Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Естествознание
Здоровье студенческой молодёжи как фактор стабильности и развития России
(№3 [276] 01.03.2014)
Автор: Николай Любецкий
Николай  Любецкий

    Минувшей осенью в поселке Новомихайловском (Краснодарский край) состоялась 16-я международная научно-практическая Конгресс-конференция «Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма, посвященная 150-летию со дня рождения основателя олимпийского движения Пьера де Кубертена. В ней приняли участие представители Молдовы, Армении, Узбекистана, Болгарии, республик Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкессии, Чечни, а также Чувашии, Калмыкии, Красноярского, Ставропольского и Краснодарского краёв, Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Свердловской и Омской областей, в том числе 37 докторов наук и профессоров, 80 кандидатов наук и доцентов, 15 заслуженных работников физической культуры РФ, 25 мастеров спорта международного класса и мастеров спорта из 20 регионов, 41 городов России, 75 вузов страны. Они прослушали 62 доклада по физическому воспитанию, теории и методике физической культуры, педагогике физической культуры и спорта, социологии и истории физической культуры и спорта, лечебной физической культуре, адаптивному физическому воспитанию, спортивной физиологии и биохимии, основам здорового образа жизни и т.д. Кроме того, участники Конгресс-конференции приняли участие в выставке научно-методической и учебной спортивной литературы, демонстрации современных технических средств контроля и обучения специалистов физической культуры и спорта, а также – в работе специальных мастер-классов, где опытные специалисты в области лечебной физической культуры и здоровьесберегающих технологий на практике поделились с участниками научной конференции своим богатым профессиональным опытом по коррекции здоровья детей, отстающих в физическом развитии и это: доц. Петухова Т.А. (г.Пенза), доц. Максимова С.Ю. и проф. Фомина Н.А. (г.Волгоград), доц. Эйдельман Л.Н. (пос. Новомихайловский), аспирант Муханова Н.В. (г. Михайловск).

     Такие конференции проводятся по плану Минобрнауки РФ с 1997 г. ежегодно. Участники конференции подробно и обстоятельно обсуждали проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения России, трудоспособного населения страны, в том числе, состояние социального и индивидуального здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности наших студентов, вызывающий сегодня обоснованную тревогу специалистов физической культуры, ибо число студентов с ослабленным здоровьем, отнесенных к специальному медицинскому отделению, за последние 10-15 лет увеличилось во многих вузах страны почти в 2 раза и в среднем по регионам приближается к цифре – 35%! Данные официальной статистики и научных исследований по проблеме социального здоровья свидетельствуют о том, что негативные тенденции ухудшения состояния здоровья российской молодёжи и трудоспособного населения сегодня сохраняются, что представляет уже непосредственную угрозу национальной безопасности страны.

   В чём же основные причины этого явления и что следует предпринять специалистам физической культуры, да и всему российскому обществу в отрасли «физическая культура» в ближайшее время, чтобы переломить ситуацию со здоровьем населения в позитивную сторону?

    В своем докладе доцент кафедры  «Теории методики физической культуры»   факультета  физвоспитания  Донского государственного  технического  университета кандидат социологических наук Н.П. Любецкий отметил,  что проблема «индивидуального» и «социального здоровья» носит многогранный, интегративный характер, далеко выходя за пределы компетенции специалистов, работающих в отрасли «физическая культура», ибо «социальное здоровье» - это важнейший экономический и социальный потенциал страны, исторически обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды, менталитетом и образом жизни населения, позволяющих обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни гражданина, семьи, общества и государства. При этом к факторам окружающей среды, влияющим на социальное здоровье, относятся: культурные, образовательные, воспитательные, религиозные, социально-экономические, экологические, геополитические, медицинские и др. Анализ многочисленных выступлений и дискуссий участников 16-й международной научно-практической Конгресс-конференции позволяет придти к выводу, что процесс воспитания, образования и оздоровления российской молодежи приходится сегодня осуществлять в непростых условиях ухудшающейся экологии,  низкой физической активности  студенчества, физкультурной безграмотности большинства населения страны, кризиса российской семьи. Как следствие всех этих разрушительных социальных процессов в российском обществе сегодня нарастает бытовая агрессивность, политический экстремизм, межэтническая и межконфессиональная напряженность, отмечаются вспышки асоциального  поведения среди маргинальной части городской молодёжи, привыкшей в эпоху либерализма к нерегулируемой свободе, вседозволенности и политической безответственности. По мнению ряда учёных, 2020 год – начало смены цивилизационной парадигмы и это, наш взгляд, неизбежно. Однако следует заметить, что Россия к такому повороту событий сегодня явно не готова: при недостаточном уровне исторического самосознания и политической незрелости российских граждан, когда методы обеспечения роста индивидуального и общественного сознания развиваются медленно и односторонне, когда до сих пор не определено общественно значимое соотношение «гуманизма» и «насилия», что позволило бы повысить устойчивость российской цивилизации.

  Размышляя о дальнейших путях формирования, сохранения, укрепления и коррекции здоровья учащейся и студенческой молодёжи, участники Конгресс-конференции не могли не коснуться проблемы дошкольного воспитания, ибо в ряде регионов страны наметилась опасная тенденция сокращения ставок специалистов по физической культуре в дошкольных учреждениях, что не может не отразиться негативно на качестве физкультурно-оздоровительной работы и, в конце концов, приведёт к снижению уровня здоровья дошкольников. Специалисты знают, что ребёнок здоров настолько, насколько он гармонично развит (И.М.Воронцов). Научно доказано, что развитие и здоровье ребенка – это управляемый процесс, поэтому уже с раннего детства необходимо формировать и развивать здоровье ребёнка. И здесь велика роль не только физических упражнений, но и, прежде всего, роль, (причём ведущая),  здоровой, полноценной, традиционной семьи, ибо для успешного развития ребёнка, в том числе и для выращивания спортивного таланта, важно, чтобы в процессе развития - созревания детского организма, в жизни ребёнка-подростка «работали» одновременно четыре эссенциальных (незаменимых) фактора его развития: родительское внимание, любовь и ласка; стимуляция физической нагрузки, сбалансированное  здоровое питание и комфортная социальная среда.

В выступлениях участников конференции неоднократно звучала мысль о важности, для здоровья детей,  формирования «культуры здоровья» и «здорового образа жизни» уже с раннего детства (2-5 лет), чтобы ребёнок понимал внутреннюю картину собственного здоровья (болезни), а это, в свою очередь, зависит от характера и психологии самого ребёнка, от уровня его мышления и интеллекта, особенностей его физиологического состояния, от «умной» физкультуры и благоприятного социума. При формировании у дошкольников «культуры здоровья» очень важно сформировать, уже в этом возрасте, мотивацию у детей на «здоровый образ жизни». И здесь важную роль играет правильное воспитание -  положительный пример спортивных родителей, сведение к минимуму, при развитии подростка, числа патологических (сбивающих) факторов. Однако, как отмечают участники конференции, пока ещё не удалось переломить негативную ситуацию в российских семьях, когда многие родители демонстрируют скорее безответственное отношение к охране и укреплению здоровья собственных детей, нежели понимание приоритетной роли физической культуры,  здорового образа жизни, закаливания, здорового питания, правильного воспитания в формировании здоровья ребёнка-подростка. Родительская любовь, психологическая поддержка ребёнка, позитивная, благожелательная атмосфера, окружающая ребёнка в полноценной здоровой семье, даёт ребёнку ощущение стабильности и защищённости, что положительно влияет на его эмоциональное развитие, формируя у ребёнка, в последующем, эмоциональный интеллект, то есть умение доброжелательно, конструктивно общаться с окружающими, сохраняя при этом социальный оптимизм.

 Участники конференции отмечают большое практическое значение всех заслушанных докладов на тему дошкольного воспитания и образования и выражают одобрение деятельности сотрудников Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) и Волгоградской государственной академии физической культуры за постоянно проводимую ими работу по руководству и координации научных исследований по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

   Поскольку всё начинается с детства, то при обсуждении проблемы здоровья нашего студенчества, заинтересованный разговор участников 16-й Международной научно-практической Конгресс-конференции «Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма»  не мог не коснуться здоровья российских школьников, а точнее их нездоровья. Специалистам известно, что в настоящее время лишь 10-12% выпускников общеобразовательных учебных заведений страны являются практически здоровыми, а у остальной части выпускников школ отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья, а потом они приходят в российские  вузы. Однако,  по оценкам специалистов, имеют место от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье  российских детей и подростков, связано именно со школой (школьные факторы риска). Не секрет, что в силу интенсификации учебного процесса сегодня наших детей буквально «заматывают» в современной школе, перегружая их ненужной информацией, а действующие, «стандарты обучения», далеко не всегда учитывают физиологическую и психологическую готовность школьников к восприятию этих стандартов. То есть, зачастую, в условиях стрессовой педагогической практики  в современной школе имеет место быть несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников (школьный фактор риска). В процессе такого, с позволения сказать, «обучения» растущий молодой  организм испытывает серьёзное нервно-психическое перенапряжение, которое приводит к снижению иммунитета и сопротивляемости, к формированию у школьников «комплекса неполноценности», «сломать» который в дальнейшем довольно непросто даже опытному, умному педагогу.

   Не добавляет здоровья нашим детям и такие школьные факторы риска, как  несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, и функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, и откровенные провалы в существующей системе школьного физического воспитания, а именно: низкое качество школьного урока физического воспитания, слабая оснащенность занятий современным спортивным инвентарём, мячами и оборудованием; однообразие и монотонность физкультурно-спортивных занятий, не учитывающих интересы и мотивацию детей и подростков; отсутствие системного и индивидуального подхода к занимающимся со стороны преподавателя физического воспитания, не умеющего точно определить «биологический возраст» подростка, а,  значит,  и  дать занимающемуся физическими упражнениями, тренировочную нагрузку, адекватную  его возрасту; неумение преподавателя физвоспитания на практике использовать инновационные технологии оздоровительно-развивающей  направленности,  неудачно составленное расписание физкультурно-спортивных занятий, неоправданно большие, по количеству занимающихся физической культурой, учебные группы;  закрытая на ремонт раздевалка, месяцами неработающий душ  и т.д. Объективности ради, необходимо здесь ещё раз упомянуть о массовой физкультурной безграмотности и безответственности самих родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья собственных детей.

Недооценка, а зачастую и откровенное непонимание родителями решающей роли физической культуры в формировании и укреплении здоровья детей и подростков, несовершенство российской системы школьного образования, вкупе с ухудшающейся экологией городов  и  малоподвижным образом жизни большинства населения страны,  вкупе с пробелами в нашем  спортивном законодательстве, приводит, в итоге, сегодня к тому, что 30% допризывной российской молодёжи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе, и в части выполнения допризывниками стандартных нормативов физической подготовленности. Именно поэтому, по данным Минздрава, из 13,6 млн российских школьников только 20% сегодня практически здоровы (I группа здоровья), а 30% имеют те или иные хронические заболевания (III группа здоровья) и ещё у 50% школьников выявлены морфофункциональные отклонения и нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья). Неудивительно, что по официальным данным в 2012 году первый спортивный разряд выполнили только 3% российских призывников. Причём масса тела у большинства российских призывников сегодня ниже возрастной нормы (по центильным таблицам) на 8-10 кг! И всё-таки, основную причину нездоровья наших школьников, да и российского студенчества спортивные учёные ЮФО видят в несовершенстве организации и материального обеспечения всем необходимым учебного процесса физического воспитания в наших образовательных учреждениях, в его заформализованности,  когда не учитываются мотивы и интересы занимающихся, отсутствует системный и индивидуальный подход к ним со стороны тренера-преподавателя, нет должного врачебно-педагогического сопровождения учебных занятий по физвоспитанию. Однако, самая главная проблема российской системы физического воспитания сегодня заключается в отсутствии у большинства наших преподавателей  физвоспитания практических умений, навыков и современных знаний об особенностях рациональной методики физической подготовки, реабилитации  и коррекции физического развития детей, подростков, студентов  с ослабленным здоровьем, которых сегодня и в школе, и в российских вузах предостаточно. Сегодня, эта категория ослабленных здоровьем детей, подростков и российской молодёжи (60-90% по регионам России) особенно нуждается в «умной» физкультуре, но они её, практически, лишены, поскольку наши отечественные преподаватели физвоспитания и в школе, и в вузе, в лучшем случае, научены тренировать здоровых и  слабо владеют или не владеют, на уровне практических навыков, здоровьеформирующими  и  здоровьесберегающими инновационными  технологиями, которые бы позволяли методически грамотному преподавателю физического воспитания, при срыве  механизмов адаптации, с помощью «умной физкультуры», переводить развивающийся  организм детей – подростков, студенческой  молодёжи  с ослабленным  здоровьем из  преморбидного состояния в донозологическое, а затем возвращать организм в состояние физиологической нормы, когда гомеостаз поддерживается при минимальном напряжении регуляторных систем и школьник (студент), при этом,  чувствует себя уже совершенно здоровым и бодрым.

     На конференции состоялся  разговор и о проекте Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК) – программная основа физвоспитания на территории Российской Федерации с 1 сентября 2014 года (аналог Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР»). По итогам обсуждения данного проекта «ВФСК» коллективное мнение участников конференции таково – в нашем физкультурно-оздоровительном комплексе слабо отражён «спортивный принцип» и прослеживается явная тенденция к снижению (занижению) нормативных требований, по сравнению с 80-ми годами ХХ века. По-видимому, авторы проекта комплекса «ВФСК», при этом изначально, исходили из среднестатистического уровня физического развития и физической подготовленности современных российских детей и подростков, который сегодня оставляет желать лучшего. Однако, если думать о будущем, то в основу нового комплекса, по нашему мнению, должен быть ,  изначально, «заложен»  будущий,  реальный  облик гражданина-защитника Веры,  Отечества и государства, способного не только к трудовой деятельности, но и реально выстоять, а, главное,  победить в непосредственном, физическом контакте - вооруженном противостоянии с потенциальным противником. И вот тогда всё становится на свои места в плане, всё-таки,  повышения в новом комплексе нормативных требований к скоростно-силовым качествам, быстроте и, особенно, к физическому качеству «выносливость». Считаем, что такая разумная корректировка нормативной базы проекта «ВФСК» просто необходима, особенно в таком важном для государства возрастном диапазоне, как 18-25 лет.

   В этом возрасте юноше трудно, наверное, быть этим самым надёжным защитником Отечества, имея в своем активе более, чем скромные, а точнее посредственные  спортивные результаты: в беге на 100 м – 14,3 сек., 3 км – 13,30, прыгая в длину - 4,20 м и, метая «гранату» – 35 м (серебряный значок ГТО). Считаю, опираясь на свой профессиональный и жизненный опыт, что в возрасте 18-25 лет молодой человек, чтобы успешно сдать нормативы физической подготовленности на серебряный значок ГТО должен показывать следующие спортивные результаты: бег 100 м – 12,7-13,0 сек, бег 3 км –11,45 - 12,10  мин, прыжок в длину с места – 2,35 - 2, 45 м, прыжок в длину с разбега – 4,80 - 5 м, метание гранаты –40- 45 м и т.д. Вот тогда это и будет настоящий защитник Отечества!

   В соответствии с существующим проектом, в новом комплексе («ВФСК») необходимо также усилить его военно-прикладную направленность, то есть, дополнительно включить в программу  испытаний: знание материальной части автомата (сборка-разборка оружия на время), знание топографии, бег по пересечённой местности с автоматом, метание гранаты из различных положений, оказание первой неотложной медицинской помощи и т.д. Что же касается людей в возрасте 40 лет и старше, то для оценки уровня их физической подготовленности вместо бега на 2 и 3 км (на результат) в новый физкультурно-спортивный комплекс, желательно включить более щадящий, с физиологической точки зрения, полуторамильный тест Купера (бодрая ходьба, без отдышки, на дистанцию 2400 м) с обязательной оценкой результатов теста: низкий уровень, средний, высокий. То есть, в этом зрелом возрасте было бы справедливо «приглушить» спортивную составляющую нашего комплекса, сделав здесь акцент на оздоровительном моменте.

    Президент РФ Путин в своём Послании Федеральному Собранию РФ от 13.12.2012 года, а фактически, обращаясь ко всему народу, сказал: «Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше, и мы должны быть лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве». 

    По мнению участников Конгресс-конференции,  чтобы изменить к лучшему ситуацию со здоровьем российских школьников и студенческой молодёжи необходим системный, комплексный, заинтересованный подход всех сообща – государства, спортивных функционеров, специалистов физической культуры, тренеров, врачей, спортивных учёных, СМИ, Русской православной Церкви (РПЦ), армии, школы,  вузов, то есть, всего российского общества в создании физически активной окружающей среды, отвечающей потребностям всего населения страны, принципам непрерывного развития и физического совершенствования молодёжи, в создании в российских школах и вузах оптимальных условий для формирования ценностного отношения у детей и подростков, у студенческой молодёжи к своему здоровью, в отношении приоритетной роли физической культуры, закаливания, «здорового образа жизни» («ЗОЖ»), физкультурного образования  - в сохранении и укреплении собственного здоровья, за счёт расширения индивидуальных знаний о человеческом организме и его возможностях, о влиянии физических упражнений на организм человека, о восстановлении и утомлении, о сбалансированном, здоровом питании, гигиене тела и психики человека, о современных средствах и методах спортивной подготовки и развитии физических качеств, об особенностях методики физической подготовки и коррекции физического развития детей с ослабленным здоровьем. Как с помощью «умной» физкультуры, здорового образа жизни ( ЗОЖ)  повысить иммунитет и сопротивляемость развивающегося (растущего)  детско- юношеского  организма к различным инфекциям, особенно сегодня, когда эра антибиотиков заканчивается, в связи с формированием лекарственной устойчивости у населения к основным антибиотикам. То есть, в нашем случае, речь идёт о глобальном просвещении – физкультурном образовании российской молодежи и всего  общества, с целью стимулирования  устойчивого интереса у нашей молодёжи  к здоровому образу жизни, помочь им найти свою форму физической активности и спорта. В связи с этим,  коллективный Разум участников Конгресс-конференции обращается в Минобрнауки РФ (министр Д.В.Ливанов) и Министерство спорта РФ (министр В.Л.Мутко) с просьбой – инициировать написание и выход в свет «Букваря здоровья» для юных граждан России и их родителей, где бы были отражены в полной мере все выше перечисленные нами актуальные темы знаний и умений в сфере физической культуры, здорового образа жизни,  причём,  в доступной для детей  и подростков форме и стилистике.

   В ближайшем будущем Россия должна стать страной здоровых людей, причем здоровых и нравственно, и физически - за счет переориентации массового сознания  и поведения  российского общества в рамках  идеологии  здорового образа жизни с опорой граждан на традиционные для россиян жизненные ценности. А для этого, считают участники Конгресс-конференции, необходимо расширить перечень оценочных критериев эффективности работы отрасли «физическая культура и спорт», по которым региональные  Министерства спорта  отчитываются «наверх» перед  Министерством спорта РФ, включив,  к двум  отчётным показателям развития физической культуры и спорта в регионе, а именно: число (прирост) спортсооружений в регионе и удельный вес занимающихся физической культурой,   дополнительно,   ещё ряд объективных показателей эффективности работы отрасли, например: количество студенческих спортивных клубов (оздоровительных, по видам спорта); количество средств, выделяемых на развитие массового спорта из местного бюджета, из внебюджетных источников (частный капитал), и, отдельно, финансирование спорта высших достижений в регионе; а ещё, было бы неплохо (для получения объективной картины социального здоровья)  включить в этот перечень критериев эффективности  работы отрасли «физическая культура»:

- число детей школьного возраста, вовлечённых в занятия спортом;

- число студентов, занимающихся спортом;

- число профессиональных тренеров и специалистов, работающих в отрасли;

-  число научных сотрудников, работающих в отрасли;

- число студентов, отнесённых к специальному отделению (то есть, студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья);

- число учащихся и студентов, освобождённых от занятий физической культурой и спортом (прирост);

- уровень физической подготовленности и развития различных категорий и групп населения (мониторинг);

- состояние здоровья населения (количество больных);

- количество завоёванных золотых (серебряных, бронзовых) медалей на чемпионатах мира и Европы, в том числе, по Олимпийским видам спорта и т.д.;

- число допризывников, годных по состоянию здоровья и физической подготовленности к службе в Вооружённых силах РФ и т.д.

   Расширение (в ежегодных годовых государственных отчётах) перечня оценочных критериев эффективности работы отрасли «физическая культура», несомненно, повысит заинтересованность региональных Министерств спорта в результатах своей практической деятельности и будет способствовать дальнейшему развитию физической культуры и спорта в стране.

   Аккумулируя профессиональный опыт работы преподавателей физвоспитания, работающих в учебных заведениях всех уровней и типов ЮФО с учащимися и студенческой молодёжью, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, участники  Конгресс-конференции считают, что для данной категории лиц наиболее выраженное оздоровительно-развивающее воздействие оказывают «комплексные уроки» физической культуры, включающие в себя дозированную ходьбу и бег, общеразвивающие упражнения (ОРУ), гимнастические упражнения, спортивные и подвижные игры.

Важнейшей социальной задачей для  лиц с ослабленным здоровьем, по мнению проф. В.П.Лукьяненко (СГУ, г.Ставрополь), является их оздоровление, повышение роли профилактических мероприятий, направленных на предупреждение болезней. Значительная роль в этом процессе принадлежит ежегодной диспансеризации учащейся и студенческой молодёжи, здоровому образу жизни, разумной двигательной активности («школа движения»), применению в занятиях по физической культуре, с данным контингентом, специальных корригирующих и реабилитационных упражнений (где-то 40%), и главная роль здесь должна принадлежать инновационным технологиям оздоровительно-разивающей направленности,  физкультурному образованию личности в рамках реализации учебной программы вуза по физической культуре.

   А для этого, в процессе организации НИР  и научно-методической работы в вузах ЮФО необходимо сосредоточить внимание преподавателей, учёных вузов на разработке качественной продукции по учебно-методическому обеспечению образовательной направленности учебных занятий по физической культуре, как важнейшего элемента учебно-методических комплексов (УМК) по этой дисциплине. Для повышения качества публикуемых материалов организовать на должном уровне работу комиссии по присвоению учебным изданиям грифа Научно-методического совета по физической культуре ЮФО (пред., проф. Ю.И.Евсеев).

   Участники  Конгресс-конференции считают необходимым, в данной непростой ситуации со здоровьем учащейся и студенческой молодёжи, усилить врачебно-педагогический контроль – сопровождение (совместно - врача и педагога) занятий  по физической культуре  с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, ибо сегодня данный контроль оставляет желать лучшего! А для этого, считают доц., к.с.н.  Любецкий Н.П. (ДГТУ, г. Ростов н/Д) и  проф., д.м.н. Харламов Е.В. (РГМИ, г. Ростов н/Д) необходимо ежегодно проводить обязательную диспансеризацию студентов,  ввести в штатное расписание университетов страны должность спортивного врача для обеспечения врачебного контроля (мониторинга) за здоровьем и физическим состоянием студентов, занимающихся в вузовских секциях по видам спорта и, непосредственно, на учебных занятиях по физвоспитанию  в учебных отделениях (спортивного совершенствования, подготовительном и специальном). Кроме того, на базе ведущих медицинских университетов страны было бы неплохо организовать подготовку (переподготовку) вузовских преподавателей физвоспитания с тем, чтобы они на уровне практических навыков овладели современными средствами и методами коррегирующей гимнастики и лечебной физкультуры при различных патологических и пограничных состояниях организма студентов, отнесённых к специальному медицинскому отделению.

   В качестве положительного примера – из опыта работы на кафедре физвоспитания Южного российского государственного Новочеркасского технического университета (НПИ) со студентами спецмедотделения, где созданы определенные условия для занятий студентов, выделен специально оборудованный зал для групп ЛФК – плавательный бассейн, на кафедре физвоспитания имеется спортивный врач и квалифицированный преподавательский состав, который проводит занятия только со студентами спецмедотделения. Всё это даёт возможность при систематических занятиях более 30% студентов, имевших отклонения в состоянии здоровья, ежегодно переводить в основные отделения. Считаем, что данный положительный опыт, накопленный на кафедре физвоспитания ЮРГТУ (НПИ), следует распространить во всех университетах страны.

   Доцент кафедры «Здорового образа жизни» и ОБЖ Донского государственного технического университета , к.м.н. Зименко Вячеслав  Александрович  в своем выступлении  предложил ряд мер с целью улучшения здоровья российских студентов и профессорско- преподавательского состава:

- ввести в штатное расписание университетов страны должность санитарного врача - для осуществления постоянного производственного контроля за условиями труда и быта студентов и вузовских преподавателей. Данная мера,  по его мнению, будет чрезвычайно эффективна с учетом современных разрушающих тенденций,  набирающих сегодня силу в современном технократическом обществе потребления, и это: тотальная химизация пищи и эрзацпотребление, стрессы и дистрессы, зависимые состояния, экологические проблемы, тотальная фальсификация лекарственных средств, невосприимчивость человеческого организма к антибиотикам; кроме того, введение в вузах штатной единицы санитарного врача обусловлено негативными особенностями студенческого труда и быта, и это: длительная статическая нагрузка в позе «сидя», адинамия, нерациональное питание, зрительные и информационные перегрузки, скученность людей в помещениях, высокая сексуальная активность, ранние молодёжные дебюты и, одновременно,  нерациональный режим труда и  отдыха ( сна), профессиональные вредности ВУЗа;

- ввести, целенаправленно, обязательную переподготовку всего профессорско-преподавательского состава российских вузов  (независимо от профиля образовательного учреждения и специальности преподавателя) по программам здорового образа жизни («ЗОЖ»)  и физкультурной образованности;

-  ввести для студентов сокращенный курс лекций по здоровому образу жизни и физкультурному образованию (междисциплинарный модуль) с тем, чтобы студенты осознанно  понимали внутреннюю картину собственного здоровья  и пути его формирования, сохранения, укрепления и коррекции.

    И ещё: не секрет, что в российских вузах мы готовим будущую элиту страны, но парадокс сегодня заключается в том, что вузовский преподаватель физвоспитания, активно участвующий в процессе воспитания и формирования здоровой, гармоничной личности – Гражданина, официально получает сегодня смешную зарплату – 6-7 тыс. рублей! В итоге, средний возраст преподавателей на кафедрах физвоспитания в российских вузах – 40-50 лет (по регионам), поскольку талантливая спортивная молодёжь не особо рвётся работать в вузе на кафедре физвоспитания за такую низкую зарплату. Если мы действительно хотим изменить ситуацию со здоровьем студенческой молодёжи, то преподаватель физвоспитания в вузе должен за свой нелёгкий труд получать от 15-18 тыс. руб. в месяц, не меньше!

   Чтобы качественно улучшить работу вузовской кафедры воспитания со студентами, необходимо изменить и существующую систему показателей (отчётности) работы кафедры физвоспитания по учебной и спортивной работе, дополнив их следующими интегральными показателями:

- число студентов, систематически занимающихся спортом;

- число преподавателей вузовской кафедры физвоспитания, ведущих секционную работу в вузе по видам спорта;

- количество студентов спецмедотделения, перешедших по итогам года в основные отделения (подготовительное, спортивного совершенствования);

- уровень физического развития и физической подготовленности студентов (мониторинг);

- число студентов-допризывников годных по состоянию здоровья и физической подготовленности к службе в вооруженных силах РФ;

- количество студентов-спортсменов, выполнивших (в течение года) разрядные нормы и требования в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией, куда включены виды спорта, входящие не только в программу Олимпийских игр и т.д.

   Кроме этого, участники Конгресс-конференции обращаются в Научно-Методический совет (НМС) по физической культуре при Министерстве образования и науки РФ с просьбой разработать содержание учебной программы по физической культуре, в том числе, для студентов, отнесённых к специально-медицинской группе и Положение о регламентации их функционирования.

Успешной реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни среди студенческой молодёжи России и формированию в молодёжной среде потребности вести здоровый образ жизни («ЗОЖ»), во многом, будет способствовать возрождение студенческого массового спорта, где студенческим спортклубам, как общественным объединениям, по мнению Президента РФ В.Путина, принадлежит главенствующая роль.

   Именно с этой целью, в настоящее время, при поддержке Президента В.Путина в России создаётся новая спортивная студенческая структура – «Ассоциация спортивных студенческих клубов» (АССК). Идут переговоры с целью выстроить уставную деятельность новой Ассоциации с учётом требований нового Федерального закона от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

   Во многих высших учебных заведениях страны студенческие спортклубы уже созданы с разными организационно-правовыми формами юридического образования – где-то, как структурные единицы вузов, а где-то, как некоммерческие организации.

   Вместе с тем, есть устойчивое, причём прямо противоположное мнение ряда заведующих кафедрами физвоспитания российских вузов, что студенческий спортклуб должен быть структурным подразделением вузовской кафедры физвоспитания и подчиняться заведующему кафедрой физвоспитания вуза. Так считают: к.п.н., доц.  Денисов Е.А (РГЭУ «РИНХ», г.Ростов н/Д), доц. Литвинов В.А. (РГСУ, г.Ростов н/Д), проф., д.м.н., зав. кафедрой ФК, ЛФК и СМ Харламов Е.В. (РГМУ, г. Ростов н/Д), проф., д.п.н. Сущенко В.П. (СПБ ГПУ, г. Санкт-Петербург). Но в этом случае, тогда необходимо предусмотреть в действующем Законодательстве РФ следующие обязанности ректоров вузов:

- предоставлять спортивную базу вузов студенческим спортклубам для проведения спортивно-массовой и секционной работы во внеурочное время (в советское время такой опыт уже имел место быть).

- вводить в штатное расписание спортклубов ставки тренеров-преподавателей (от 6-8 ставок) по традиционно сильным видам спорта в данном вузе, причём эти ставки закрепляются за спортклубом приказом ректора вуза.

Все вышеназванные позиции  можно реализовать только в случае, если спортклуб создается как структурное подразделение вуза, без права самостоятельно юридического лица, но тогда в действующем Законодательстве РФ должно быть предусмотрено обязательное финансирование спортивно-массовой и секционной работы непосредственно из бюджета или внебюджетных средств данного вуза.

   Если же государство хочет отойти от бюджетного финансирования студенческого спорта и предоставить большую финансово-экономическую самостоятельность студенческому спортклубу, но под идеологическим контролем вузовской кафедры физвоспитания, то тогда есть другой вариант организационно-правовой формы, в которой может функционировать студенческий спортклуб,  это когда спортклуб создаётся при вузе, но является филиалом этого учебного заведения с правом открытия расчётного счёта в банке по доверенности.  И, наконец,  третий  (наиболее предпочтительный)  вариант, когда студенческий спортклуб может быть создан при учебном заведении, как самостоятельное юридическое лицо -  в этом случае председатель спортклуба имеет большую финансово-экономическую самостоятельность, что позволит в значительной  мере активизировать студенческий спорт и в данном вузе, и в стране.

   По итогам широкого обсуждения данной проблемы, участники Всероссийского семинара пришли к мысли, что все три  вышеназванные организационно-правовые   формы, в которых может функционировать студенческий спортклуб, должны завтра пройти апробацию жизнью (в течение года) в российских вузах, в различных регионах страны и, по итогам годичного эксперимента, уже тогда принять к руководству лучший вариант функционирования студенческого спортклуба в современных социально-экономических условиях.  Кроме того, в выступлении декана факультета физвоспитания Донского государственного технического университета профессора Князева А.А. прозвучала важная мысль, что студенческие спортклубы создаются сегодня государством не столько ради спорта высших достижений, сколько ради массового привлечения российского студенчества к физической культуре, здоровому образу жизни с тем, чтобы отвлечь нашу молодёжь от пагубных, вредных привычек, причём студенческий спорт, при этом, должен быть всё-таки вторичен, а вот учёба в вузе должна быть приоритетна! И это, все специалисты ФК и С, работающие в вузах, должны чётко сегодня осознавать! Хотя, если молодой человек необычайно двигательно одарен, то путь в большой спорт такому студенту не заказан!   И ещё, доц. Литвинов В.А. (РГСУ, зав. каф. ФВ, г.Ростов н/Д) считает,  что, в связи с введением в вузовскую практику 3-го образовательного стандарта по физической культуре возникла настоятельная потребность обновить ныне действующую, но явно устаревшую вузовскую инструкцию (принята в 1994 году), определяющую и до сих пор работу кафедр физвоспитания в вузе. Причём, в обновлённом варианте инструкции необходимо предусмотреть:

- оптимальный численный состав учебных групп основного отделения, где-то 15-17 человек и спецмедотделения 10-12 человек (сейчас учебные группы насчитывают до 25-30 чел.);

- чётко указать количество учебных часов, выделяемых на работу отделения «спортивного совершенствования» по видам спорта;

- предусмотреть (один раз в пять лет) экипировку, то есть государственное обеспечение вузовских преподавателей физвоспитания спортивной формой и обувью (рабочая спецодежда).

   Известный ученый, доктор педагогических наук, профессор Ромаева Н.Б. (Ставрополь)   обратила внимание     участников Всероссийского семинара  «Актуальные вопросы развития физической культуры и студенческого спорта»,  что общая профессиональная культура тренера – преподавателя вуза, его педагогическая компетентность не всегда сегодня соответствует современным требованиям. За последние годы появилось множество концепций построения тренировочных циклов. Умение выбрать «работающую» модель  требует от преподавателя вузовского спорта обширных знаний в области смежных наук, вплотную сопряженных с медициной, - кинезиологии (физиология движений), биохимии, биомеханики, психологии, спортивной физиологии, спортивной медицины, врачебного контроля, спортивного питания и лечебной физкультуры. Без понимания биохимических процессов, протекающих в организме спортсмена, тренер не оценит срочные и кумулятивные изменения в его организме, происходящие под воздействием спортивных тренировок, что может привести к падению  спортивных результатов.  «Дружба» с биохимией окажет неоценимую помощь тренеру  при составлении грамотного рациона питания, даст возможность разбираться в огромном рынке спортивного питания и биологических добавок. Современный тренер обязан быть хорошим психологом, разбираться как в «общечеловеческой» психологии, так и в психологии спортивной, помогающей сосредоточиться, преодолеть предстартовое волнение, не «перегореть» ,  ещё до  соревнований.  Работая в контакте со спортивными врачами, тренер должен умело находить оптимальную форму совместного повышения работоспособности спортсменов, профилактики и восстановительного лечения при травмах и заболеваниях, которые неизбежны в большом спорте.  Сегодня трудно представить современного тренера успешным, если он не имеет высшего специального образования, не интересуется отечественными и зарубежными новинками спортивной и учебно-методической  литературы или работает в отрыве от персонального компьютера. Однако,  в современных реалиях нашей непростой и противоречивой жизни следует с горечью признать, что новая генерация молодых преподавателей физического воспитания и спортивных тренеров мало сегодня читают, особенно, учебно-методическую литературу по специальности, не владеют в должной мере ораторским искусством, не умеют цивилизованно вести публичную дискуссию, не обладают широтой и глубиной  взглядов, самостоятельным, системным мышлением, не занимают в жизни активную гражданскую  позицию,  в силу несформированности исторического самосознания или равнодушия. 

    Поэтому, при переподготовке преподавателей физической культуры спортивные институты и университеты должны концентрировать внимание и на таких аспектах физической культуры, как ораторское искусство, деловые игры, планирование и администрирование, ибо современное, быстро меняющееся  глобализированное   общество - это общество организаций. От современного педагога требуется и широкий набор компетенций, в том числе, практические умения и навыки владения здоровьеформирующими и здоровьесберегающими инновационными технологиями. 

   По мнению профессора, д.п.н. В.П. Лукьяненко и доцента к.с.н. Н.П.Любецкого, еще мало внимания вузовскими преподавателями физвоспитания  уделяется на занятиях  физкультурному образованию личности. Хотя очевидно, что здоровому образу жизни и умению быть здоровым необходимо сегодня обучать наших студентов.  Физическую культуру невозможно формировать без интеллектуального и воспитательного компонента. Но это должны делать увлеченные люди – профессионалы, любящие  Россию. Поэтому девиз специалистов физической культуры сегодня должен быть: «От физического воспитания через  физкультурное образование, здоровый образ жизни  к гармоничной, целостной  личности – Гражданину», способной не только предвидеть, но и адекватно отвечать на современные угрозы-вызовы XXI века.

И здесь следует заметить, что  каждый вузовский преподаватель физвоспитания   сегодня должен работать со студенческой молодежью с патриотических,  государственных позиций. По мнению ученых, массовости студенческого спорта будет также способствовать разработка учебных программ по физической культуре по уровням образования, учитывающим индивидуальные способности и состояние  здоровья студентов, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом; создание в российских  вузах,  юридически независимых и финансово самостоятельных студенческих спортивных  клубов, организация ежегодного всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы в вузах. 

 Российские вузы, по мнению Президента РФ В.В. Путина,  должны стать центрами качественной  подготовки будущей национальной элиты страны, где «воспитывают личность.  Граждан страны,  впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».

__________________________

© Любецкий Николай Петрович 

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum