Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Культура
Королева фарфора
(№14 [252] 25.09.2012)
Автор: Эльвира Могилевская
Эльвира Могилевская

http://www.newizv.ru/culture/2012-08-22/168462-korol...

В московском театральном музее имени Бахрушина завершилась выставка фарфора Асты Бржезицкой «Театр и литература в творчестве скульптора». В советское время ее миниатюры пользовались всенародной любовью: растиражированных «Руслана и Людмилу», «Принцессу на горошине» или «Даму с собачкой» можно было увидеть на полках комодов едва ли не в каждой квартире. Сегодня эти маленькие шедевры – украшение международных аукционов и гордость многих частных и музейных собраний.

Сама Аста Бржезицкая то ли в шутку, то ли всерьез называла свои скульптуры «фарфоровым народцем». Собранные вместе, эти радостные и легкие фигурки передовиков производства, военных, известных артистов, играющих детей, танцовщиц в национальных костюмах удивительно точно, хотя и несколько идеалистически воссоздают жизнь в великой стране, которой больше нет на карте. Героем для Бржезицкой мог стать любой, с кем сводила повседневность. Девочка с бабочкой – из композиции «Счастливое детство» – жила с художницей по соседству. Сценку с купальщицей кустодиевской наружности, чей запоминающийся образ кочевал из работы в работу, Аста Давыдовна «подглядела» в провинциальной бане во время эвакуации.

Нажмите, чтобы увеличить.
Застолье в доме Городничего (сцена из спектакля «Ревизор») 1972 г.
 Впрочем, жанром бытовых зарисовок, привычным для ее коллег, Бржезицкая не ограничивалась. С детства ее завораживали музыка, литература и театр. О них постоянно велись разговоры в кругу матери-художницы и отца-скульптора. А однажды 10-летнюю девочку родители отвели на премьеру «Принцессы Турандот». Воспоминание о легендарном спектакле Вахтангова Аста Давыдовна пронесла через всю жизнь. Получив всесоюзную и мировую известность, керамист посвятила сказке Карло Гоцци одну из своих лучших работ: в скульптуре начальника пажей Бригеллы легко угадывается молодой Михаил Ульянов, игравший этого персонажа на сцене в 1960-х.

Нажмите, чтобы увеличить.
Андрей Миронов в роли Фигаро в спектакле «Безумный день или женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше, 1982 г.
 Другой любимец художницы – Андрей Миронов, в семью которого она была вхожа. Актера можно узнать сразу в нескольких статуэтках. То он в роли Хлестакова словно парит над подобострастно внимающими чиновниками, то – уже в образе Фигаро – хорохорится перед невидимыми зрителями. Хрупкие творения Бржезицкой без преувеличения можно назвать «спектаклем в фарфоре».

 

«На какую бы вы работу ни посмотрели, они все лишены статики. Все в движении, все – в диалоге! – восхищался на открытии выставки театровед Борис Поюровский. – По ее работам иногда можно представить спектакль куда лучше, чем по рецензиям и по фотографиям». В 1963-м руководство театра Вахтангова даже выделило знаменитой художнице место в оркестровой яме. На каждый спектакль Аста Давыдовна приходила с карандашом и зарисовывала в блокнот актеров. Труппа в тот год как раз поставила новую «Принцессу Турандот», по версии Рубена Симонова.
Нажмите, чтобы увеличить.
«С лёгким паром», 1981 г.

Бывало, мастеру казалось недостаточным лишь запечатлеть оригинал. Тогда она придумывала для персонажей дополнительные сюжетные ходы и мизансцены. После выхода на экраны комедии «Ирония судьбы» Бржезицкая усадила в один банный тазик фигурки режиссера Эльдара Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского в знак совместной творческой судьбы. Эта придумка очень понравилась рабочим Дулевского фарфорового завода, где декоратор трудилась практически всю жизнь, и в коллективе дали вещице альтернативное официальному («С легким паром») название «Одна шайка-лейка!».

Еще более забавная легенда связана с набором «Принцесса на горошине». В 1955 году он задумывался в подарок бельгийской королеве, но в последний момент советские бюрократы передумали его дарить и отправили эксклюзивный аксессуар в тираж. «Фигурки короля и королевы в этой композиции – это флакончики для духов. У них съемные головы-крышечки. В общем, дарить такое монаршей особе посчитали неполиткорректным», – рассказывает куратор выставки Ольга Логинова.

Алла Сурикова, снявшая о Бржезицкой фильм в начале 1990-х, тоже вспоминает необыкновенное чувство юмора подруги. Любимая история режиссера – о первой заграничной поездке Асты Давыдовны в 1930-х, когда к ней под видом искусствоведа приставили энкавэдэшника: «Этот «критик» смекнул, что Аста не планирует побег, и попросил открыть несколько «фирменных» слов, чтоб не сильно выделяться. Та и научила: «Подходишь к скульптуре, смотришь и задумчиво говоришь: «Смотрится!». Потом обходишь ее и снова: «Вяжется!». Наконец, прищуриваясь, произносишь: «Компонуется!». С этими тремя словами «специалист» из НКВД объездил впоследствии полмира.

Нажмите, чтобы увеличить.
Тарелка декоративная. Театр двух актёров. 1970-1980-е гг.

Где только не побывал и маленький «народец» Бржезицкой – Нью-Йорк, Лондон, Берлин... Для московской выставки, посвященной столетию мастера, отобрано около полусотни работ из фондов Бахрушинского музея и коллекции семьи Гинзбург. И это лишь десятая часть богатого наследия королевы фарфора.

________________________________

© Могилевская Эльвира Владимировна

© Фотографии пресс-службы музея им. Бахрушина

Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum