Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
Состоялось официальное открытие маршрута для транспортировки каспийской нефти через нефтепровод КТК
(№23 [77] 12.12.2001)
Еще одна бомба замедленного действия заложена под Черное море

На нефтяном терминале в поселке Южная Озереевка, расположенном неподалеку от Новороссийска, состоялась торжественная церемония официального открытия маршрута транспортировки каспийской нефти через нефтепровод Каспийского Трубопроводного консорциума (КТК). В качестве символа пуска КТК к терминалу в Южной Озереевке под загрузку каспийской нефтью прибыл танкер "Африкан Рубин". Отгрузка нефти на танкеры в тестовом режиме на нефтяном терминале КТК была начата 13 октября 2001г. За полтора месяца было загружено пять судов. Теперь, как заявлено, терминал приступает к работе в режиме нормальной эксплуатации. Вопреки сообщениям информационных агентств, торжественный пуск КТК прошел не совсем гладко. По сообщениям местных жителей, кораблю во время торжественной церемонии так и не удалось пришвартоваться к выносному причальному устройству.

Рассказывает Альберт Халезин, житель Новороссийска, представитель организации "Красный Крест", специально приехавший в Южную Озерееевку, чтобы присутствовать на церемонии открытия КТК:

- Большой корабль, порядка 150 тыс. тонн, несколько раз подходил к причальному устройству, однако его все время проносило мимо. Было заметно, что и для экипажа танкера, и для ребят с буксира, который оказывал помощь в швартовке, все это было сложно и неприятно. Видимо сказывается неопытность и экипажей, и лоцманской службы. На 16.30, когда я покидал Озереевку, судно так и не смогло приступить к закачке нефтью.

В церемонии открытия КТК должны были принять участие министры энергетики России и США И. Юсуфов и С. Абрахам. Посещение церемонии КТК называли главным мероприятием четырехдневного визита последнего в Россию. Однако "главные энергетики" России и США так и не прибыли в Новороссийск. Но и без них сегодня в Южной Озереевке наблюдалось присутствие большого количества VIP-персон. Среди них были министр национальной экономики Султаната Оман А. Маки, первый заместитель министра энергетики России И. Матлашов, заместитель премьер-министра Казахстана В. Школьник, посол США в России А. Вершбоу, помощник министра энергетики США В. Бэйли, председатель правления и главный исполнительный директор корпорации "Шеврон-Тексако" Д. О'Райлли, глава корпорации "Лукойл" В. Алекперов, Высокопоставленные лица от других компаний-акционеров КТК.

Итак, КТК окончательно запущен в действие. Сообщения об этом сопровождаются комментариями исключительно об экономическом аспекте этого проекта. И все умалчивают о том, что тем самым начат отсчет времени на уничтожение уникального в рекреационном и природном отношении черноморского побережья между Новороссийском и Анапой. Сейчас это один из самых чистых участков российского побережья, отличающийся уникальной биотой. Еще совсем недавно здесь, в том числе и там, где расположен нефтяной терминал, планировался к созданию биосферный заповедник "Утриш". В зоне прямого воздействия терминала КТК здесь расположены многочисленные здравницы, федеральный курорт Анапа. Даже при безаварийной перевалке нефти через терминал в Южной Озереевке загрязнение акватории моря будет очень серьезным и нынешнее состояние этого участка побережья и морских экосистем неизбежно изменится в худшую сторону. А в случае аварий, которые практически неизбежны, последствия будут катастрофическими, и в итоге Россия потеряет гораздо больше, чем она приобретет.

Люди, живущие здесь, знали об этом, и на протяжении нескольких лет происходило мощное противодействие реализации этого проекта со стороны населения Новороссийска, Анапы, прибрежных поселков, пострадавших от строительства КТК. Однако оно не привело к ожидаемому результату. КТК несмотря ни на что был пущен в действие. Заинтересованные в быстрой прибыли от КТК, российские власти предали интересы людей на всех уровнях. Они продавили положительное решение экологической экспертизы, убрав из состава экспертов, тех ученых, которые указывали на очевидные опасности при реализации этого проекта. Так и не был проведен в Новороссийске референдум по вопросу размещения терминала КТК, чего настойчиво добивалась общественность. Исход его был предрешен не в пользу КТК, и власти не стали рисковать. Решение суда, запретившего строительство КТК, так как оно грубо нарушало законы РФ, было отменено. Все, что мешало реализации "столь важного для экономики России" проекта, сметалось с пути.

Новороссийцы хорошо знают, что нефть и чистое море несовместимы. Перевалка нефти через расположенный в самом Новороссийске терминал Шесхарис, сопровождаемая авариями то на самом терминале, то на танкерах нанесла колоссальный ущерб акватории Цемесской бухты. Море здесь практически убито.

Теперь настал черед Южной Озереевки.

________________________

© Молодежное социально-экологическое объединение "Сарноль" г.Новороссийск
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum