Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
Проблемы расширения туристского бизнеса на Юге России.
(№13 [269] 28.09.2013)
Автор: Юлия Малашихина
Юлия Малашихина

     Северо-Кавказский федеральный округ (далее по тексту СКФО), Краснодарский край и Республика Адыгея имеют огромный потенциал для развития туризма, санаторно-курортной сферы, агропромышленного комплекса, торговли, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности. Однако на текущий момент потенциал региона не реализуется в полной мере. О чем неоднократно говорилось как в местных СМИ, так и на федеральном уровне. Также в стратегии социально-экономического развития России до 2020 года немалое внимание уделяется этой проблеме, но место конкурентоспособности южных регионов страны на мировых туристских рынках так и не обозначено.

    Для развития отечественного туризма мало одной только  финансовой поддержки и грандиозных планов. Ясно, что имеет место необходимость формирования позитивного имиджа региона и продвижение туристских маршрутов среди потенциальных инвесторов, партнеров и иных целевых аудиторий.  В связи с этим, на мой взгляд, становится острым вопрос об эффективном использовании средств массовой информации и коммуникации.

  По телевидению, в газетах постоянно можно увидеть информацию о межэтнической конфронтации, низком уровне безопасности и недостаточном социально-экономическом развитии СКФО и республик Северного Кавказа. Впрочем, этим же пестрит и общедоступный Интернет. Вывод напрашивается только один. Как в таких условиях можно привлечь достаточное количество не только приезжающих туристов, но и постоянных инвесторов, готовых вкладывать свои деньги на развитие региона? Эту тенденцию просто следует сломить и направить СМИ в иное русло. В первую очередь необходимо повысить узнаваемость и привлекательность Юга России, ознакомить с достоверной информацией о туристических возможностях и динамике развития, рассказать об уникальных бальнеологических, культурных и природных ресурсах (среди которых, наличие самых высоких в Европе гор, длинная побережная линия, минеральные источники, лечебные грязи, привлекательные климатические условия и т.д.). Нельзя не отметить, что на Северном Кавказе возможны самые разные направления туризма: от познавательного, спортивного, приключенческого туризма и пляжного отдыха до активно развивающихся во всем мире, наиболее популярных и экзотических видов, типа сельский туризм, экотуризм и другие.

     Несказанно радует, что «Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» предусматривает ряд мероприятий за счет средств уставного капитала ОАО «Курорты Северного Кавказа» [1]: выставки, форумы, саммиты, выездные презентации и т.д. Здесь же для поднятия популярности предлагается постоянно публиковать как в печатных СМИ, так и в Интернете материалы, посвященные основным событиям подпрограммы, организовывать пресс-туры для представителей СМИ, уделять больше внимания профильным СМИ. Не могу не отдать должное, что в «Государственной программе Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года», в рамках создания позитивного имиджа региона, говорится об информационном сопровождении мероприятий подпрограммы в федеральных информационных агентствах, проведение социологических исследований, создание, съемка и размещение на федеральных телеканалах документальных фильмов, телепрограмм и других продуктов, направленных на популяризацию Северного Кавказа. Нельзя в таком случае забывать и о рекламе, неотъемлемо связанной с органами средств массовой информации, привлекать в регион узнаваемых общественных персон и освещать их время пребывание на курорте. Причем из бюджета страны на эти нужды планируется выделять порядка 350 тыс. рублей в год.

  Несмотря на эту программу, эксперты весьма скептически относятся к превращению регионов СКФО в массовый туристический центр. Для примера можно привести высказывание известного журналиста, общественного деятеля и специалиста по Кавказу Максима Шевченко: «Не понимаю, почему людям нужно ехать на Кавказ, когда можно поехать в Италию зимой. Знаете, я вот сейчас был в итальянских Альпах и могу сказать, что это дешевле, инфраструктура удобнее, обслуживание комфортнее, среда культурнее. Даже если сравнить по ценам, то я могу назвать очень хороший отель, где не будет греметь «музон», в котором будет домашняя уютная атмосфера, где хозяева сами готовят. И по ценам это будет ниже, чем на Домбае, поверьте…» [2]

    При этом тут же мы можем отметить заявление Рамзана Кадырова о перспективах реализуемого инвестиционного проекта «Чеченское море». Ни много ни мало, близ Грозного планируется построить аналог Диснейленда! [3] Как вы думаете, куда после открытия столь масштабного развлекательного комплекса потянется вся молодежь Российской Федерации? При этом на то, чтобы закончить строительство этого проекта и подготовится к его открытию, по словам главы республики, хватит двух с половиной лет…

   В Грозном недавно состоялось совещание «Взаимодействие со СМИ на национальных языках». Это стало отправной точкой для реализации большого проекта, разработанного в Межрегиональной распределительной сетевой компании Северного Кавказа в рамках программы «Динамика развития масс-медиа: интеграция со СМИ на национальных языках в полиэтническом пространстве СКФО». Данное мероприятие прошло при поддержке зампредседателя правительства РФ – полпреда президента РФ в СКФО А. Хлопонина, ОАО "Россети", Министерства Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации. В ходе совещания был объявлен творческий конкурс среди СМИ на национальных языках на лучшее профессиональное освещение деятельности сетевой компании с учреждением премий для журналистов.

     Стоит отметить, что это не первый конкурс для СМИ, проходящий в рамках СКФО. К самому известному можно отнести Кавказскую Интернет премию «Прометей-2013» [4], которая впервые стартовала в 2011 году. Номинации здесь находятся в огромном разбросе от «Лучший веб-ресурс органа государственной власти Северного Кавказа» и «Лучший культурно-просветительский проект Северного Кавказа» до «Лучший блогер Северного Кавказа» и «Лучший инстаграм-аккаунт Северного Кавказа». Однако это, несомненно, поднимает интерес к СКФО. Причем, не только само участие в конкурсе, но гораздо больше тот факт, что люди начинают интересоваться, просматривать странички участников, менять свое представление о «ходящих по сей день в шкурах джигитах».

     Не оставляют надежды поднять на новый уровень развития родные края и местная молодежь. 21 сентября этого года Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в СКФО А. Хлопонин провел встречу с участниками Северо-Кавказского молодежного форума «Машук – 2013» в Пятигорске. Участники проявили такую общественную активность, что сумели поразить всех присутствующих на встрече. У них в планах издание специализированного просветительского журнала, создание документального и художественного кино. И это не просто слова: участники форума продемонстрировали свою первую работу – короткометражный фильм. Минус здесь один: всё строится исключительно на энтузиазме молодых людей. У форума нет официального юридического статуса, а, следовательно, ожидать маломальского государственного финансирования и не стоит. Но А. Хлопонин обещал помочь решить эту проблему в ближайшее время и поддержать инициативу движения. Несколько недель назад в Ессентуках состоялась его встреча с  руководителями СМИ Северо-Кавказских республик. Полпред говорил, что крайне необходимо отходить от практики освещения региона с преимущественным акцентом на терроризме и криминале как основных информационных поводов. Спорящих не оказалось, все согласились, что это только накаляет обстановку.

    И всё бы хорошо, но, как ни крути, пока туристская отрасль, как и сфера услуг в целом, находится в необоснованно запущенном состоянии, являясь предметом критики со стороны общественности. В российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 80 раз ниже, чем в мировой практике, и при этом только 10% туристических фирм занимается внутренним туризмом. Это несложно заметить, стоит лишь открыть специализированные журналы, посвященные туризму (Conde Nast Traveller, Doctor Travel, Discovery и многие другие).

    Проблема налицо, и сейчас появился шанс сделать всё, чтобы исправить эту ситуацию. «Новое дыхание» должно открыться в преддверии и, конечно, после проведения Олимпийских игр 2014. Ведь о них сейчас говорят и пишут во всем мире. Более того, соберутся люди с различных уголков планеты. За предстоящий год представители российских СМИ должны совершить, на первый взгляд, невозможное! Разрушить стереотипы о террористически опасном Юге, осветить ту работу, которая была проделана и, самое главное, вызвать неподдельный интерес, как у туристов, так и у зарубежных коллег. 

Источники:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» / www.stavinvest.ru
  2. Интервью М. Шевченко «ФедералПресс.Юг» Алексею Костылеву
  3. Информационное агентство «ФедералПресс» http://fedpress.ru/news/econom/rest/
  4. Интернет-премия «Прометей-2013» http://iprometheus.ru/_

____________________________

© Малашихина Юлия Алексеевна

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum