|
|
|
Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. Абу-ль-Фарадж Аль-Исфани
Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего… В.А.Сухомлинский
Девять лет назад я побывал в служебной командировке в столице США – Вашингтоне как участник международного форума по проблемам толерантности. В течение 8 дней участники конференции обсуждали глобальные проблемы воспитания подрастающего поколения и делились опытом формирования межэтнической и межконфессиональной культуры общения. Работали мы в конгресс-отеле «Шератон» с 9:00 до 21:00 (разумеется, с перерывами на обед, ужин и брейк-кофе), страшно уставали и практически из отеля никуда не выходили. Лишь в воскресный день нам была предоставлена возможность свободного времяпрепровождения, и я полностью посвятил его посещениям музеев. Благо, в самом центре Вашингтона, на громадной площади у Капитолия, сосредоточены 6 уникальных государственных музеев – искусства инков, космонавтики, изобразительных искусств, естественной истории и др. Именно эти четыре я успел за день посетить. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что в этих гигантских по площадям и числу экспонатов музеях полным-полно детей школьного возраста. Причем не с учителями и воспитателями, а пришедших в музеи самостоятельно, по личной инициативе. Объясняется это просто: в США для всех детей школьного возраста вход в государственные музеи – бесплатный. Дети часами бродят по музеям, слушают экскурсоводов (присоединившись к любой группе), знакомятся с экспонатами, рассказывающими о природе страны, ее культуре, ее истории, и их не тянет в подворотни жилых домов знакомиться с наркотиками, приемами «вольной борьбы» и с ненормативной лексикой. А в России?! Как профессор педагогики я, естественно, знаком с различными приемами арттерапии, иппотерапии, канистерапии, ароматерапии, фитотерапии. Мало того, многие из них я внедрял в практику ростовских средних школ, в которых работал по совместительству (например, в Ростовском областном центре образования неслышащих учащихся). Но то, что я увидел в Вашингтонском музее изобразительных искусств, потрясло меня. В штате этого музея параллельно с экскурсоводами работают педагоги – специалисты по арттерапии. Если в музей подходит группа дошколят с воспитателями, класс школьников с учителем, то музейные педагоги (а их –не менее 10! ) проводят сеансы арттерапии по заявкам руководителей групп. Для индивидуальных посетителей музейные педагоги сами организовывают группу из 5-7 человек и начинают общение, а к ним потом присоединяются 15-20 «вольношатающихся» подростков. В течение полутора часов, обходя залы пейзажной, портретной, авангардистской живописи, я насчитал 9 групп, с которыми проводились сеансы арттерапии. В каждом из залов (в музее – идеальная чистота, полы покрыты ковролином) дети свободно располагаются на полу вокруг музейного педагога: кто-то лежит, кто-то сидит как в одиночку, так и «состыковавшийся» спинами друг с другом: сеанс идет ведь не меньше часа! Вначале педагог дает общую информацию о представленных в зале шедеврах живописи и графики, а потом просит детей внимательно изучить картины и выявить ошибки и просчеты художников (известнейших в мире художников!!!). И дети находят их, ведь дети более наблюдательны, чем взрослые! Например, несоответствие выражения глаз героя картины и изображенной обстановки; неверный угол падения тени от здания или деревьев; несовпадение пород деревьев и кустарников по географической зоне и др. Дети могут также высказывать пожелания: как можно было бы изменить сюжет или композицию картины к лучшему и т.п. Все высказанные детьми пожелания и ошибки в картине, естественно, комментируются педагогом музея. Мало того, каждый ребенок слышит похвалу в свой адрес, добрые напутствия, что способствует его социальной адаптации и самоутверждению в жизни не бахвальством и нецензурной бранью, а позитивной поддержкой нейтрального человека, профессионала, музейного работника. Так идет весьма эффективный, опосредованный процесс воспитания свободной, социально адаптированной, творческой, гуманной личности, процесс формирования культуры молодого поколения. А как же в России? Задачи обучения и воспитания мы ставим те же, и они четко сформулированы в концепции воспитания, разработанной и опубликованной профессором Ростовского педагогического университета Е.В. Бондаревской еще в 1991 году. То было время открытых педагогических дискуссий и веры в обновление российской школы. И это ярче всего проявлялось в среднестатистическом городе России – Таганроге. В мировой педагогической практике существует такой феномен, как Ассоциация воспитывающих городов. Центр ее размещается в Гетеборге (Швеция). От России в начале 1990-х гг. в Ассоциацию были приняты Норильск, Ухта, Нефтеюганск – города больше богатые финансами, чем культурными традициями (что дает повод для иронии). Но есть в России город, который формально не принят в Ассоциацию воспитывающих городов, но сделал в этом направлении больше всех городов России. Это – Таганрог. Трудно найти учебник по русской истории или культуре, где не упоминался бы Таганрог – город-крепость, город-купец, город крупной промышленности, город особой культуры, которая видится прежде всего в его многонациональности. Здесь ярко проявились веротерпимость, культурная автономия меньшинств, образцовые деловые отношения – яркое доказательство наших высоких нравственных отношений. Таганрог – первый в России город, построенный по заранее разработанному генеральному плану. Его богатая архитектурная пластика способствовала тому, что с 1981 года город получил статус Государственного литературного и историко-архитектурного музея – заповедника. Таганрог дал миру самого интеллигентного писателя XX века – А.П.Чехова. Он дал творческую пищу не только знаменитым прозаикам и поэтам (А.Пушкину, К.Паустовскому, А.Жемчужникову, И.Василенко, Н.Щербине, В.Моложавенко, С.Званцеву и др.), но и художникам И.Айвазовскому, А.Куинджи, К. Савицкому. В Таганроге бывали композиторы С.Танеев и В.Сук, М.Мусоргский и С.Рахманинов. Здесь, на берегу моря, неоднократно отдыхал и обдумывал детали своих произведений П.Чайковский. Таганрогский театр им. Чехова – один из старейших в России. Только Таганрог и Петербург имели итальянскую оперу. Таганрогский краеведческий музей – первый на Юге России. Таганрогская консерватория открыта на 30 лет раньше, чем в Ростове-на-Дону. В городе была открыта первая в России классическая гимназия, а в структуре ТГПИ – первый в России факультет воспитательной работы, позднее преобразованный в духе времени в факультет социальной педагогики. В свете изложенного, вполне естественным представляется факт: по числу музеев, приходящихся на каждые 100 тысяч жителей, Таганрог занимает первое место в России, намного опередив по этому показателю не только Москву, но и культурную столицу России – Петербург. Немаловажно и то, что многие из таганрогских музеев уникальны. Например, музей градостроительства, музей циркового дрессировщика Дурова, мемориальный музей детского писателя Василенко, «Лавка Чеховых» и другие – единственные в России не только по своей сути, но и по характеру работы с населением. Достаточно вспомнить хотя бы 3 факта:
Теперь читатель не удивится, почему в начале 90-х годов, когда наше общество строило иллюзорные надежды на позитивные социальные перемены, в том числе и в системе образования, именно в Таганроге была разработана и опубликована концепция целостной системы гуманитарно-эстетического образования «Город как школа культуры». На первом этапе реализации этой концепции были предусмотрены следующие приоритеты: - формирование профильных школ; - использование регионального компонента в учебно-воспитательном процессе; - внедрение в учебный процесс авторских программ педагогов; - введение в учебный план факультатива «История города Таганрога»; - включение в школьный учебный план курса «Мировая художественная культура»; - интеграция различных видов художественно-эстетической деятельности учащихся и многие другие. Нами было сделано то, чего не имеют ни Москва, ни Петербург: разработаны и изданы следующие учебники для школ Таганрогского региона, отражающие запросы времени:
Но самое уникальное и самое главное – в городе начало формироваться интегрированное культурно-образовательное пространство, и часть школьных занятий стала проводиться в музеях города: - уроки литературы (отдельные темы) – в «Литературном музее А.П.Чехова» и в «Лавке Чеховых», в мемориальном музее И.Д.Василенко; - уроки экологии, истории, географии – в историко-краеведческом музее, в музее градостроительства; - уроки мировой художественной культуры и истории г.Таганрога – в музее Дурова и Художественном музее, хранящем более 3000 шедевров; - уроки труда (технологии) – в Политехническом музее местного университета. Проблем с проведением уроков в музеях не было: по специальному графику выделенные городским Управлением образования автобусы вывозили учащихся из школы в музей и обратно. Посещение музеев оплачивал ГорОНО. Наши наблюдения и специальные социологические исследования показали, что такие учебные занятия вызывали у школьников неподдельный интерес: возможность многое увидеть из того, чего нет в типовых учебниках, прочувствовать энергетику экспозиций и зданий – разве это скучно?! А при мемориальном музее детского писателя И.Д. Василенко было создано детское литературное объединение, работающее и поныне; своеобразным памятником той эпохи остался в нашем городе и уникальный детский театр «САД». Но все это – в прошлом… Настали новые времена. Никому теперь не нужны новации в образовании. Даже областное министерство образования возглавляет теперь дама с экономическим дипломом. В большинстве школ региональный компонент учебного плана сведен до нуля. Региональные учебники не переиздаются. Уроки в музеях не проводятся, хотя число музеев в Таганроге продолжает расти: в последние три года появился Военно-исторический музей, открыт Международный политехнический музей. В ближайшие два-три года откроют двери еще три музея: - Мемориальный музей Ф.Г.Раневской; - Музей Миус-фронта; - Мемориальный музей императора Александра I (первый мемориальный музей России, закрытый в 1920 году, в сохранившемся здании будет восстановлен). Остается только надеяться, что рано или поздно систему российского образования возглавит человек, понимающий, что настоящего патриота, Человека с большой буквы можно воспитать не в полевых строевых походах (что становится модным в последние годы – достаточно вспомнить гибель подростка в Зауралье на лагерных сборах), а через познание Малой Родины. И как не процитировать здесь стихи великого Пушкина: Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, Залог величия его.
Литература 1. Битинас Б.П. Процесс воспитания: Приобщение к ценностям. – М.,1994. 2. Бондаревская Е.В. Отечественная культурно-педагогическая традиция // Опыт разработки концепций воспитания. – Ростов н/Д, 1993. 3. Кукушин В.С. Учителю физики о воспитании. – Ростов н/Д, 1999 4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д, 2002. 5. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов н/Д, 2006. 6. Рябченко А.М., Кукушин В.С. Уникальному городу – уникальную систему воспитания // Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования (опыт г. Таганрога). Выпуск IV. – Таганрог, 1993. _________________________ Кукушин Вадим Сергеевич |
|