Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Естествознание
Вненаучное и научное знание в современной медицинской культуре
(№18 [256] 15.12.2012)
Автор: Марина Жарова
Марина  Жарова

 

Человек в информационном пространстве современной медицинской культуры 

Одной из отличительных особенностей современного российского общества является активное внедрение медицинской информации в массовую культуру, включающей в себя  исторический опыт врачевания многих народов мира, сведения о новейших достижениях современной научной медицины и множество духовно-практических оздоровительных вненаучных учений. Медицинская информация по своему содержанию отражает разнообразные области научного и вненаучного медицинского знания. 

В современном российском обществе существует расслоение по доступности информации, которое основано не столько на технической доступности средств информации, сколько на уровне образования, культурном и интеллектуальном уровнях развития личности. В соответствии со своими личностными особенностями человек выбирает наиболее приемлемые для себя источники информации – телевизионные передачи, периодическая печать, научно-популярная или научная литература, Internet, жизненный или профессиональный опыт своих друзей, знакомых или родственников. Научная информация концентрируется в специализированных медицинских изданиях, и является трудно доступной для лиц, не принадлежащих к медицинскому сообществу, в силу своей научной специфики, отражающей уровень развития современной медицины. Информация о «нетрадиционных» методах и средствах лечения различных заболеваний и оздоровлении организма человека распространяется при помощи всех средств массовой информации, становясь доступной представителям всех социальных групп и слоев общества. 

В современном российском обществе  потребность человека в сохранении или восстановлении здоровья может быть удовлетворена не только путем обращения к профессиональным медицинским работникам, но и к различным целителям, экстрасенсам, знахарям и прочим. Этот путь определяется уровнем личной медицинской культуры человека, качеством информации, которой он обладает и умением ее использовать. В соответствии со своими знаниями из области медицины человек обращается в медицинское учреждение или  занимается самолечением, обращается к целителям или выбирает какой-то промежуточный вариант. Индивидуальная «картина медицины и здравоохранения» определяет степень доверия личности к тем или иным формам медицинской помощи, медицинским работникам и учреждениям. 

Информация изначально отбирается, «фильтруется» в соответствии с индивидуальными медицинскими проблемами (состоянием здоровья, наличием конкретного заболевания и т.п.). В то же время массовый потребитель «здоровый человек», желающий улучшить свое физическое или психологическое состояние оказывается в безбрежном потоке информации различного качества, среди которой оказывается большая доля вненаучной информации. В этом случае возникает  большая вероятность дезинформации. 

Отбор информации по восстановлению и улучшению качества состояния здоровья зависит от мотивации человека, т.е. осознанной цели деятельности, способной удовлетворить имеющуюся потребность. Первичным уровнем мотивации «знать» является мотив «знать, чтобы выжить». Этот простейший уровень мотивации проявляется в процессе активного поиска и восприятия медицинской информации человеком, стремящимся сохранить и улучшить свое здоровье при возникновении угрозы для его жизни. Выбирая общепризнанную, наиболее достоверную информацию, человек обращается к официальной научной медицине.

Второй уровень мотивации – «знать, чтобы быть». Он «представляет собой потребность постоянного становления и актуализации. Целью знания для становления является формирование индивидуальных программ выживания и развития, проектируемая каждым познающим субъектом и осуществляемая им с помощью репрезентации в информационном поле». [6, 440]. Мотивация «знать, чтобы быть» отражает стремление субъекта не только к познанию мира во всей его полноте и многогранности, но, прежде всего, стремление к собственному становлению и саморазвитию как гармоничного человека. В данном случае наиболее привлекательными становятся вненаучные формы знания, в том числе и медицинского характера, которые позволяют, согласно пропагандирующим их лицам, совершенствовать себя на всех уровнях (телесном, духовном, психологическом), избавляясь от различных заболеваний и достигая успешной, благополучной жизни. Эти вненаучные формы знания человек осваивает самостоятельно, в меру своих способностей, потребностей, уровня образования и культуры. 

Неэффективность лечения методами научной медицины ряда заболеваний, а также отсутствие психотерапевтического компонента при лечении большинства функциональных, особенно психосоматических заболеваний, создает потребность в получении иных видов медицинской помощи кроме научных. Реклама и обыденный опыт общения с «изменившимися» от тех или иных заболеваний людей создают почву для обращения все большего контингента пациентов к различным народным целителям.

Шарлатанство, обман в целях материальной наживы при использовании методов и средств, не имеющих объективного подтверждения – широко распространенное явление в практике работы целителей, знахарей, белых колдунов и проч.

Самолечение и обращение к различным технологиям и практикам связано, в частности, с пониманием (на основе собственного опыта лечения методами и средствами научной медицины, научной и научно-популярной медицинской литературы, разнообразной информации о здоровье человека и технологиях его улучшения) роли собственных возможностей и действий в процессе восстановления здоровья.

Таким образом, многообразные формы вненаучного медицинского знания, имеющие различное теоретическое основание и соответствующие оздоровительные и лечебные практики, неумолимо становятся серьезным фактором, влияющим на обращаемость населения за медицинской помощью в учреждения здравоохранения, отношение человека-пациента к своему здоровью и лечебно-диагностическим мероприятиям.

 

Вненаучные формы знания в современной медицинской культуре

В настоящее время к области вненаучных знаний относят знания, не соответствующие требованиям научной рациональности, а также представляющие собой способ освоения действительности, отличный от науки. Вненаучные формы знания отличаются от науки и друг от друга, прежде всего, целями, средствами и способами представления информации и утверждения каких-либо идей. Все формы вненаучного знания, становясь элементами индивидуального мировоззрения, формируют медицинскую культуру личности и соответственно оказывают влияние на стратегию поведения личности в отношении своего здоровья.

Вненаучное знание существует в различных видах, большая часть из которых существуют и в области медицины. Это такие виды вненаучного знания, как ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, антинаучное, псевдонаучное и другие виды.

Ненаучное знание – это разрозненное, несистематизированное знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира. Это мифология, религия, алхимия, астрология, магия, оккультизм и другие. Донаучное – это комплекс знаний, приобретенных в процессе повседневной жизнедеятельности людей, составляющих предварительную базу научного знания. Донаучные медицинское знание содержится в опыте народной медицине, традиционной восточной медицине и др.

В современном обществе, как среди медицинских работников, так и среди представителей других социальных групп и социальных слоев населения, существует представление о том, что методы лечения и профилактики различных заболеваний, использующиеся в области народной медицины, являются эффективными, безвредными и могут использоваться как в сочетании с методами научной медицины, так и самостоятельно. Множество народных целителей и знахарей, не считая белых колдунов, экстрасенсов и прочих предлагают свои услуги по лечению разнообразных заболеваний человека.

Современная научная медицина и здравоохранение подвергаются критике, многими специалистами отмечается снижение уровня доверия населения к медицинским работникам и качеству оказания медицинской помощи в различных учреждениях здравоохранения. Народные целители в противовес официальной научной медицине предлагают свои оздоровительные системы, которые, по мнению их создателей, дают всестороннее, целостное оздоровление человека. Официальный статус народных целителей за последние десятилетия стал прочным и стабильным благодаря, прежде всего, действовавшему в нашей стране с 1993 года ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в котором правовой статус народных целителей определялся статьями 56 и 57.

В настоящее время ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» содержит статью 50, посвященную народной медицине. Под народной медициной в федеральном законодательстве понимаются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. Особо в статье оговаривается, что к «народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов» [8]. 

Целительство понимается как деятельность с использованием методов оздоровления, утвердившихся в народной медицине. Современные целители предлагают свои лечебные и оздоровительные программы, сочетающие в себе фрагменты опыта народной медицины, элементы научно-медицинских знаний, отдельные идеи и методы традиционной восточной медицины в сочетании с различными «духовными» и психологическими практиками. Такое сочетание обусловлено тенденциями к пониманию здоровья и болезни человека как состояний целостного организма.

В настоящее время существует Российская профессиональная медицинская ассоциация специалистов традиционной и народной медицины,  Академия Традиционной народной медицины, реестр народных целителей России. 

Паранаучное знание – это знание, несовместимое с имеющимся в обществе познавательным стандартом, с признанной и научно обоснованной системой мировоззрения. «Паранаука дает заявку на ясное, четкое, конструктивное и функциональное, потенциально всеохватывающее альтернативное миропонимание, в рамках которого складывается новая наука» [4, C. 52]. «…Паранаука выполняет важную в мировоззренческом плане функцию – объясняет некоторые аномальные явления, выпадающие за рамки науки» [4, C. 91].

Паранаука использует комплекс понятий, не имеющих четких определений и отражающих признание реальности сверхъестественных явлений, сил и взаимодействий с ними человека.  «Понятия паранауки имеют четко выраженный агитационный характер. Причем, сознательно или неосознанно применяются такие выражения, которые не просто содержат в себе агитационный призыв, но призыв, адресованный к людям с определенной готовностью к реакции на странные, а с другой стороны, примитивные сигналы…Агитационный характер паранаучных понятий связан со стремлением, во-первых, всеми средствами возбудить внимание, а во-вторых, произвести впечатление. Для возбуждения внимания широко используются реклама и пропаганда» [4, С.73].

Паранаука претендует на ясное, функциональное, потенциально всеобъемлющее альтернативное научному миропонимание, в рамках которого складывается новая наука. В паранауке преувеличивается значение субъективного, в том числе иррационального, познания. «В условиях, когда индивиды не видят никакого иного выхода из критических жизненных ситуаций, они возлагают самые сокровенные надежды на чудо» [4, С. 92]. Индивидуальный опыт признается методом познания, а знания, полученные при этом истинными.

«Паранаучное объяснение мира и его явлений обладает специфическими чертами. Оно представляет собой одновременно и мистификацию желания человека, и иллюзорный способ его удовлетворения. Паранаука выполняет роль своеобразного способа удовлетворения тех потребностей индивида, которые не могут быть разрешимы в рамках науки в силу того, что та еще не достигла необходимого уровня для решения данных проблем» [4, С. 92].

Парамедицина, с точки зрения ее представителей, эффективно решает многие проблемы, с которыми безуспешно пытается справиться научная медицина. Парамедицина обладает огромным разнообразием методов диагностики и лечения, одни из которых безопасны, но не обладают терапевтическим эффектом, другие имеют положительный эффект (более или менее длительный), третьи приносят вред.

 

Народные целители и парамедицина в современном здравоохранении

В нашей стране практика использования опыта народной медицины получает все более широкое распространение. С 1990 года действует Российская Ассоциация Народной медицины, Академия Традиционной Медицины, все больше становится персональных сайтов различных народных целителей, знахарей, а также магов, колдунов, биоэнерготерапевтов и прочих, причем некоторые из них имеют ученые степени в области медицины.

Народная медицина содержит в себе сочетание донаучных и паранаучных знаний, многовековой опыт медицинской практики и представления о сверхъестественных причинах болезней. Современные народные целители дополняют многовековой исторический опыт народных врачевателей отдельными идеями древневосточной философии, христианской религии, научных теорий и паранауки.

Теоретики эниомедицины используют идеи древнеиндийской философии о наличии в структуре человека ментального, астрального, эфирного, физического тела и сверхсознания в сочетании с методами древнекитайской медицины (чжень-цзю терапия, цигун), основываясь на понимании здоровья как гармонии энергии жизни (древнекитайская ци, современная биоэнергия) в «системе человека». На официальном сайте Академии Традиционной Народной Медицины в соответствующей рубрике разъясняется: «Традиционная эниомедицина — это традиционная медицина, передаваемая из поколения в поколение, переосмысленная с учетом понятий энергоинформационного обмена. Это практическая эниовалеология. Этот процесс включает в себя диагностику здоровья (сбор энергоинформации), прогнозирование (предвидение пути движения), процесс формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Человек рассматривается как многоуровневая эниологическая биоэнергоинформационная система» [1].

Народные целители этой академии используют эниопрактики. «...Среди направлений применения эниометодов следует выделить диагностику и коррекцию энергетики людей при непосредственном контакте на расстоянии взглядом. Может быть использован результат энергоинформационного воздействия на воду с целью повышения уровня ее энергии для лечебных целей и использования ее в качестве тонизирующего средства. Используется диагностика и коррекция через фантом человека».

Что предлагают современные целители? Многие предлагаемые современными народными целителями методы диагностики и лечения во многом сходны с методами официальной научной медицины. Выделяемые целителями в качестве самостоятельных методов диагностики, например, кожная диагностика, диагностика по животу, зубам, языку в научной медицине, как известно, являются элеменами объективных данных о состоянии здоровья пациента при его внешнем осмотре. В то же время среди методов диагностики называются биолокация, гадание, названное наукообразно – «прогнозия», ауродиагностика («диагностика ауры»), хиромантия, которая является разновидностью гадания. Это методы определения состояния человека, которые являются не только ненаучными, но и недостоверными по своим результатам. Кроме того, они включают в себя ряд магических приемов, предполагающих обращение к сверхъестественным силам неизвестной природы.

Аналогичная ситуация в области лечебных практик. Например, натуропрактика соотносится с научной диетологией, апипрактика с использованием продуктов пчеловодства в современной фармацевтике, магнитопрактика с физиотерапией и т.д. Но среди них есть такие, которые включают в себя воздействие на состояние здоровья человека при помощи рук «целителя» и различных природных средств (семена, растения, камни, металлы, вида, масла, дерево, песок и т.д.) в сочетании с магическими приемами. В основном используется симпатическая магия, основанная на вере в то, что на человека может сверхъестественным образом влиять его имя или представляющий его предмет, например изображение. Главной причиной возникновения болезней считается действие сверхъестественных сил, соответственно лечебные практики включают в себя ритуалы изгнания злых духов, коррекции «жизненной энергии», «энергетических полей» и т.п., а для профилактики используются различные талисманы, амулеты, обереги.

Многие знахари считают себя убежденными христианами, которые наделены
сверхъестественной силой, способной исцелять. "Божественная правда" — считается движущей силой исцеления. Привлекая внимание к своей деятельности терминами христианской религии, они в то же время грубо искажают идеи христианства. Например: «Здание Церкви строится так, что оно куммулирует внутри энергию Космоса. Поэтому человеку надо ходить в здание Церкви, чтобы обновить свою энергию Ауры, напитать ее Энергией Жизни Космоса, произвести энергоинформационный обмен» [5]. Работа целителей, знахарей, экстрасенсов и прочих с использованием православной атрибутики вызвана, как правило, либо желанием привлечь больше клиентов, либо их нахождением на стадии самообольщения своей мнимой богоизбранностью. Отношение христианства всегда было и остается резко отрицательным ко всем методам исцеления и влияния на человека, использующим обращение к магии.

Таим образом, народные целители активно используют в своей деятельности магические и оккультные практики, оказывающие негативное влияние на психологическое и соматическое состояние здоровья человека. Особая опасность заключается в том, что результатом обращения к целителям, использующим магические и оккультные практики, становится «оккультная болезнь». Аналогичный механизм воздействия наблюдается при «лечении» у экстрасенсов. По прошествии нескольких месяцев, реже - года, болезнь возвращается с новой силой, лечить ее становится сложнее, часто поражаются и другие органы, развиваются тяжелые психические нарушения, приводящие подчас к самоубийству. 

Современные приемы психологического манимулирования сознанием и поведением людей позволяют «народным целителям» иметь широкую практику. Издаются книги, выпускаются СД-диски, проводятся семинары и тренинги, множатся сайты с предложениями интернет-курсов и программ, существуют интернет-издания, работают форумы и т.д. Фактически идет массированная пропаганда вненаучного знания, оккультных и магических практик, деструктивных для психического и духовного здоровья человека идей.

 

«Позитивное мышление» и оздоровительные практики представителей  «New Age»

В настоящее время в российском обществе среди представителей различных социальных групп и слоев общества широко распространены идеи теории «позитивного мышления», которая содержит в себе сочетание научного и вненнаучного (магия, оккультизм, эзотерика, мистицизм, теософия) знания. «Их граничащие с психологией теории «личностного роста» причудливо-оригинальны, но вместе с тем сохраняют основной оккультный (тайный) вектор: таинственным образом мысль способна непосредственно воздействовать на материю и формировать реальность в соответствии с состоянием индивидуального разума» [7, С.9]. 

Идеи теории «позитивного мышления» получили распространение во всем мире и,  по оценкам специалистов [7, 2 и др.], имеют медико-психологическое и мировоззренческое значение. Религоведы относят это религиозно-философское течение, предлагающее практические методы самосовершенствования человека к категории сектантства.  «Позитивное мышление» пропагандируется в различных вариантах, среди которых Движение Веры неопятидесятников, движение New Age (Новая Эра) и другие. Их работы издаются многотысячными тиражами, распространяются через сайты Интернета, видео- и аудиопродукцию и доступны самым широким слоям населения. 

В России активно распространяются идеи представителей движения New Age, которые предлагают пути улучшения всех сторон жизни человека (от физического здоровья и материального благополучия до творческой самореализации). Их работы издаются многотысячными тиражами и доступны самым широким слоям населения. New Age – это широко распространенная в современном мире религия, включающая в себя множество сект и организаций. В широком смысле NA представляет собой социокультурный феномен, составляющий идеологическую основу современной постхристианской цивилизации. В строгом религиоведческом смысле NA – это «широко распространенное оккультное неоязыческое движение, основанное на определенной довольно свободно сформулированной идеологической базе, которое сформировалось во второй половине шестидесятых годов в Калифорнии» [2, С. 701].

Теория «позитивного мышления» претендует на обоснование возможности мысли воздействовать на различные объекты, события, процессы действительности при помощи мысли, т.е. без каких-либо действий, без непосредственного взаимодействия с этой действительностью. Овладение техникой управления объектами и явлениями действительности при помощи мысли, которая предлагается в теории «позитивного мышления», создает у человека иллюзию обладания особыми знаниями о мире, которых нет в науке, иллюзии возможности использовать эти знания для управления своей жизнью. Сочетание практики «позитивного мышления» с идеями религиозных верований формирует своеобразный тип мировоззрения, определяющий поведенческие модели личности, в том числе и в отношении здоровья.

 «Позитивное мышление», понимается как сила самой мысли, или визуального образа (творческая визуализация), или произнесенного слово-заклинания (позитивное исповедание). В такой форме оно сочетается с оккультизмом и пропагандируется в виде  метода самоконтроля мышления Хозе Сильвы, «Позитивного подхода» Луизы Хэй, «Созидающей визуализации» Шакти Гавейн и многих других. Их объединяет то, что автор книги и фильма «Секрет», успешная пропагандистка «позитивного мышления» Ронда Берн, выразила словами одного из своих учителей: «Если вы сможете думать о том, чего хотите, и сделаете это вашей главной мыслью, вы обязательно притянете желаемое в свою жизнь» [6, С. 52]. Для такого «притягивания» используются различные психофизиологические техники, в том числе с использованием химических веществ, музыки и т.п., а также элементами магических и оккультных практик. 

Теоретическую основу этого составляет идея о том, что сила мысли человека способна, независимо от его желания влиять на все, что окружает человека в соответствии с положительным или отрицательным характером мысли. «Представления о всемогущей творящей способности человеческой мысли формирует определенную этику и практику мыслетворчества с целым набором психотехнических приемов, призванных обеспечить эффективный результат. Любая мысль не может быть нейтральной, она аксиологически поляризована и формирует в реальности «хороший» или «плохой» результат. …В арсенале «позитивных мыслителей» встречаются списки оптимистических жизнеутверждающих формул-аффирмаций, призывающих человека осознать свой божественный статус, получить уверенность в успехе и одновременно мысленно привлечь утверждаемую реальность» [6, С. 159]. «Позитивное мышление» существует по закону созидающей силы мысли, который действует непрерывно. Поэтому человек не только должен использовать аффирмации для утверждения в себе позитивного настроя и мыслей, но и не допускать каких-либо негативных мыслей и высказываний, способных каким-либо сверхъестественным образом привлечь неудачу. Понятие аффирмация означает сверхъестественную способность слова творить желаемую реальность. «Аффирмации – это позитивные утверждения, помогающие изменить наш образ мыслей и сформировать то будущее, к которому мы стремимся. Произнесение аффирмаций является эффективным способом достижения своей цели, счастья, любви, внутренней гармонии, здоровья и благополучия» [6, С. 159].

В «позитивном мышлении» сочетаются психологический и оккультно-мировоззренческий механизм. В психологическом аспекте оно представляет собой разновидность тренинга в соответствии с идеями гуманистической психологии и позитивной психотерапии. Используемые в практике «позитивного мышления» аффирмации являются формулами для самовнушения, позволяющими снять психоэмоциональное напряжение, снизить уровень ситуативной тревожности, повысить самооценку и т.д. Положительный эффект от такого самовнушения может нейтрализоваться тем обстоятельством, что при низком уровне самокритичности, завышенной самооценке, отсутствии объективных условий для достижения желаемых целей, негативный результат деятельности может значительно ухудшить психологическое состояние личности.

Аффирмации как словесные формулы для самовнушения и создания у себя оптимистического настроя, являются в то же время формами существования идей, формирующих определенный тип мировоззрения личности. Аффирмации используются как формы мысленной силы, которая притягивает реальность по магическому «закону» подобия. Основной «закон» симпатической магии, как писал теоретик оккультизма Элифас Леви, гласит: «Сила притягивает силу, жизнь привлекает жизнь, здоровье притягивает здоровье; таков закон природы» [3, С. 243]. Магический «закон» «родственное влечет родственное» является основой позитивного мышления и формирует общие черты этики мысли, которую также называют «оккультная экология мысли». «Проверить «закон позитивного мышления» как научную гипотезу невозможно. Если «позитивное мышление» привлекло ожидаемый результат, закон «сработал». Если получен отрицательный результат, «вы, должно быть, думали что-то такое, что привело к неудаче. Возможно, вы думали, что неудача может прийти, или каким-нибудь другим путем дали ей войти в ваш разум. …Невозможно построить эксперимент, который мог бы в принципе его опровергнуть» [7, С. 163].

Работы множества представителей теории «позитивного мышления» в своих работах излагают идеи, имеющие прямое отношение к проблемам здоровья человека во всех его формах. Множество позитивных и полезных на первый взгляд идей, содержащихся в их работах, принимаются за новое истинное знание в силу недостаточности или одностороннести имеющихся у человека знаний в области науки, философии, религии и др. Эта закономерная особенность индивидуального мировоззрения и медицинской культуры в ситуации принятия идей какой-либо вненаучной теории проявляется в объяснении человеком причин состояния своего здоровья и возникновения болезней негативными мыслями, как своими, так и других людей.

Здоровье человека рассматривается во всех течениях движения «Позитивное мышление» как его естественное право, свойственное его божественной природе. Болезнь понимается как проявление сил зла, как ошибка мышления, порождение смертного заблуждающегося разума, которому недостает веры, знания высшей Мудрости и т.п.. Соответственно для выздоровления необходимо изгнать духов болезни, причем любых болезней – от ОРВИ до онкологических и инфекционных. «Фактически верующий создает, материализует из невидимого свое здоровье исповедением веры. Поэтому, даже имея симптомы заболевания, необходимо игнорировать их, иначе признание себя больным опустит человека на уровень собственного исповедания и кажущиеся симптомы станут реальностью болезни» [7, С. 169]. 

Такая «позитивная» позиция в отношении своего здоровья определяет отношение к медицине и медицинской помощи. Обращение за медицинской помощью становится уступкой силам зла, нишей в позитивном мышлении», куда проникли «негативные» мысли о возможном наличии заболевания, укрепляет негативные мысли в мышлении и соответственно «притягивает» болезнь. Обращение за медицинской помощью рассматривается как возможность подтвердить объективными медицинскими методами факты исцеления «истинной верой». Из всех видов медицинской помощи наиболее приемлемой для приверженцев «позитивного мышления» является диагностическая, которая помогает выявить области недостатка «истинной веры», «любви» и прочего, т.к. главным средством исцеления считается «истинная вера», а методом лечения – «позитивное мышление». «Обращение к Новому Мышлению для многих его представителей начиналось с личного опыта исцеления. Идеи Нового Мышления казались истиной «потому что это работает»…» [7, С.80]. Действие лекарственных и других лечебных средств объясняется силой веры в них, т.е. по сути представляет собой эффект плацебо.

У представителей «позитивного мышления» (Движение Веры) поведенческая модель имеет ряд характерных особенностей по вопросам сохранения здоровья: они редко обращаются за медицинской помощью и откладывают это обращение на как можно более позний срок; они испытывают сильное чувство вины, когда их вера терпит поражение и им приходится обращаться к врачу; когда они все же обращаются к врачу, они часто оказываются неохотными и неготовыми к сотрудничеству пациентами. Эта особенность отмечается критиками как социально опасная черта Движения веры [7, С. 176].

Большую популярность в нашей стране получили идеи Л. Хэй, которая в своих книгах излагает собственный вариант учения о «позитивном мышлении» и является представителем движения New Age. Л. Хэй предлагает набор медитативных практик и аффирмаций, нацеленных на «духовное возрождение» личности, избавление от негативных стереотипов мышления, раскрытие творческого потенциала. Темы аффирмаций охватывают множество основополагающих мировоззренческих вопросов и создают схему для самостоятельного формирования у себя системы взглядов на мир, людей, самого себя, согласно которой Вселенная наполнена любовью Бога, сам человек – любимое дитя Вселенной, которое при помощи этой вселенской любви может все. «Я выбираю свою собственную концепцию милосердного, любящего Бога»; «Моя цель – любить себя сегодня больше, чем вчера» [9, С. 36 - 37]. Любовь к себе  провозглашается главным принципом жизнедеятельности человека на всех уровнях – физическом, психологическом, духовном, социальном. Утверждая, что любовь к себе не является проявлением эгоизма и самомнения, Л. Хэй в то же время пропагандирует идею удовлетворенности, довольства собой таким, какой человек есть в настоящее время и самым устраняется потребность в самосовершенствовании, в избавлении от каких-то своих недостатков, т.к. недовольство тем, что человек имеет порождает потребность в деятельности по достижению лучшего. «…Я больше не жду того момента, когда стану совершенной, чтобы любить себя, я принимаю себя такой, какая я есть, прямо здесь и прямо сейчас» [9, С. 68]. Провозглашение принципов «Мой выбор – движение вперед. Я открыта всему новому. Я выбираю путь познания и духовного развития» [9, С. 14], «Я – главный авторитет в моей жизни» [9, С. 7] отражает индивидуалистический характер учения Л. Хэй, приводящий человека на путь первостепенного блага для себя и пренебрежения другими. 

Любовь к себе, проявляющаяся в любви к своему телу, формирует соответствующую индивидуальную модель здоровья, в которой болезнь становится формой существования вины, чувства обиды на других людей, гнева и т.п. Здоровье понимается как естественное состояние человека. Она утверждает, что болезнь дается человеку для самопознания, самосовершенствования и каждый человек сам «принимает непосредственное участие в исцелении собственной жизни». «Болезнь есть результат нашего сопротивления, нежелания плыть с потоком жизни и неумения прощать» [9, С. 22]. Прощение провозглашается «инструментом» исцеления. Л. Хэй в своей формулировке соответствующей аффирмации раскрывает этот «механизм» «прощения-исцеления»: «Мне нравится ощущение свободы, которое я испытываю, сбрасывая с себя тяжелые одежды критики, страха, вины, негодования и стыда. Теперь я умею прощать себя и других. Прощение освобождает всех нас. …Каждый человек несет ответственность за свои поступки, и все, что от него исходит, жизнь возвращает ему назад. Следовательно, мне совсем не нужно кого бы то ни было наказывать. …И тогда я исцелюсь» [9, С. 34-35]. «Закон» симпатической магии Л. Хэй использует как механизм управления состоянием здоровья при помощи мысли. Она утверждает, что Негативные мысли такого типа, как «жизнь – жестокая штука и мне в ней всегда достается наихудшее» ослабляют иммунную систему, делают ее беззащитной, а позитивные мысли, такие как «жизнь полна радости, я любима и все мои потребности удовлетворяются» укрепляют ее [9, С. 58]. Этот магический закон мысли она использует для обоснования своей методики «лечения» заболеваний различных органов и систем организма человека, чем вызывает большой интерес у людей, страдающих хроническими и неизлечимыми заболеваниями.

 

Управление информационным пространством медицинской культуры общества

Целенаправленное использование информации позволяет воздействовать на мышление и поведение личности, социальной группы, общества. Таким образом, информация становится средством манипулирования сознанием отдельных индивидов и их различных объединений. Внедрение и массированное распространение различных форм вненаучного знание в области медицинской культуры современного общества является серьезным фактором риска для здоровья нации, поскольку формирует модели поведения в области обращения за квалифицированной, научно обоснованной медицинской помощью в учреждениях здравоохранения. 

Термины «позитивное мышление», «целительство» воспринимаются обыденным сознанием как нечто хорошее, несущее здоровье и благополучие, но за красивой «упаковкой» часто скрывается смертельно опасное средство воздействия на человека. В связи с этим возрастает необходимость более тщательного контроля за содержанием деятельности народных целителей и распространяемой в обществе информации о различных здоровьесберегающих методах и средствах, компетентное информирование населения о достоверных методах восстановления, сохранения и улучшения качества здоровья, причем не только физического, но и психического, духовного, социального. Формирование индивидуальной медицинской культуры каждого члена общества является обязательным условием процесса сохранения здоровья нации.

 

Литература

  1.  Академия Традиционной Народной медицины. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://atramed.ru/tradicionnaya_eniomedicina/  (29.06.2011)
  2. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Издание 3-е, переработанное и дополненное. – Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2006.
  3. Леви Э. Учение и ритуал высшей магии. – СПб, 1910. Т.1. 
  4. Мезинова Г.Н. Паранаука в социокультурном измерении / Белов А.В., Мезинова Г.Н. Наука и паранаука. Серия «Человек. Наука. Цивилизация». Выпуск 3. Ростов-на-Дону, изд-во ООО «ЦВВР», 2005. 
  5. Религия и медицина. Официальный сайт Академии Традиционной Народной Медицины. [электронный ресурс] URL: http://atramed.ru/religiya_i_medicina/ (29.06.2012)
  6. Cеливанов Н.Л. Новая мотивация знания: знать, чтобы быть / Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Всероссийского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.3 – М.: Современные тетради, 2005.
  7. Селивановский В.В.Позитивное мышление: симпатическая магия и христианство. – СПБ.: Издательство института богословия и философии, 2010. 
  8. ФЗ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». / Министерство здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/laws/104  (22.06.2012) 
  9. Хэй Л. Энергия жизни. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. 

___________________________

© Жарова Марина Николаевна

Приложение к журналу «ГлавВрач», №8, 2012, с. 21 – 28.

 

Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum