Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Естествознание
Здоровье в системе жизненных ценностей человека
(№16 [254] 05.11.2012)
Автор: Марина Жарова
Марина  Жарова

Ответственность человека и общества за сохранение здоровья человека

Проблема здоровья является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Потребность решения проблемы сохранения и улучшения качества здоровья граждан РФ в настоящее время общепризнанна. Правовые и медико-социальные вопросы данной проблемы решаются в соответствии с имеющимися главными направлениями социальной политики государства в области охраны здоровья граждан, развития медицины и системы здравоохранения. 

В Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№323 от 21.11.2011 г.) зафиксированы права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья: «Каждый имеет право на охрану здоровья» (ст.18, п.1) и «Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья» (ст. 27, п.1). Общество гарантирует своим гражданам право на охрану здоровья, право на получение своевременной и квалифицированной медицинской помощи, но каждый человек пользуется этими правами в соответствии со своим субъективным представлением о здоровье и индивидуальной медицинской культурой. 

В этом проявляется ответственность общества и структур системы здравоохранения и социальной защиты населения страны перед человеком, который, в свою очередь, получая различные блага от общества, обязан прилагать усилия для сохранения своего здоровья – в этом состоит его гражданский долг. В то же время исполнение долга связано с комплексом жизненных потребностей, ценностей, всей системой мировоззрения личности.

Мобильность и динамизм, ставшие атрибутами современной жизни общества, включая мир повседневной жизнедеятельности человека, затрагивают базовые жизненные ценности личности. Социально-политические и экономические изменения в российском обществе конца 20-начала 21 в. сопровождались радикальными преобразованиями мира повседневной жизни людей, принадлежащих к самым разным социальным группам. Мир повседневности личности – это та область ее жизненного мира, которая формирует основы индивидуальной медицинской культуры, отношение человека к ценности жизни и здоровья, где усваиваются стратегии поведения по сохранению и восстановлению своего здоровья и отношения к здоровью других людей. «Проблемой современного человека становится не наличие жестких норм, образцов, обычаев, ограничивающих его свободу, а наоборот, отсутствие таковых вследствие чрезвычайного обилия предлагаемых вариантов. Современный человек уже не может положиться на однажды сложившиеся структуры повседневности… Нести ответственность и все бремя риска такого выбора приходится самому человеку, поэтому его повседневность все больше становится источником …тревоги и неуверенности» [6, с. 61]. Ценность здоровья, его качества оказывается изменчивой в соответствии с изменчивостью самой жизни, ее продолжительности и качества. Отсутствие стабильности в настоящем и неуверенность в будущем в значительной степени снижают ценность долговременных явлений и вещей, наполняющих жизнь человека.

Эффективность мероприятий по улучшению состояния здоровья человека зависит в значительной степени от того, как понимается сам феномен здоровья, причем и самим пациентом, и медицинскими работниками, какая теоретическая модель здоровья составляет основу этих мероприятий. В связи с этим рассмотрение и учет личностного аспекта проблемы здоровья являются важным для повышения эффективности практической деятельности по охране здоровья граждан РФ.

Целостность здоровья

Теоретическое осмысление феномена здоровья идет в медицинской культуре общества на протяжении многих веков. За это время были созданы различные теории, объясняющие суть этого сложного, многопланового, изменчивого феномена жизни человека. В настоящее время здоровье является предметом исследования не только в медицине, но и в философии, психологии, социологии, валеологии и других науках. Такая многоплановость исследований этого феномена позволяет в наибольшей степени понять его суть и специфические особенности.

В последние десятилетия теоретические исследования феномена здоровья осуществляются в рамках двух основных подходов: объективного, основанного на понимании и оценке здоровья в процессе его эмпирического изучения, и субъективного, рассматривающего здоровье в его отношении к системе человеческих ценностей [7, с.11]. D.Rusmussen и D. Den Uyl, рассматривая здоровье в соответствии с ценностями человека, выделяют два вида ценностей, которые определяют специфику здоровья – биологические, присущие всем живым системам, и моральные, характерные для рациональных существ, обладающих способностью выбора. R. Sade по аналогии с видами ценностей выделяет биологическое и моральное здоровье. Моральное здоровье «предполагает предпочтения, установки и желания индивида, которые в совокупности с его физическим здоровьем ведут к полнокровной жизни, выступают важным фактором предупреждения болезней и преждевременной смерти, а также поддерживают физическую дееспособность индивида в соответствии с его специфическими потребностями [7, с.12]. 

В Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» здоровье определяется как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (ст. 2).

Здоровье, понимаемое как биопсихосоциальное благополучие, представляет собой условие для активной трудовой деятельности, социальных и психологических взаимосвязей с другими людьми. Достигнутый уровень психологических и социальных взаимосвязей с микро- и макросредой является тем фактором, который не только стимулирует, но и тормозит, препятствует активной деятельности человека по улучшению качества своего здоровья. Человек, решая отказаться от вредных привычек, вести здоровый образ жизни, обращаться в медицинские учреждения с целью профилактики заболеваний, задается вопросом о конечной цели этих действий. Он решает для себя вопрос «зачем мне это нужно?». Отвечая на него, человек определяет, какие потребности и в какой степени будут в этом случае удовлетворены, какова будет степень полученного при этом удовольствия и уровень достигнутого благополучия. Система жизненных ценностей личности является при этом решающим фактором.

Общеизвестное определение здоровья, данное экспертами ВОЗ, несмотря на существование других определений, остается эталоном здоровья человека, отражая все аспекты его жизнедеятельности. В этом определении здоровье представлено как целостное состояние благополучия человека, включающее в себя в качестве составляющих элементов физическое, психическое, социальное и духовное, в т.ч. нравственное, здоровье.

Физическое и психическое здоровье традиционно являются объектом исследования и профессиональной деятельности человека в области медицины. Такие формы здоровья, как социальное, нравственное, душевное и духовное  остаются не только за пределами медицины, но и выходят за пределы науки, смещаясь в область религии и философии.

Понятие душевное здоровье часто используется как синоним психического здоровья, но оно относится к области религии и религиозной философии и обозначает состояние души – особой сущности каждого человека, дающей ему жизнь.

Роль духовной сферы в целостном состоянии здоровья признается значительной всеми специалистами, занимающимися проблемой здоровья человека. Но что является главной, ведущей сферой в здоровье как системе определяется по-разному. Для современной медицинской культуры общества практически бесспорной истиной стал афоризм «В здоровом теле – здоровый дух» («Mens sons is corpore sano»). В нем отразилось представление о первичности физического здоровья по отношению ко всем остальным видам этого состояния человека – социальному, психическому, духовному. Соответственно признано, что для сохранения психического и духовного здоровья надо сохранять и укреплять физическое здоровье. Само выражение «В здоровом теле – здоровый дух» является видоизмененной фразой древнеримского поэта-сатирика Ювенала, который в одной из своих сатир писал: «Надо молить, чтобы ум (дух) был здравым в теле здравом».

В ряде вненаучных теорий здоровья, которые широко распространены в современной медицинской культуре общества и во всем своем разнообразии определяют особенности индивидуальной медицинской культуры человека, ведущими видами здоровья признаются душевное и духовное.

Духовная сфера признавалась в качестве основополагающей в многоплановом состоянии здоровья человека на протяжении многих столетий. Ведущие мировые религии, ряд философских учений признают в качестве ведущей сферы жизнедеятельности человека духовную, а физическое состояние организма рассматривается как проявление достоинств или дефектов духовной сферы. Бездуховность проявляется в замыкании человека на деятельности по поддержанию своего физического тела в наилучшем работоспособном состоянии. 

Духовное здоровье – это состояние духовной сферы личности, позволяющее ей осмысленно преображать действительность в соответствии с моральными, культурными и религиозными ценностями для сохранения жизни человека, мира в целом. Духовная сфера личности – это область идеалов и ценностей, которые выступают в качестве ориентиров всей ее жизнедеятельности. Эти идеалы и ценности могут быть различными по нравственным критериям и соотноситься как с добром, так и со злом. В соответствии с этим духовное здоровье медицинского работника можно определить как состояние духовной сферы личности, позволяющее медицинскому работнику осмысленно осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с моральными, культурными и религиозными ценностями для сохранения жизни и здоровья людей.

Нравственное здоровье является частью духовного здоровья и определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Социальное здоровье – это состояние социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его способности устанавливать и поддерживать социальные связи и отношения. Качественное содержание этой социальной активности, мера ее конструктивности или деструктивности определяется уровнем духовного здоровья личности.

Здоровье представляет собой целостную систему, в которой физическое, социальное, психическое и духовное являются тесно взаимосвязанными подсистемами, функционирующими в неразрывном единстве и, составляя целостное здоровье человека, определяют его уникальные индивидуальные особенности. 

Целостное состояние здоровья – это синтетическое состояние всех сфер жизнедеятельности человека, обеспечивающее полноценное существование человека, в процессе которого его жизнь и деятельность воспринимаются им как естественное саморазвитие присущих ему существенных свойств и качеств. Это интегральная качественная характеристика жизнедеятельности человека, динамичная, очень изменчивая. 

Вся история жизни человека может быть представлена как эволюция состояния здоровья человека в физическом, психологическом, социальном и духовном направлениях. Этот процесс изменений идет по сложной «многоканальной спирали»: физическое здоровье – от максимума при рождении к минимуму перед смертью, духовное здоровье, а также социальное и психическое, изменяется неравномерно, неоднократно проходя свои спады и подъемы. Целостное состояние здоровья оказывается трудно достижимым и очень нестабильным во времени в силу изменчивости каждой из этих форм здоровья. Состояние здоровья сразу во всех областях человеческого бытия – явление редкое и представляет собой скорее идеал, чем реальное явление действительности.

Здоровье является, с одной стороны, условием полноценной во всех аспектах жизни человека, условием всесторонней самореализации, раскрытия творческого и духовного потенциала личности, с другой стороны, состоянием, которое является формой полноценной, благополучной во всех сферах жизни человека. Это форма жизни человека, которая постоянно видоизменяется под влиянием как внешних для человека, так и внутренних, сугубо индивидуальных факторов. Состояние благополучия в области физической, психологической и социальной жизнедеятельности, оцениваемое как состояние здоровья может возникать не только при формах поведения, сохраняющих жизнь, но и при деструктивных. Д.А. Изуткин отмечает, что «ощущение психофизического комфорта и субъективного благополучия… может наблюдаться и при разрушительных для здоровья формах поведения (избыточное питание, злоупотребление алкоголем, недостаточная двигательная активность и др.)» [7, с.13]. 

Таким образом, именно духовная, нравственная составляющая феномена здоровья становится тем главным фактором, который предопределяет использование личностью жизнесберегающих форм поведения и деятельности. Субъективно состояние здоровья проявляется в чувстве удовлетворенности, благополучия, желания жить и работать, создавать что-то новое во благо других людей.

Проблема здоровья в личностном аспекте

Проблема здоровья для каждого человека существует как на уровне теоретического осмысления сути данного феномена, его качественных особенностей и значения в жизни, его ценности для самого человека и общества, так и практической деятельности в форме овладения и использования технологий, сохраняющих и/или восстанавливающих состояние здоровья. Личностный аспект проблемы сохранения  и улучшения качества здоровья затрагивает области мировоззрения личности, его индивидуальной медицинской культуры, психологических особенностей личности, предопределяющих формы реагирования и поведения в ситуациях изменения состояния здоровья. Эти глобальные личностные характеристики зависят от особенностей социокультурной среды, в которой находится личность, включаясь в систему социальных связей и отношений.

Социологи отмечают, что «в современном российском обществе распалось единое нормативно-ценностное ядро, представленное базовыми для всех культур, называющих себя цивилизованными, нормами и традиционными для русской культуры ценностями» [9, с. 49]. В последние годы в России произошел рост показателей, свидетельствующих об укреплении индивидуалистических ориентаций, причем этот индивидуализм связан с частными, семейными, бытовыми, потребительскими ожиданиями, с предпочтением личных интересов общественным [4, с. 148]. Моральная деградация, распространение девиантных, аутодеструктивных форм поведения (пьянство и алкоголизм, наркомания, патологический гэмблинг и др.) являются проявлением измененной системы жизненных ценностей человека. Нестабильность социума привела к возникновению «синдрома тревожного мира», который создает атмосферу нестабильности жизни человека в его повседневной жизнедеятельности, порождает неуверенность в завтрашнем дне и, как следствие, обесценивание таких долговременных феноменов как здоровье.

«На протяжении последних 25 лет, в течение которых ведутся исследования социальных факторов здоровья в России, неизменно выявлялась одна особенность, свойственная всем без исключения группам респондентов независимо от места проживания, национальности, возраста, пола и образования. Эта универсальная особенность заключалась в том, что из шести мотивов заботы о здоровье (пример окружающих людей, воздействие медицинской информации, воспитание, требования родных и близких, желание быть физически сильнее, ухудшение здоровья) у всех респондентов во всех исследованиях на 1-м месте был фактор «ухудшение здоровья» [5, с. 33]. Данные факты свидетельствуют о том, что здоровье рассматривается людьми как инструментальная ценность, являющаяся одним из важных условий достижения более значимых, имеющих смысложизненное значение, целей, которые и являются терминальными ценностями человека.

Люди начинают заниматься своим здоровьем тогда, когда оно ухудшилось и это стало мешать или может помешать в будущем осуществлять деятельность по достижению жизненно важных для личности целей. Состояние физического, социального и психологического благополучия не может быть самоценно в связи со сложной иерархией мотивов и потребностей личности, определяющих цели деятельности человека. Достижение физического и психо-социального благополучия нестабильно, оно видоизменяется, в том числе и в направлении качественного изменения потребностей личности – изменения соотношения и качественного содержания физических, психологических, социальных и духовных потребностей.

Ценность здоровья определяется личностью по различным критериям, главным из которых следует признать самооценку состояния своего здоровья и прогнозирование личностью возможности осуществлять значимую деятельность, позволяющую иметь желаемое для нее качество жизни. 

Индивидуальная концепция здоровья в системе мировоззрения и медицинской культуры личности

В клинической психологии широко используется понятие внутренней картины болезни, которое отражает комплекс переживаний, ощущений и знаний человека о своем состоянии в период болезни и выбранную стратегию поведения по восстановлению здоровья. Внутренняя картина болезни включает в себя субъективное отношение больного к своему заболеванию, складывающееся из болезненных ощущений и внешних проявлений болезни, оценки механизмов их возникновения, тяжести и значения для будущего, а также типы реагирования на болезнь. А.Р. Лурия считал, что это индивидуальная концепция болезни. 

Субъективная концепция болезни формируется только в периоды возникновения и развития каких-либо патологических изменений в жизнедеятельности человека, в остальное время у каждого человека имеется индивидуальная концепция здоровья.

Субъективная концепция здоровья формируется на основе самооценки своих физических ощущений и восприятий (чувственный уровень), способности осуществлять какую-либо деятельность, состояния эмоционально-волевой сферы. Совокупность знаний и представлений о феномене здоровья, различных заболеваниях и методах из профилактики, здоровьесберегающих формах поведения составляют интеллектуальную основу для выработки мотивов здоровьесберегающей жизнедеятельности. Интеллектуальный уровень осознания феномена здоровья включает в себя и оценку значимости этого явления для жизни самого человека, других людей, общества. Мотивационная сфера личности отражает иерархизированную систему жизненных ценностей личности, особенности осознания человеком основополагающих мировоззренческих вопросов человеческого бытия.

Оценка состояния своего здоровья и придание ему той или иной ценности производится в соответствии с социокультурными стандартами, нормами и традициями, являющимися элементами медицинской культуры общества, групповой культуры микросоциальной среды, в которой формируется и осуществляет свою жизнедеятельность личность.

Понятие самооценки здоровья как интегрального показателя физического и психического состояния широко используется в социологии медицины, психологии здоровья и других науках. По данным социологических исследований, субъективная оценка здоровья в 70-80% случаев совпадает с данными объективных медицинских обследований. Эти данные стали подтверждением того, что «люди обычно интерпретируют здоровье скорее как физическую дееспособность, возможность выполнять привычные обязанности, а не как наличие или отсутствие конкретных симптомов болезни» [5, с. 34].

Культурно-историческая обусловленность ценности здоровья для личности проявляется в усвоении ею той или иной теоретической модели здоровья, имеющейся в данный момент в области медицинской культуры общества, как массовой, так и профессиональной. Представление личности о здоровье является отражением существующих в обществе теоретических моделей здоровья [1].

Гармоническая модель здоровья основана на понимании здоровья как состояния гармонии между миром и человеком, гармонии человека с самим собой и гармонии всех сфер жизнедеятельности человека (физической, психологической, социальной, духовной). Гармоническая модель здоровья предлагается в теориях традиционной восточной медицины, ряде современных вненаучных теорий. Эта модель получает все большее распространение в современной медицинской культуре, причем не только в массовой, но и профессиональной. Всевозможные духовные практики и психотехники предлагают способы достижения такого гармоничного состояния здоровья человека, которое проявляется в позитивном мышлении, уверенности в себе, направленности на успешность достижения целей и т.д.

Адаптационная модель здоровья сходна в основных характеристиках с гармонической, но отличается тем, что в данном случае придается первостепенное значение механизмам адаптации к изменяющимся условиям внутренней и внешней  биосоциальной среды. Механизмы адаптации служат для достижения гармонии человека с миром и самим собой. Ведущим видом здоровья признается физическое, включающее в себя и активную целенаправленную деятельность человека на здоровый образ жизни. Духовные практики, психотехники, опыт народной медицины, элементы различных научных знаний и опыта являются неотъемлемыми составляющими этой модели.

Антропоцентрическая модель здоровья основана на представлении о высшем (духовном) предназначении человека и соответственно ведущей роли духовного здоровья среди всех компонентов этого многопланового феномена. Источником духовного здоровья признается сам человек, его способности к самосовершенствованию. Антропологическая модель включает в себя гуманистические традиции новоевропейской культуры в понимании возможностей человека как безграничных. Человек наделяется безусловным и неоспоримым правом жить в своем субъективном мире, видоизменять его по своему усмотрению. В данной модели за человеком признается наличие у него безграничных возможностей совершенствования своего внутреннего мира и, как следствие, - качественное улучшение физического и социального здоровья.

В массовой медицинской культуре, господствующей в повседневной жизни человека, данные модели здоровья существуют в различных видоизмененных формах, возникающих под влиянием национальных традиций, религиозных верований, социальных стереотипов и предрассудков, социально-психологических и прочих явлений, формирующих специфику микросоциальной среды жизнедеятельности человека.

Индивидуальная медицинская культура и здоровье человека

Индивидуальная медицинская культура играет определяющую роль в формировании индивидуальной концепции здоровья. Она включает в себя совокупность знаний личности из различных областей медицины о возникновении, лечении и профилактике различных заболеваний,  субъективный опыт переживания и лечения болезни, знания и представления о социальных, этических, правовых и других нормах, регулирующих поведение человека в области сохранения и восстановления здоровья, определяет ценность жизни, здоровья, смерти и других явлений человеческого бытия в иерархии жизненных ценностей личности, а также знания и навыки использования различных практик по сохранению и улучшению здоровья. Индивидуальная медицинская культура определяет особенности индивидуальной концепции здоровья, которая соотносится с системой жизненных ценностей человека.

Санитарно-гигиеничсекая культура включает в себя знания о различных заболеваниях, методах их профилактики, оказания первой помощи, нормах личной гигиены, навыки деятельности по организации своей жизнедеятельности в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Индивидуальная медицинская культура включает в себя более широкий спектр различных явлений.

Индивидуальная концепция здоровья характеризуется осознанностью, целостностью и самодетерминированностью, что отражает ее субъективную сущность. Это проявляется в самоанализе своего состояния здоровья, систематизации и обобщенности представлений личности о себе как здоровом человеке. Взгляды и убеждения личности, входящие в индивидуальную концепцию здоровья взаимосвязаны с ее мировоззрением. Индивидуальная концепция здоровья определяет степень активности личности по регуляции своей жизнедеятельности в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды с целью сохранения здоровья и жизни.

 А.Н. Ильин выделяет три уровня субъективной культуры личности, которые применительно к индивидуальной (субъективной) медицинской культуре личности позволяют понять ценность здоровья для различных представителей современного общества. «Низкий уровень культуры – та область, которая порабощает субъекта и разрушает эти его качества; средний – его сохраняющая и дающая возможность потенциального развития; высокий – создающая условия для его развития» [8, с. 172].

Вся жизнь человека – это движение от рождения к смерти через различные состояния здоровья и болезни. Человек в соответствии со своими мировоззренческими знаниями, представлениями, убеждениями, системой ценностей и моральных норм вырабатывает стратегию деятельности в отношении сохранения своего здоровья. Он придерживается здорового образа жизни или использует потенциал своего здоровья до тех пор, пока не возникнет какая-либо серьезная болезнь, или имеет вредные привычки, но при этом принимает какие-либо профилактические меры для предупреждения возникновения и развития заболеваний… Вариантов множество, и они зависят от того, какую субъективную ценность имеют для человека его жизнь и здоровье. 

 «Врачу, исцелися сам» 

Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает формирование ими у пациентов активной здоровьесберегающей жизненной позиции, а не просто соблюдения определенных норм поведения, споосбствующих скорейшему выздоровлению в период болезни. Может ли медицинский работник, не обладающий высоким потенциалом здоровья как целостного феномена жизни человека, оказывать полноценную, соответствующую профессиональным моральным нормам помощь людям?  Древняя евангельская заповедь гласит: «Врачу, исцелися сам» (Лк. 4:23).

Выполнение этой профессиональной миссии возможно только при условии того, что сам медицинский работник не просто пропагандирует нормы здорового образа жизни, а руководствуется ими в своей собственной жизни, будучи убежден, что жизнь – это высшая ценность, а здоровье – главное условие ее качества.

Гиппократ в своей работе «О враче» писал: «Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других» [2, с.18]. Гиппократ обращает внимание на то, что врачу следует быть не только привлекательным по своему внешнему виду, но и по своему духовному состоянию, благоразумным не только в общении с больными, но и в своем образе жизни, «в остальной, правильно устроенной жизни». «…Должно …перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость», поскольку «мудрость полезна для многих вещей, именно мудрость, относящаяся к жизни» [3, с. 30-31].

Здоровье – это бесценное достояние каждого человека, основное условие и залог полноценной во всех отношениях жизни. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить человека от всех болезней. Человек является не только хранителем, но и создателем своего здоровья. 

 

                                                             Литература

  1.  Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005.
  2. Гиппократ. О враче. / Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления / Пер. с греч. В.И. Руднева. – Мн.: Современный литератор, 1998. 
  3. Гиппократ. О благоприличном поведении. / Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления / Пер. с греч. В.И. Руднева. – Мн.: Современный литератор, 1998. 
  4. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Готово ли российское общество к модернизации? Аналитический доклад. М. 2010.
  5. Журавлева И.В. Основные мотивы заботы о здоровье в студенческой среде // Социология медицины, №1 (18), 2011.
  6. Зарубина Н.Н. Повседневность в контексте социокультурных трансформаций российского общества // Общественные науки и современность. №4, 2011, с.61.
  7. Изуткин Д.А. Анализ подходов к понятию «здоровье» в зарубежной социологии // Социология медицины. №2 (19), 2011.
  8. Ильин А.Н. Массовая культура и субкультура современного общества: специфика соотношения// Общественные науки и современность. №4, 2011, с. 172.
  9. Образ жизни в советской и постсоветской России: динамика изменений. М., 2009.
  10. Федеральный закон №323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». / Министерство здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/laws/104  (6.05.2012) 

__________________________

© Жарова Марина Николаевна

Ранее опубликовано: Журнал ГлавВрач, №9, 2012, с. 57 – 63

 

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum