Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Федеральный бюджет России на 2019 год |

24 ноября 2017 года Госдума приняла бюджет, зафиксировавший эконом...

№19
(352)
10.12.2018
Общество
«Визуалы». Иронические заметки...
(№3 [259] 15.02.2013)
Автор: Галина Беспамятнова
Галина Беспамятнова

      В наше время человек как объект всевозможных наук изучен до такой степени, что мог бы своими совершенствами превзойти саму природу. Однако очередная философская дилемма налицо: чем больше психологи, медики, педагоги, социологи и другие гуманисты узнают о человеке, тем дальше он от тех канонов, которые позволяют его обозначить как «homo sapiens». Видимо, противоречивая человеческая природа самоценна именно своими противоречиями.

       Теперь только в ясельной группе детишки еще не в состоянии самостоятельно выйти в Интернет, участвовать в форумах, сидеть в чатах, интересоваться блогами – получать современные представления о мире. Тем не менее, уже к этому времени проявляется доминанта их восприятия –  аудиальная, кинестетическая или визуальная. Одних воспитывают разговорами или нотациями, других – различного рода телесными воздействиями (нежными или грубыми),  третьих – собственным примером. Именно они – визуалы.

    Что же несет визуалам современная культура? Вопрос неоднозначный. Само слово «культура» предполагает развитие личности в процессе создания произведений или восприятия продуктов творчества. 

    Эти «продукты» теперь уже не являются выставочной ценностью и не требуют специальных усилий для восприятия и понимания. Они не только транслируются сплошным потоком по ТВ и через Интернет. Неотъемлемая часть современного городского пейзажа – наружная реклама – навязчиво засоряет сознание чарующими персонажами и призывами типа «Один лишь раз…». Как у Высоцкого: «Телевизор мне тыкал красавиц в лицо – я ослеп».

   Если спросить любого горожанина о том, что он запомнил из информации, размещенной на стендах наружной рекламы, вряд ли он вразумительно ответит на этот вопрос. Настолько хаотична и мозаична эта информация. Воспроизвести ее в максимальном объеме возможно лишь под гипнозом. Иначе говоря, психотехнологии воздействия современного творчества не рассчитаны на убеждение и сознательное восприятие. Они гипнотичны. Одна из психотехнологий латентного программирования заключается в том, что воздействие происходит с помощью фона, на котором размещены привлекательные объекты. Именно они подвергаются критической оценке, а фон встраивается в сознание автоматически.

   И хотя мелкопоместные российские коммунальщики не изучали этих тонких законов воздействия, которые применяются в рекламе, их собственные творческие приемы воздействия на обывателей не менее изысканны.

   Популярный американский лозунг «Сделай себя сам!», который активно внедрился в современную российскую ментальность, большинством окультуренных татарами россиян понимается по-своему. Чаще всего используется агрессивное позиционирование: сделай себя сам на фоне униженных или в лучшем случае морально изувеченных конкурентов. Причем, конкурентом воспринимается любой клиент, не желающий «кушать антрекоты» (Ильф и Петров) по рецептам жилищно-коммунальных руководителей. Такие замашки испытал на себе еще профессор Преображенский на заре зарождения общекоммунальной культуры. И не случайно именно из собаки он произвел первого лидера коммунального движения, описанного в литературе. 

    Азартным и заливистым лаем до сих пор сопровождаются каждое нововведение в российской жилищно-коммунальной сфере. Некоторые из них достойны уже того, чтобы тиражировать наработанный опыт.

   Каждое утро начинается с заливистого лая дворничихи под окном, которая, раскладывая мусор на помойке затейливым образом, кричит: «Ну, дождешься! Мы тебя посадим!» После этого в течение дня пейзаж за окном несколько раз меняется. То он похож на выставку макинтошей низших служилых людей 19 века. То представляет собой филиал мебельной комиссионки. То оформляется как будуар престарелой обедневшей графини. Каждый раз визуальные стратегии новы и  неповторимы. Особенно, когда они служат фоном для актуальных объявлений: «Произвожу ремонт швейных машинок», «Оказываю компьютерную поддержку», «Приглашаем на работу» и т. п. 

   Что в таком случае воспринимается фоном? Как вы сами понимаете, помойка. Невольно возникает прямая аналогия с наружной рекламой. Дикая, социально неустроенная жизнь большинства россиян, украшенная вдоль улиц рекламой товаров и услуг, которые обычным людям, в основном, недоступны.

Нажмите, чтобы увеличить.

 

   Реакция на подобную дисгармонию неоднозначна. Одних людей она раздражает, еще более подчеркивая несоответствие желаний и возможностей. Других – завораживает и уводит от реальности в мир потребительских фантазий, заставляя слепо поклоняться символам под общим названием «престиж».

Унижая людей ежедневным созерцанием грязи, мусора и фантазийных композиций из этого мусора, они создают представление о жизни, соответствующее пейзажу.

    Не случайно беременным женщинам рекомендуют смотреть на все красивое и быть в хорошем расположении духа. И вот рожденные в любви и гармонии дети приходят к песочницам на детской площадке и в детский сад, которые расположены в 25- 40  метрах от нестандартного объекта, полностью брошенного на волю стихий. Вокруг него возят детские коляски, дети катаются на роликах и велосипедах, в примыкающей к помойке луже пускают кораблики и слушают почти беспрерывный «лай» дворников, которые из мусорных ящиков достают наиболее интересные экспонаты и располагают их в жестко регламентированном порядке на парапете этого «корабля» обломков быта и вокруг. 

   Стоит ли уточнять, какой урон юным визуалам в формировании их будущего мировоззрения наносит этот неизменно захламленный фон их детских прогулок и игр, если даже взрослых нормальных людей он травмирует не только эстетически, но и морально?

____________________________

© Беспамятнова Галина Николаевна


Страна мечты в сетях пиара, пропаганды и технологий
Пять статей Г.Г.Почепцова о формировании пропаганды, основанной на политическом пиаре в СССР и дальнейшем ее ...
Природа в фотографиях
Фотографии живой и неживой природы из разных частей света
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum