Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Образование
К вопросу о создании журналистских специализаций на филологических факультетах
(№24 [78] 28.12.2001)
Автор: Наталья Ярыгина
Наталья Ярыгина
Все явственнее в последнее время наблюдается структуризация прессы, происходящая в точном соответствии со структуризацией самого общества - формированием в нем отдельных секторов: сектора власти, сектора бизнеса и некоммерческого сектора. Сегодня мы отчетливо различаем прессу власти, прессу бизнеса и прессу некоммерческого сектора. Задача прессы власти - способствовать эффективности управления. Задача прессы бизнеса - способствовать эффективности экономического развития. Задачи прессы некоммерческого сектора: способствовать жизнеобеспечению, жизневоспроизводству и духовно-нравственному развитию общества.

Однако у прессы всех секторов общества есть общая цель - содействовать формированию гражданского общества, в котором жизнь регулируется правовыми и морально-этическими нормами. Отсюда и требование к современной журналистике: продуктом своего труда утверждать правовые отношения и формировать такую морально-нравственную среду, которая бы способствовала решению задачи повышения уровня удовлетворения потребностей (духовных и материальных) каждого жителя страны. Для достижения таких целей пресса всех секторов имеет индивидуальный арсенал средств в соответствии со своими возможностями.

Открытое для своего будущего общество не может формироваться интуитивно, без онтологических представлений о нем и законах его развития. Нам близки позиции философии информационной цивилизации Р.Ф. Абдеева, которая рассматривает информацию как основу эволюции систем. Нам созвучна политика развития, обозначенная в трудах профессора М.В. Раца, который предлагает рассматривать в единстве три извечных вопроса: "Как устроен мир? Что делать? Как делать?". Естественны наши симпатии открытому обществу.

Философия современной журналистики, на наш взгляд, проистекает из этих фундаментальных позиций. Кибернетический взгляд на информацию как результат способности материи к отражению, рассматриваемый профессором Е.П. Прохоровым, выдвигает на первый план жесткие, онтологически обоснованные принципы журналистики. Главный из них - достоверное отображение действительности, которое позволит адресату выбрать наиболее адекватные формы взаимодействия со средой и обществом, чтобы полученные результаты взаимодействия соответствовали потребностям человека.

Журналистская практика нашего города подтверждает необходимость такого подхода, поскольку мы имеем дело с серьезной проблемой размывания профессиональных основ. Все труднее читать газеты, слушать радио, смотреть телепередачи, потому что боишься попасть под чье-нибудь тенденциозное "обаяние" и сделать неверные выводы по субъективным ложным ориентирам, а за ними и свой обреченный выбор. Таким образом, мы считаем необходимым для современного журналистского образования знакомство со структурой гражданского общества как предметом и целью действия будущего работника средств массовой информации.

Кроме того, недостает современной журналистике и филологического образования, начиная с умелого пользования словом и заканчивая владением публицистическими жанрами - основой гражданской журналистики. Все меньше анализа актуальных проблем, все больше рассуждений по поводу, в которых навязывается точка зрения автора публикации или чья-либо программа. Отсюда проблема бытового имиджмейкерства в прессе, когда чрезмерно преувеличивается "Я" журналиста, когда Его мнение становится истиной в последней инстанции.

Следом возникает проблема деструктивного изображения действительности, нагнетание и без того накаленной атмосферы во всех областях жизни российского человека. Мир отображается, как правило, фрагментарно, мозаически, осколочно. Такая подача материала высвечивает отсутствие необходимой научной базы и аналитического мышления. Отсутствует система аргументов и фактов. Информационное содержание оказывается подмененным личными трактовками и амбициями, а актуальное звучание становится вымыслами. Нарушается одна из святых заповедей - "не навреди".

Наиболее талантливые и ответственные люди, работающие в журналистике, обеспокоены ее состоянием и последствиями ее деятельности. Без ответственной гражданской прессы, которая бы руководствовалась в своих действиях морально-этическими нормами и законодательством, невозможно и возрождение России.

Фундаментальность, системность, развивающая направленность - основные принципы университетского образования - со времени основания и до нашего времени неизменные. Вузы постоянно ориентируются на запросы и потребности практики, совершенствуя все стороны учебно-педагогической деятельности, но в настоящее время особенно важно соблюдение баланса между академическим и прагматичным образованием, важно качество профессионального образования, особенно когда на факультетах открываются новые специализации.

К сожалению, в вузах, где вводится журналистская специализация, отсутствуют возможности для использования в учебном процессе достижений современных передовых технологий - нет оборудованных студий, лабораторий, интернет-классов. Единственно, что могут предложить будущим журналистам на гуманитарных факультетах вузов с хорошими культурно-образовательными традициями, это основательную филологическую подготовку, что тоже в свете современных тенденций развития журналистики крайне необходимо.

В Тольяттинском государственном университете, созданном на базе Самарского педагогического университета, при создании новой специальности был взят курс на аналитическую журналистику, способную влиять на создание гражданского общества в России. С этой целью преподавание опирается как на теорию и практику в области журналистики, юриспруденции, социологии, психологии, так и на создание определенного уровня филологической культуры. Ведь неумелое владение словом влечет за собой искажение мысли. Иных журналистов вообще понять трудно. Учитывая специфику филологии как совокупности наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, целью филологического образования у нас стало вооружение обучающихся систематическими специальными знаниями, практическими навыками и первоначальными умениями. Прежде всего, это работа над текстом, ибо первооснову филологических наук составляет именно он, а в нем, в свою очередь, самое главное - слово в контекстуальном значении.

Немаловажную роль мы отводим и искусству педагогического труда. Характерными чертами нового типа взаимоотношений со студентами становится:

- переакцентировка роли преподавателя - источника знаний на корректора или соучастника творческой деятельности;
- вариативность индивидуальной и групповой работы с солидерством преподавателя и студента;
- тренинговые формы обучения.

Сегодняшние студенты - люди третьего тысячелетия, и во многом пути развития России будут зависеть от уровня их профессиональной культуры и компетентности, которую сегодня мы, преподаватели-исследователи и наставники дарим им. Это высокая ответственность и каждодневный творческий поиск. Способность быть самостоятельными, иметь свою философию жизни и профессии, быть этичными и успешными - вот координаты на пути обучения студентов дополнительной специальности.

_______________________

© Ярыгина Наталья Степановна
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum