Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Естествознание
Медицинская культура российского общества
(№17 [255] 16.11.2012)
Автор: Марина Жарова
Марина  Жарова

Медицинская культура: понятие и характерные особенности.

В современном обществе эффективная профессиональная деятельность по охране здоровья и оказанию медицинской помощи населению становится труднодостижимой целью без адекватного понимания роли социокультурных факторов, влияющих на эту деятельность.

Человечество в ходе своей социокультурной эволюции выработало уникальный по своему духовно-нравственному основанию и практическому значению вид культуры - медицинскую культуру. Медицинская культура является сложным, многогранным социокультурным явлением, отражающим особенности жизнедеятельности людей, которые на уровне общества, социальной группы, личности оказывают влияние на состояние их здоровья. Она является фактором, определяющим отношение людей к своему здоровью, особенности взаимодействия человека с различными учреждениями здравоохранениями здравоохранения, медицинскими и фармацевтическими работниками, и, в конечном счете, как результат, - определенный уровень личного и общественного здоровья. 

Термин "медицинская культура" в настоящее время все шире используется в современной науке и повседневной жизни людей для обозначения различных явлений, процессов и качеств социокультурной жизнедеятельности людей. Культура человечества в широком смысле слова понимается как совокупность всего, созданного людьми, включая как положительные, так и отрицательные в моральном отношении объекты и явления. Медицинская культура, понимаемая в столь же широком смысле, представляет собой совокупность всего, созданного человечеством, что оказывает влияние на сохранение жизни и здоровья человека, включая продукты природной среды, видоизмененные в ходе целенаправленной деятельности людей. Она включает в себя типы и формы организации жизни и деятельности людей, создаваемые человеком духовные и материальные ценности, биомедицинские и медико-социальные технологии, влияющие на состояние здоровья человека, причем не только улучшая его качество и продлевая активную жизнь человека, но и принося вред здоровью, ускоряя наступление смерти. Изначальная нацеленность медицинской деятельности на благо человека, в реальных своих результатах оказывается по меньшей мере противоречивой в этическом аспекте, сочетающей в себе и благо и зло. Культура представляет собой специфический способ бытия человека, включающего не только деятельность и ее продукты, но и бездеятельность человека, в результате которой подвергаются деструктивным изменениям различные объекты действительности, в том числе и сам человека на всех уровнях своей жизнедеятельности - биологическом, психологическом, социальном, духовном.

Медицинская культура возникла в процессе целенаправленной деятельности людей по осознанию и изменению такой грани человеческого бытия, как существование человека в состоянии болезни, в т.ч. потенциальной возможности ее возникновения и после перенесенной болезни, и выработке средств для сохранения здоровья и жизни человека. Глубинной антропологической причиной возникновения врачевания, медицинской деятельности является чувство сострадания человека своему сородичу, испытывающему боль, страдания. Это чувство предшествует рациональной деятельности человека по оказанию помощи больному, оно иррационально, но настолько сильно, глубинно для человеческой природы, что становится стимулом для медицинской деятельности и формирования медицинской культуры на протяжении всей истории человечества. 

Многоплановая деятельность человека, результаты которой составили область медицинской культуры, нацелена на сохранение здоровья человека как целостного состояния, проявляющегося в физическом, психическом и духовном аспектах. Такое целостное состояние человека на всех этапах исторической эволюции медицинской культуры понималось как неотъемлемое, атрибутивное свойство полноценного бытия человека в мире, в конкретном обществе.

Медицинская культура, синтезируя научные, философские и другие виды знания, вырабатывает свое медико-философское понимание жизни человека со всеми его составляющими. Конкретные формы медицинской культуры содержат в себе определенные мировоззренческие системы, специфичные для конкретных этапов исторического развития общества. Эти системы общественного, группового, индивидуального мировоззрения, формируясь и развиваясь под воздействием медицинской культуры, сами становятся социокультурными факторами, предопределяющими ее дальнейшее развитие. Эти мировоззренческие системы являются продуктами медицинской культуры, содержащими свое понимание таких медико-культурных понятий и категорий, как ценность жизни человека, смерть, здоровье, болезнь, норма и т.д.

Специфика современной медицинской культуры состоит в том, что применяемые в ее области социальные практики и биомедицинские технологии, нацеленные на сохранение жизни и здоровья человека, используются в обществе в системе властных отношений, которые распространяются даже на предельные грани человеческого бытия - процессы зарождения жизни и перехода от жизни к биологической смерти человека. Медицинские практики вырабатываются с целью раздвинуть временные границы человеческого бытия и улучшить качество жизни человека в этих границах. Но человек в силу своих культурно-антропологических особенностей создает продукты, сочетающие в себе благо и зло, пользу и вред, восстанавливающие здоровье и в то же время причиняющие тот или иной вред. И медицинская культура во всех своих формах противоречива, а порой и парадоксальна, как сам человек в своих потребностях, интересах, нормах и правилах, которыми он руководствуется в реальной жизни. "…Здесь каждая единичная форма деятельности чревата метафизической противоположностью: созидание - разрушением, познание - невежеством, свободная деятельность - сковывающей нормой, стремление дать добро оборачивается злом" [3].

Наличие противоречий, переходящих в ряде случаев в парадоксы является характерной особенностью медицинской культуры. Это противоречия между нормативностью культуры и свободой, которую она предоставляет человеку; противоречия между традициями медицинской культуры и тенденциями современности; противоречия между потребностями в создании новых продуктов медицинской культуры и реальными возможностями ее субъектов. Эти и другие противоречия, выявляют специфические особенности медицинской культуры и в то же время являются движущей силой ее развития. Каждое из противоречий, присущих медицинской культуре в значительно большей степени, чем в других видах культур, связаны с особенностями субъекта и объекта культурной деятельности, в качестве которых выступает человек.

Медицинская культура является сложным системным образованием духовной, материальной и социальной деятельности людей. Она  включает в себя такие тесно взаимосвязанные компоненты, как этико-аксиологический, гносеологический, эстетический, религиозный, философско-антропологический, социальный, экономический, правовой, технологический компоненты.

Духовная сфера медицинской культуры образована, прежде всего, нравственными ценностями и нормами медицинской этики и деонтологии, историей медицины, содержащей факты и примеры не только таких достижений человеческого духа в сфере медицины, как героизм и самопожертвование, но и примеры жестокости, нивелирования ценности человеческой жизни, утилитарного подхода к человеку. Система научных и различных видов вненаучного знания, являясь неотъемлемой составляющей духовной сферы медицинской культуры в настоящее время стала источником множества этических, философских и культурологических проблем.

 

Одной из главных отличительных особенностей современной медицинской культуры является трансформации моральных ценностей. Этот процесс обусловлен свободой развития научного и гуманитарного знания в обществе, которая существует в форме свободы в пересмотре содержания нравственных ценностей, их значимости для человека в соответствии с расширением прав человека в обществе, с развитием научного знания. Даже такие моральные аксиомы, составляющие этическую основу медицинской культуры, как "жизнь - благо", "смерть - зло" пересматриваются в соответствии с понятиями качества жизни, эвтаназия и другими.

Биомедицинские технологии, позволяющие изменять глубинные основы биологической и психической жизнедеятельности человека, временные и пространственные границы его жизни влияют на социальную и духовную составляющие медицинской культуры, т.к. их использование затрагивает кардинальные мировоззренческие вопросы - что такое жизнь человека, в какой степени человек имеет право вмешиваться в жизнь другого человека (больших масс людей), допустимо ли "улучшать" нервно-психическую деятельность человека и др. 

Толерантность в отношении вненаучных медицинских знаний и практик, различных форм целительства и распространения множества духовных, медико-психологических и прочих оздоровительных практик, основанных на комбинации разрозненных идей из философских, эзотерических, религиозных, парапсихологических, научно-психологических и научно-медицинских теорий, приводит к распространению в социокультурной среде общества массы заблуждений и предрассудков.

Информационная среда современного общества является одним из наиболее значимых факторов, определяющих развитие медицинской культуры во всех ее аспектах и формах. Постинформационное общество представляет собой мир, наполненный избыточной информацией [5]. Избыточность социальной информации является неопределенной, т.к. для ее потребителя остается неизвестным, какая часть информации является избыточной, а какая важной и необходимой. Это своеобразный хаос избыточной социальной информации. Такое состояние очень характерно для массива медицинской информации, хлынувшей в последние десятилетия в информационное пространство общества и в которой приходится ориентироваться как представителям медицинского сообщества, так и остальным гражданам.  

Медицинская культура многогранна и многообразна в своих конкретных формах. Это определяется, прежде всего, тем, что субъектом, создающим ее, является не только медицинский работник, но и другие члены общества. В основе медико-культурной деятельности лежит общечеловеческая потребность в сохранении жизни и здоровья. Поэтому в качестве субъекта медицинской культуры правомерно рассматривать всех людей, создающих потенциал знаний о методах и средствах сохранения здоровья, диагностике и лечении различных заболеваний.

Субъектом медицинской культуры является человек, создающий ее продукты - медицинские и медико-социальные технологии, знания, материальные средства для осуществления медицинской деятельности и новых биосоциальных качеств человека.  Человек врачующий (homo sanans) – это человек, осуществляющий деятельность, направленную на исцеление болезней и облегчение страданий больных людей, восстановление здоровья человека и предупреждение возникновения заболеваний в будущем. Это понятие более широкое, чем "врач", т.к. в роли врачевателя выступает практически каждый человек, позитивно влияющий на состояние здоровья людей и использующий для этого специальные методы и приемы, в том числе не научные. Целитель, врачеватель, врач - это исторические типы "человека врачующего", которые присутствуют и в современной медицинской культуре российского общества. Они различаются по многим критериям, среди которых главными становятся теоретические основания их деятельности, виды технологий, которыми они пользуются в процессе своей деятельности и степень власти, которую они имеют над человеком в ходе его лечения [4].

В соответствии с носителями медицинской культуры выделяются такие её формы, как профессиональная, массовая, обыденная, индивидуальная и другие. Каждый из субъектов вносит свой вклад в развитие определенного вида медицинской культуры: врач и другие медицинские работники - в профессиональную культуру, представители других социальных групп - в массовую и обыденную, каждый человек в то же время создает свою индивидуальную медицинскую культуру.

Специфика конкретных форм современной медицинской культуры определяется рядом социокультурных особенностей системы организации здравоохранения и развития медицинской науки. Многоукладность системы российского здравоохранения с тенденцией к преобладанию комплекса медицинских услуг, оказываемых на хозрасчетной основе, предопределяет не только специфику процесса взаимодействия медицинских работников и пациентов в ходе лечебно-профилактических мероприятий, но и формирование новых стереотипов общественного сознания, видоизменение представлений пациентов об эталонах качественной медицинской помощи и т.д. 

 

Профессиональная медицинская культура

Профессиональная медицинская культура представляет собой форму медицинской культуры человечества, существующую в рамках профессионального сообщества медицинских работников и синтезирующую в себе медицинские знания, теоретические воззрения, медицинские технологии и социальные практики, традиции и специфическую языковую систему, выработанные человечеством с целью сохранения здоровья и жизни человека, борьбы с различными его заболеваниями. 

Профессиональная медицинская культура современного российского общества основана на идеях диалектико-материалистической философии. На этой теоретической основе вырабатываются подходы к созданию новых биомедицинских технологий, методов и средств диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний. Она является сложноорганизованной открытой развивающейся социальной системой, институциональной по своей форме, включающей в себя такие подсистемы, как медицинское образование, органы и учреждения здравоохранения, медицинское страхование и социальную защиту населения, научно-исследовательские учреждения и др. Эта форма культуры существует на уровне массового профессионального сознания и уровне индивидуального сознания представителей профессионального сообщества

Этический компонент профессиональной медицинской культуры является ведущим в ее историческом развитии. В последние десятилетия традиционные этические принципы и нормы, определявшие деятельность медиков в течение многих столетий, пересматриваются в связи с усилившимися в обществе процессами либерализации, демократизации и толерантности. Определяются новые принципы и нормы взаимоотношений с больными, новое понимание ценности жизни и здоровья человека, отношение к смерти и процессу лечения. Основополагающий этический принцип "не навреди" приобретает относительный характер в связи с пониманием двойственности всех биомедицинских технологий, конкретных лечебно-диагностических и реабилитационных методов и средств, воплощаясь в принцип выбора преобладания пользы над причиняемым вредом. Такой моральный выбор в условиях конкретной практической деятельности становится часто очень проблематичным.

Отличительными особенностями современной профессиональной медицинской культуры являются компьютеризация и информатизация деятельности медицинских работников. Современные информационные технологии при одновременном использовании аудио- и видео- каналов информации в сочетании с объективными данными лабораторно-диагностических исследований о состоянии пациента позволяют осуществлять медицинскую помощь без непосредственного контакта с больным. Недостатком такого вида взаимодействия с пациентом является эффект "виртуального общения".

Профессиональная медицинская культура на современном этапе ее развития приняла парадигму "доказательной медицины". Доказательная медицина, возникшая как новая форма организации медицинской деятельности, нацеленная на снижение уровня профессиональных ошибок и повышение качества медицинской помощи, имеет в то же время в качестве "побочных эффектов" и ряд ограничений. Доказательность диагностических выводов и терапевтических действий основывается на положениях современной медицинской науки. Каждый пациент - это индивидуальность не только в смысле личностных особенностей, но и особенностей его телесной организации. В каждом случае возникает своя неповторимая социокультурная ситуация, в которой протекает жизнь больного человека. Врачу приходится делать выбор из имеющихся в его арсенале лечебно-диагностических методов, средств, технологий, в пользу тех, которые наиболее приемлемы в данной медико-культурной ситуации с точки зрения их доступности для данного пациента и максимальной пользы для его здоровья.

В то же время научное знание, сколь бы обширным и многогранным оно ни было, как современное научно-медицинское знание, всегда остается неполным, не отражающим в полном объеме исследуемой объективной реальности медицинская наука не дает ответов на многие вопросы теории и практики в связи с чем возникают ситуации, которые обычно называют "медицина бессильна". Согласно всеобщим законам развития научного знания, в науке всегда будут вопросы и проблемы на которые еще нет ответов, какого бы уровня развития наука ни достигла. В этих случаях на первый план выходят моральные и ценностные компоненты личной профессиональной культуры врача и/или другого медицинского работника. Научные исследования - специфическая особенность профессиональной медицины. Это область творчества субъекта медицинской культуры, нацеленного на совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, разработку новых технологий. В медицинской культуре этический аспект научного творчества имеет особо важное значение, т.к. объектом исследования всегда является живой организм человека и допустимость тех или иных действий с ним определяется, прежде всего, моральными принципами и нормами людей, проводящих исследования. 

Не менее актуальной является проблема объема индивидуальных профессиональных знаний медицинских работников, которая при недостаточном внимании к ней оборачивается профессиональной некомпетентностью, ошибками, неудовлетворенностью пациентов полученной медицинской помощью и превращением ситуации из "медицина бессильна" в "профессиональное бессилие врача". 

Утверждение в современной отечественной медицинской культуре практики оказания медицинских услуг на хозрасчетной основе, развитие системы частной медицинской практики повлекло за собой образование видоизмененной формы профессиональной медицинской культуры - рыночной. Главной ее особенностью стало превращение человека и различных манипуляций с ним в товар, имеющий свои финансово-экономические характеристики. Причем, товаром становятся и многие моральные ценности, наличие которых демонстрируется при оплате потребителем-пациентом медицинской услуги соответствующего качества. Внимание, доброжелательность, забота, сочувствие прочно вошли в комплексную услугу "консультативный прием врача", оказываемую на хозрасчетной основе в любом консультативно- и лечебно-диагностическом центре. Внешняя демонстрация социально одобряемых нравственных качеств без их действительного наличия приводит к профессиональной нравственной деградации, а в последующем - к деформации всей профессиональной деятельности.  

В индивидуальной профессиональной медицинской культуре в той или иной степени присутствуют и система медицинских знаний, и профессиональные этические представления об основных моральных категориях, и свой жизненный опыт о необходимости и особенностях их применения в реальной жизни. 

 

Массовая медицинская культура

Массовая медицинская культура во все исторические эпохи является формой общественного сознания и практической деятельности людей, отражающей в упрощенной и видоизмененной форме профессиональные медицинские знания о видах и причинах различных заболеваний, методах их лечения и предупреждения, о медицинских работниках, системе здравоохранения и охраны здоровья граждан и т.д. Урбанизация, технизация и информатизация всех сфер жизнедеятельности человека, являясь признаками информационного общества, формируют и своеобразие современной массовой медицинской культуры. В современной массовой культуре отражаются особенности общества, находящегося на очередном этапе своего культурно-исторического развития.

Для массовой культуры характерны стандартизация представлений о медицинской деятельности, видах медицинской помощи и медицинских работниках и активное тиражирование этих представлений в обществе с использованием всех средств массовой коммуникации. Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, благодаря ей становятся доступными для широких масс населения знания и ценности профессиональной медицинской культуры, а с другой стороны она вульгаризирует их, подменяет подлинные продукты культуры усредненными, упрощенными представлениями о них. Коммуникативные процессы в качестве неотъемлемого, обязательного компонента содержат процесс искажения содержания информации (по смыслу, объему, форме). В массовой культуре происходит "гомогенизация" разнообразной по достоверности, отражаемым областям реальности, часто противоречивой информации, которая смешивается, упрощается и в таком виде потребляется широкими массами.

В современном обществе информационный поток не позволяет человеку без помощи массовой культуры ориентироваться в достижениях современной медицины и возможностях здравоохранения. "В новом информационном пространстве выживает только то, что массово востребовано, а таким свойством обладают стандартизированные, унифицированные продукты массовой культуры, потребителем которой и является… человек-масса, который ощущает себя таким, как все, и не только не удручен, но доволен этой неотличимостью…"[1]. Влияние информационного потока через печатные издания, ТВ и электронные средства хранения и передачи информации становится главным фактором формирования современной массовой культуры.

Массовая медицинская культура содержит в своем гносеологическом аспекте не только истинные научно-медицинские знания, но и вненаучные знания, различные социокультурные мифы и стереотипы. Научно-медицинские знания при этом упрощаются, схематизируются, приобретают форму, доступную для широких масс населения не принадлежащих к профессиональному медицинскому сообществу.

Правовые, социальные и этические нормы, также видоизмененные в массовом сознании, составляют важные элементы массовой медицинской культуры, определяя формы и виды взаимодействия населения с медицинскими и фармацевтическими работниками и учреждениями различного профиля.

Элементы массовой культуры проникают в обыденную культуру и существуют в ней на уровне индивидуальных представлений, знаний, привычек, стиля жизни. Личность овладевает массовой медицинской культурой с раннего детства, фактически с момента физического рождения человека. Гигиенический уход за новорожденным, первые медицинские манипуляции, кормление и т.д. осуществляются в соответствии с имеющимися в обществе научными знаниями и вненаучными  представлениями об этих видах деятельности человека, бытующими в повседневной жизни людей. Детские дошкольные учреждения, медицинские и все виды образовательных учреждений, каналы массовой информации в Интернете и ТВ приобщают человека в процессе социализации к медицинской культуре через ее массовые формы.

Данная форма медицинской культуры является многообразной по содержанию и очень динамично видоизменяющейся под влиянием таких социокультурных феноменов как мода, реклама, пропаганда и ряда социокультурных технологий. При помощи медико-социальных и гуманитарных технологий она формирует общественную концепцию здоровья и влияет на систему ценностей социальных групп и индивидов, определяя место здоровья и самой жизни в системе ценностных ориентаций личности.

При помощи пропаганды и рекламы осуществляется манипулирование массовым сознанием людей. Внедряются эталонные представления о критериях здоровья и здорового образа жизни, распространяется информация о различных, в том числе и вненаучных технологиях лечения и профилактики различных заболеваний, формируется мода на потребление тех или иных медицинских услуг. Особенности информационного канала, в т.ч. субъекта-коммуникатора (ученое звание, должность и т.д.), форма предоставления информации и др. оказывают существенное влияние на степень доверия широких масс людей к предоставляемой медицинской информации. Недостаточное внимание к управлению информационными процессами в массовой культуре проявляется все чаще в стихийно возникающей моде то на одни, то на другие "народные", "восточные", "новые научные" и прочие методики оздоровления и лечения, приносящие в конечном счете вред большому количеству людей.

 

Обыденная медицинская культура

Обыденная медицинская культура формируется в процессе повседневной жизни человека на основе жизненного опыта. Она включает в себя разрозненные знания из области научной, традиционной и народной медицины, стереотипы и предрассудки, социокультурные мифы и традиции, социальные, правовые, религиозные нормы, регламентирующие жизнедеятельность человека в области сохранения здоровья человека, а также индивидуальный опыт возникновения, течения и лечения различных заболеваний. Этот индивидуальный опыт включает в себя и собственные переживания и ощущения, которые имели место в периоды перенесенных собственных болезней, и опыт взаимодействия и ухода за другими больными людьми, и опыт взаимодействия с представителями различных учреждений медицинского и фармацевтического профиля. Ж.Т. Тощенко отмечает: "…В реальной жизни (а не в теории познания), мы имеем дело с реальным (реально функционирующим, практическим) сознанием, в котором в самой причудливой форме, в самых разнообразных пропорциях переплетены и научные взгляды, и обыденные представления, мифологизированные суждения и заблуждения, политизированные установки и примитивные ориентации, существенно варьирующиеся  и видоизменяющиеся у разных социальных групп и слоев" [6]. В социологических исследованиях была подтверждена идея о том, что "люди судят о своем положении… по той реальной ситуации, с которой они столкнулись в своей повседневной жизни" [6].

Большой объем знаний в обыденной медицинской культуре занимает вненаучное медицинское знание, которое столько же многообразно, как и содержание современной научной медицины. В условиях современной медицинской культуры вненаучное медицинское знание оказывается востребованным в качестве дополнения к научно-медицинскому. Это «дополнение» происходит во временном аспекте в трех вариантах. Первый – это одновременное использование научного и вненаучного знания в процессе лечения того или иного заболевания. Второй – это обращение к вненаучным формам медицинского знания после использования всех ресурсов научно-медицинского, что происходит в случаях тяжелых, неизлечимых средствами современной научной медицины заболеваний. Третий – это первоначальное обращение к вненаучному медицинскому знания, а затем в случае ухудшения состояния здоровья или недостаточной эффективности ненаучных методов и средств лечения, обращение к научному знанию. Разновидностью этого варианта могут считаться случаи, в которых обращение к знанию вненаучной медицины приносит желаемый положительный результат и к научной медицине человек уже не обращается.

Микросоциум - это среда существования обыденной культуры. В ней происходит трансляция продуктов медицинской культуры от поколения к поколению. В условиях обыденной культуры личность приобщается к мировой медицинской культуре, осваивая те ее элементы, которые в наибольшей степени представлены в данном микросоциуме. Традиции отношения к здоровью как одной из жизненных ценностей человека варьируют в зависимости от особенностей конкретного микросоциума. Стоическая и ипохондрическая традиции отношения к своему здоровью и болезни передаются от поколения к поколению, прежде всего, в условиях семьи. 

В обыденной жизни человек усваивает нормы отношения к больному, ухода и заботы о нем как в домашних условиях, так и при госпитализации его в стационар лечебного учреждения. В современной обыденной медицинской культуре сохраняется преобладание таких моральных и социальных норм, как милосердие, сострадание и забота о больных, создание благоприятных условий для сохранения и восстановления здоровья человека, но в ряде случаев при наличии деструктивных и асоциальных тенденций в микросоциуме начинают доминировать безразличие и отчужденность по отношению к больным людям.

Уровень и качество образования, особенности общей культуры, национальные и религиозные традиции, моральные нормы, доминирующие в ближайшем социальном окружении определяют систему жизненных ценностей человека и в соответствии с ней  характер деятельности по сохранению и восстановлению своего здоровья, включая и объем материальных средств, затрачиваемых на эту деятельность. Человек всегда осуществляет выбор между жизненными ценностями, достижение и сохранение которых требует от него активных действий и материальных затрат. Здоровье, как это ни парадоксально на первый взгляд выглядит, далеко не всегда стоит на первом месте в системе жизненных ценностей человека.

 

Индивидуальная медицинская культура 

Индивидуальная медицинская культура представляет собой форму существования профессиональной и обыденной культуры общества на уровне личности. Она включает в себя совокупность знаний личности из различных областей медицины о возникновении, лечении и профилактике различных заболеваний,  субъективный опыт переживания и лечения болезни, знания и представления о социальных, этических, правовых и других нормах, регулирующих поведение человека в области сохранения и восстановления здоровья. При помощи своих знаний и освоенных медицинских практик человек видоизменяет состояние своего здоровья во всех его аспектах.

Индивидуальная медицинская культура содержит в своей основе индивидуальную концепцию здоровья, которая соотносится с системой жизненных ценностей человека. Система жизненных ценностей личности, составляющая часть индивидуального мировоззрения, является главным фактором, определяющим меру приобщения личности к достижениям медицинской культуры в различных ее формах и степень собственной активности по использованию этих достижений в своей жизнедеятельности. Моральные ценности личности, уровень ее духовно-нравственного развития являются основой и активной стимулирующей силой, направляющей деятельность человека на освоение медицинской культуры человечества, на сохранение как своего здоровья и жизни, так и окружающих людей.

Человек, рассматриваемый в контексте медицинской культуры, оказывается в системе множества противоречивых, а в ряде случаев и парадоксальных взаимоотношений с элементами социокультурной среды и с самим собой. Его собственное бытие  многопланово и противоречиво, а мотивы деятельности не всегда осознаваемы, поэтому обращение только к разуму, сознанию человека с целью видоизменения его образа и стиля жизни в соответствии с достижениями профессиональной медицинской культуры оказывается неэффективным. Оказавшись в потоке медицинской информации, он свободен в выборе лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных научных и вненаучных технологий для себя лично. Таким образом, свобода человека в области потребления достижений медицинской культуры оборачивается анархией. "Свободный и ответственный выбор" человек делает в соответствии со своими знаниями и мировоззренческими позициями. 

Индивидуальная медицинская культура видоизменяется в ходе жизнедеятельности человека под влиянием его личного опыта переживания различных заболеваний, взаимодействия с медицинскими работниками, получения знаний из различных областей медицинской культуры. Освоение достижений медицинской культуры общества происходит избирательно в соответствии с потребностями личности в коррекции и/или поддержании своего потенциала здоровья. Нет человека, который хотя бы раз в жизни не перенес какое-либо заболевание и не получил опыта состояния болезни. Как это ни парадоксально, но только переживая болезнь человек осознает, что такое состояние здоровья. И только получив такой личный опыт, и в соответствии с его объемом и качественным содержанием, начинает (или не начинает) преобразовывать свою жизнедеятельность по сохранению здоровья, профилактике возможных заболеваний.

 

Перспективы эволюции медицинской культуры  

Традиционно главной целью медицины было сохранение физического здоровья человека. В третьем тысячелетии целью медико-культурной деятельности человека становится комплексное состояние здоровья, охватывающее все сферы жизнедеятельности человека - телесную, социальную, психическую, духовную. Достижение этой глобальной цели становится возможным при системном подходе, включающем весь комплекс биомедицинских, медико-социальных и гуманитарных технологий с учетом конкретных условий их применения. 

В конце 20 – начале 21 века, благодаря развитию современных биомедицинских технологий, появились возможности качественного усовершенствования человеческой природы, причем не только на телесно-органическом уровне, но и уровне психической, духовной жизнедеятельности. Человечество вступило в эпоху биотехнологий, изменяющих биологическую основу человека, и возникло «новое поле деятельности человека - биотехнология, которая близка к инженерии, но далека от технологии Жизни» [2]. В начале третьего тысячелетия биотехнологии становятся технологиями видоизменения форм и качественных характеристик жизни человека.

Современная медицинская культура российского общества все больше интегрируется в целостную систему мировой медицинской культуры, сохраняя при этом специфические особенности во всех своих конкретных формах - от профессиональной до индивидуальной. Для современной отечественной медицинской культуры чрезвычайно актуальной стали проблемы сосуществования и взаимодействия различных форм врачевания и медицинской деятельности, взаимосвязи научного и вненаучного знания, трансформации моральных ценностей в профессиональной медицинской культуре, ценности жизни и здоровья в других формах медицинской культуры. Эти и многие другие этические и культурологические проблемы определяют направление дальнейшего развития отечественной медицинской культуры.

Одной из особенностей эволюции медицинской культуры является то, что возникновение ее новых форм не исключает существование более ранних. Они сосуществуют во времени, оказывая определенное влияние друг на друга, но не исчезают. Взаимосвязь различных форм медицинской культуры позволяет синтезировать накопленный опыт, критически переосмыслить его и более эффективно использовать во благо людей.

 

Литература:

  1.   Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2007. - С. 272-273
  2. Гуськов Е.П., Жданов Ю.А. Метахимия природы (К 50-летию открытия структуры ДНК) / Генетика. Эволюция. Культура: Избранные труды. Ростов н/д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007. -  С. 29
  3. Жданов Ю.А. Проблемы теории и истории культуры / Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Изд. 2-е, перераб./ Отв. ред. Ю.Г. Волков. - Ростов н/Д: Наука-пресс, 2005. - С. 61.
  4. Жарова М.Н. Человек врачующий: целитель - врачеватель - врач // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 1 (32): в 2-х ч. Ч. 2. - С. 39 - 43.
  5. Латыпов И.А. Информационное общество. / Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. - С.186.
  6. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. - М.: Гардарики, 2001. - С. 8-9, 18.

_______________________

© Жарова Марина Николаевна

Ранее опубликовано: Журнал ГлавВрач, №6, 2011, с. 87 – 95.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum