Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Вся жизнь – для этой победы. Джо Байден становится 46-м президентом США
7 ноября 2020 года Джо Байден достиг цели, которой добивался 30 лет – набрал дос...
№09
(377)
01.11.2020
Наука и техника
Фрейм как способ представления гуманитарного знания
(№2 [275] 05.02.2014)
Автор: Александра Быкадорова

Современная научно-философская мысль, находящаяся в когнитивном кризисе, предлагает множество путей представления нетехнического знания способами и методами технических наук. Одним из таких способов является фрейм. «Характерная черта развития научной мысли ХХ столетия – возникновение множества междисциплинарных связей и пограничных наук, в результате чего специальные методы и термины, присущие ранее одной научной области, проникают в другую и приобретают иное значение. Этот процесс заимствования терминологии происходит во многом благодаря тому, что сами термины не имеют еще четко сформулированного определения и могут описывать совершенно разные предметы изучения». [2, с. 13]

Фрейм как структура данных для представления стереотипной ситуации, логическая запись каждому полю (слоту) которой соответствует основные элементы понятия, был предложен Марвином Мински (в 1974 г. вышла его книга – «Фреймы для представления знаний», на русском языке работа вышла в 1979 г.). Американский ученый использовал термин для описания логических мыслительных процессов, чтобы перенести их в новые электронные системы. «Фреймом Мински называет некую совокупность определенным образом структурированных данных, в которых закодирована стереотипная ситуация. При этом он не различает человеческое мышление и искусственный интеллект, считая, что процесс мышления человека основан на наличии в его памяти большого набора разнообразных фреймов, из которого при необходимости отбирается соответствующий» [2, с. 14].

Однако предложенное понятие стало применяться не только в науках, исследующих искусственный интеллект. Фрейм – термин, широко применяющийся в социологии, психологии, лингвистике, педагогике, и обозначает способ организации представлений, хранимых в памяти. При этом фрейм приобрел в каждой отдельной гуманитарной науке по несколько уточняющих дефиниций. Например, в лингвисты приводят такой пример: «Во многих ситуациях, когда в русском употребляется слово «утро», носители немецкого языка употребили бы слово Vormittag «предполуденное время», которое входит в семантическое поле вместе с лексическими единицами «утро», «послеполуденное время», «вечер» и ночь». Таким образом, чтобы точно определить границы значения слов «утро» или «вечер», необходимо знать, какие отрезки времени суток существуют в данном языке как самостоятельные сущности, т.е. осознать объем и содержание всего семантического поля» [2, с. 14]. Необходимо отметить, что лингвистическому разнообразию понятия «фрейм» посвящено несколько серьезных научных исследований [3].

В отличие от типа и вида фрейм обладает гибкой структурой и не так догматичен. Фрейм подходит для описания процессов и отдельных понятий. Также как и тип, фрейм содержит «скелет» и необязательные, вторичные составляющее. Продукт интеллектуального труда невозможно описать с такой точностью, как явления природы. Однако и фрейм становится лишь схематичным описанием сложных объектов гуманитарных исследований. Фреймы, по мнению Мински, необходимы, т.к. восприятие явлений происходит одномоментно, параллельно. Поэтому сложный трехмерный анализ (а по некоторым данным современной физики – четырех мерный) предполагает, что фрейм является лишь сценарием, схемой, скелетом и, как представлено  на Рисунке 1 – проекцией на плоскости знания о гуманитарном объекте в данной области исследования.

Как видно на рисунке, фрейм – это область знания, отраженная на плоскости. И, конечно, далеко не всегда даже в схематичном виде она должна быть правильной геометрической формы. При этом необходимо отметить, что проекции-фреймы имеют некую общую совпадающую часть, которая представляет собой перечень формальных признаков исследуемого объекта. Т.е. совокупность фреймов будет представлять собой пересекающиеся по прямой плоскости – Рисунок 2, где плоскости альфа, бета и гамма представляют собой области знаний истории, лингвистики и психологии, а отрезок АВ характеризует формальные временные признаки периода. При этом таких плоскостей может быть бесконечное множество.

Рисунок 1. Фрейм – проекция знаний конкретной области исследования.

Нажмите, чтобы увеличить.

Рисунок 2. Совокупность фреймов

Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.

 

 

 

 

 

Таким образом, для конкретной гуманитарной науки фрейм представляет собой плоскость с выделенной на нем областью уже известного знания. При этом со временем и с появлением глубинных исследований фрейм может менять границы выделенной области. Такой подход обосновывает ряд научных парадоксов, при которых объекты в одной науке относящиеся к различным классам, в другой могут соответствовать одному и тому же фрейму. Соответственно данной схеме, можно дать общегуманитарное определение термину «фрейм» - как структуре знания о предмете (понятии, явлении, событии, временном промежутке, отдельном издании) в конкретной области науки, обладающей теми стереотипными признаками и характеристиками (очерченные рамками), которые являются объектом исследования для данной науки.

Соответственно, для теории журналистики будет актуальным фрейм как единица измерения средств массовой информации в целом, а также конкретных медиа. Тип ограничивает количество и качество моделей СМИ, в то время как фрейм лишь описывает скелет, на который нанизываются остальные характеристики. Рассмотрим понятие фрейм применительно к сегменту корпоративных СМИ.

Система корпоративных СМИ как отдельного вида подразумевает функционирование нескольких десятков типов журналов и газет. Каждый тип СМИ подразделяется на подтипы или фреймы. Таким образом, выстраивается классификационная иерархия данных понятий применительно к рассматриваемому сегменту печатной прессы. Основой такой системы становится фрейм – совокупность признаков конкретного издания. Именно данные фрейма становятся отправной точкой для исследования – схема 1.

Исходя из множественности фреймов, вся система корпоративных СМИ представляет собой разветвленную развитую горизонтально схему -  схема 2.  При этом каждая «ступень» иерархии – это совокупность более «мелких» единиц измерения: начиная от фреймов, заканчивая видами средств массовой информации.

Схема 1. Иерархия типологической системы
корпоративных СМИ

Нажмите, чтобы увеличить.

Схема 1, где фрейм – это совокупность признаков, характерных для конкретного средства массовой информации; тип – группа фреймов, т.е. СМИ с совпадающими характеристиками признаков; вид – совокупность типов СМИ, т.е. ряд групп, в которых признаки СМИ совпадают частично; класс – совокупность видов СМИ, а система СМИ – это совокупность существующих классов СМИ, является универсальной для изучения средств массовой информации.

Схема 2.

Система корпоративных СМИ как совокупность типов

Нажмите, чтобы увеличить.

На основании всего сказанного выше, мы можем дать определение:

Корпоративная пресса — развивающаяся система принадлежащих частным или государственным организациям печатных и/или электронных изданий (журналов и газет), которые выполняют функцию информирования определенной аудитории (сотрудников, партнеров, клиентов или потребителей услуг организации) о деятельности, сфере интересов и влиянии организации, формируют корпоративную культуру, управляют ею и служат каналом обратной связи; разрабатываются, издаются и распространяются полностью или частично усилиями сотрудников организации или издательским домом в интересах организации – является совокупностью типов, многоаспектных описаний корпоративных СМИ. Тип корпоративного издания – это совокупность совпадающих полностью или частично фреймов, как наборов признаков конкретных СМИ.

Фрейм в данной схеме  может быть полным или неполным – в зависимости от имеющихся данных и описательной составляющей.

При этом конкретизированы и остальные понятия типологической системы, такие как вид и класс. Таким образом фрейм как единица учета признаков средства массовой информации может применяться не только для классификации корпоративных печатных СМИ, но и электронных, и традиционных медиа. При этом набор признаков, входящих в такое понимание фрейма, может изменяться в зависимости от вида СМИ, а тип также будет представлять собой совокупность признаков фреймов.

Например, рассмотрим фрейм «многотиражка» - заводское издание советских времен. Потенциально данный объект может быть интересен нескольким гуманитарным наукам. С точки зрения филологии и лингвистики – как концепты понятий «многотиражка» «фабрично-заводские газеты», «вузовская печать», «рабселькоровское движение», которые появлялись в разные исторические периоды, но связаны между собой. С позиций историко-социального исследования многотиражки интересны как феномен советского периода развития общества 1920 -1980-е гг., т.к. являются частью социальных институтов того времени. С точки зрения культурологии и кросс-культурных исследовательских позиций, многотиражка является феноменом, участвующим в формировании корпоративной культуры организации и частью корпоративной культуры.

С точки зрения журналистики многотиражка представляет собой тип издания – это газета, выпускаемая заводом, вузом или другой государственной организацией, отражающая главным образом их деятельность. Многотиражки в России стали активно появляться в начале 20-х гг. XX века. Кроме того, многотиражные издания появлялись в качестве органов печати отдельных крупных советских строек – БАМ, Волго-Донской канал и др. Фрейм многотиражка не является статическим, а представляет собой феномен, который развивается в пространстве и времени даже относительно критериев одной науки. Так Д.А. Мурзин выделил вид изданий «Многотиражки для города»: «Этот подвид включает в себя прежде всего газеты градообразующих предприятий. Будучи заводскими, они одновременно выполняли и выполняют функции городских газет» [1, с. 123]. Таким образом, в толковании исследователя субфрейм многотиражка приобретает новые свойства, влияющие на тематику, проблематику издания, чем существенно отличается от собственно устоявшегося фрейма «многотиражка». Такое дробление будет характерным для целого ряда наук. Авто данной статьи предлагает различать фрейм «многотиражка» для истории журналистики и теории журналистики.

Подводя итоги, можно сказать, что теория фрейма требует ряда дополнительных исследований и  конкретизации понятия.

Список литературы, примечания

  1. Мурзин Д.А. Феномен корпоративной прессы. - М. - ИД «Хроникер». – 2005.
  2. Некрасов С. И.  Молчанова  Н. С.  Значение теории фреймов в современной науке // Научные ведомости Белгородского госуниверситета - № 16 (71) - 2009 - с.13-17.
  3. См., например: Никонова Ж.В. Фрейм в контексте лингвистической науки // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2008. - Т.2. №4. - С. 86-89; Соколова О.В. Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2007, № 1. - С. 263-239; Стренева Н.В. Понятийный потенциал термина «фрейм» // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2009, № 11. - С. 60- 65 и др.

__________________________

© Быкадорова Александра Сергеевна

Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии авторов Релги, друзей в фейсбуке – авторские и в порядке поделиться
Петр Вайль. Легкое перо
Зарисовка о талантливом писателе и путешественнике Петре Вайле
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum