Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Бедность как стандарт | Владислав Иноземцев

Статья об истоках особенностях бедности в России – о падении эконо...

№06
(359)
01.05.2019
Образование
Есть такая профессия...
(№17 [255] 16.11.2012)
Автор: Александр Акопов
Александр Акопов

 

На солидном сайте  newsru.com недавно я прочитал следующее:

Ливанов: до 30 тысяч в России зарабатывают "педагоги невысокого уровня"

    Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов выступил с интересными высказываниями по поводу зарплат преподавателей в России: он заявил, что 20-30 тысяч зарабатывают "педагоги невысокого уровня", а у "специалистов" уже сейчас есть возможность получать вдвое больше. Ливанов дал интервью программе "Вести в субботу с Сергеем Брылевым" на телеканале "Россия 1". Там он объявил: преподаватели в институтах, зарабатывающие 20-30 тыс рублей в месяц - это педагоги невысокого уровня, соглашающиеся на такую оплату своего труда, или почасовики, преподающие в различных вузах.

      При этом министр сообщил, что считает такой уровень зарплаты недостаточным и заявил, что на 2013-2014 годы в бюджете заложены деньги на существенное повышение зарплаты преподавателям, передает ИТАР-ТАСС. Вместе с тем, по информации Ливанова, уже сегодня есть высшие учебные заведения, в которых специалисты зарабатывают 50-60 тысяч рублей в месяц.

      http://www.newsru.com/russia/17nov2012/livanov30.htm...

 

   Это заявление министра (не думаю, что оно искажено) меня удивило. То есть я впервые почувствовал себя «педагогом невысокого уровня» по оценке не  кого-нибудь, а самого Министра образования России, что крайне неприятно и, вероятно, требует каких-то решений. Работать с такой оценкой, по всей вероятности, нет смысла. Хотя, с другой стороны, не на министра же работаем... 

Но, поскольку я не сомневаюсь в принципиальной важности темы, задевшей, без сомнения, очень многих, думаю, большинство российских педагогов, считаю необходимым высказать следующее:

  1. «Педагоги невысокого уровня» в системе образования существуют, конечно, но это не связано с уровнем зарплаты, увы. Администрации и чиновникам всех уровней наплевать на истинную оценку труда ППС. Это имеет место в любой сфере деятельности, но только в науке и образовании труд либо вообще не оценивается, либо оценивается субъективно или неквалифированно.
  2. «Педагоги..., соглашающиеся на такую оплату своего труда» вовсе не обязательно  являются «педагогами невысокого уровня», причины согласия по большей части совсем другие:

          а)  люди отдали много лет профессии, делают это на высоком уровне, но их так оценили - государство, руководство, у которых может и не быть иных возможностей (при отсутствии системы объективных оценок), что им делать? переквалифицироваться в управдомы? или заняться шоп-коммерцией?

        б) хочет уйти опытный преподаватель, а его коллеги просят: поработайте еще, пожалуйста, поучите молодых, передайте опыт начинающим преподавателям (хотя ясно, что не всё можно передать...)

              в)  опытный преподаватель сам предлагает: ребята, идет сокращение, вам расти надо, возьмите мою надбавку, снимите пол-ставки, чтобы коллектив сохранить, а я поработаю и за эти деньги, оставшиеся, у меня же еще и пенсия...

...и много других причин и ситуаций «соглашаться на такую оплату», например, просить не привыкли, гордые... Почему тогда продолжают работать? Выделю отдельно, персонально для министра:

    3. Есть такие понятия - «любовь к своей профессии», «призвание», «чувство долга». Не представляет себе человек без этой работы ничего. Не то, что за малые деньги, просто без оплаты будет работать. Фраза, часто встречающаяся на перекурах преподавателей из периода, когда образование еще было: «за такую работу еще мы должны доплачивать». Из старого фильма 70-х «Офицеры»: «есть такая профессия – родину защищать...». Есть такая профессия – просвещать, учить людей, давать знания, а сколько за неё платят – никакой роли не играет. 

    В  заключение два свежих примера из жизни «педагогов невысокого уровня». Одному из таких предлагают работу в крупном концерне, занимающемся телекоммуникациями, с зарплатой в десятки раз выше получаемой им в вузе. Мол, на кой черт это Вам надо? Вас не ценят. А он отказывается: ну Вы что, хотите, чтобы я не учил молодых, а вместо этого Вам прибыль наращивал? Будущее России в них, а не в Вашей прибыли... Другому предложили преподавать в трех европейских университетах: Ваши исследования и лекторский талант очень востребованы, и платить Вам будут за час больше, чем получаете в России за месяц. А он: во-первых, я же своих детей учу здесь, хорошие-плохие, но свои, а там - чужие; а во-вторых: ну, я живу здесь, работаю здесь, мало ли где что есть, а чего нет, мне что с того?  

     Так что критерий оценки педагогов по заработной плате не работает, тем более, что она назначается сверху. Впрочем, это и не критерий вовсе, а, возможно, еще одно неудачное выражение... 

Георгий Андреевич Вяткин: «Носите родину в сердце». Часть вторая
Очерк посвящен жизни, творчеству и трагической судьбе сибирского писателя Георгия Андреевича Вяткина. В двух ч...
«Бессмертный полк» «Единой России»
Корреспондет "Эха Москвы" о том, как проводятся акции "Бессмертный полк" в Москве и Подмосковье. О недопустимо...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum