Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Общество
Национальный вопрос и гражданское общество
(№9 [282] 05.08.2014)
Автор: Герман Цверианишвили
Герман Цверианишвили

      Как-то городская газета «Сочи» провела опрос различных категорий граждан с целью выяснить – что они думают о так называемых скинхедах («бритоголовых»)? Два молодых гостя Сочи (оба – москвичи) отнесли скинхедов к тем, кто накопившуюся в них отрицательную энергию готов, не задумываясь, выместить на тех, кто выглядит не так, как они, одет не так, как они, говорит с акцентом и т.д. Опрошенным москвичам всё это – явно не по душе. А вот  20-летнему сочинцу, назвавшемуся Станиславом, как оказалось, очень даже  по душе. Поэтому он и встал на их защиту. Скинхеды, по его  мнению – нормальные ребята, которые правильно делают, что пресекают такие «вольности» как  разговор на людях не на русском языке. Он искренне убеждён, что любой поселившийся в России человек обязан говорить только по-русски; употребление же иных языков  рассматривает как неуважение к России…

     В Европе и в Америке почему-то никого не смущает иноязычная речь прохожих на улице. А в Швейцарии в равной мере в ходу три  языка – немецкий, французский и итальянский, в Канаде – два: английский и французский, а в бурно развивающемся  городе этой страны Ванкувере – ещё и японский, китайский, малайский, бирманский и другие языки. Наших северных соседей – финнов, не только не смущает, что десятая часть населения страны говорит по-шведски, но и то, что из уважения к ним в этой стране официально введены два государственных языка – финский и шведский.

     Здесь мы вплотную подходим  к понятию толерантности к иным культурным традициям, иным обычаям, иным говорам, иным этносам. Надо с горечью признать, что с толерантностью у нас пока ещё  не всё благополучно.

      Недостаточной толерантностью, к сожалению, прославилась наша Кубань. Все годы губернаторства Николая Игнатовича Кондратенко он, явно задавая тон своими антисемитскими выступлениями, вольно или невольно укреплял в сознании немалой части кубанцев дефицит этой самой толерантности.   

     Большие надежды на перемены к лучшему возлагались на сменившего «батьку» Александра Николаевича Ткачёва. Уже хотя бы потому, что он возглавлял в Государственной Думе  Комитет по делам национальностей и был руководителем группы разработчиков законопроекта, сутью которого было искоренение каких бы то ни было проявлений этнической дискриминации и пресечение разжигания межнациональной розни. Однако в процессе развернувшейся на Кубани по его инициативе борьбы с так называемыми незаконными мигрантами, он, к сожалению,  допустил несколько  неосторожных  высказываний в отношении лиц, чьи фамилии оканчиваются на «ян»,      «швили» и т. п. Этого, несмотря на заверения Ткачёва о том, что он не допустит межнациональной розни на Кубани,  оказалось вполне достаточно чтобы бритоголовые отморозки из «Русского национального единства» (РНЕ) надругались над несколькими десятками армянских захоронений на краснодарском кладбище, а в Сочи «разукрасили» город своими свастиками

       Сейчас не модно ссылаться на высказывания В.И.Ленина, но он был абсолютно прав, когда предупреждал, что национальный вопрос – один из самых тонких и требует поэтому исключительно деликатного подхода.

      Нельзя не увидеть почти полного сходства между скинхедами и печально знаменитой нацистской юношеской организацией «Гитлер-югенд». Неслучайно пик активности «бритоголовых» приходится на день рождения Адольфа Гитлера.  На их печальном счету немало бесчинств с избиениями до смерти выходцев из Африки, Азии и Кавказа. И всё это годами сходило им с рук. Наконец, недавно, в июле сего года, прошёл показательный суд над бандой громил на межэтнической основе с присуждением её участникам солидных сроков лишения свободы.

      Вслед за газетой «Сочи» я тоже провёл небольшой социологический опрос. При этом от одного респондента (между прочим - с высшим образованием)  услышал следующее: «Парни из РНЕ  – хорошие ребята; они не употребляют наркотиков и не увлекаются спиртным. А то, что они препятствуют захвату российского жизненного пространства выходцами из других республик, так это очень полезное для русских людей дело».

     Среди опрошенных мной респондентов был ещё один человек с высшим образованием, тоже немало удививший меня  тем, что он очень встревожен появлением в Сочи большого числа лиц «кавказской национальности», что, по его мнению, является угрозой для славянского большинства города. Услышанное встревожило и меня, но совсем по другому поводу: если пусть даже небольшая часть образованной публики мыслит подобным образом,   значит, не всё у нас обстоит благополучно в общественном сознании.

      Правда, несколько успокаивает недавнее заявление члена-корреспондента Российской академии наук профессора В.К.Волкова в «Литературной газете» о том, что в России очень мало националистически мыслящей интеллигенции. Однако полностью успокаиваться нет оснований, потому что нельзя не тревожиться, если даже небольшая часть российской образованной публики мыслит категориями, более свойственными для маргинальных элементов  нашего общества.

      Традиционные в прошлом оплоты расизма  – США и ЮАР – сумели решить, казалось, неразрешимую для того времени проблему расизма. В упомянутых странах она больше не существует. Преодоление вековечного порока Штатов – расизма, сплотило американский народ в единую нацию, что содействовало не только социальному, но и экономическому прогрессу страны. У нас же, где десятилетиями торжествовали идеи интернационализма, увы, стал возможен расизм!

     Расизм как понятие в особых разъяснениях не нуждается, чего нельзя сказать о национализме. Сутью национализма, по определению лауреата Нобелевской премии академика В.Гинзбурга, является провозглашение «своей» нации «избранным» народом, наделённым в связи с этим особыми правами: именно поэтому националист рьяно защищает даже негодяев, если они являются представителями этого «избранного» народа.

     Вместе с тем не следует относить к национализму национальные чувства, в основе которых лежит осознание своей принадлежности к «своему» народу, который (и это  вполне естественно) – дорог и близок. Это чувство не противоречит высоким принципам интернационализма. Трудно признать правильным промелькнувшее в центральной печати высказывание главного редактора журнала «Дружба народов» Александра Эбаноидзе: «Давний и укоренённый житель России и полноправный её гражданин, я оставил большую часть моей души за хребтом Кавказа… Я патриот Грузии, и если меня назовут грузинским националистом, я не сразу найду, что возразить». Безусловно, здесь – явное смешение понятий «национализм» и «национальные чувства».

     Хочу коснуться также понятий «нация» и «гражданство». Вспоминаю сбитого в 60-е годы над нашей страной американского лётчика-шпиона Пауэрса. Во время суда над ним на вопрос о гражданстве он ответил «United States». Каково же было его удивление, когда судья  задал ему новый вопрос – «Ваша национальность?». Его ответ снова был «United States», что свидетельствует о том, что гражданство и национальность  были для него понятиями идентичными.

      В те годы мало кто из россиян ездил за границу. Сейчас ездят очень многие и при заполнении деклараций за рубежом убеждаются, что на вопрос «Your Nationaliny?» надо отвечать «Russia» (Россия, российское), а не «russian» (русский), «armenian», «georgian» и т.п. То есть, «nationality» в «западном» понимании – это не национальность, а лишь гражданство.

     Народ Бельгии, как известно, состоит в основном из фламандцев и валлонов, но все они считаются бельгийцами, и титул главы государства соответственно – Король бельгийцев, а не фламандцев и валлонов. Граждане Франции во многом (по цвету кожи, конфессиям и языкам) отличаются друг от друга, но тем не менее все без исключения считаются французами. Ещё больше различий можно разглядеть среди граждан Соединённых Штатов Америки, но и они все – граждане США, и только!     

      В России для значительной части её населения «гражданство» и «национальность» остаются пока очень разными понятиями. Мы часто говорим: «В России живут представители свыше ста национальностей»; правильнее было бы говорить об этносах, а не о национальностях. По мнению политолога Л.Жуховицкого, всем этносам России надо бы поскорее осознать себя единым народом, единой нацией с единым для всех патриотизмом.

     В паспортах граждан европейских стран давным-давно не указывается их этническая принадлежность. Ряд стран постсоветского пространства также уже не указывают в паспортах и удостоверениях личности своих граждан принадлежность их к тому или иному этносу. Несомненным шагом вперёд является и отсутствие «пятого пункта» в российских паспортах нового образца.

     В годы Великой Отечественной войны советский народ преодолел неслыханные дотоле трудности и лишения и одолел смертельно опасного врага. Не последнюю роль в этом сыграло осознание им своего единства (не взирая на этнические, языковые и конфессиональные различия) и того, что Родина на всех – одна. Да, интернационализм и патриотизм были важными составляющими нашей великой Победы.

     В годы военного лихолетья  закавказские и среднеазиатские республики приютили у себя миллионы беженцев. Их встретили с величайшей сердечностью, делились с ними всем, чем располагали. Давали возможность зарабатывать на жизнь. Дети беженцев бесплатно учились в местных школах и институтах. В последние два десятка лет произошёл обратный процесс: поток беженцев и вынужденных переселенцев хлынул из Закавказья и Средней Азии в Россию. Их, увы, принимают без особого энтузиазма.

       В своё время мне было поручено разработать программу гармонизации межнациональных отношений в Сочи. Она была мной разработана и предана широкой гласности. В ней говорится, что во имя гуманизации межэтнических отношений  ни при каких обстоятельствах не следует прибегать к силовому давлению во взаимоотношениях между этническими общинами, а решать возникающие спорные вопросы исключительно цивилизованными способами, а именно – проведением переговоров, созданием согласительных комиссий и т.п.

       Программа исходит из твёрдого убеждения, что на территории всероссийской здравницы Сочи нет и не может быть места для межэтнических разборок. Национальные общины города договорились направлять свою энергию на поиск всего, что способно сближать их, а не разъединять. Договор честно выполняется всеми заинтересованными сторонами. Наши общины конструктивно сотрудничают, спокойно обсуждая все возникающие проблемы на ежемесячных заседаниях Координационного совета национально-культурных центров.

      Наш город, к великому нашему удовлетворению, был и продолжает  оставаться заповедным уголком гражданского мира и межэтнического согласия, в чём немалая заслуга сочинских национально-культурных центров. Как велико было бы счастье, если б вся Россия стала зоной мира и согласия между всеми населяющими её бескрайние просторы народностями!

     Но этому в известной мере препятствуют несовершенства российского законодательства. Не будь их, разве позволил бы себе печально прославившийся в своё время генерал Макашов публично проповедовать антисемитизм? Привлечённый к суду за оскорбление целой народности, он не понёс никакого наказания.

      Можно, не боясь впасть в преувеличение, утверждать, что до тех пор, пока народ наш терпимо будет относиться к экстремальным националистам нам не удастся создать гражданское общество, ибо гражданское общество немыслимо без усвоения подавляющим большинством населения страны основополагающего принципа толерантности к иным традициям и культурам.

_________________________________

 © Цверианишвили Герман Константинович 

Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum