читали и не нашли ответа. Однако после того как по указанию преподавателя открывают нужные страницы, с удивлением обнаруживают искомое. Свою мотивацию одна из студенток объяснила так: "Всегда приятно, когда тебе индивидуально объясняют, а читать - это долго". И здесь тоже обнаруживается проблема, связанная с поверхностностью восприятия информации и отсутствием элементарного навыка чтения и привычки умственной работы, причем не только у молодых людей. Поэтому, мы полагаем, что в данном случае наличие указанного фонда электронных методических материалов выполняет функцию той самой удочки, с помощью которой студент должен научиться сам добывать знания и формировать умения, из которых и будут складываться его компетенции.
Организационные технологии
Существенным организационным условием создания учебно-пространственной среды стала разработка и внедрение в учебный процесс с 2010/11 учебного года балльно-рейтинговой системы, базирующейся на методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ [6]. Анализ результатов учебного процесса в течение двух лет позволяет отметить ряд преимуществ нововведения по сравнению с традиционной системой контроля качества знаний:
Сфера ответственности и функциональные обязанности заведующих кафедрами и предметно-цикловыми комиссиями:
Сфера ответственности и функциональные обязанности заведующих отделениями:
Сфера ответственности и функциональные обязанности членов педагогических советов отделений:
Сфера ответственности и функциональные обязанности руководителя научно-методического центра:
Сфера ответственности и функциональные обязанности членов Совета ЮСПК СахГУ:
Вместе с тем в процессе реализации балльно-рейтинговой системы обозначились проблемные стороны, требующие корректировки, а именно:
Организация обмена опытом методической работы осуществляется также в рамках ежегодно проводимых с 2000 года научно-методических сессий и семинаров. Так, за период с 2010 по 2012 годы научно-методическим центром были организованы и проведены семинары, направленные на повышение информационной компетентности преподавателей: "Информационные компьютерные технологии в образовании", "Методика применения информационных технологий в рамках аудиторных занятий", "Алгоритм разработки технологических карт и внедрения балльно-рейтинговой системы", "Организация научного руководства рефератами, курсовыми работами и ВКР с использованием нормоконтроля", "Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы и задачи преподавания частных методик и психолого-педагогических дисциплин". В целом, образовательное пространство колледжа выстраивается как совокупность компонентов (программ, технологий, форм), объединенных общим ресурсным обеспечением и направленных на повышение качества образования. Такие совокупности образуют предметные кластеры, управление которыми осуществляют кафедры и предметно-цикловые комиссии, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий для формирования информационно-коммуникативной и технологически насыщенной среды. Ключевыми особенностями её являются следующие:
Учитывая то, что в современном педагогическом процессе центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента, активно строящего свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде, важной функцией преподавателя является поддержка обучающегося в его деятельности. Мы полагаем, что эта задача вполне достижима через оказание организационно-методического содействия в успешной ориентации и продвижении студентов в освоении больших массивов разнообразной информации. Вместе с тем мы можем выделить ряд проблемных сторон, обнажившихся в связи c активизацией работы по формированию информационной компетентности у всех участников образовательного процесса. Так, со стороны студентов наблюдается повышение качества образования, но пока только для ограниченного и наиболее подготовленного и мотивированного контингента. Одной из причин, мы полагаем, является то, что в ряде случаев потенциальные возможности и иная мотивация студента, не связанная с учебно-профессиональной, не позволяют ему успешно овладевать требуемыми компетенциями, формируемыми в рамках средне-специального образования. Другая сложность обнаружилась в связи с необходимостью переподготовки педагогов, разделяющих основные теоретические положения общей концепции формирования учебно-пространственной информационно-компетентностной среды, но в настоящее время на недостаточном уровне владеющих технологиями организации такой деятельности. И все же, учитывая эти сложности, инновационные усилия педагогического коллектива направлены не просто на организацию занятий, улучшение их методического оснащения, а на формирование целостного образовательного пространства, социальное проектирование, взаимодействие студентов с окружающим миром, в конечном итоге - самореализацию субъектов образовательного процесса. И в заключение хочется сказать следующее. Осенью Южно-Сахалинскому педагогическому колледжу исполняется 65 лет, как и Сахалинской области. Многие традиции, которыми сегодня живет колледж и гордится коллектив преподавателей и студентов, закладывались первыми поколениями учителей, которые приезжали на остров после окончания ВУЗов из Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Томска, Киева, Ставрополя и Днепропетровска. Поэтому образовательная планка изначально была высокой. Сегодня, когда запросы государства и общества выдвигают требования развития мобилизационного образования, подразумевающего ориентацию на высокое качество, современное администрирование образовательных и научных процессов и соревновательность [7], преподаватели колледжа повышают свои профессиональные компетенции, вовлекают студентов в учебно-исследовательскую работу с ранних этапов обучения, прививая интерес, пробуждая осознанность, придавая учебно-профессиональной деятельности личностный смысл, воспитывая ответственное отношение к выбранной профессии.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm535-1n.pdf (дата обращения: 12.07.2012). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 040401Социальная работа // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm480-1.pdf (дата обращения: 12.07.2012). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm530-1n.pdf (дата обращения: 12.07.2012). 4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050710.52 «Педагогика дополнительного образования» // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m512.html (дата обращения: 12.07.2012). 5. О Рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 N 16-52-55ин/16-13. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 6. Рекомендации по организации, методическому сопровождению и системе оценивания результатов освоения программы обучения специалистов по вопросам развития системы образования [Электронный ресурс]: к Отчету по исполнению Государственного контракта № 03.р.20.11.0026 от 12.08.2011. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 7. Постановление Совета Российского Союза ректоров от 25 июня 2012 г. № 1 // Российский Союз ректоров: [сайт]. Дата обновления 10.07.2012. URL: http://rsr-online.ru/index.php (дата обращения 11.07.2012). 8. Ипатьева А.А., Лобашова И.В., Сильнова А.А., Кадырова С.В., Смолина А.В. Самоменеджмент в процессе обучения: практикум для студентов СПО. Южно-Сахалинск: ИРОСО, 2012. (отдан в печать)._ _________________________ © Черная Елена Васильевна |
|