Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Нравственные уроки Преподобного Сергия Радонежского в воспитании школьников
(№10 [283] 28.08.2014)
Автор: Оксана Бондарь
Оксана Бондарь

     Сегодня в общественной жизни нашего Отечества можно выявить тенденцию, выражающуюся в появлении у людей более глубокого интереса к истории России, к ее культурному наследию, в принципиальном изменении отношения к роли церкви в деле воспитания подрастающего поколения. У педагогов-исследователей большой интерес вызывает культурно-историческое наследие Древней Руси, наследие, являющееся фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания.

  Многие педагоги и общественные деятели всерьез обеспокоены резким увеличением числа учащихся, проявляющих весьма поверхностное отношение к процессу обучения. Такое легкомысленное отношение к знаниям, заразившее современную молодёжь, во многом вызвано отрывом нашего общества от национального духовного опыта, от лучших традиций, которыми с давних времён славились русские люди.

     К сожалению, мы забыли о том, что ещё  около ста лет назад тысячи российских учителей, гимназистов, студентов и школяров начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому – покровителю учёности, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.

    Обращение русского человека к Сергию как к наставнику и духовному пастырю – свидетельство того, что образование считалось на Руси делом огромной значимости, делом, осуществление которого немыслимо без смирения и веры. Отсутствие такого подхода к образованию в наши дни стало причиной целого ряда серьёзных социально-педагогических проблем, решение которых всецело зависит от восстановления просвещения в своём былом, ныне крайне заниженном статусе.

   Известно, из жития святого, написанного с огромной любовью его учеником Епифанием Премудрым, как тяжко давалось обучение грамоте отроку Варфоломею (будущему отцу Сергию). И по слёзной молитве мальчика милостивый  Господь с помощью ангела в образе монаха наполнил его существо способностью разуметь Святое Писание и учиться лучше вполне благоразумных братьев. Запечатлённое на картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» это событие обрело поэтическую образность и необычайную масштабность: словно сама Русь в лице  несмышлённого отрока, молит Всевышнего о ниспослании вразумления и духовной силы.

   Мне представляется, что духовно-нравственное учение Сергия Радонежского может быть использовано в воспитательных целях. Для этого нужно определить культурно-исторические предпосылки, способствующие становлению и развитию духовно-нравственной концепции Преподобного Сергия Радонежского, показать значение его педагогического,  распространить в детской среде информацию о подвижнической деятельности святого.

   Преподобный Сергий Радонежский примирял враждовавших русских князей. Князья объединились перед битвой с татаро-монгольскими захватчиками. Преподобный благословил на битву великого князя Дмитрия Донского и сказал, что победа будет одержана. Послал с ним двух иноков - Александра Пересвета и Андрея Ослябя. В день битвы (а это День Рождества пресвятой Богородицы!) преподобный Сергий прислал Дмитрию богородичную просфору, чтобы укрепить благоверного князя. Силы ведь были неравными. Но с русскими - помощь Божия. Сам преподобный, пока шла битва, молился, называя по имени павших во время битвы - тех, кто привел на поле Куликово свои полки, свои дружины.

   Известно, что кроме Троице-Сергиевой лавры под Москвой преподобный Сергий Радонежский основал еще несколько обителей. Через 30 лет после кончины его мощи были найдены нетленными. Его причислили к лику святых в 1452 году.

    Кроме того, нужно помнить, что Сергий Радонежский  - мудрый человек, дела и поступки которого – это уроки и современным школьникам. И хотя преподобный Сергий не оставил после себя каких-либо письменных трудов, его просветительские идеи, его заветы мы можем видеть в образе его жизни, наполненной каждодневными трудами и смиренной заботой о ближнем. «Он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил... Ночью же Сергий в молитвах без сна проводил время; и ни часа праздным не оставался». Жизнь Сергия – завет современным школьникам, призывающий к старанию, усердию и трудолюбию? Сергий Радонежский призывает украшать себя смирением, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, завещает  отказаться от мирских соблазнов - богатства, власти, ненависти, насилия. Кроме того, преподобный Сергий очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. 

    По словам историка В. Ключевского, «при имени преподобного Сергия русский народ вспоминает свое нравственное возрождение, проверяет себя, пересматривает свой нравственный запас».

   В век Просвещения наука уже использовалась противниками христианства в качестве оружия, нацеленного на то, чтобы подорвать авторитет Библии как Слова Божьего. В настоящее время многие ученые и философы убеждены, что противоречит Библии не сама наука, а так называемая «научная картина мира», которая является предвзятым атеистическим взглядом на мир. По-настоящему честных ученых занятие наукой, напротив, приводит к Богу. Большинство светил науки были как раз людьми верующими. Один из великих ученых ХХ столетия, создатель квантовой теории Макс Планк сказал: «Как бы мы ни взглянули, между религией и естественными науками нет никакого противоречия. Как раз в самых решающих моментах здесь наблюдается полное согласие. Они не исключают друг друга, как думают сегодня многие, а дополняют и обусловливают друг друга. Бог для верующих находится в начале пути, для физика — в конце».

    Ученые пришли к выводу, что духовная жизнь сопровождается специфической деятельностью мозговых клеток. Именно поэтому они и решили назвать сферу своих опытов «нейротеологией».

  Вот уже несколько лет я являюсь руководителем детского объединения «Максимум». Как известно, 2014 год был объявлен годом культуры. В рамках нашего объединения мы провели знакомство с храмом Державной иконы Божией матери. Настоятель храма, отец Владимир, пригласил нас с ребятами в гости. Беседа была очень познавательной и содержательной, дети задавали вопросы, интересующие их.

    Учителя всегда обращали внимания  детей школьного возраста  на то, что  разучивание наизусть стихов («Буря мглою небо кроет…») и прозы ( «…куда ты мчишься, Русь – тройка?...») помогает в укреплении всех видов памяти, особенно, слуховой. На мой взгляд, есть смысл познакомить учеников и с молитвой, ведь в ней сокрыта не только мелодика, как во всяком стихосложении, а есть напевность и ритм. Я провела с учениками такие уроки по изучению молитвы. Читая вслух и по очереди молитву к преподобному Сергию, мы отбивали руками ритмы по столу. Получалось напевно, торжественно и красиво. Получалось, что произнося одно слово, у нас в памяти всплывало другое, как бы «вставало» в ряд, следом за предыдущим. Удивительно, но при быстром, неосмысленном и неразмеренном ритме, память слова «не выталкивала».

     Оказалось, что читать молитву, понимая значения всех вначале сложных слов, очень просто. Разбирая смысл церковнославянских слов, мы пользовались толковыми словарями В. Даля и С. Ожегова.

Мы узнали, что слово «преподобный» означает – « святой, праведный»,

«милосердие» – готовность чувствовать сострадание к человеку;

«благо» – «добро, счастье, благополучие», а соответственно, слово «благой» означает «приносящий добро». Непонятное на первый взгляд, старинное слово «коемуждо» на современном языке звучит как «каждому». «Благосердный» - « с добрым сердцем».

«Десные же страны» - страны с православным христианством. Старинное слово «спосшествующими» - означает «помогающими». Очень понравилось толкование слова «благопотребен» – «вельми нужен при получении доброго дела». Самым сложным для нас оказалось понять слово «предстательство», но и оно стало вполне понятным. При « переводе» слов молитвы, по смыслу понятно – « ходатайство  к творцу нашему».

   Исследуя  молитву к святому Сергию, мы с ребятами поняли, что она учит  смирению и почтению не только к Творцу Богу, не только к святым праведникам, молитвенникам за нас перед Господом, но также уважению к СЛОВУ. Мы убедились, что неспроста и  Библия начиналась со слов: «Вначале было Слово…». В разговорной речи часто можно услышать фразу – «из песни слов не выбросишь…», вот и в тексте молитвы, ученики в этом убедились, как в обращении к Богу через святого, все слова  важны и нужны.

   Мы  сами сделали « вольный» перевод  данной молитвы на современный язык. Вот он:

О святой отец наш Сергей! Посмотри на нас, смертных людей, милостиво и помоги обратить свой взор на небо – к Богу. Укрепи малодушие и утверди нас в вере, дай нам надежду получить благословение Бога через твои молитвы. Походатайствуй перед Богом за каждого из нас, чтобы  мы смогли получить дар понимать науки и другие знания. С помощью твоих молитв, ища твоего благословения, мы надеемся в день Страшного суда, что православные страны и общины услышат голос Христа: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сотворения мира». Да будет так.

    Почему молитва к отцу Сергию помогает учащимся при постижении научных дисциплин, школьных предметов; повышает память, развивает быстрый и пытливый ум и сообразительность? Потому, что самому  святому в отрочестве пришло через веру в Бога и молитву разумение к грамоте и чтению Святого Писания, и сейчас. Преподобный Сергий помогает именно этим даром – постигать науки.

  Из жизнеописания подвижника нам известно, каким замечательным просветителем и педагогом был  Сергий. Преподобный следил с неустанным вниманием затем. Чтобы каждый инок в его обители занимался тем делом, к  которому он близок по характеру и по способностям. Ученики, ставшие монахами, получали благословение на самостоятельное подвижничество – книгописание, иконопись, храмостроительство, просветительскую деятельность.

   Удивительный факт: сам святой Сергий не оставил после себя письменных  трудов, но оставил много своих учеников и последователей. Просветительские идеи преподобного Сергия, его заветы, по  образному выражении. Историка В.О. Ключевского, были положены  «в живую душу народа»; стали частью нашего национального достояния.

    Знаменитые имена учеников Троицкой обители – лучшая похвала Сергию как воспитателю и наставнику. Монах-книжник Афанасий Высоцкий, писатель-агиограф Епифаний Премудрый, просветители Андраник Московский, Савва Сторожевский, Ферапонт Можайский и Кирилл Белозерский – все они были учениками и собеседниками Сергия.

     Великая Куликовская битва связана с именем преподобного Сергия. Именно он благословил московского князя Дмитрия Донского на  сражение с Мамаем, предрёк победу в битве, послал на бой двух троицких иноков Пересвета и Ослябю, утверждая этим поступком мысль о том, что защита Отечества – святое дело, имеющее всенародную значимость.                                                                             

   Личность и образ отца Сергия – образ православной России, вот уже  семьсот лет без малого, вне времени, вне пространства. Это образ  духовно здорового бытия и неустанного служения Отечеству.

   Время жизни преподобного Сергия Радонежского – ХIV век – один из драматических периодов российской истории. Монголо-татарская оккупация сопровождалась не только физическим уничтожением населения, его обнищанием, разорением культурных и ремесленных центров, но и – самое главное – нравственной деградацией и упадком духовной жизни. Иго разрушило духовный фундамент общества, состояние которого было, пожалуй, хуже, чем до крещения Руси. Совершенный в этих условиях духовный подвиг Преподобного Сергия Радонежского вряд ли может быть осмыслен и оценен со всей его полноте и величии. Однако его последствия останутся в истории и памяти потомков. Это и благословение князя Дмитрия на воинский подвиг в защиту земли Русской на поле Куликовом. Это и то, что непосредственными учениками великого старца было множество иноков, которые основали в целом около 40 монастырей, что дало основание назвать ХIV век – «золотым веком русского монашества». Это и возрождение патриотических чувств русского народа, его духовное просвещение. И многое иное.  

   Соотнося идеи Преподобного Сергия Радонежского с задачами современного воспитания, я пришла к выводу о том, что наследие русского подвижника имеет вневременное значение, поскольку выражает в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, являющуюся нравственным ориентиром для тех, кто идет по пути совершенствования, стремясь к постижению идеалов добра, любви, жертвенности – всего, что составляет основу духовной культуры человечества.

  Педагогические идеи Преподобного Сергия Радонежского могут эффективно использоваться в сфере современного воспитания. Наглядным подтверждением этого является опыт нашей школы. Основу образовательной программы школы составляют предметы, связанные с исследованием окружающей человека среды: природоведение, естествознание, биология, география, химия, физика. Мысль о необходимости охранять природу, рационально использовать ее богатства прививается учащимся и на таких уроках, как технология, изобразительное искусство, музыка, русский язык, литература, история, обществознание. Большая роль в учебно-воспитательном процессе отводится творческим формам обучения. Сочинение экологических стихов и сказок, изготовление поделок из природного материала, подготовка и проведение сезонных праздников (покорми птиц, масленица, встреча весны и т.д.), организация экологических экспедиций, проведение выставок творческих работ учащихся - таковы формы обучения, активно использующиеся учителями школы.

  Проведение таких мероприятий способствует гармоничному, всестороннему развитию учащихся, яркому и плодотворному раскрытию их способностей. Таким образом в учебно-воспитательном процессе реализуется один из важнейших заветов Преподобного Сергия Радонежского.

  Классно-урочная система обучения тесно связана с внеклассной работой школьников: огромную роль в целостном педагогическом процессе играют детские объединения по природоведению, биологии, труду, литературе, истории, музыке, этике. Под моим руководством в школе действует детское объединение «Интеллектуалы»; его цель - привить учащимся понятие об «экологии внутреннего мира человека», пробудить у них нравственные качества, воспитать патриотические чувства, любовь к историко-культурному наследию прошлого. В рамках работы объединения учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью русских князей, подвижников, просветителей – Владимира Великого, Бориса и Глеба, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Сергия Радонежского, Андрея Рублева и др., изучают произведения древнерусской литературы, постигают основы духовной поэзии.

  Прочная взаимосвязь между классно-урочной и внеклассной деятельностью учащихся придает целостному педагогическому процессу непрерывный характер, что свидетельствует о реализации одной из важнейших идей Сергия Радонежского.

  Анализ педагогической практики в этом направлении позволяет сделать следующий вывод: эффективное решение современных воспитательных задач возможно, если в своей практической деятельности педагоги будут опираться на духовный опыт народа; если педагогическое наследие прошлого, подвергаясь творческому переосмыслению, будет реализовываться в современной школьной практике, применяясь целостно и комплексно как в классно-урочной системе обучения, так во внеклассной и внешкольной работе педагогов с учащимися; если школьникам будет прививаться чувство преемственности, чувство неразрывной связи с Родиной, с ее историческим прошлым.

 

Литература

1. Епифаний Премудрый (16 век) Е.И. «Жизнь и подвиг Сергия Радонежского Чудотворца».

2. Е.А. Карунин «Сергий Радонежский как покровитель отечественного просвещения».

3. В.О.Ключевский. «Сергий Радонежский. Исторический очерк»

4. Н.А. Яровская  «Знамя Преподобного Сергия Радонежского»

5. Е.И. Рерих. «Знамя Преподобного Сергия Радонежского»

6. Б.В. Зайцев «Житие Сергия Радонежского»

7. А.Ермаков. «Сергий Радонежский. Преподобный Всея Руси»

12. Сергий Радонежский. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki

13. Зайцев Б. «Преподобный Сергий Радонежский»

15. Кудрявцев М. Светильники Сергиевы. // Памятники Отечества. 1992. № 2-3.

18. Кураев А. Школьное богословие. М., 1999.

19. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1982.

20. Лествица Преподобного Иоанна. Сергиев Посад, 1908.

21. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962.

24. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

27. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. М., 1985-1986.

_______________________

© Бондарь Оксана Ивановна

 

 

 

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum