Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Вне рубрики
Модель естественно-научной картины мира
(№3 [259] 15.02.2013)
Автор: Сергей Рудышин
Сергей Рудышин

Концепция нашего исследования основывается на положениях: 1) наука особый вид деятельности по производству объективно-истинного знания; 2) научными считаем знания, которые соответствуют принципам рациональности, верификации и фальсификации; 3) содержание образования педагогическая категория, которая на методологическом уровне выполняет социальный заказ и реализуется в процессе изучении дисциплин учебного плана; 4) научная картина мира может существовать только в виде модели [3; 4; 5; 7; 9; 10].

Природа не делится на субъект и объект, человеческое и не человеческое, на дисциплины (физику, химию, географию, биологию, общую теорию систем). В то же время, процесс формирования естественнонаучной картины мира является субъективным познанием объективной реальности, пропущенной через призму социального опыта и знаний человечества. Это создает методологическое противоречие между объектом и субъектом, бесконечностью природы и ограниченностью той ее части, которая познана человеком.  

Дидакты и философы ищут подходы к формированию целостной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ) на основе обобщения, систематизации фундаментальных законов, теорий и понятий частных картин мира с последующей их интеграцией в ЕНКМ; или (параллельно) на основе познания законов природы в процессе изучения естественнонаучных дисциплин [1; 2; 7; 9].

М.Ж. Гуз [2] указывает на эффективность формирования у учеников целостных знаний о природе на основе т.н. «непрерывного онтодидактического стержня», с учетом возрастных особенностей учеников: в 1-6 классах стержнем служат знания и понятия, связанные с общими закономерностями природы (сохранение, направленность процессов к состоянию равновесия, периодичность природных процессов); в 7-12 классах ядром естественнонаучных знаний является система общих и частных законов природы, которые обязательны при изучении предметов естественного цикла (физики, химии, биологии, географии). 

М.М. Сидорович [7] показывает методическую эффективность разделения ЕНКМ на три локальных научных картин мира (физическую, химическую и биологическую картины) при формировании целостности знаний о природе у учеников общеобразовательной школы. 

Все методические системы и педагогические технологии имеют право на существование. Методически возможно всё при определенных педагогических и психологических условиях. Замечания касаются методологии: считаем некорректным разделение целостной модели ЕНКМ на физическую, химическую и биологическую картины. Целостность ЕНКМ обеспечивается эмерджентным проявлением отношений между ее элементами на всех уровнях организации материи. 

Такой подход к построению модели ЕНКМ необходим для того, чтобы учитель мог ответить себе и ученикам на вопросы: «Что было, когда ничего не было?», «Как и из чего все образовалось?», «Сможет ли человек уничтожить жизнь на Земле?», «Почему фотосинтез называют процессом трансформации энергии света в энергию химических связей?», «Какие возможные пути выхода из экологического кризиса ?».

Модель научной картины мира считаем высшей формой интеграции физических, химических, географических и биологических знаний, синергетически отображающих действие четырех фундаментальных взаимодействийгравитационного, электромагнитного, сильного, слабого. Проявлениями этих взаимодействий на планете служат: и геофизические процессы эволюции и функционирования ландшафтных территориальных и аквакомплексов; и химические свойства атомов (электроотрицательность, валентность, степень ионизации); и «реакций жизни» в клетках (репликация ДНК, синтез белка, фотосинтез, хемосинтез, дыхание). 

Построению единой целостной ЕНКМ способствует системное мышление ученого, позволяющее увидеть, что в природе «все связано со всем» благодаря четырем  фундаментальным взаимодействиям. Попробуем рассмотреть это подробнее.

Гравитационное взаимодействие определяет всемирное тяготение. Гравитация –физическое проявление свойства вещества – его массы. Любые частицы (воздух, вода, живые организмы) удерживаются возле поверхности планеты благодаря гравитации. Силы гравитации нельзя ослабить или устранить с помощью какого-либо экрана. Феномен существования биосферы обеспечивается вращение Земли вокруг собственной оси и Солнца, вращение Луны вокруг Земли.

Электромагнитное взаимодействие (существование градиента в виде двух видов заряда – положительного и отрицательного) – важнейшее свойство материи. Одинаковые заряды отталкиваются, разные – притягиваются. Все химические и биологические процессы на планете являются прямыми или косвенными проявлениями электромагнитных взаимодействий. Электрический заряд строит вещество, отвечает за формирование и свойства атомов и молекул.

Сильное взаимодействие – это внутренние силы ядра атома; обеспечивают связь протонов и нейтронов; обладают значительной энергией, т.к. удерживают вместе одноименно заряженные частички – протоны ядра атома. 

Слабое взаимодействие в микромире отвечает за превращения элементарных частиц с выделением нейтрино. Подобные реакции – основной источник энергии Солнца, которая обеспечивает феномен жизни, является движущей силой биогенного круговорота атомов. 

Благодаря всем четырем взаимодействиям наша планета получает от Солнца около 10,5?106 кДж/м2 в год. 30% энергии возвращается обратно в космос; 69% поглощается атмосферой, почвой и гидросферой, используется на испарение и осадки; остаток энергии (почти 1%) идет на фотосинтез и является первичным источником жизни на Земле. Солнечная энергия, трансформированная при фотосинтезе в энергию химических связей органических веществ, дает возможность живому веществу осуществлять геохимическую работу на планете в виде перемещений, дыхания, размножения, питания, выделения, роста, развития, смерти и разложения. Совокупная биогеохимическая активность живого вещества изменила также состав атмосферы Земли – из восстановительного типа она постепенно превратилась в атмосферу окислительную с современным содержанием кислорода (20,9 %). Энергия Солнца по трофическим цепям способна проникать глубоко внутрь биосферы. 

Космический процесс фотосинтеза запускает процесс образования из СО2 и Н2О разнообразных сложных биомолекул (углеводов, белков, нуклеиновых кислот, вторичных метаболитов). Это увеличивает начальную информацию (химическую), усложняет ее в виде качественно нового вида информации – наследственной (биологической). Под влиянием внешних условий (например, ионизирующего облучения, ряда химических веществ) генетическая информация может изменяться в виде мутаций. В процессе размножения полученная информация перерабатывается и передается потомству, что способствует наилучшей адаптации к условиям среды. Кроме того, информация может быть захоронена в геологических пластах в виде ископаемой флоры, фауны, угля, нефти и др. 

Биологические явления особенны. Объективно-истинные доказательства (или опровержения) появления жизни на Земле в виде принципа «ДНК-митоз» не влияют на реальность его существования. Считаем этот принцип «научно-исследовательским ядром биологии», т.к. он соответствует живому по определению – размножение по матричному принципу, т.е. самовоспроизводство и самоорганизация. Теоретическим и методологическим «защитным поясом» ядра являются фундаментальные теории и понятия биологии: клеточная теория, синтетическая теория эволюции, систематика живых организмов, иерархия (уровни организации) живого, типы питания (автотрофный и гетеротрофный)..

Содержание и интерпретация теорий «защитного пояса» постоянно обсуждается, уточняется, дополняется, но пояс защищает ядро (принцип «ДНК-митоз») от опровержения. В случае, когда методология защиты будет сломана (признана нежизнеспособной), тогда потребуется замена ядра. 

Теоретическая идеализированная конструкция «ДНК-митоз» – теоретическое понятие. Процесс обучения биологии учеников (студентов) целесообразно связывать с развитием и обогащением этого понятия по принципу «от абстрактного к конкретному». Рекомендуем систематизировать биологические знания на основе интеграции учебного материала (фундаментальных законов и теорий, конкретных понятий) вокруг «научно-исследовательского ядра биологии». Считаем, что недостаток внимания к теоретическому синтезу приводит к формированию репродуктивных знаний у учеников и студентов.  

Для построения фундамента модели научной картины мира придерживаемся научной точки зрения относительно того, что: 1) Вселенная существовала и будет существовать всегда; 2) науке известны три формы существования материи – вещество, поле, вакуум; 3) рождение материи, времени и пространства нашей галактики произошло из точки бесконечно малого радиуса, сверхбольшой плотности и температуры в результате Большого взрыва; 4) после Большого взрыва развитие планеты Земля  происходило в виде пяти последовательных стадий эволюции (Таблица 1): 1) эволюции элементарных частиц; 2) эволюции химических элементов; 3) эволюции минералов; 4) биологической эволюции (при условии идеи вечности жизни); 5) социальной эволюции (появление и деятельность человека). 

При обсуждении вопроса: «Что было до Большого взрыва?», ученые обращаются к понятию «первичный вакуум», природу которого исследуют. До Большого взрыва не действовали известные физические законы и времени не было. Мы привыкли измерять время по равномерному движению материи – обращению Земли вокруг Солнца (год), вокруг собственной оси (день/ночь), ходу стрелки часов или по периоду полураспада радиоактивных изотопов. Таким образом, если движение материи в пространстве воспринимать как время, то формально, если нет событий – нет времени. Существование т.н. «стрелы времени» является следствием второго начала термодинамики – самопроизвольного процессы в термодинамических системах протекают в направлении увеличения беспорядка и снижения потенциалов – только вперед (от места, где концентрация больше, туда – где меньше; от горячего к холодному, а не наоборот). Таким образом, есть основания считать необратимое протекание процессов обоснованием категории времени. 

 

Рассмотрим геохронологические этапы эволюции Земли.

 

Эволюция элементарных частиц берет своё начало от «Большого взрыва» 15-10 млрд. лет томуназад – ускоренным расширением (на протяжении 10-43 с) сверхплотной (1080 г/см3) и сверхгорячей (1027 К) точки Вселенной размером 10-33см. Результатом взрыва было образование элементарных частиц, которых известно уже около 300 (бозоны Хиггса, кварки, фотоны, нейтрино, электроны, позитроны, протоны, нейтроны и др.). Вся видимая Вселенная  образовалась единым актом, расширяется до настоящего времени, что сопровождается охлаждением вещества и излучением. Об этом свидетельствует смещение спектральных линий отдаленных галактик в красную часть спектра (т.н. «красное смещения») – галактики отдаляются от Земли.

Таблица 1

Геохронология  эволюции  Земли 

 

Эра  новой  жизни

КАЙНАЗОЙ

67 млн. лет – до сегодня

Глобальный экологический кризис. Техносфера. Развитие  науки, культуры.

Развитие ремесел, строительство городов. Постоянное развитие нейронных структур головного мозга для запоминания и переработки информации. Расселение  человека  по всей планете. Собирательство, охота, земледелие, животноводство.

200-150 тыс. лет тому назад – революционное появление человека разумного современного  – кроманьонца.

Социальная эволюция человека разумного (Homo sapiens L.)

700-40 тыс. лет   тому назад – на планете  существовал неандерталец (одновременно  с кроманьонцем); неандерталец  – тупиковая ветвь рода Homo. 

1,5 млн. 400 тыс. лет   тому назад – популяционный взрыв рода Homo в виде архантропов – пралюдей: питекантропа, синантропа, гейдельбергского человека и др.

Доминирование покрытосеменных растений, птиц, млекопитающих 

Эра  средней жизни

МЕЗОЗОЙ

230 – 67 млн. 

100 млн.  лет тому назад    – окончательное  формирование биосферы как единой системы динамического гомеостаза обмена вещества, энергии и  информации.

 

Первые  цветковые растения  

 

200 млн.  лет   тому  – популяционный взрыв  наземных теплокровных животных на суше

 

Эра давней жизни

ПАЛЕОЗОЙ

570 – 230 млн.

Широкое распространение  рептилий

300 млн.  лет  тому назад

Первые наземные сосудистые  растения; наземные амфибии

400 млн.  лет тому – содержание О2 соответствует уровню современной  атмосферы

500 млн.  лет тому назад – выход растений на сушу 

Появление первых  хордовых. 

Эра  ранней жизни

ПРОТЕРОЗОЙ

2,6 млрд. –

 570  млн. лет

Формирование  озонового экрана (в стратосфере)

Расцвет микроорганизмов, водорослей, беспозвоночных и  бесчерепных. Начало  почвообразовательного процесса  на суше.

 

1 млрд.  лет  тому – образуется  окислительная  атмосфера (с низким содержанием  О2 – в пределах  3-4 %). Появление  аэробных бактерий.

 

Возникновение эукариот (клетки имеют ядро)

Эра  первичной жизни 

АРХЕЙ

3,6- 2,6 млрд.  лет

В течение 2-х млрд.  лет   фотосинтезирующие прокариоты постепенно увеличивают  содержание  О2 в атмосфере Земли; образование залежей органического происхождения  (известняков, графита и др.)

Доминирование  прокариот  в восстановительной атмосфере

3 млрд. – появление первых фотосинтезирующих  прокариот. Начало формирования  биологического разнообразия биосферы

Живое  вещество становится творцом и носителем биогеохимической энергии на планете

Появление первых анаэробных гетеротрофных микроорганизмов

Биологическая эволюция – берет свое начало 3,8-3,6 млрд. лет  тому назад

 

Н А Ч А Л О

 

4 млрд. лет  тому назад  – создание условий для появления жизни на Земле

Эволюция минералов

Образование планеты Земля около 4,6 млрд. лет  тому назад  

Эволюция химических элементов: термоядерные реакции синтеза всех элементов из Гидрогена и Гелия. 

Образование  Солнца около 5 млрд.  лет  тому назад   

Образование  Солнечной системы из протопланетного вещества – туманности, которая вращалась и сжималась. 

Эволюция элементарных частиц

15-10 млрд.  «Большой взрыв» 

Эволюция химических элементов. После снижения температуры возможно объединение протонов и нейтронов с образованием ядер тяжелых изотопов Н, He. Термоядерные  реакции  образования  химических  элементов  из   элементарных  частиц  (протонов) требуют сверхвысоких температур и давления, что вместе обеспечивает столкновение одноименно (положительно) заряженных частиц, которые обычно отталкиваются. Такое «водородное сгорание» постоянно происходит на Солнце, что   обеспечивает  биосферу энергией для поддержания гомеостаза жизни.  

Солнце образовалось около 5 млрд. лет тому назад; рождение Земли находится в пределах 4,6 млрд. лет. Исследование химического состава Солнца методами спектрального анализа показало, что почти 75% массы приходится на Н, около 24% – на Не, остальные 1-2% приходится на другие элементы. Процесс превращения гелия в более тяжелые ядра происходил на Земле в условиях сверхвысоких температур (10С) и плотности (103 г/см3):  

 342Не = 126С;       126С + 42Не = 168О;      168О + 42Не  = 2010Ne;      2010Ne + 42Не = 2412Mg

Таким образом, исходным материалом для построения всех элементов был Гидроген.  

В дальнейшем последовательно продолжалась эволюция минералов – образование и превращение оксидов, солей и других веществ (в том числе органических) еще безжизненной планеты, что является предметом изучения геохимии и геологи.  Согласно принципу Ле Шателье горячая планета могла  синтезировать кислород задолго до появления фотосинтеза по схеме:  2 Н2 + 2 СО2  = 2 СН2О + О2

 

Биологическая эволюция. Придерживаемся научной точки зрения, – жизнь не возникла из неживого, а появилась в виде анаэробных гетеротрофов и хемосинтетиков в благоприятных для этого условиях на Земле в архее. Свободного кислорода в атмосфере архея не было (или его содержание было мизерным). Такая экосистема была неспособной создать первичные биогеохимические циклы аналогично трофической цепи  типа:  «неорганические  соединения → хемотроф первого порядка → гетеротроф → редуцент».  

Идея вечности жизни научная, поскольку в ней содержится фундаментальное положение биологии – живое происходит от живого (принцип Ф. Реди), что узаконено клеточной теорией – каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки (Р. Вирхов). Такой подход подтверждает матричный принцип конструкции «ДНК – митоз», который предусматривает происхождение: ДНК – от ДНК, хромосома – от хромосомы, клетка – от клетки [ 5, 6, 11]. 

Гипотеза абиогенеза О.И. Опарина – Д. Холдейна – возникновения живого из неживого – требует критического пересмотра, поскольку существуют весомые аргументы против

1) Гипотеза абиогенеза не объясняет появление информационной матрицы – генетического кода ДНК (или РНК) с позиций самоорганизации материи. Ее появление должно приниматься только на веру. Однако ген будущего поколения строится исключительно на матрице гена предыдущего поколения. 

2) Гипотеза О. Опарина – Д. Холдейна оставляет открытым вопрос перехода коацерватных капель к настоящим живым клеткам. Если допустить, что «пробионт» возник из неживого коацервата, то как он выжил в дальнейшем?  Действовал ли естественный отбор  при возникновении живого из неживого в «первичном бульоне», где не было жизни в виде сформированной экосистемы с трофической цепью и борьбой за существование? Прокариоты по причине быстрого размножения за короткий геологический период исчерпали бы биогены из этого бульона. 

3) Живая материя, согласно Л. Пастера, построена из хирально чистых структур (оптических изомеров только одного класса : или «+», или «–»). Все белки в природе состоят исключительно из левовращающих (–) L-аминокислот; ДНК – только из правовращающих молекул (+) D-рибозы.  Вещества небиогенного происхождения хирально симметричны – «левых» и «правых» молекул в них поровну. Хиральная чистота является обязательным  условием существования принципа «ДНК-митоз» в виде репликации нуклеиновых кислот, что определяет специфику живого, свидетельствует о невозможности получения живого из неживого,  о существовании качественного различия между живым и неживым [6].  

Поэтому считаем, что корректно говорить не о возникновении жизни на Земле, а о создании условий на планете для появления на ней жизни, что произошло почти четыре млрд. лет тому назад.  Живое вещество появилось в виде анаэробных гетеротрофных прокариот-хемосинтетиков, которые на протяжении одного миллиарда лет синтезировали органическое вещество за счет энергии химических реакций неорганических соединений (кислород в процессе хемосинтеза не выделяется). Около трех  млрд. лет тому назад появляются первые фотосинтетические микроорганизмы. Это позволило живому веществу более активно выполнять миссию творца и носителя биогеохимической энергии  Солнца.  В течение  почти двух миллиардов лет архея живое вещество при помощи фотосинтеза постепенно увеличивает в атмосфере концентрацию кислорода (в протерозое она составляет уже 3-4%). Атмосфера становится окислительной, что является наглядным примером экологической катастрофы. 

 

Автотрофная эволюция усилилась с появлением многоклеточных организмов, обеспечивающих более высокую степень стабильности экосистем. Начинается процветание аэробных микроорганизмов, водорослей, беспозвоночных и бесчерепных; накопление донных отложение в морях и океанах. Появляется озоновый экран, защищающий все живое от вредного ультрафиолетового излучения, что позволяет живым организмам выйти из воды на сушу (около 500 млн. лет тому назад). 

Мировой океан – наиболее древняя природная система Земли, где постоянно  происходили и продолжаются процессы обмена и трансформации энергии, вещества и информации. Уникальность океана обусловлена синергетическим проявлением физических, химических и биологических процессов в виде единой экосистемы. На протяжении всей истории Земли природа Мирового океана неоднократно изменялась под действием разнообразных процессов: солнечного излучения, геологических и геохимических факторов и, что особенно важно, под влиянием геохимической работы живого вещества.  

Представление о биологической эволюции расширится, если учитывать влияние живых организмов на литосферу, на формирование геологических залежей. В.И. Вернадский указывал, что граниты – это бывшие биосферы, т.к. исследования распространения Карбона в первично-осадочных свидетельствуют о его биогенном характере. Эволюция живого вещества охватывает биосферу на протяжении всей геохронологии Земли и отображена в ее неживых телах. Причем, чем интенсивнее организмы влияют на среду биосферы, тем интенсивнее осуществляется их эволюция. На основе этого явления можно говорить, что изменяется, эволюционирует биосфера в целом, а не только ее отдельные части; эволюция видов переходит в эволюцию биосферы.

400 млн. лет тому назад в палеозое содержание кислорода уже соответствует его уровню в современной атмосфере. Наблюдается расцвет наземных сосудистых растений, амфибий. Живые организмы вместе с косным веществом постепенно формируют биокосное вещество – почву. Окончательное формирование современных параметров биосферы, как единой системы обмена вещества, энергии и информации, произошло 100 млн. лет тому назад. Начинается царствование покрытосеменных растений, птиц и млекопитающих.  

 

Социальная эволюция связана с антропогенезом на нашей планете. 

Вопрос материалистического объяснения происхождения кроманьонца остается открытым. В учебниках биологии экологические факторы разделяют на абиотические, биотические и антропогенные, т.е. предполагается, что биотические и антропогенные факторы разные по природе. Используя в качестве научного ядра биологии теоретическую конструкцию «ДНК-митоз», можно сказать, что человек не может уничтожить матричный принцип сохранения и передачи генетической информации. Этот феномен жизни существовал миллиарды лет до появления Homo sapiens. Человек как биопсихосоциальное существо способен на: 1) убийство другого человека (что является внутривидовой борьбой и отрицанием выживания вида по Ч. Дарвину); 2) использование огня, оружия, технических средств (что свидетельствует об отгораживании человека от природы, а не адаптации к ней); 3) образование мусора после своей жизнедеятельности и уничтожение собственной экологической ниши (чего не делает ни одно животное). Вместе – это весомые аргументы против теории эволюционного происхождения человека от животного.  

Кроме того, только человек наряду с тремя животными инстинктами (половым, пищевым и защитным) имеет инстинкт собственного достоинства ради которого готов пойти на подвиг или смерть; только человек способен делать что-либо биологически бессмысленное, например, конкурс причесок, украшение жилища, голосование за признание языка родным. 

Деятельность человека гомогенизирует биосферу – перестраивает природные экосистемы, превращает их в искусственные агросистемы, однообразные по биогеохимическим характеристикам культурные ландшафты. Степень замкнутости биогеохимических циклов снижается, что является одной из причин накопления в биосфере загрязнений. В биосфере начинают происходить необратимые процессы: уменьшение ее биомасса и продуктивности; изменение характера аккумуляции солнечной энергии на поверхности планеты, уменьшение биологического и ландшафтного разнообразия. 

Социальная эволюция проявляется сегодня в виде образования техносферы и глобального экологического кризиса. Подчеркнем, экологические проблемы – это проблемы человека, а не природы. Поэтому актуальной является тема коэволюции системы «общество-биосфера», при которой человечество должно научиться удовлетворять свои социально-экономические потребности в границах буферной емкости биосферы.  

Представленная модель естественнонаучной картины мира является условным образом реальной картины мира. Восприятие мира в виде модели всегда субъективно (мыслят субъекты, а не объекты). Отбор теорий (гипотез) для построения модели осуществляется учеными на основе научной критики (использования конкурирующих моделей). Теории, которые оказывают наибольшее сопротивление критике и предлагают убедительные доказательства объективной истинности, в сравнении с другими теориями, могут быть названы «наукой» конкретного исторического отрезка времени. Развитие науки представляет собой смену одной модели на другую (более практичную). Например, модель Вселенной Птолемея была заменена моделью Коперника; модель гена в виде белка была заменена матрицей ДНК.

Таким образом, наука является продуктом обсуждения и добровольного соглашения ученых относительно объективной истинности системы знаний. Существует парадокс колоссального значения – мировоззрение зависит от точки зрения (соглашения) ученых. 

В этом есть позитив, т.к. люди с научным типом мышления находят общий язык друг с другом; научный стиль мышления объединяет, о чем свидетельствует толерантность к разным религиозным точкам зрения среди ученых разных стран. История цивилизации и практика современной жизни показала – принятие картины мира (его строения и функционирования) с позиций религии не способствует сближению людей разных конфессий. Особенно это касается фанатичной веры, которая разъединяет людей и генерирует конфликты. 

 

Литература

  1. Гончаренко С. У. Методические и теоретические основы формирования у учащихся естественнонаучной картины мира: автореф. дис. на соискание учёной степени доктора пед. наук в форме научного доклада: спец. 13.00.01 «Общая  педагогика и история педагогики»; 13.00.02 «Теория и методика обучения физики» / С. У. Гончаренко. – К.: 1989. – 56 с.
  2. Гуз К.Ж. Теоретичні та методичні основи формування цілісності знань про природу учнів загальноосвітньої школи: дис. … доктора пед. наук: 13.00.09 /Костянтин Жоржович Гуз. – Х., 2007. – 489 с. 
  3. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. — М.: Академический Проект, 2008. – 369 с.
  4. Рудишин С.Д. Біологічна підготовка майбутніх екологів: теорія і практика: монографія / С.Д. Рудишин. – Вінниця: ВМГО «Темпус», 2009. – 394 с.
  5. Рудишин С.Д. Які біологічні знання можна вважати науковими для сучасної екології? / С.Д. Рудишин. // Науковий світ. – 2010. – № 5. – С. 5-6.
  6. Рудишин Сергій. Особливості Карбону як елементу життя / Сергій Рудишин // Біологія і хімія в сучасній школі. – 2012. – № 3. – С. 3-4.
  7. Сидорович М.М. Науково-методичні засади формування теоретичних знань з біології в учнів загальноосвітньої школи: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктора пед. наук: спец. 13.00.02 «Теорія і методика навчання (біологія) / М.М. Сидорович.– К.: 2010.– 38 с.
  8. Смотрицкий Е.Ю. Схемы по философии: Этика. Аксиология. Мировоззрение /         Е.Ю. Смотрицкий. – Днепропетровск: Пороги, 2003. – 22 с. 
  9. Степанюк А.В. Методологічні та теоретичні основи формування цілісності знань школярів про живу природу: дис. … доктора пед. наук: 13.00.01 / Степанюк Алла Василівна. – Тернопіль, 1999. – 474 с.
  10. Фейерабенд П. Против методологического принуждения / П. Фейерабенд // Избр. труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986. – С.125-466.
  11. Пилипенко А.П. Асимметрический синтез и матричный биосинтез (первоначальное взаимодействие концепций // Научно-культурологический журнал RELGA. – №18 [236] 10.11.2011/ www.relga.ru. – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;level1=main&level2=articles

____________________________

© Рудышин Сергей Дмитриевич

Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum