|
|
|
![]() ![]()
Споры о границах понимания понятия «авторская песня» не утихают и сегодня. Вопрос сложен. Нужна специальная, остронаправленная и теоретически нагруженная практика, которая смогла бы дать ответ на поставленный вопрос. В этой статье мы предлагаем читателю заглянуть внутрь деятельности «исполнитель песни» со стороны лучших её исполнителей. Как и в предыдущих статьях по теме «авторская культура песни» мы используем понятие «наша песня» [1], которое позволяет нам глубоко погрузиться в процесс рассмотрения выбранной темы. Тезис 1. Самодиндентификация исполнителя «нашей песни» – это деятельность по самоопределению исполнителя песни, остро выводящая его на выбор в альтернативе: «Исполнитель песен аутентичен или не аутентичен направлению «наша песня»?». Ранее было установлено [2], что универсальный исполнитель «нашей песни» непременно обладает тремя свойствами, а именно:
Такими свойствами обладает состоявшийся исполнитель «нашей песни», вошедший точно в «наша песня» и хорошо ориентирующийся здесь. Однако любым свойством можно владеть, только зная путь входа в него. «Быть нельзя, но достигнуть можно» [3]. Быть исполнителем песен «наша песня» - это значит вести деятельность по достижению такого качества при исполнении каждой песни. Следовательно, создав модельное представление о такой деятельности, мы поможем исполнителям песен тестировать себя по отношению к точности попадания в русло «наша песня». Именно такой процесс называется нами самоидентицикацией исполнителя «нашей песни». Тезис 2. Самоидентификация исполнителя песен – это процесс тестирования исполнителя песни на специальном множестве песен, которое есть подмножеством референтного множества «нашей песни». Множество песен для самоидентификации исполнителя «нашей песни» строится как подмножество референтного множества песен «наша песня». Основой здесь является новое понятие «акцентированное состояние». Когда мы говорим, что исполнитель «нашей песни» должен следовать «бардовским маршрутом», то имеем в виду, что он должен использовать элементы множества «акцентированные состояния». «Акцентированное состояние» – это такое состояние психики (сознания) исполнителя песни, которое позволяет ему воспринимать себя находящимся в русле «наша песня» или вне его, в процессе исполнения песни. Тогда понятие «самоидентификация исполнителя» приобретает содержание процесса «затачивания» сознания исполнителя песни (деятеля песни) на множестве акцентированных состояний сознания, образующих внутреннюю феноменологию «нашей песни». Исполнитель песни как бы «высвечивает» акцентированную структуру песни на основе акцентирования своего внутреннего состояния. Если бы можно было записывать тип акцентирования для каждой «нашей песни», то процессу самоидентификации исполнителя песни можно было бы придать более организованный и более выверенный характер, чем это происходит в существующей практике. Сделаем это. Тезис 3. Каждая «наша песня» имеет свой акцент, записываемый на основе понятия «акцентное гнездо» – образ трёхбуквенной строки, с помощью которой можно записать 96 различных типов внутреннего акцентирования песни. Акцентные гнезда образуют содержание множества «акцентный базис». «Акцентное знездо» – это образ акцентированной основы песни, представленный строкой из трех букв: а («авторское-1»), б («бардовское»), с («самодеятельное»). Каждая буква здесь может выполнять разные функции, а именно: быть простой или жирной буквой (акцентированная буква), быть маленькой или большой(более сильное акцентирование чем на малой букве), занимать одно из трех мест в триаде(среднее место указывает ось акцентного гнезда). Например: запись «абс» означает, что триединая песня имеет акцентирование «бардовская песня»; «асб» – триединая песня имеет акцентирование «самодеятельная песня»; «сАБ» – триединая песня имеет акцентирование «авторская песня-1». Чрезмерное акцентирование того или иного одного или нескольких элементов триединой песни может разрушить исходное единство и вывести песню за границу множества «наша песня». Нахождение в русле «триединая песня» есть важнейшим признаком той песенной культуры, которая есть песенной культурой русских бардов второй половины 20 века и стержнем «авторской культуры песен» бардов народов мира. Сколько же типов состояний может иметь «акцентное гнездо»? – По количеству типов песен триединства плюс еще один тип – «Равноакцентированное» (одинаковый акцент всех трёх элементов). Такие типы «акцентного гнезда» кратко описаны в таблице 1. Таблица 1. Типы множеств «акцентное гнездо» и примеры соответствующих гнёзд
Покажем как произведен расчет чисел, стоящих в колонке «Количество разных состояний». Запишем все возможные сочетания букв для буквы «б» в положение «ось акцентного гнезда», получим 64 различных варианта записи (восемь рядов по восемь записей в ряду): (абс, сба), (абс, сба), (абс, сба), (абс, сба); (АбС, СбА), (АбС, СбА), (АбС, СбА), (АбС, СбА); (абС, Сба), (абС, Сба), (Сба, абС), (абС, Сба); (сбА, Абс), (Абс, сбА), (Абс, сбА), (Абс, сбА); (аБс, сБа), (аБс, сБа), (аБс, сБа), (сБа, аБс); (аБС, СБа), (аБС, СБа), (СБа, аБС), (аБС, СБа); (сБА, АБс), (АБс, сБА), (АБс, сБА), (АБс, сБА); (АБС, СБА),(АБС, СБА), (СБА, АБС), (АБС, СБА); Но, все ли из таких записей мы будем различать по смыслу? – Нет, не все, а только те, которые различаются по жирности букв, независимо от их порядкового места в записи. Неразличимые записи взяты нами в круглые скобки (неразличимая группа). Таких групп всего 32 (по четыре в каждом из восьми рядов). Однако, мы должны отсюда что-то выделить в общее множество, которое мы назвали «Равноакцентное». Сюда мы отнесём все записи, содержащие только малые или большие жирные буквы – таких записей у нас 2 группы (по две неразличимых записи в каждой группе). Значит у нас буква «б» формирует акцентное множество «Бардовское» из 30 элементов и вкладывает в множество «Равноакцентное» 2 различных элемента. По аналогии с буквой «б» можно рассчитать вклады букв «а» и «с». Итого получим 96 вариантов (3 х 32 = 96) различных записей или 96 различных состояний «акцентного гнезда». Конечно желательно было отметить так называемые «пограничные состояния» песни. Представляется естественным считать такими состояния, записываемые строками, у которых акцент русла «акцентного гнезда» меньше акцентов одного из берегов. Речь идет о 7-ми группах записей ((АбС, СбА), (АбС, СбА), (АбС, СбА), (Абс, сбА), (Абс, сбА), (Сба, абС), (абС, Сба)) или о 7-ми различных состояниях. Для лучшего использования понятия «акцентное гнездо» в практике экспертной оценки песни удобно использовать геометрическую аналогию с рекой (русло и два склона берегов, см.рис.1). В этом случае у нас не просто буквенная запись, а – буквенный образ. Мы как-бы рисуем этот образ строкой из трёх букв. Главной является буква, находящаяся в центре строки (русло, ось гнезда, место №2), именно её акцент является главным (указывает место течения реки). Две остальные буквы располагаются на двух других местах (слоны берегов, места №1 и №3). Буквы в этих позициях как бы стремятся съехать в русло. Причём, малая буква склонна съехать в русло быстрее, чем большая буква. При этом, порядок расположения букв на берегах нами не учитывается.
Рис. 1. Модельный образ «наша песня» в виде русла реки. Каждую «позицию» может занимать только одна песня из триединства («бардовская песня», «самодеятельная песня», «авторская песня-1»). «Позиции-1» принадлежит главный акцент. Теперь можно сформулировать несколько признаков «нашей песни», опираясь на особенности веденного понятия «акцентное гнездо». Вот эти признаки:
В качестве иллюстрации введенного подхода, можно ответить на часто звучащие в среде любителей современной авторской песни вопросы, например:
Уместно отметить, что приводимая здесь информация о возможности изучения песенных состояний исполнителя песен носит новаторский для современной науки характер. Есть сообщения [5] об исследовании внутренних состояний человека, воспринимающего или воспроизводящего произведения искусства, однако никто не занимается изучением подобных явлений в связи с песней. Причем, не просто с песней, а – с «нашей песней». Тезис 4. Внутренняя феноменология «нашей песни» – это множество акцентированных состояний сознания аутентичного исполнителя «нашей песне». Такое множество состоит из 4-х подмножеств: Р-акцентированное, С-акцентированное, Б-акцентированное, А-акцентированное. Для описания внутренней феноменологии было использовано свойство «нашей песни» быть триединой песней. Такое единство выступает здесь как некая четырёхликость: равноакцентированное целое, акцент целого на «самодеятельная песня», акцент целого на «бардовская песня», акцент целого на «авторская песня-1». В этой связи, предлагается считать, что внутренняя феноменология «нашей песни» – это множество, состоящее из четырёх подмножеств, а именно: равноакцентированное множество(Р-акцентированное), акцент на «самодеятельная песня» (С-акцентированное), акцент на «бардовская песня» (Б-акцентированное), акцент на «авторская песня-1» (А-акцентированное). Каждое из отмеченных акцентных множеств – это одна соответствующая таблица Как строить таблицу такого типа? – На основе уже известного [4] референтно-исполнительского множества «наша песня». С учётом того, что каждая песня такого множества получит дополнительную экспертную маркировку в выбранном базисе акцентирования – маркирование акцентным кодом. Фрагмент таблицы «референтно-исполнительского множества» с такой маркировкой иллюстрирует содержание таблицы 2. Цифровое кодирование колонки «Акцентный код» выполнено на основе данных таблицы 3. Таблица 2. Фрагмент таблицы «Референтно исполнительское множество «наша песня»»
Таблица 3. Кодировочная таблица «буква-число»
Тезис 4. Понятие «акцентное гнездо» позволяет выполнять исследовательский анализ «нашей песни» в новых направлениях. Практика использования «акцентного гнезда» в экспертных оценках показывает, что удобно использовать табличный вид вариантов записи строки кода акцентирования по каждому типу акцентирования отдельно. В результате появляются три «базовые акцентные таблицы», одна из которых проиллюстрирована содержанием таблицы 4. Здесь каждый из 32 вариантов записи акцентного кода может быть записан в виде табличного адреса. Например, акцентный код 171813 имеет адрес 21 (строка – 2, столбец – 1 ). Таблица 4. База акцентов «бардовское». Символ „х“ обозначено пропускаемое место(такая комбинация букв уже есть)
На базе введенных представлений об акцентном гнезде нами была дополнена таблица «референтное множество песен» колонкой «Акцентный код», общее количество строк такой таблицы – 1023. Её фрагмент был показан ранее в таблице 3. Колонка «акцентный код» была заполнена автором статьи на экспертной основе личных слуховых ощущений. При этом таблица «референтное множество песен» превращается в мишень различного вида анализа «нашей песни». Результат здесь получается на основе сортировок строк большой таблицы по разным условиям. Например, можно получать ответы на вопросы вида: «Какой тип акцентирования чаще используется в песнях?», «Насколько используются возможности каждого из гнезд акцентирования на всех структурных уровнях множества «наша песня»?», «Каким гнездам акцентирования отдают предпочтение те или иные авторы песен?», «Какие песни и сколько написаны в том или ином гнезде?», «Какие песни следует включать в гнездо «общее»?» и др. Пусть мы задались вопросом: «Какие типы акцентного гнезда использовали авторы песен групп «предшественники и основатели» и «корни» (все уровни) [6]?». – Ответ можно получить на основе совместного использования данных соответствующей части таблицы «референтное множество песен» и трёх «базовых акцентных таблиц». В результате мы получим три таблицы искомых акцентов (см. табл.5-7). Из этих таблиц следует числовой ряд использования возможностей каждого типа базы акцентов: «бардовское» – 24 возможности из 32, «авторское-1» – 17 возможностей из 32, «самодеятельное» – 9 возможностей из 32. Акцентирование возможностей гнезд «бардовское» и «авторское-1» имеют преимущество перед гнездом „самодеятельное“, что указывает на выделенное положение этих гнезд в «нашей песне». Подтверждает нашу позицию [4], что «наша песня» появилась как образование нового песенного круга – как изменение предшествующей ей «самодеятельной песни». Таблица 5. База акцентов «бардовское». Использовано всего 24 возможности из 32: группа ПО - 11 возможностей (11 клеток), корни (все уровни) – добавляют ещё 13 возможностей (13 клеток).
Таблица 6. База акцентов «самодеятельная песня». Использовано всего 9 возможностей из 32: группа ПО – 3 возможности, корни (все уровни) – добавляют ещё 6 возможностей.
Таблица 7. База акцентов «авторская песня-1». Использовано всего 17 возможностей из 32: Группа ПО - 3 возможности, корни (все уровни) – добавляют ещё 14 возможностей.
Можно получить и распределение использования возможностей акцентирования песни по авторам песен. Такой тип результата представлен в таблице 8. Таблица 8. Использование возможностей «акцентных гнезд» по авторам «нашей песне». Обозначения: ПО – группа «Предшественники и основатели», КЯ – уровень «корни-ядро», К – уровень «корни – всё содержимое», Р – песни, в которых разорвано единство «нашей песни».
Из таблицы 8 следует, что:
Можно устанавливать и другие поля соответствий, более широкое или более детальное. Особенно интересным представляется ответ на вопрос: «Все ли потенциальные состояния песенных акцентов были достижимы и состоялись в практике «нашей песни»»? – Мы изучили этот вопрос только для группы авторов песен „Корни“. Однако, это только первая информация из большого и малоизученного пока информационного поля. Первые пробы практической работы с понятием «акцентное гнездо» показали, что выполнение подобной работы требует создания специальных инструментов автоматизации исследовательского труда, например – компьютерных программ по вариантной сортировке состояний трехсимвольной строки, описывающей множество состояний «акцентное гнездо». Тезис 5. Самоидентификация хорошего исполнителя «нашей песни» должна учитывать информацию об «интонационном словаре» таких песен. Немалый интерес представляет и то, что можно назвать «интонационным словарем песни». Ведь песни отличаются друг от друга не только по содержанию текста и мелодии, но и по интонации их исполнения. Интонация придает особую певучесть песенному языку. Она есть важным элементом истории песенной синкретики, от исторически антропологического синкретизма до искусственного синтеза современного искусства. «Наша песня» имеет здесь свою область – особенную песенную синкретику [10]. Соединенные в одном поле, вербальные (речевые) и музыкальные интонации имеют свои сходства и специфические различия, например:
Музыкальное интонирование речи человека выводит ее из области только смысловых ударений и придает ей особенную речевую контекстуальность – певучесть. Однако, в самой речи уже заложена природная способность человека петь слова. Чрезмерное музицирование может даже зачеркнуть такую природную способность, вводя человека в область «не самостоятельной» речи. С другой стороны, музицирование может усилить природную певучесть носителя певучего слова. Дать ему возможность естественно выразить свое природное певучее основание. Музыкальная интонация может отражать национальные и интернациональные особенности, несет в себе печать своего времени. В ней всегда присутствуют наслоения (стилистические признаки), несущие информацию о происхождении произведения (направление, школа, век и др.). Совокупность таких типовых интонаций составляет «интонационный словарь эпохи» и «интонационный словарь композитора» [8]. Такие словари собираются, например музыковедческими архивами консерваторий. Однако, кто формирует и собирает «интонационные словари песен»? – Возможно, кто-то из композиторов, на частной основе, для себя. Официально же такие словари не издаются. Профессиональная музыкальная практика нашей цивилизации зафиксировала музыкальные «интонационные коды» различных исторических эпох. Профессиональная лингвистика зафиксировала «интонационные коды» языка. Но, архива под названием «интонационный код песни» ещё нет. Мы только подходим к построению словаря песенной интонации «нашей песни», рассматривая эту тему в русле «песенная интонация бардов», вводя практику эксперт-ной оценки типа акцентирования песни. Практика исполнения «нашей песни» нередко выводит сознание исполнителя песни к области некого магнетизма антропологического вызова песенной речи, её направленности на углубленное саморазвитие человека. Пристальное внимание к этой направленности непременно выводит к тем уровням осведомленности, который можно обозначить как «антропология песенного звука» – глубокая связь между звуком голоса и всем психофизическим организмом человека. Интересно то, что речь человека имеет целый ряд названий: безликая, образная, актёрская, живая, магическая, активная и др. Песенная речь «нашей песни» позиционируется нами как «живая речь неостановленного саморазвития человека». Пытаясь выделить некие песенные «интонемы», мы пришли к понятию «расширенное пространство звука». Известная цепочка «исполнитель-акустика пространства-слушатель» превращается при этом в цепочку «исполнитель-живое пространство звука-слушатель». Интонационно-музыкальный песенный фон, времён начала истории «нашей песни» (1950-1960 гг.), можно обозначить, как минимум, тремя интонационными линиями:
При этом, нередко, интонационная линия «наших песен» опирается на распевание согласных, а не гласных букв, как это происходит в профессиональном пении. Песенная речь здесь – это правильно произносимая русская разговорная речь. Путь поиска «песенных интонем» привел нас к созданию двух списков, а именно:
Таблица 9. Интонационный словарь голоса бардов (список фамилий)
Таблица 10. Интонационный словарь гитары бардов(список фамилий)
Выводы: Результаты выполненного исследования существенно изменяют бытующее научное и фоновое представление об известном феномене «авторская песня». Вводится новой представление о самоидентификации исполнителя «нашей песни», которое существенно изменяет представление о качестве исполнителя «нашей песни», а через неё и песен «авторской культуры песен» в целом. В обращение введены следующие результаты:
Ссылки и примечания: 1. Это триединая песня(самодеятельная, бардовская, авторская-1) 1950-1977 гг. Подробнее см. нашу статью: Орловский С. Новая хронология авторской песни. Релга №18 [256] 15.12.2012 2. Орловский С. Представление о восходящем росте у бардов. Статья для журнала Релга. 3. В нашем личном архиве помечено, что это высказывание принадлежит древнегреческому поэту Питтаку. 4. Орловский С. Новая хронология авторской песни. Релга №18 [256] 15.12.2012. 5. Дружкин Ю. С. Психотехника художественной деятельности «Арт-тренниг».-М., "Музыка", 2001; Дружкин Ю. С. Техника художественного транса. Художественная культура и технология формирования художественного миросозерцания. - М.,2010; Дёмкин А.Д. Эстетическая реакция человека на произведение искусства. - Сб. "Клиническая психология: итоги, проблемы, перспективы”. СПБ, ЛГУ им А.С. Пушкина. 6. Орловский С. Новая хронология авторской песни. Релга №18 [256] 15.12.2012. В данном случае речь идет о первых, в иерархическом ряду, 24 авторах песен, из рассмотренных в нашем исследовании 249 авторов песен. 7. Орловский С. Новая хронология авторской песни. Релга №18 [256] 15.12.2012. 8. Термин принадлежит Б.В. Асафьеву. 9. Орловский С.П. Гитара бардов. Учебник – самоучитель гитарного аккомпанемента песен бардов. Нюрнберг, 2012. 10. См. наши предыдущие публикации в интернет журнале «Релга».
_________________________ © Орловский Сергей Павлович |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|