Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
20 лет журналу RELGA. Невероятно, но - факт!
Юбилейный выпуск журнала RELGA к 20-летию выхода в свет. Рассуждения об издании,...
№04
(337)
12.04.2018
Естествознание
Особенности мозга подростков и персонажей Большой Истории
(№10 [283] 28.08.2014)
Автор: Константин Корсак
Константин Корсак

   Окружающая действительность поражает большинство населения Земли попытками силового построения «правильных социумов» и достижения эгоистической цели ценой деструкции хрупкого международного равновесия, созданного на рубеже тысячелетий. Возможности экранных средств и сетей е-связи сформировали базу не только для легкого общения и межконтинентальных контактов, но и для преобразования «информационных войн» из локального воспитательного средства на эффективное оружие с неограниченным радиусом поражения. В сфере информации доминирует растерянность из-за отсутствия надежных средств достижения устойчивого развития (наше предложение осуществить это на основе ноотехнологий еще не приобрело надлежащего влияния), а также вследствие непонимания поведения руководителей государств и даже народов. Возникшая острая потребность перехода в анализе политических и других событий от основ субъективизма к использованию самых новых достижений молодых естественных наук, изучающих самого человека. Несомненно, движение в этом направлении повысит цивилизационные возможности деятельности заведений среднего и высшего образования.

   Попробуем на основе анализа очень большого и разнородного массива новой информации из точных и гуманитарных наук перебросить мостик от объяснения намерений и действий известнейших исторических фигур «больших завоевателей» и воинов, которыми так искренне восхищаются литераторы и большинство историков, к совершенно естественным проявлениям очень влиятельных и генетически унаследованных программ поведения лиц мужского пола в подростковом возрасте. Предложим объяснение того, почему почти все персонажи «Большой Истории» так и не достигли «возраста мудрости», задержавшись на стадии подростковости. Напомним, что сотни и тысячи известных педагогов всех времен и народов имели очень большие достижения в обучении и воспитании детей возрастного интервала 6-11 лет, а вот тех, кому повезло успешно работать с подростками, можно пересчитать на пальцах одной руки (здесь нельзя не вспомнить двух украинских титанов ХХ века - А. Макаренко и В. Сухомлинского). Среди эпистолярного наследия В. Сухомлинского пришлось встретить довольно удивленную констатацию того, как глубоко изменяется поведение учеников во время начала обучения в основной школе. Из послушных детишек заключительных классов начальной школы за довольно короткое время они превращаются в младших подростков, которые почему-то довольно мало интересуются интенсивным обучением и становятся чем-то особенно сопротивляющимся усилиям учителей и родителей. В педагогике подобная возрастная трансформация получила название «подростковый кризис», наибольшее обострение которого приходится на вступительную часть всего подросткового интервала развития ребенка (по обыкновению это 12-18 лет, а кризис обычно интенсифицируется в интервале 12-14 лет).

Внимательное ознакомление со многими педагогическими энциклопедиями и лучшими учебниками по педагогике удостоверило «внимание и уважение» к особенностям поведения детей подросткового возраста ([1; 7] и др.). Например, в одном из наиболее основательных и обобщенных подобных материалов, автором которого является Тищенко С. П. [6],  указаны главные изменения в организме ребенка (половое созревание, активность гормональной системы, потеря равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервной системе и др.) и в его поведении. Также делается ударение на начале углубленной саморефлексии, возникновении проблем самоутверждения и самовыявления. В дальнейшем попутно отмечена потребность детей в общении с ровесниками, а также акцентированный эгоизм: «Дети этого возраста, конечно, не видят трудностей у членов семьи, с которыми живут, обнаруживают к ним, а также к другим детям эгоистическое отношения. Их сосредоточенность на собственных нуждах и интересах бывает настолько сильной, что другие люди воспринимаются подростками лишь как средство удовлетворения нужд собственного «Я»« [6, с.678].

Для данной статьи особенно важной оказывается рекомендация относительно преодоления всех отрицательных последствий подросткового кризиса: «Подростковый возраст, обозначенный целым рядом острых разногласий, ставит повышенные требования ко всем тем, кто причастен к делу обучения и воспитания подрастающего поколения. Как свидетельствует практика работы передовых психологов, избегнуть серьезных кризисных явлений в психическом развитии подростков возможно при условии тактичного, уважительного и вместе с тем требовательного отношения к детям этого возраста, а также путем психолого-педагогической помощи каждому ученику в процессе его самовыявления и самореализации собственных способностей и возможностей» [6, с.678].

Что можно отнести к недостаткам подобного распространенного представления психологов и педагогов об особенностях подросткового возраста? Прежде всего - недостаточное внимание к специфическим чертам деятельности головного мозга, закономерностям ментальной деятельности, особенностям работы органов чувств, долгодействующей и оперативной памяти и т.п.. В свое время автор этой статьи составил «для собственного использования» перечень из более 30 подобных особенностей (приведем их в Приложении, отказавшись от их детального анализа ради сохранения движения в центральной теме, провозглашенной в названии).

А вот в вопросе о могущественных и скрытых влияниях на поведение, например, короля Швеции Карла ХІІ и царя России Петра І нужно обратиться к достижениям такой интересной науки, какой стал раздел биологии под названием «этология» (за рубежом используется также термин «эволюционная психология», доказательством чего является большая книга [8]).

   Этология начинала свой путь из полевого исследования поведения животных, но во второй половине ХХ ст. видные ученые К.Лоренц, Н.Тинберген и другие [3; 4; 5], ставшие Нобелевскими лауреатами, осмелились высказываться и о естественных и генетически детерминированных основах поведения людей в разные возрастные интервалы их жизни. По их глубокому убеждению большинство особенностей поведения людей в подростковом возрасте можно понять именно на основе законов этологии и биологии (мы прибавим - еще и нейромолекулярной физиологии). Этологи утверждают, что в основе подростковых эффектов лежит видовое поведение. Оказалось, что все стайные высокоразвитые виды животных (много подобных умницам-воронам птиц, немало млекопитающих, а также большинство приматов), живущие группами разной численности и имеющие собственную кормовую территорию, отличаются явлением «подростковой социумизации». Накануне достижения полной половой зрелости особи мужского пола отделяются от своих родителей и почти полностью замыкаются в кругу ровесников или близких по возрасту.

  Нужно особенно сделать ударение на том, что примитивное физиологическое выживание группы каких-то млекопитающих (включая и людей в отдаленном прошлом) радикально зависело от успешности охраны кормовой территории от посягательств других групп, которые находились вне ее границ. На практике это означает беспрерывную «войну на границах», старание их расширить и достичь решающей победы, превратив мужскую часть группы побежденных в «дополнительный пищевой ресурс» (миллионы лет предшественники людей и позже пра-люди вынуждены были придерживаться установки - «Съешь врага, иначе он съест тебя»).

  В соперничестве тысяч групп разной численности отшлифовывались наиболее совершенные образцы их социальной организации и мастерства в потасовках и войнах. Победителями стали те группы, которые имели указанную на рисунке 1 «пирамидальную» организацию. «Вооруженные силы» групп людей или других стайных существ (например, павианов) формируют взрослые особи мужского пола, во главе которых стоит альфа-самец, опираясь на поддержку руководимых (уровни бета и гамма). От его агрессивности и способности сохранить управление своим «войском» даже в критические моменты силовых стычек на границах существенным образом зависит выживание всего племени. Не менее важной является сплоченность всей «пирамиды», осознание единства всех «своих», достаточно энергичная взаимная поддержка, в критических ситуациях - способность на индивидуальное самопожертвование ради спасения большинства состава родного племени. 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Рис. 1. Биологически и социально целесообразная организация групп людей (племен) 

   Изображенная на рисунке «пирамида» нигде и никогда не формировалась путем «свободных и честных выборов». Она возникает самая собой (автоматически) среди мужских особей подросткового возраста под влиянием мощных генетических программ. Эти программы принуждают обращать мало внимания на родителей и концентрироваться на соревновании среди ровесников. Это настолько важно, что родители не могут словесными поучениями отвлечь своих детей-подростков от подобной территориально-групповой «тусовки» и принудить сидеть дома и учить уроки (или просто находиться «в безопасности и под полным контролем»).

  Для этологов вполне очевидно, что высочайшей задачей подросткового возрастного периода является формирование устойчивых связей между ровесниками и образование четко упорядоченной подростковой иерархии в виде распределения отдельных особей по ступенькам доминантности и подчинения, начиная от признанного лидера (альфа-подросток) до последней «шестерки» (омега-особь). Впрочем, вне «пирамиды» остается небольшой процент мальчиков с критическим мышлением, которые утверждаются не потасовками, а накоплением знаний и ремесленных (или других) умений, полученных от «мастеров» - лиц старшего возраста.

   Перенесение момента начала образования иерархии из вполне взрослого возраста в младший подростковый чрезвычайно удобно для стаи - исчезает серьезная опасность ранений или гибели мощных взрослых особей в процессе соперничества за более высокий статус, за благосклонность самки и др. Действительно, подростки имеют слабое и неразвитое видовое оружие, они не успели отлично научиться его применению, поэтому «нормальные» стычки и потасовки между подростками одного и того же пола сравнительно безопасны для их здоровья и очень редко завершаются смертью одного из участников или серьезным увечьем. Очевидно, что сформированная в соперничестве и потасовках подростковая иерархическая «пирамида» в почти неизменном виде (при сохранении состава) в меру полного взросления ее членов органически переходит в общую иерархическую структуру всего племени. Молодой альфа-предводитель становится позже вождем, его ближайшие друзья и соратники - элитной руководящей верхушкой стаи или племени. Любые другие варианты реализации процесса образования иерархии молодых поколений и их включение в состав взрослых полноправных особей уступают «подростковому» варианту по своей эффективности и безопасности.

  Нам важно указать также выдающиеся психические особенности тех, кто в «пирамиде», и тех, кто находится вне нее. Психика «пирамидальщиков» чрезвычайно чувствительна и они предельно остро реагируют не только на критические высказывания о себе, но и на советы, воспринимая их как унижение и низкую оценку собственных мыслительных и других способностей. Эта черта делает практически невозможным обмен положительной информацией между альфой-лидером и теми, кто расположен ниже. В этой ситуации понятие «интеллект племени» редуцируется к интеллекту альфы-самца. Он далеко не наибольший дурак племени, но и не вершина мудрости и способности к глубоким раздумьям. Альфа-лицо любит и умеет драться и соперничать, отличается высочайшим упрямством и умением достигать своего, несмотря на синяки и мелкие ранения.

  Синдром адреналиновой зависимости характерен не только для альфы-самца, но для подавляющего большинства состава указанной на рисунке «пирамиды». Рамки статьи не дают возможность развить этот факт в аспекте несоответствия требований современной «безадреналиновой» и цивилизованной общественной жизни и глубоких программ индивидуальной деятельности, физиологически направленных на преодоление почти беспрерывных жизненных угроз во время «войны на границах», охоты, соревнования за повышение своего статуса в социальной «пирамиде» и т.д. Отнюдь не случайным стало все большее распространение «экстремальных» спортивных и псевдоспортивных занятий. Стоит подчеркнуть, что пребывание альфы-особи на вершине пирамиды является временным, а не вечным явлением. Он вынужден большую часть своего интеллекта и физиологических возможностей направлять на защиту своего статуса, постоянно удостоверять всем участниками общественной «пирамиды», что он есть и остается первым и самым «крутым». И речи быть не может об ускоренном движении к настоящей мудрости и достижению желаемого не силой, а умом. В этой ситуации счастьем для альфа-лидера и всего племени есть его способность прислушаться и использовать советы наиболее мудрых и умных представителей той части племени, что создана Природой для самостоятельного и критического мышления.

   В течение всего исторического периода эволюции человечества довольно редко формировались крепкие тандемы из альфа-лидера и мудрого советника (известными примерами являются тандемы «А.Македонский - Аристотель», «Чингисхан и мудрец-китаец» и т.п.). Намного чаще вознесенный на вершину власти молодой руководитель государства пользовался собственным умом и характерными для его возраста основами генетически унаследованного поведения. В соперничестве с соседями он каждый раз действовал так, как действуют руководители молодежных территориальных группировок в украинских (пример - Кривой Рог), российских (Казань, Тольятти) французских (окраины Парижа) городов и городков. Здесь особенно уместно припомнить недавний историческо-политический ажиотаж вокруг очередной годовщины Полтавской битвы между войсками Швеции и России, возглавляемых двумя совершенно классическими «подростками» в лице Карла ХІІ (1682-1718) и Петра І (1672-1725). Воспитанные на исторических примерах больших завоевателей прошлого, оба получили полноту индивидуальной власти и не останавливались ни перед чем, стараясь ее укрепить.

   Карл ХІІ вошел в историю как типичный «вундеркинд», перешедший от подростковых развлечений и «шуток» над всеми окружающими к военным походам с твердым намерением превзойти все достижения Александра Македонского. Короли-предшественники оставили ему в наследство мощную империю и чуть ли не лучшие в Европе армию и флот. После достижения совершеннолетия без особых трудностей разгромил Данию, Польшу и нанес обидное поражение старшему от себя Петру І под Нарвой. Вследствие почти полнейшего отсутствия стратегического мышления (приспособленные для этого мозговые структуры формируются лишь после наступления «полной взрослости») Карл ХІІ вместо закрепления победы и полного разгрома вооруженных сил Петра І дал ему несколько лет на восстановление, израсходовав время на очередные развлечения, состоявшие в азартной «охоте» на весьма прыткого и осторожного польского короля Августа ІІ. Дальнейшие события, завершившиеся поражением под Полтавой, продолжительным «гостеванием» у турок, почти тайным возвращением домой, отчаянным и никому не нужным предсмертным походом в Норвегию с убийством своими же в спину - известны всем и детали мы повторять не будем.

   Петр І тоже был подростком, но на десять лет старше Карла ХІІ. В эти десять лет вместились и смертельный ужас перед возможностью потери жизни вследствие организованных соперниками из рода Милославских бунтов московских стрельцов, и многолетнее накопление опыта плавания под настоящими парусами, строительства кораблей, управления войсками и др. Одинаковое с Карлом ХІІ упорство у Петра І дополнялось большим опытом и некоторой способностью прислушаться к умным советам других лиц. Поэтому его окончательная победа вполне закономерна.

  Начав подведение итогов, укажем - в мире слишком много примеров того, как общеизвестные руководители государств демонстрируют все симптомы типичного подросткового поведения, повторяя образцы действий альфа-проводников подростковых пацанских стай и путая генетически унаследованные импульсы неуравновешенной агрессивности с глубокими и стратегическими соображениями (едва ли не самый показательный пример - совершенно бессмысленная стычка между лидерами Грузии и России за фактически никому не нужную Южную Осетию. Феномен изменения статуса Крыма считаем очевидным и обсуждать не будем). Остается лишь сожалеть о том, что не во всех современных государствах мира к высшим государственным положения категорически запрещено допускать лиц моложе 45-50 лет. Советуем читателям обратить пристальное внимание на примеры успешного государственного управления и внешней политики: Сингапур, Южную Африку, наконец, современный Китай.  

    Принять соответствующие конституционные законы относительно рационального интервала возраста кандидатов в президенты - очень простое дело в сравнении с модернизацией методов деятельности учебных заведений и содержания обучения не только учеников подросткового возраста, но и студентов. Мы уже предлагали на основе учета новейших достижений этологии, нейромолекулярной биологии и других молодых наук о человеке трансформировать классическую педагогику в ноопедагогику [2]. Актуальность этой задачи становится особенно важной в условиях победы цифрового воспроизведения произвольной информации над привычно-текстовым (что и стало причиной впечатляющего повышения эффективности «информационных войн»). Вся высшая школа ХХІ века обязана довольно быстро осуществить «прыжок» от унаследованных со времен средневековья образцов «вещательного» учебно-воспитательного процесса, к активной совместной работе преподавателей и студентов внутри вузов и в тех сетях, которые окажутся необходимыми для обучения и научных исследований.

   В этой статье, говоря об учете психологических проблем в образовании мы вынуждены ограничиться предыдущими строками, предупредив читателей, что в не столь уже и отдаленном будущем произойдет замена электроники на спинтронику с невероятно большим улучшением всех тех характеристик, которые мы так ценим в современных информационно-коммуникационных средствах. 

   В заключение предлагаю рассмотреть сформулированные мною особенности мышления и нервной системы подростков, отражающиеся в их поведении и реакции на окружающую жизнь:

1. Чрезмерно острая или акцентированная реакция на себя, на оценку собственной персоны другими людьми.

2. Значительная подчиненность группе (прежде всего - для мальчиков), аттрактивный характер втягивания в нее, внутренняя согласованность с подчиненностью и необходимостью первостепенного учета принадлежности именно к данной группе.

3. Во время пребывания в группе - предельная ограниченность индивидуальной свободы, множественности выбора действий и оценок, угнетающее влияние на «свободу воли».

4. Примитивизированность (упрощенность) мышления и его «ускоренность» (причина - чрезмерное влияние эмоциональной составляющей и недоразвитость механизмов аудита).

5. Категоричность в решениях и их одноизмеримость (редко мышление подростка способно предоставить „веер вариантов” и принудить их критически анализировать).

6. Обострение противоречия между возрастной программой овладения „профессией жизни” (для этого Природой изобретено явление „профессионализации головного мозга” - эволюции ее „белой” части) и программой сохранения/повышения статуса в подростковой пирамиде.

7. Выразительное доминирование приоритетов «данного мгновения» над нуждами рационального построения и развития жизненной стратегии и всего процесса современной социумизации (т.е., равноправного вхождения в общество).

8. Увлечение „огромным” (и еще больше - гигантским).

9. Малопригодность для условий современных цивилизованных обществ чрезмерного уважения к физической силе, большой массе мышц и т.п. на фоне достаточно выразительного пренебрежения к интеллекту и стремлению меньшинства своих ровесников к знаниям и профессионализму.

10. Болезненно-необъективная реакция на собственную внешность.

11. Чрезмерные требования к родителям относительно их „обязанности” обеспечивать подростка теми вещами, которые он считает нужными для повышения своего рейтинга и статуса в подростковой иерархии.

12. Сексуальное давление со стороны собственного организма. Сложность отыскать общественно и физиологически приемлемую „разрядку”.

13. Легкость активизации системы депрессии (одно из неприятных последствий - повышенная склонность к самоубийствам).

14. Полнейшая неосознанность факта существования и условий рациональности использования унаследованных генетических программ управления индивидуальным поведением в подростковом периоде жизни; непонимание того, что они временные и будут заменены другими (причина - незнание основ этологии, отказ большинства стран от включения ее достижений в курсы биологии).

15. Обострение агрессивности и активизация всех систем самозащиты.

16. Доминирование атавистических черт в поведении над всеми более „молодыми”, сформированными в современных обществах.

17. Интенсификация потребности находиться в контакте с ровесниками и осуществлять с ними какие-то общие действия (например: защищать „свою” территорию, реализовать на практике призывы „поисковой программы” и т.п.).

18. Выход потребности пребывания в группе на уровень доминантной физиологической зависимости (доказано, что подростковая дружба имеет наркотическую основу и характеризуется аномальным возбуждением нашей „системы рекомпенсации”).

19. Острая необходимость отыскания образцов и образов, способных сыграть роль указателей для вектора индивидуальных действий и, отчасти, всей социумизации.

20. Относительно большая продолжительность подросткового периода для мужчин, меньшая - для женщин. Акцентируется явление социального удлинения этого периода относительно норм, сформированных у животных предшественников человека и у самого человека в доисторические времена.

21. Сохранение элементов подростковой программы в поведении подавляющего большинства мужчин среднего и старшего возраста (конечно, мы имеем в данном случае в виду „пирамидальщиков”).

22. Большая асимметрия подросткового поведения у лиц обеих полов. До наступления времени «подросткового кризиса» и после него это отличие меньше.

23. Низкий уровень восприятия информации от родных и старших лиц, не входящих в круг „образцов”. Это особенно заметно на фоне того, что реакция на сигналы из референтной группы чрезмерно остра.

24. Подростковый возраст сильнее других интервалов жизни „страдает” от последствий той „частичной мауглизации”, которая происходила в возрасте 0-2 года. Подросток должен быстро принимать важные решения, а мозг не готов к этому.

25. Противоречие между желанием „выглядеть взрослым” и невозможностью его осуществления.

26. Обострение чувства патриотизма и повышение склонности к „ярким” демонстрационным поступкам.

27. Естественная и временная «некрасивость» подростков как средство удержания лиц этого возрастного интервала от преждевременной половой жизни.

28. Повышение склонности подростков к ускоренному включению в секты и другие неформальные объединения

29. Чрезмерная и некритическая склонность к „новому” (особенно - в условиях пребывания в группе)

30. Сохранение элементов „территориально-поисковой” программы и склонность к демонстрационному вандализму.

31. Очень высокая опасность столкновения посторонних лиц с подростковой стаей в момент, когда ее руководитель избирает вектор „общих действий”.

32. Появление Интернета и экранных средств как дополнительного препятствия в осуществлении положительного влияния взрослых на детей и подростков в аспектах предотвращения опасностей перестройки головного мозга во взрослое состояние.

 

Литература

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с

2. Корсак, К. В. Идея ноопедагогики – мечта или основа глобального мега-проекта? // Вестник высшей школы (Alma mater). – 2013. – №4. – С. 26-30.

3. Кудрявцева Н.Н. Агрессия: от концепции К.Лоренца к современным представлениям // Природа. – 2008. – №9. – С. 60-63.

4. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. – М.: Республика, 1998. – 393 с.

5. Тинберген Н. Социальное поведение животных.: Пер. с англ.– М.: Мир, 1993.– 152 с.

6. Тищенко С.П. Подростковий вік / Енциклопедія освіти / АПН України, гол. ред. В.Г. Кремень. – К., 2008. – С. 677-678.

7. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480 с.

8. Rossano M.J. Evolutionary Psychology. The Science of Human Behavior and Evolution. – USA, John Wiley & Sons, Inc., 2003. – 488+XI p.

________________________________

© Корсак Константин Витальевич

Мир в фотографиях и рисунках
Президент Франции прощается с полицейским, погибшим при спасении заложников. Фотографии, опубликованные в соци...
Цвет российской истории
Николай II во время I мировой войны. Черно-белые фотографии знаковых событий мировой истории окрашены с помощь...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum