Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Образование
Использование интернет-источников для обучения созданию видео-резюме в рамках курса делового общения на английском языке
(№9 [282] 05.08.2014)
Автор: Наталия Денисова
Наталия Денисова

  Развитие информационных технологий оказывает влияние практически на все сферы современной жизни. Значительным изменениям подвергаются процессы сбора, обработки, передачи и представления информации. Процесс делового общения невозможно сейчас представить без использования Интернета с его возможностями осуществления деловой переписки с помощью электронной почты, on-line консультаций, организации  видеоконференций. Одним из способов делового общения, получившим распространение благодаря Интернету, является предоставление видео-резюме  в процессе трудоустройства.

  Программа обучения  иноязычному деловому общению как в вузе, так и на специальных курсах предполагает включение в содержание обучения ситуаций, связанных с осуществлением профессионально-делового общения в процессе трудоустройства. Как правило, в качестве учебных рассматриваются лишь ситуации, связанные с написание резюме (или CV), сопроводительного письма и прохождение собеседования при приеме на работу непосредственно во время личной встречи с работодателем или представителями кадровых агенств. Некоторые учебники рассматривают также ситуации, связанные с прохождением собеседования по телефону. Однако, с нашей точки зрения, все более актуальным становится знакомство студентов с современными способами предоставления информации о себе в форме видео-презентации, а также прохождении собеседования в режиме  on-line, например, с помощью системы Skype.  Если последняя  ситуация не представляет собой интереса с точки зрения  рассмотрения ее в качестве учебной, то создание видео-презентаций является не только оригинальной и вызывающей интерес у студентов формой самопрезентации, но и  подходящим учебным материалом.

   Рассмотрим, что представляет собой видео резюме.

  В качестве основы для получения информации по созданию видео-резюме, были использованы Интернет сайты иностранных и российских компаний. При этом необходимо отметить, что российские компании только начинают предоставлять услуги создания видео резюме; количество таких компаний и, соответственно, сайтов незначительно [1; 2; 3]. Судя по представленным образцам видео-резюме, качество российской продукции по сравнению с иностранной  пока оставляет желать лучшего как с содержательной стороны, так и со стороны использования творческого подхода к решению поставленных задач. В действительности, иностранные сайты на данный момент представляют образцы для подражания, поэтому считаем целесообразным использование иностранных сайтов в  качестве основы для знакомства с новыми подходами к предоставлению информации о себе в формате видео-резюме и  характерными особенностями данного способа делового общения.

  Видео резюме - короткое видео, создаваемое кандидатом с целью трудоустройства  и размещенное в Интернете  для просмотра потенциальными работодателями. Видео резюме предоставляет информацию об умениях и профессиональном опыте кандидата и обычно используется в качестве дополнения к резюме в обычном формате. Видео-резюме может создаваться как профессионалами, так и самим кандидатом [4].  Некоторые поисковые системы и сайты, например, Jobster, MyWorkster WorkBlast, MyPersonalBroadcast предоставляют специальные услуги и технические возможности для пользователей по созданию, размещению и продвижению видео-резюме [5].

  Впервые видео-резюме как способ самопрезентации появилось на кадровом рынке примерно 15 лет назад с возникновением видео не кассетах. С появлением сети Internet, и дальнейшем подключением к Интернету многих компаний по выделенным сетям  данная услуга стала еще более доступной. 

  Среди преимуществ использования видео-резюме авторами сайтов выделяются следующие моменты: возможность оценить коммуникативные навыки соискателя on-line, ускорение процесса трудоустройства, снижение затрат на проведение первичных собеседований, возможность для соискателя сформулировать свои умения и приобретенный опыт своими словами, представить образцы своего творчества или иные материалы, которые имеют визуальную значимость, адаптировать содержания видео материала под потребности конкретных компаний. В настоящий момент, когда предоставление информации о себе в форме видео-резюме не приобрело массовый характер, данный способ самопрезентации позволяет кандидату выделиться в толпе других претендентов [2] .

 Среди отрицательных моментов, связанных с использованием видео-резюме выделяются следующие: увеличение времени на просмотр резюме (в форме видео-резюме) со стороны работодателя; непрофессиональный подход к созданию видео-резюме, сводящий на нет оригинальность самого подхода к подаче информации; возможность отказа кандидату после просмотра видео-резюме по причинам дискриминации человека по возрасту, расовой или половой принадлежности, физических недостатков и т.п.; отсутствие технических возможностей для просмотра видео-резюме работодателем; трудность в оценке видео самопрезентаций  в виду отсутствия общего подхода к подаче информации подобного рода [6;7].

  Представленный на интернет-сайтах информативный материал, связанный с рассмотрением особенностей создания видео-резюме, дается в виде печатных текстов и видеосюжетов по данной тематике.

  Печатные тексты, как правило, представляют собой тексты, содержащие ответы на часто задаваемые вопросы по теме и советы по созданию собственного видео-резюме. В данной работе мы приводим пример статьи, переведенной с английского языка (в достаточно свободной форме)  в качестве примера текстов инструкций подобного рода [8]. В дальнейшем можно использовать данную статью в учебных целях при ознакомлении с особенностями предоставления сведения о себе в форме видео-резюме.

Ник Мерфи

 «Семь советов для создания эффективного видео-резюме»

Семь советов для создания эффективного резюме.

1. Четко сформулируйте причины, почему работодатель должен выбрать именно вас среди других кандидатов. Разработайте основную стратегию вашего выступления перед началом записи видео-резюме. Ваша презентация должна содержать уникальное торговое предложение самого себя - информацию, раскрывающие работодателю основные моменты, выгодно отличающие вас от других претендентов. Другими словами, работодатель должен понять из вашей презентации, что делает вас в наибольшей степени подходящим для занятия вакантной должности. Например, «Я являюсь опытным бизнес аналитиком, и моими сильными сторонами являются: умение слушать клиентов, преобразуя  их нужды в конкретные технические потребности, и решать проблемы моих клиентов так же, как я делаю это для членов моей семьи. Эти умения были определяющими в достижении мною успеха на всех должностях, какие я занимал в течение моей карьеры».

2. Не перегружайте информацией. Нет необходимости  предоставлять слишком много информации. Ваша задача - заставить работодателя захотеть узнать о вас больше. Например, вы можете представиться, сообщить что-либо уникальное о себе, выгодно отличаемое вас от других претендентов, и сказать несколько фраз, сообщающих работодателю кое-что из того, что вы можете им предложить. Так как видео резюме предоставляет вам возможность выделить себя из числа других кандидатов, сообщите работодателю именно те факты, которые он не сможет получить из вашего традиционного резюме. Закончите вашу самопрезентацию приглашением  узнать более интересную информацию из текста прилагаемого резюме.

3. Меньше - лучше. Видео-резюме должно быть простым и лаконичным. Время может течь быстро, когда вы говорите, но при дальнейшем просмотре действие может показаться затянутым. Последнее, чтобы вам хотелось - это утомить потенциального работодателя, поэтому ваше резюме не должно превышать 2 минут. В лучшем случае, оно должно длиться от 60 до 90 секунд - достаточно, чтобы побудить работодателя к действию. Цель вашего резюме - убедить потенциального работодателя, что вы являетесь подходящим кандидатом и  добиться приглашения на собеседование. Ваше резюме должно представлять собой краткую, вдохновляющую самопрезентацию.

4.  Перед записью видео-резюме подумайте, как будет восприниматься ваша самопрезентация потенциальным работодателем во время просмотра. Напишите основные моменты, которые вам необходимы для достижения вашей цели и проговорите их. Соответствуют ли данные положения тому сообщению, которое вы хотите донести до работодателя; будут ли они способствовать желанию работодателя пригласить вас на собеседование? Если нет, работайте над своей речью до тех пор, пока ваш "сценарий" не зазвучит. Замените все слова и выражения, кажущиеся  трудными для произношения или добейтесь их четкого произношения. Наша речь всегда отличается от того, как мы пишем, поэтому пишите свой "сценарий" в разговорном стиле.

5. Профессионально не значит слишком серьезно. Видео резюме может быть уникальным и профессиональным в одно и то же время. Видео резюме создается, чтобы отразить вашу индивидуальность. В видео резюме вы хотите с энтузиазмом представить свои как профессиональные, так и личные качества, поэтому улыбайтесь и старайтесь выглядеть уверенным. Представьте, что вы разговариваете с идеальным работодателем, и ему уже нравится то, что он видит.

6. Обратите внимание на стиль одежды и окружающую обстановку. На основе вашего видео-резюме работодатель создает свое первое впечатление о вас, поэтому для съемки одевайтесь как для личного собеседования в соответствии с дресскодом, принятым для представителей вашей профессии и должности. Не все случаи предполагают официальный костюм, но работодатель ожидает увидеть перед собой профессионала, и первое впечатление складывается на основе внешнего вида. Ваше видео-резюме предполагает наличие заднего плана, который виден на экране. Убедитесь в том, чтобы это не было что-либо подобное заваленному бумами столу или грязной стены. Лучше снимать на фоне однотонной стены или в приличном офисе. Работодатель должен фокусировать внимание на вас, а не отвлекаться на посторонние предметы за вашей спиной.

7. Будьте внимательны к языку вашего тела. Значительная часть человеческого общения является невербальной, поэтому подумайте о том, какое послание работодателю несет язык вашего тела. Старайтесь не складывать руки на груди или держать их на бедрах.   Тогда как использовать жесты для акцентирования важных моментов считается нормой, следите за излишним жестикулированием. Будьте внимательны, не ерзайте на стуле и не наклоняйте голову то в ту, то в другую сторону. Держите руки по бокам или скрещенными за спиной в те моменты, когда вы не используете их для акцентирования  внимания [8].

Среди дополнительных советов по составлению видео- резюме авторами других сайтов [9; 10] можно выделить следующие:

  • Всегда предоставляйте видео-резюме вместе с сопроводительным письмом и CV (или резюме) в привычном формате. Необходимо заинтересовать работодателя в своей кандидатуре и предложить ему просмотреть ваше CV для получения приглашения на собеседование.
  • Убедитесь, что запись видео резюме не содержит посторонних шумов.
  • Выучите наизусть то, что вы собираетесь говорить, не читайте с листа.
  • Защите ваше видео резюме специальным паролем, чтобы его могли просматривать только люди, в которых вы сами заинтересованы.
  • Просмотрите видео резюме других кандидатов и выясните плюсы и минусы подобных резюме.
  • Если вы заинтересованы в продвижении вашего видео резюме - получите ссылку  на профессиональных сайтах, занимающихся продвижением сайтов в сетях.
  • Ваш видео материал должен быть хорошего качества и выглядеть естественным.
  • Не забудьте поблагодарить интервьюера в конце видео-резюме. 

   При обучении составлению видео-резюме особое значение приобретают тексты видео формата, имеющие форму текстов-инструкций по составлению видео-резюме и сами образцы  видео-резюме претендентов  с комментариями представителей компаний, занимающихся созданием резюме подобного рода.

   Нами было просмотрено достаточно большое количество образцов видео-резюме, представленных на сайтах иностранных компаний. По результатам проведенного нами анализа видео материалов нами были отобраны два сайта для более подробного ознакомления с подобными образцами. Именно эти сайты могут быть рекомендованы к использованию в качестве обучающих.

1. На сайте www.inkfoundry.com можно ознакомиться как с примерами видео-резюме, так и с инструкцией по составлению видео-резюме, сделанной  в видео-формате. 

   Судя по образцам представленных на сайте видео-резюме, претенденты выбирают разные подходы к подаче информации о себе. Что объединяет эти видео-резюме – это основная структура построения, состоящая из вступления, основной части и заключения. В первой части (вступлении) дается текстовой материал, в котором сообщается имя кандидата и его контактная информация. В заключительной части вновь дается контактная информация. Основная же часть выстаивается в соответствии с желаниями  и возможностями претендента. Самый простой формат построения видео-резюме заключается в построении видео сюжета на основе съемки кандидата на нейтральном фоне, без смены положения говорящего (в основном, кандидат сидит). Такой видео сюжет прост в исполнении. Его может снять любой человек, имеющий видеокамеру, телефон или компьютер с соответствующей функцией. Более сложный сюжет предполагает соединение в видео-резюме нескольких сюжетов. Фон может оставаться одним и тем же, меняется ракурс съемки, человек может демонстрировать по ходу действия какие-то свои работы, как, например, рисунки в видео сюжете с  “Melody”[11] . Сюжеты могут быть и различными, представляющие разные аспекты личности кандидата. Например, во время сообщения сведений о своей профессиональной деятельности человек может изображаться на фоне обстановки в офисе, тогда как  сообщая о своих интересах, может быть представлен сюжет, показывающий человека в неформальной обстановке, занятого любимым делом, как в сюжете о Gautan Banerjee [11], где он изображается в музыкальной студии. При сообщении сведений о профессиональной деятельности могут быть включены сюжеты с бывшими вышестоящими коллегами по работе, дающими характеристику претенденту (например, в сюжете о Melonie Jeska [11]). Видео сюжеты могут быть адресованы конкретным людям в организациях, например, как в сюжете с “Melody”, или же не иметь конкретного адресата.

   Чаще всего видео-сообщение сопровождается текстовым материалом, представленным в виде строк в нижней части экрана, и резюме или отдельных его частей в напечатанном виде, появляющихся в ходе видео сообщения. Используется также музыкальное сопровождение, обычно идущее в начале и в конце видео сюжета.

   На сайте www.shine.yahoo.com представлен оригинальный способ предоставления сведений о себе: на протяжении всего видео сюжета молодой человек (Alec Biedrzycki) поет песню, в которой он сообщает и историю своего трудоустройства, и основные сведения о себе, включая образование, профессиональный опыт и интересы [12]. Песня имеет соответствующее название – “Hire Me”. По ходу сюжета внизу идет построчное дублирование текста песни. Сами картинки меняются в зависимости от ситуаций, описываемых в содержании песни.

  Ценным дополнением к представленным на сайтах образцам видео-резюме являются комментарии создателей сайтов.

    Например, комментируя видео-резюме  “Melody” [11], отмечается, что ее видео-резюме представляет собой прекрасный пример видео-резюме, адресованного конкретному человеку в компании. Очень профессиональный подход. “Melody” выдвигает определенные предложения-решения для компании, описывает ее новое увлечение процессом маркетинга и желание привнести ее энтузиазм в деятельность компании. Также она с интересом  и юмором описывает некоторые моменты приобретенного ею опыта. Данный сюжет действительно дает нам возможность оценить ее некоторые профессиональные навыки и почувствовать присущее ей  чувство юмора. Комментарии к видео-резюме Gautan Banerjee [11] включают оценку его видео сюжета как лучшего из представленных в ежемесечном  конкурсе подобных сюжетов.  Отмечается тот факт, что хотя его видео-резюме не имеет привязки к конкретной отрасли или компании, приобретенный им опыт описывается очень четко с намеком на его личные интересы, выраженным в визуальной форме (наушники на ушах). И среди наиболее важных моментов отмечается то, что сразу после представления себя, он сообщает, чем же его опыт является уникальным.  После сюжета с Alec Biedrzycki [12] идут комментарии, сообщающие, что   данный видео сюжет вызвал огромный интерес, и уже после нескольких дней после размещения данного видео-резюме в интернет- пространстве, Alec получил несколько приглашений на личное собеседование от представителей серьезных компаний. Среди причин успеха данного видео-резюме выделяются несколько. Во-первых,  в данном видео-резюме представлены и таланты претендента, и приобретенные знания и опыт. Во-вторых, используя умения композитора и автора песен,  Alec демонстрирует, как он может привнести творческий подход в работу. Что более важно, видео показывает его личные особенности, включая и наличие чувства юмора таким образом, что невозможно сделать в традиционном резюме, сопроводительном письме, и даже в ходе личного собеседования.

   Одним из ценных с точки зрения использования в учебных целях  является видео сюжет, представляющий собой видео текст-инструкцию, который содержит советы по созданию видео-резюме. Данный сюжет – Guide to Video Resume - представлен на сайте www.inkfoundry.com. В ходе видео сюжета   Angela, представитель компании Vault, в устной форме кратко сообщает об основных моментах, которые необходимо учитывать при составлении собственного видео-резюме. В прилагаемых комментариях к данному видео сюжету дается краткий перечень советов по созданию видео-резюме. Однако при внимательном сравнении текста видео сюжета и советов, прилагаемых в печатном виде, можно заметить некоторые расхождения, и хотя данные расхождения достаточно незначительные, они могут послужить в дальнейшем  материалом для  создания учебных упражнений на их основе [11].

   Таким образом, в данной статье мы рассмотрели особенности одного из современных  подходов к представлению сведений о себе в ходе трудоустройства – видео-резюме, указали на интернет-источники, содержащие материалы по данной тематике и дали описание  некоторых  видео-сюжетов на эту тему, размещенных в Интернете. В дальнейшем рассмотренные в данной статье материалы предполагается использовать  в качестве учебных материалов в процессе обучения профессионально-деловому общению на английском языке в ситуациях трудоустройства. 

 

Веблиография:

  1. http://www.videorezume.ru
  2. http://resume-video.ru/
  3. http://www.jobinmoscow.ru/videores.php
  4. http://www.cvtips.com/resumes-and-cvs/video-cv.html
  5. http://www.usatoday/com/tech/news/techinnovations/2007-04-24-video-resumes_N.htm
  6. http://www.hrinmotion/com/content.php?content_id=167...;menu_id=
  7. http://www.directorofrecruiting.com/2007/06/what_the_lawyer/html
  8. http://www.articlesbase.com/resumes-articles/video-resume-tips-how-to-create-a-successful-video-resume-708170.html
  9. http://www.resumewritersguide.com
  10. http://www.youtube.com
  11. http://www.inkfoundry.com/2010/01/the-video-resume-t... and simple background
  12. htpp://shine.yahoo.com/channel/life/thinking-about-a-video-resume-watch-this-488981/

_____________________________

© Денисова Наталия Евгеньевна

Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum