Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Мир в фотографиях
Подборка фотографий из различных интернет-ресурсов источников, а также фотографи...
№15
(368)
20.12.2019
Культура
«Звезда Театрала-2013»
(№17 [273] 20.12.2013)
Автор: Виктор Борзенко
Виктор Борзенко

Нажмите, чтобы увеличить.

«На церемонии вручения наград «Звезда Театрала» (2 декабря в Театра Вахтангова) родился анекдот. Монтировщик сцены спрашивает у Критикессы: «Вы про Шекспира что-нибудь слышали?» – «Что значит, «слышали»? – отвечает она. – Я на Шекспире защищалась!». – «Ну, подробности вашей личной жизни меня не интересуют». 

Монтировщика играл Эдуард Радзюкевич, Критикессу – Юлия Рутберг. И за время церемонии их диалоги создавали праздничную, по-вахтанговски гротесковую атмосферу. Например, в самом начале вечера Критикесса выходит на сцену и, глядя в сторону сидящего в зале директора Театра Вахтангова Кирилла Крока, говорит:

– Я так рада, что церемония происходит на этой потрясающей сцене. Какая люстра, какие кресла! Просто какой-то Крокус-сити.

Публика шутку оценила, хотя в ней заключалась солидная доля правды: ровно год назад Кирилл Крок предложил «Театралу» проводить церемонию именно здесь – в стенах Театра Вахтангова. Таким образом, поистине народная премия, где лауреатов определяют зрители (самое массовое жюри), стала гостьей самого посещаемого театра Москвы. С его легкой подачи впервые за всю шестилетнюю историю премии билеты на «Звезду Театрала» можно было купить. И у поклонников театра появилась возможность лично побывать на празднике.

Памяти Юрия Васильевича Яковлева

    О том, как щедро и искренне вахтанговцы помогали «Театралу» подготовиться к церемонии, можно написать отдельную статью. Например, для Юрия Яковлева, который под занавес должен был получать награду в номинации «Легенда сцены», режиссер-постановщик вечера Владимир Иванов и автор сценария Сергей Плотов придумали сюрприз: предполагалось, что едва актер поднимется на сцену, из-за кулис выйдет его бесчисленная династия – жена, два сына, дочь и, конечно, внуки… Однако сюрприза не получилось. Буквально накануне церемонии Яковлев ушел из жизни.

Читатели звонили в редакцию:

– Состоится ли «Звезда Театрала»?

Не раз звучали советы и вовсе церемонию отменить: дескать, как можно устраивать праздник в доме, где произошло такое несчастье! Смерть Юрия Яковлева сразу вызвала острые переживания у всех. Наверное, в эти дни не было человека, который не скорбел бы в связи с уходом из жизни всенародно любимого артиста. А для гостей церемонии это еще и двойной удар, ведь Юрий Васильевич давно не выступал ни в каких вечерах и концертах (его можно было увидеть лишь в спектакле «Пристань»). И участие в торжественной церемонии подогревало интерес. О том, что Яковлев стал «Легендой сцены», редакция сообщила еще летом.

Актер обрадовался:

– Вы не поверите, но у меня совсем мало театральных наград.

При этом, по какому-то странному провидению, прокомментировал:

– Главное – дожить. ..

В последующие месяцы из его уст эта мысль звучала еще не раз. И все же он очень старался… Охотно дал подробное интервью «Театралу» (хотя не общался с прессой уже много лет) и снова… признавался в любви к своему театру, несмотря на то, что здесь он переживал порой и не очень счастливые времена.

Юрий Яковлев готовился к церемонии. И уже находясь в больнице, передавал приветы редакции:

– Ко второму декабря станет легче – собираюсь прийти.

До последнего не терял надежды. И говорил, не скрывая иронии: дескать, как же я могу не прийти, ведь специально купил новую рубашку.

      В день, когда Яковлева не стало, дирекция Театра Вахтангова приняла решение: церемонию не отменять. Напротив, ее посвятили памяти артиста. И многие, кто поднимался в этот вечер на сцену, говорили о нем. В их числе оказался, например, Василий Бочкарев – актер Малого театра, победивший в номинации «Лучшая мужская роль».

– Получилось так, что эта премия протянула ниточку между Театром Вахтангова и Малым театром: спектакль «Село Степанчиково» поставил Антон Юрьевич Яковлев. И Малый театр, и все, кто заняты в этой постановке, безумно благодарны ему – за необыкновенную любовь, за умение создать ансамбль и за то, что ему пришла идея сделать спектакль по Достоевскому. Я уверен, что в момент, когда Антону спустилась эта идея, рядом с ним был Юрий Васильевич Яковлев.

Актеры всегда учатся у своих коллег. Вот и я, как зритель, посмотрел недавно спектакль «Пристань». И увидел такую грандиозную игру Юрия Яковлева, к которой можно только стремиться. Мы его очень-очень любили все. И когда Юрий Васильевич пришел в гримерную и сказал слова, которые я никогда не забуду, для меня это было самое лучшее мгновение в профессии, самая большая благодарность за труд. 

«Спектакль я смотрела четыре раза»

Шесть лет назад «Звезда Театрала» замышлялась как премия, призванная выразить зрительскую любовь (напомним, что на протяжении сезона зрители номинируют своих звезд на сайте журнала www.teatral-online.ru, после чего проводится голосование, в ходе которого и определяется победитель). Правда, в этом году любовь перешла все мыслимые границы.

Дело в том, что во время голосования сайт не раз подвергался хакерским атакам: кто-то из «поклонников театра» запустил программу, которая в сотни раз накручивает голоса. В итоге, it-специалистам пришлось зачищать сайт от всевозможных «накруток», чтобы выборы проходили максимально честно.

Но была и еще одна интрига. В минувшем сезоне сразу четыре спектакля стали безусловными лидерами: «Евгений Онегин» Римаса Туминаса (Театр Вахтангова), «Идеальный муж» Константина Богомолова (МХТ им. Чехова), «Коварство и любовь» Льва Додина (МДТ-Театр Европы) и «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова (Театр Пушкина). Все они попали в шорт-лист премии, но до последнего трудно было предугадать, чья постановка одержит победу: картина менялась ежедневно.

Зрители оказались перед сложным выбором: все постановки блестящие, все достойны главного приза. Но в этом и заключается особенность народной премии: здесь важна скорее эмоциональная составляющая. В итоге, победил «Идеальный муж», который в прошлом сезоне буквально расколол театральную Москву на сторонников и ярых противников творчества Константина Богомолова.

Об этом сказала и Ксения Ларина (обозреватель «Эха Москвы»), которая поднялась на сцену, чтобы наградить артистов:

- Спектакль я смотрела четыре раза, такое со мной бывало только в глубоком детстве. Это какая-то неподъемная махина, как и все, что делает Константин Богомолов. Я очень рада, что «Идеальный муж» именно зрителями назван лучшим, а не только театральными критиками. Хотя все критики из-за него передрались и друг с другом не разговаривают.

Ксения напомнила, что буквально накануне, во время спектакля «Идеальный муж», на сцене случилась драка: некие «православные активисты» устроили в театре дебош, пытаясь сорвать действие:

- Фактически Константин Богомолов своего добился, ведь на сцену выскочили те самые персонажи, с которыми борется режиссер. Провокация сработала, а Богомолов, как известно, ставит блестящие провокации.

Театр без границ

О «Звезде Театрала» написали многие СМИ, однако победа «Идеального мужа» обсуждалась в репортажах не столь яростно. То ли спектакль померк на фоне недавнего скандала вокруг «Карамазовых» (свежая премьера того же Богомолова в МХТ), то ли часто звучащее имя Юрия Яковлева примирило людей разных творческих лагерей. Но как бы то ни было, в этот вечер казалось, что не существует границ между старым и новым театром, между ярким гражданским высказыванием и высокохудожественным спектаклем, между традицией и экспериментом…

Фактически в этом главная роль «Звезды Театрала» - собирать под своим флагом наиболее яркие тенденции сезона: дать зрителям возможность номинировать и голосовать за своих кумиров. Ведь практика показывает, что реальным лидером может стать совсем не тот, кого считает высоколобый лагерь экспертов.

Кстати, в этом году за «Звезду Театрала» боролись академический Малый театр и ультрасовременный «Гоголь-центр», классический РАМТ и авангардная «Школа драматического искусства», «Ленком» и МДТ… Всех не перечислишь («Звезда Театрала» вручалась в пятнадцати номинациях), все театры разные, у каждого свои методы и стили, но все это был – один современный театр.

«Жизнь продолжается»

Театр, как известно, организм живой. И выбирая летом Алису Фрейндлих в качестве «Легенды сцены», невозможно было предугадать – подстроиться под ее рабочий график. В итоге, церемония награждения совпала по времени с питерской премьерой актрисы. В Москву за наградой Алиса Бруновна приехать не смогла, но поблагодарила зрителей по видеотрансляции.

– Я понимаю, что должна нести ответственность за свое отсутствие, но я не думаю, что для кого-то это будет удивлением, – обратилась Фрейндлих к зрителям с большого видеоэкрана. – Потому что перед премьерой всегда есть такое напряжение, момент, что называется концентрацией – и во времени, и в самой душе. Поэтому слишком близко, пятого числа, эта премьера предполагается, а второе – уже о каком-то выходном дне не может быть и речи. Я, ну, не совпала, что ли с вашими пожеланиями, хотя мне очень бы хотелось. Когда мне позвонили и сказали, что я лауреат «Звезды Театрала» в номинации «Легенда сцены», то я сразу рванула в толковый словарь Даля и прочитала, что легенда – это предание о чем-то чудесном, но давнем. С одной стороны хорошо, что помнят, а с другой, пытаюсь опровергнуть, что это что-то нечто давнее. Здесь хочется напомнить, что премьера может быть провальной, но она будет. Это уже знак того, что жизнь продолжается.

Сергей Юрский, лауреат в номинации «Лучшая антреприза»:

– Когда моя жена Наталья Тенякова спросила у своей маникюрши: не хочет ли она сходить в театр и посмотреть, что мы делаем на сцене, – маникюрша ответила: «Ой спасибо, мы в театр не ходим. Очень устаем на работе. Хочется отдохнуть, поржать, мы ходим на антрепризу».
Нажмите, чтобы увеличить.
"Полеты с ангелом". Шагал

Когда-то антреприза в России была славным и очень рискованным делом. Это было место, где действительно рождались выдающиеся актеры, любимцы публики. А репертуарный, императорский театр существовал по другим законам.

Сейчас все спуталось, потому что зрители ходят отдохнуть, «поржать», куда угодно. И считается, что антреприза дает такой отдых. А на самом деле, антреприза это гордое дело, это риск. Это явление, когда человек говорит: «Я попробую сам завоевать своего зрителя – вне императорских и купеческих театров. Свои деньги вложу в спектакль и, соответственно, буду находиться в прямой зависимости от публики». И сколько блестящих примеров можно назвать! Антреприза Синельникова, антреприза Корша, да и, в конце концов, ранний МХТ – это тоже была антреприза, где родилось много всего замечательного.

Я много лет мечтал о спектакле «Полеты с ангелом. Шагал». Вел переговоры со своим театром, с другими. Но репертуарный театр не рискнул за это взяться. А продюсер Леонид Роберман рискнул. И потому я с радостью передаю эту статуэтку ему.

Евгений Миронов – Михаилу и Ирине Прохоровым («Фонд Прохорова - лауреат в номинации «Меценат года»):

– Для меня большая честь вручать вам «Звезду Театрала». Поистине это тот случай, когда награда нашла своих героев. Уже много лет ваш фонд поддерживает культуру нашей страны. Иногда мне кажется, что вы очень удачно заменяете Министерство культуры.

Нажмите, чтобы увеличить.

Я не стану перечислять коллективы, театры, фестивали, акции, которые вы поддерживаете. Их огромное количество. И все это разные виды искусства, разные жанры. Ваша просветительская деятельность объединяет огромное количество людей разнообразных вкусов и взглядов. Это очень здорово. Причем вы делаете это так красиво, так деликатно и ничего не требуете взамен.

Я знаю об этом не понаслышке, поскольку без вашей помощи Театр наций не встал бы на ноги. Вы подставили плечо и сейчас помогаете реализовать интереснейшие проекты. Спасибо вам большое от всех нас!

Алексей Рыбников – артистам мюзикла «Граф Орлов», лауреатам в номинации «Лучший музыкальный спектакль»:

– Сейчас в музыкальном мире происходит множество ярких событий. Открываются театры мюзиклов, но настоящих произведений появляется мало. Мало у нас режиссеров, которые умеют, знают, как ставить музыкальный спектакль. Все делается с оглядкой на Бродвей. А у нас своя музыкальная культура, своя традиция. И начинали мы с водевилей, с музыкальных фильмов 1930-х годов. И вот когда создатели спектаклей опираются на эти традиции, тогда и рождается то, что нравится зрителям.

Нажмите, чтобы увеличить.


Выбор зрителя. Итак... 

Лауреаты «Звезды Театрала»-2013

«Лучший режиссер» – Римас Туминас («Евгений Онегин», Театр Вахтангова)

Нажмите, чтобы увеличить.

«Лучший спектакль» – «Идеальный муж» (режиссер Константин Богомолов, МХТ им. Чехова)

«Лучшая актриса» – Александра Урсуляк (Шен Те и Шуи Та, «Добрый человек из Сезуана», Театр Пушкина)

Нажмите, чтобы увеличить.

«Лучший актер» – Василий Бочкарев (Фома Опискин, «Село Степанчиково», Малый театр) и Александр Балуев (Дымов, «Небесные странники», «Ленком»)

«Лучшая женская роль второго плана» – Лия Ахеджакова (Зрительница, «Как вам это понравится…», Лаборатория Дмитрия Крымова, «Школа драматического искусства»)

«Лучшая мужская роль второго плана» – Владимир Вдовиченков (Гусар в отставке, «Евгений Онегин», Театр Вахтангова)

«Лучший музыкальный спектакль» – мюзикл «Граф Орлов» (театр «Московская оперетта»)

«Лучший спектакль для детей и юношества» – «Мушкетеры» (РАМТ, режиссер Андрей Рыклин)

«Лучший социальный проект» – «Театральная неотложка» (г. Пермь)

Нажмите, чтобы увеличить.

«Лучшая антреприза» – «Полеты с ангелом. Шагал» (Театр Ермоловой и Театральное агентство «Арт-партнер XXI») и «Двое на качелях» (Современный театр антрепризы)

«Лучший русский театр за рубежом» – Русский драматический театр Грибоедова (г. Тбилиси, Грузия)

Нажмите, чтобы увеличить.

«Меценат года» – Михаил Прохоров и Ирина Прохорова («Фонд Михаила Прохорова»)

Почетная номинация «Легенда сцены» – Алиса Фрейндлих, Лариса Голубкина, Юрий Яковлев

 

Как это делается?

Порядок определения победителей таков:

- на протяжении театрального сезона зрители номинируют лучшие актерские и режиссерские работы на интернет-портале www.teatral-online.ru;

- в августе из поступивших заявок общественный совет премии, куда входят известные писатели, спортсмены, космонавты – словом, «зрители первого ряда», формируют шорт-лист;

- редакция выставляет шорт-лист для голосования на сайте, которое длится с сентября по декабрь;

- побеждает тот, кто набирает наибольшее количество голосов.

В номинациях «Меценат года» и «Легенда сцены», призванных отметить вклад в развитие театральной культуры, лауреатов определяет общественный совет премии.

В 2013 году у «Звезды Театрала» появились две новые номинации: «Лучший русский театр за рубежом» и «Лучший социальный эксперимент».

 

Призы «Звезды Театрала»

Все победители получили статуэтки, украшенные золотой звездой в 24 карата от старинной чешской мануфактуры Rudolf Kamphf (дизайнер Фабрицио Сманиа) и подарки от «Ив Роше» и французской флористической компании «Во имя розы»

Владимир Вдовиченков отмечен также спецпризом от спонсора-участника – компании MEGA NFC, а лауреаты в номинации «Легенда сцены» помимо «Звезды Театрала» получили от директора курортного комплекса Остенд Руслана Дошаева сертификат на отдых в Карловых Варах (также этим призом отмечены и ведущие).

 

Особая благодарность партнерам и спонсорам Премии:

Правительству Москвы

Театру им. Евг. Вахтангова;

Компании «НК Альянс» (титульный спонсор)

Компании MEGA NFC (спонсор-участник)

Информационному агентству РИА Новости (официальный информационный партнер)

Радио России и Радио Культура

Старинной чешской мануфактуре Rudolf Kamphf

Компании «Орими Трейд» (чай Greenfield и кофе Jardin)

Московскому комбинату шампанских вин (торговая марка «Московское шампанское»)

Компании «Конфаэль», скульптор которой в честь 10-летия журнала

«Театрал» после церемонии вырезал статуэтку из горького шоколада.

 

Оргкомитет Премии выражает глубокую признательность:

Французской флористической компании «Во имя розы»

Компании «Русские пироги – «Рус-Пай»

Компании «Белевские сладости»

Компании «Ив Роше»

Компании «Родник – Минеральные воды Чехии»

Компании «Скиф-Дизайн»

Телекомпании «RT»

МТРК «МИР»

Объединенной редакции московских СМИ «Москва Медиа»

____________________

© Борзенко Виктор Витальевич

Космос Эрнста Теодора Гофмана
Очерк о философе, писателе, мыслителе Эрнсте Теодоре Гофмане (1766, Кёнигсберг – 1822, Берлин)
Жизнь в инореальности. 4 статьи
Статьи о том, как ниги, видеоигры, телесериалы создают когнитивную систему современного пользователя интернета
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum