|
|
|
http://www.newizv.ru/culture/2012-08-22/168462-korol... В московском театральном музее имени Бахрушина завершилась выставка фарфора Асты Бржезицкой «Театр и литература в творчестве скульптора». В советское время ее миниатюры пользовались всенародной любовью: растиражированных «Руслана и Людмилу», «Принцессу на горошине» или «Даму с собачкой» можно было увидеть на полках комодов едва ли не в каждой квартире. Сегодня эти маленькие шедевры – украшение международных аукционов и гордость многих частных и музейных собраний.
«На какую бы вы работу ни посмотрели, они все лишены статики. Все в движении, все – в диалоге! – восхищался на открытии выставки театровед Борис Поюровский. – По ее работам иногда можно представить спектакль куда лучше, чем по рецензиям и по фотографиям». В 1963-м руководство театра Вахтангова даже выделило знаменитой художнице место в оркестровой яме. На каждый спектакль Аста Давыдовна приходила с карандашом и зарисовывала в блокнот актеров. Труппа в тот год как раз поставила новую «Принцессу Турандот», по версии Рубена Симонова.
Бывало, мастеру казалось недостаточным лишь запечатлеть оригинал. Тогда она придумывала для персонажей дополнительные сюжетные ходы и мизансцены. После выхода на экраны комедии «Ирония судьбы» Бржезицкая усадила в один банный тазик фигурки режиссера Эльдара Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского в знак совместной творческой судьбы. Эта придумка очень понравилась рабочим Дулевского фарфорового завода, где декоратор трудилась практически всю жизнь, и в коллективе дали вещице альтернативное официальному («С легким паром») название «Одна шайка-лейка!». Еще более забавная легенда связана с набором «Принцесса на горошине». В 1955 году он задумывался в подарок бельгийской королеве, но в последний момент советские бюрократы передумали его дарить и отправили эксклюзивный аксессуар в тираж. «Фигурки короля и королевы в этой композиции – это флакончики для духов. У них съемные головы-крышечки. В общем, дарить такое монаршей особе посчитали неполиткорректным», – рассказывает куратор выставки Ольга Логинова. Алла Сурикова, снявшая о Бржезицкой фильм в начале 1990-х, тоже вспоминает необыкновенное чувство юмора подруги. Любимая история режиссера – о первой заграничной поездке Асты Давыдовны в 1930-х, когда к ней под видом искусствоведа приставили энкавэдэшника: «Этот «критик» смекнул, что Аста не планирует побег, и попросил открыть несколько «фирменных» слов, чтоб не сильно выделяться. Та и научила: «Подходишь к скульптуре, смотришь и задумчиво говоришь: «Смотрится!». Потом обходишь ее и снова: «Вяжется!». Наконец, прищуриваясь, произносишь: «Компонуется!». С этими тремя словами «специалист» из НКВД объездил впоследствии полмира.
Где только не побывал и маленький «народец» Бржезицкой – Нью-Йорк, Лондон, Берлин... Для московской выставки, посвященной столетию мастера, отобрано около полусотни работ из фондов Бахрушинского музея и коллекции семьи Гинзбург. И это лишь десятая часть богатого наследия королевы фарфора. ________________________________ © Могилевская Эльвира Владимировна © Фотографии пресс-службы музея им. Бахрушина |
|