Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Аркадий Арканов: писатель без добавки «сатирик»
(№11 [267] 15.08.2013)
Автор: Эльвира Могилевская
Эльвира Могилевская

     Писатель, актер, музыкант, врач, спортсмен и игрок. Он заведовал отделом журнала «Юность», был одним из создателей «Клуба 12 стульев» и участвовал в самиздатовском альманахе «Метрополь». Вместе с Григорием Гориным придумал крылатую фразу «рояль в кустах» и написал пьесу «Маленькие комедии большого дома», поставленную Валентином Плучеком в Театре сатиры. Это Аркадий Арканов. В июне ему исполнилось 80 лет. День рождения Аркадий  Михайлович не отмечал. Говорит, что «не видит собственных заслуг в том, что 80 раз вместе с землей прокрутился вокруг солнца». В интервью нашему корреспонденту он рассказал о том, что считает главным в своем творчестве:

Писатель без добавки «сатирик»

Нажмите, чтобы увеличить.
 
Человек, который себя считает сатириком, в первую очередь должен быть писателем. Мы ведь не говорим писатель-баталист, писатель-маринист и так далее.  Сатириков много, остроумцев много, а писателей не так много. Я не сатирик, да, я люблю иронию, люблю самоиронию, люблю остроумие настоящее, глубокое, не ложное. У меня восемьдесят процентов того, что написано, и в книгах издано, это к так называемым сатире и юмору не имеет никакого отношения. Это ироническая фантастика, как я ее называю, психология, новеллы, связанные  с любовью. Вот это меня интересует и интересовало всегда. А постольку все-таки очень много  выступлений было, и «Литературная газета», и «Клуб 12 стульев», и альманах «Вокруг смеха», и в этих во всех выступлениях самые разные писатели рассказывали что-то смешное. Поэтому это и запомнилось больше всего зрителям.

Автор «Оранжевой песни»

   Я очень часто люблю заниматься тем, чем я никогда не занимался. И однажды попробовал исполнить некоторые песни, но сразу скажу, что это были песни на мои собственные слова. Я не певец и таковым себя не считаю, поэтому, если что-то исполняю, это мои собственные слова, а иногда и моя собственная музыка. Так получилось, что несколько песен моих стали общеизвестными. Самая первая - «Оранжевая песня», которая до сих пор известна и популярна. Мы с Гришей Гориным написали ее в 64 году.   Многие не знают, что мы авторы, многие не знают, кто композитор, а композитор Константин Пельзнер, замечательный такой человек.

А когда была оранжевая революция  на Украине, народ, собиравшийся на Майдане пел эту песню, она была у них неофициальным гимном. Самое смешное, что один из депутатов Украинской Рады выступил с нелепым предложением, Гриши тогда уже не было в живых, он предложил сделать меня народным артистом Украины, за то что я автор. Но слава Богу это не состоялось. 

Страсть к музыке неистребима

    У меня от рождения абсолютный слух, это не моя заслуга. Незадолго до начала войны мама отвела меня в музыкальное училище к Елене Фабиановне Гнесиной. Она меня прослушала и сказала: «Ваш мальчик будет принят с этого года по классу скрипки». Началась война, она перепутала судьбы очень многих людей, в том числе и мою. Не исключаю, если бы не война, я может быть стал бы музыкантом. Потом уже в 1943 году, вернувшись из эвакуации,  мама все-таки отправила меня в музыкальную школу по классу виолончели. Но времена были тяжелые, виолончель этой музыкальной школе давалась на прокат. За нее надо было платить, денег не было. Два года я занимался, и на этом мое музыкальное образование закончилось. Однако страсть и любовь к музыке остались. Это неистребимо. Я очень люблю классику, я очень люблю джаз – это вообще фон моей жизни.

Человек без азарта существует, а не живет

   Азарт – это качество, которое должно быть свойственно любому человеку. Человек без азарта он просто существует, а не живет, чтобы он ни делал. Слесарь-сантехник и то должен работать с азартом, иначе у него ничего не получится. Можно представить себе человека, который сидит дома и пишет произведение. И его абсолютно не интересует победа. Что такое азарт? Это победить. Ведь даже первобытный человек, который выходил на схватку с саблезубым тигром, у него без азарта не было победы. Только цена этой победы была жизнь. Но человек, который пишет дома и его не интересуют, кто это будет читать, он просто больной или графоман. Истинный писатель, даже не подозревая что он азартен, пишет чтобы это понравилось людям.

К сожалению, у нас часто путают азарт с манией. Под словом азарт понимают увлечение карточными играми, ипподромом и прочим. Нет азарт – это чувство. Все должно быть с азартом, только не с манией. Я, к примеру, люблю интеллектуальный покер. Люблю джаз. У меня накопилась большая джазовая коллекция, но я не покупаю все, что вижу, а покупаю все, что мне нравится.  

Друзья об Аркадии Арканове:

Аркадий Инин: «Арканов - мой крестный отец»

Мы были незнакомы, причем настолько не знакомы, что когда я начинал писать юмористические рассказы взял себе псевдоним Аркан! И потом только понял, что есть такой Арканов. Он, первый в 1964 году, напечатал мой рассказ в журнале «Юность», он заведовал отделом, поэтому я его считаю своим крестным отцом. Я на него равняюсь, но подравняться не могу. Ему присуще удивительное чувство юмора, вулканический темперамент. Диву даешься. Он нечасто звонит, но и я нечасто звоню, но я знаю, что по телефону или при встрече получу от него порцию добра, порцию тепла, которую только он может дать. 

Левон Оганезов: Арканов не выносит пошлости и безграмотности

 Арканов потрясающе музыкален! Едим мы в машине, звучит какая-та музыка. Я музыкант и чувствую, не могу определить, начинаю отсеивать. Так, это восточноевропейская музыка, начала 20 века. Аркаша оборачивается и говорит: это Дворжак, симфония «Из нового света».

Он не выносит пошлости и безграмотности.  Мы с ним придумали литературный проект «Ликбез для попсы» -  попсовое изложение классических произведений. Первая песня у нас была «Идиот». А там припев: «Настасья Филипповна, а что же ты наделала!», или  «Помню я, как ты в натуре бабки кинула в камин». Кто читал Достоевского, тот смеется, остальные улыбаются, оставшиеся считают, что это всерьез. На одном нашем выступлении какой-то человек встал и говорит: «Вы издеваетесь над русской поэзией, над русской литературой!» Аркаша отвечает: «Я не издеваюсь, я пародирую тех, кто не знает». Тогда мужчина отвечает: «Ах, это пародия, надо предупреждать!»

Александр Ширвиндт: Друг Театра Сатиры

В Театре Сатиры он существует как автор, друг.  Главное – что есть потенциальная надежда на какую-то комедию, он нам обещает давно, честно, и вот я думаю что лет через 30, как раз к его 110-летию, наконец, мы получим эту комедию.

Арканов, мы ждем!

____________________________

 

© Могилевская Эльвира Владимировна 

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum