|
|
|
Поэт от боли и любви… Карта российской поэзии сокращается со зловещим постоянством. В конце ноября не стало Михаила Анищенко, проживавшего в деревне Шелехметь под Самарой. Поэты такого уровня мастерства встречаются не часто и предпочитают любить Россию издалека – из Америки, из Канады, из Германии… Отчего-то государственное устройство нашей страны отторгает их решительно, последовательно и бездумно. А стоило бы задуматься, почему талантливый поэт на прощание признаётся: «Я любил свою родину, да, но страну бы я выбрал другую»… Поэт, наделённый Божьим даром, живущий литературным трудом в заброшенной, вымирающей деревне обречён по определению. Михаил это чувствовал, ощущал, просто знал. Строчку «землю попашет – попишет стихи» мог сочинить только бездумный рифмоплёт, не представляющий, что значит труд на земле. Тем не менее, Михаил несколько лет пытался прокормиться огородом. Хотя его единственным предназначением было – писать стихи. Писать, страдая и мучаясь от тоски по распадающейся стране, все трещины которой неминуемо проходили через его сердце. Стихи его исповедальны и трагичны, исполнены предчувствием конца любви, родины, а значит, всего мироздания. К сожалению, я не знал его лично. Познакомился через почту. Когда готовил в начале года подборку стихов Михаила для «Релги». Он откликнулся сразу: «Вы люди серьёзные», прислал несколько стихов, ранее не публиковавшихся. Тогда же прочитал в «45-й параллели» и мои стихотворные опыты и высоко оценил, назвав поэтом «от боли и любви». Теперь возвращаю ему это звание. Поэта такого уровня накала любви и боли среди российских, а тем более, среди иноземных писателей не знаю. Может быть, Марина Цветаева. Но там всё профессиональнее и виртуознее. Михаил же искренен и непосредственен, какими бывают только дети. Или истинные поэты, напрямую подключённые к вселенской ноосфере. Он сам писал, что зачастую строчки приходят как бы извне, остаётся только записывать. Под общим заголовком «Стихи одной ночи» приводит четыре стихотворения, почти безупречных по исполнению. Я абсолютно уверен в его искренности, у меня тоже бывали моменты, когда строчки идут навалом и приходится сокращать слова, чтобы карандаш успевал, пока длится это состояние, обозначаемое для себя как «Господь диктует». Судя по всему, для Михаила такое ощущение было нормой. Оттого и говорит он с Богом на равных, как творец с Творцом. Не нуждаясь в посредничестве церкви, к тому же в последнее время запятнавшей себя флиртом с властью. (Ах, власть, власть… Состояние её демонстрируют последние «коррупционные скандалы». Где ни тронь скальпелем – везде нарыв. Да и можно ли исцелить микрохирургией реанимированный Путиным организм феодальной государственности с метастазами во всех клетках?) Поэт отторгает такую государственность гневно и однозначно, причём порой гнев пересиливает поэзию. Нимало не сомневаясь, он героизирует прошлое, убегая «из России – в Советский Союз», Хотя корни сегодняшнего древа идут оттуда – из вчера и позавчера. Что ж, когда болит, причины не анализируешь. Тем боле, что у истинного поэта болевой порог очень низок. А в дополнение к этому, у Михаила Анищенко был Бог в душе, который даровал ему много. Но спросится тоже много. Пред судом небесным каждый предстаёт в одиночку. А здесь, на Земле поэт Михаил Всеволодович Анищенко со временем займёт место, уготованное ему его талантом. Впрочем, это всего лишь слова, что понапрасну пророчить, надо чуток подождать. Совсем немного – лет пятьдесят. И если к тому времени будет жить язык русский, а значит, и страна Россия, то ответ известен заранее и предопределён. Судьбой, Богом, музой Каллиопой. Да и её сестрой Эрато – тоже. Валерий Рыльцов
Родине
Я ступаю по тонкому льду Над твоею холодной водою. Только чувствую – эту беду Не утянешь на дно за собою. Впереди – беспросветная ночь, За спиною – полоска разлада. Дорогая, хорошая! Прочь! Ничего от тебя мне не надо! Я прощаюсь с твоей красотой, С незадачей твоей избяною... Я не знаю, что стало с тобой, Ты не знаешь, что будет со мною. Не жалей, не зови, не кричи. Никуда возвращаться не надо. В тихом омуте стынут ключи От небесного рая и ада. Мне теперь что назад, что вперёд, Спотыкаться, скользить и кружиться... Но на веру твою, как на лёд, Я уже не могу положиться. Оглянусь – ты стоишь у плетня, Ожидая, что все-таки струшу... И жалеешь, и любишь меня, Как свою уходящую душу.
* * *
Не зря мы ждали у причала. И были льдины одиноки И так же ты, моя Россия,
Луна
Теперь не имеет значенья, Ложатся снега отреченья В долину прошедшей любви. Как будто лицо Галилея, Как будто бы мне обещает Всё то, что нельзя обещать.
Переправа
Три дороги до парома, под одной лежат луной. Три дороги в мертвый узел вяжет заживо душа. Нет ни молнии, ни грома, тучи в небе ни одной… Только сабли эскадрона, мельтешение планктона,
Бегство
Пробираюсь к ночному Бресту, по болотам в былое бреду,
Полыхнуло огнем по детству, полетел с головы картуз.
* * *
Сергею Сутулову-Катереничу
Платон, Орфей, наяда, нимфа - Темнее самых тайных троп… Не знаю я, что значит рифма, Чем пахнет дактиль или троп.
Звучит «любовь», потом «разлука», И «дым, встающий без огня». Я повторяю слово «мука», И мука мучает меня.
Брожу по лесу до рассвета, Тону в тумане золотом. Но всё, что есть, уже не это, И всё, что помнится, не то.
Летят над просекой деревья, Дрожит над ивами луна, Я прихожу тайком к деревне, И долго плачу у окна.
А там, за тоненькою шторкой, Сидит красавица швея… И снова кажется прогорклой Вся жизнь бродячая моя.
Я вою. Холодно и звёздно. Почти неслышно тает мрак. И почему-то слово «поздно» Сжимает сердце, как кулак.
Овраг и сад, и хата с краю, Ночные окна в серебре… И я когтями раздираю Чужие раны на себе.
Я бомж, скиталец и калека, Я вою в небо и во мхи; Я волк, убивший человека, Всю жизнь писавшего стихи.
Мне эта боль дана на вырост, Как будто страшное родство; И небо полностью открылось Уже для воя моего.
Для малого стада
Больше тайна не скрыта печатями. Прочитай до конца, и держись.
Есенину Пора в последнюю дорогу. Глаза прищурены до рези… Мы тоже видели с пригорка Но снова сумрак над землёю, Давай, Серёжа, громко свистнем,
* * * Наклонилась вишенка. День уже кончается. И звучит над кручами И заходит солнышко Даром эта лишенка
Вдохновение И в тетрадь, как на минное поле Это ты из стихов выбиралась,
Песочные часы И станут ангелы чертями, и устье вспомнит про исток.
* * * Не напрасно дорога по свету металась, Я пытался хвататься за тень и за отзвук, Переполненный зал… Приближенье развязки… Только горькая суть рокового подлога Никого на земле… Лишь одни квартирьеры…
* * * Опять проигран бой за «это», Плывёт по Родине зараза, Я по ночам стою у порта,
* * * Побродив деревнею по-лисьи, Он забыл тоску свою и горе. И от слёз, от холода избушки, И в ночи, без свечки Пастернака, Так они с планетою вращались, Сбросил с губ последнюю улыбку,
* * * Скучно скитаться по датам, Лошадь по улице скачет, Скоро запечье остынет, Выйдет луна из тумана, Скажет река на закате:
* * * Я глупым был. Но ты ведь знала. Летела ночь вороньим граем, Мы путь прошли наполовину, И капли крови, как волчиха, Ударил гром, споткнулось время,
Душа По улицам дура гуляет. Не знаю, что будет в итоге, Целует и след пропадает,
* * *
Разбит мой мир, растоптан и подавлен, И, в ожиданье Божьего суда, Я, как свеча, над родиной поставлен, Чтобы сгореть от вечного стыда.
* * *
Опускай меня в землю, товарищ, Заноси над бессмертием лом. Словно искорка русских пожарищ, Я лечу над сгоревшим селом. Вот и кончились думы о хлебе, О добре и немереном зле… Дым отечества сладок на небе, Но дышать не даёт на земле.
* * *
Я выпью ужас из стакана, Уйду туда, где нет ни зги. И волки выйдут из тумана, Узнав мой запах и шаги.
Я закурю. Захорошею. И на лугу, где зябнет стог, Сниму пальто. Открою шею С татуировкой «С нами Бог!»
И там, у рощицы, у Волги, Перешагнув через ружьё, Пойдут ко мне седые волки, Как люди, знающие всё.
Всё будет выглядеть достойно. Какая жизнь – такой итог. Они убьют меня не больно, Разрезав плоть под словом «Бог».
И в поле, в снежной мешанине, В сырой, как залежи газет, Меня в дырявой мешковине Потащит к зимнику сосед.
Потащит труп к нелепой славе, Благодаря меня под нос За то, что я ему оставил Пальто и пачку папирос.
* * *
Я умру – и сожгите дотла Всё моё – в голубом или в белом, Стать душою моей или телом.
Поэзия Рассветы и ночи прогоркли, Все лучше чувства мои.
После…
Холодно. Топится баня. Полоз ползёт под лопух. Словно кричащее пламя, В небо взлетает петух.
Это под Суздалью? Или Где-то в рязанском селе?
Как же мы это любили В прошлом году. На земле. ____________________________
PS от Алексея Ивантера: Мои дорогие! У любимого нами замечательного поэта Михаила Анищенко, литературное наследие которого ещё предстоит оценить по достоинству широкой читающей публике, была муза, ангел-хранитель – Татьяна Анатольевна Пашкова. В последние годы жизни Михаил провёл в разваливающейся избе в деревне Шелехметь, другого жилья у него не было. Жил редкими литературными заработками, которых, как правило, на жизнь не хватало. В последние годы свои Михаил выжил благодаря редкой помощи немногочисленных друзей и жертвенной женщине, которая сохранила его для всех нас настолько, насколько это было возможно. Сегодня она тяжело больна, и ей негде жить. Последнее время в Самаре Михаил и Татьяна снимали квартиру на стипендию фонда «Сибирские огни». Стипендию получал Михаил, больше она выплачиваться не будет. Если в память о поэте, кто-то хочет сказать музе Михаила Анищенко спасибо, будет уместно поддержать её первое время финансово в необременительном для вас размере. Кстати, все желающие могут приобрести в офисе сайта «Стихи.ру» последнюю прижизненную книгу поэта «Песни слепого дождя». Все вырученные деньги будут переданы Татьяне. Пашкова Татьяна Анатольевна тел. 9372337971, Самара. Переводить деньги можно «Блиц» или «Золотой Короной». Надо сообщать Татьяне пароль перевода. Или через банк: Номер счёта: 40817810517975414963 Наименование Банка получателя: Ф. «Самара» ЗАО «Банк Русский стандарт» БИК: 043601745 ИНН: 7707056547 Получатель платежа - Пашкова Татьяна Анатольевна |
|