Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
"Я убит подо Ржевом". Поэтическая правда Твардовского
Военная тема в поэзии Твардовского. Отношения между людьми, память, гуманитарные...
№05
(395)
05.05.2022
Культура
Бардовский счет Григория Дикштейна
(№11 [284] 25.09.2014)
Автор: Сергей Орловский
Сергей  Орловский

Нажмите, чтобы увеличить.
 
Дикштейн Григорий Ефимович родился 4 ноября 1936 г. в г. Харькове (Украина). Школа, техникум, служба в армии. Поступил в Украинский заочный политехнический институт на специальность «Инженер-механик» и закончил его в 1968 г. Работал токарем, мастером ОТК, дизайнером. Переквалифицировался из «инженера-механика» в «конструктора-художника». Руководил отделом «Промышленная эстетика» в опытном конструкторском бюро технических средств обучения. Участник различных проектов, в том числе и для центра космического управления. Эмигрировал в США (1992) как политический беженец [1]. Живёт в Чикаго. Сначала работал художником – дизайнером [2], а с 1994 г. работает на русском радио «Новая жизнь» ведёт передачу «Поющие поэты».

   Стихи начал писать с 14 лет, а песни – примерно с 1952 года [3]. Лауреат и член жюри многочисленных фестивалей самодеятельной песни. В 1976 году вместе с Ю.Визбором и С.Никитиным, Г. Дикштейн получил приз зрительских симпатий на Грушинском фестивале. Автор записал на московской фирме «Мелодия» три авторских диска: «И отзовется эхо!» (1987), «Композиция по прозе Исаака Бабеля» (1989), «Танго с секретом» (1990). Но, вышли только два из них – в 1989 и 1991 годах. Изданы две книги стихов и песен: «И отзовется эхо» (Чикаго, 1995 г.), «Мы дети погонь и агоний» (Украина, 2001 г.). Уже в Америке вышли магнитные альбомы («Песни Григория Дикштейна» - 1992, «Как это делалось...» - 1992, «Две души» - 1995), компактные диски («Крылья клеенные воском» - 1998, «Старое танго с секретом» - 1999, «Как это делалось...» - 2001, «Лаокоон и другие…» - 2003, «Пересыхающий ручей» - 2006 г., «Слепок с натуры» - 2006). О творчестве Григория Дикштейна, на русском телевидении WMNB(Нью-Йорк), были выпущены три передачи [4]. География концертных выступлений обширна: Канада, Франция, Израиль, Германия, Россия, Украина.  Песни и стихи Григория Дикштейна вошли в многочисленные [5] сборники и журналы России и других бывших республик СССР. Некоторые стихи переведены на чешский, словацкий, иврит,  английский, французский.

   Играет на семиструнной гитаре со стандартным для такой гитары строём. В музыкальной школе не учился, освоил гитару самостоятельно. Написал примерно 250 песен. 

Первое впечатление. «Это было в 1975 году в Тирасполе. На фестиваль туристской [6] и самодеятельной песни, тогда не было названия «авторская песня», собрались исполнители и авторы песен из разных городов бывшего СССР. Организатором был молдавский автор и исполнитель песен семиструнщик Виктор Дёмин. Среди гостей особенно выделялись авторы песен, такие как: Евгений Клячкин (г. Ленинград), Григорий Дикштейн (г. Харьков), Александр Васин (г. Москва), Виталий Фролов (г. Одесса). Выступление Дикштейна запомнилось не только из-за хорошего качества его песен, но также и потому, что он сильно преображался во время исполнения песен. Буквально «горел, как яркий костер». Его энергичность была просто удивительна» [7].

Происхождение автора. «Такой известный автор песен как Виктор Луферов постоянно подчёркивал, что он пишет песни не в теме «попеть в туристском походе у костра», не ориентируя своего слушателя непременно «быть путешественником». Песня как птица, она есть для всех и ни для кого конкретно. Но, когда мы говорим о Григории Дикштейне, то перед нами автор, который начал писать свои песни для друзей у походного костра. Мне рассказывали туристы-водники [8], которые увлекались походами на байдарках, что Дикштейн был неоднократным активным участником их походных костров. Он начинал свой творческий путь и приобрел первоначальную немалую известность именно в кругах туристов и в сети туристских клубов. Григорий Ефимович произошёл из круга «туристская песня». Другое дело, что темы его песен уходили за грани «спортивный поход» в русло «саморазвитие человека». В его голосе звучала редкая песенная торжественность натурального голоса живого человека, соединяющая воедино три песенных потока: самодеятельная песня, бардовская песня, авторская-1. Ярким примером широко известных туристских песен Г. Дикштейна есть песни [9]: «Горячей и черной картошкой печённой», «Меж высотными домами», «Дружище, ты помнишь тот самый апрель».

Непременная понятность для многих. «К нам в Днепропетровск Г. Дикштейн приезжал несколько раз по приглашению нашего местного КСП [10]. В этот раз его концерты проходили в помещении небольшого кинотеатра. Помогая распространять билеты на концерт, мы с женой пригласили наших знакомых, которые не входили в наши кспешные круги, но были культурно восприимчивы. Наши знакомые сначала отказывались, узнав, что концертант не имеет общепринятых регалий и будет не профессионально петь и аккомпанировать себе на простой семиструнной гитаре. Кроме того, они удивились, что организация концерта проходила только по сети КСП, без широкой рекламы и развешивания афиш. Но, всё же они решили, в конце концов, рискнуть и пришли на концерт. И не прогадали. Они настолько увлеклись, что, как и многие в зале, никак не хотели уходить и всё хлопали и хлопали, обозначая просьбу «хотим ещё песен». Потом наши знакомые перезвонили нам по телефону и благодарили за чудесный вечер».

Работа с театром. «Понятно, что такой мощный автор стихов и песен не мог оставаться просто не замеченным кругами творческой культуры г. Харькова. Песни из его цикла песен по произведениям И.Э. Бабеля и В.М. Шушкина был востребован [11] некоторыми режиссерами и артистами театра».

Балансирование на грани «поэзия-пошлость». У Г. Дикштейна есть две песни – «Город маленький на юге» и «Кот лениво выгнет спину», где он демонстрирует поистине визборовскую способность балансировать на грани «поэзия-пошлость», вызывая слушательскую улыбку, но не впадая в некое сексуальное панибратство – «мол знаем, знаем, что и у вас имеется».

Неудача в Гамбургском счёте. В истории цирковых борцов Европы известен особенный тип соревнований между цирковыми борцами. Чтобы выявить подлинно сильнейшего среди них, цирковые борцы разных цирков собирались на закрытые для простых зрителей соревнования. Собирались на одну ночь в г. Гамбург, сами судили свои поединки и выбирали сильнейшего. Наутро следующего дня они разъезжались по своим циркам. Такое состязание получило название «Гамбургский счёт».

По аналогии с «Габургским счётом» для борцов, в 1978 г., в г. Ульяновск был проведен первый «Гамбургский счёт» для бардов СССР. Приглашения были разосланы примерно 30 предполагаемым участникам из лидерного ряда бардов: Б. Окуджаве, А. Городницкому, С. Никитину, Ю.Киму, Ю. Визбору, Л. Сергееву, Г. Дикштейну, В. Федорову, В. Бокову и др. Окуджава и Визбор отказались участвовать, прислали поздравительные телеграммы участникам состязания. Никитин, Ким и Городницкий просто не приехали и не прореагировали никак.

Григорий Дикштейн выступил с песней «Ещё грызем на лавочках подсолнухов плоды»(«21 июня»). Но во время исполнения песни внезапно забыл слова и остановился. В результате получил невысокий бал. Первое же место по итогам голосования «бард оценивает барда» получил Виктор Федоров (г. Ленинград).

 Кому и зачем нужна песня? « … я был призёром Грушинского фестиваля 1975 года, хотя я был сложившимся автором, мне казалась, что то, что мы делаем крайне необходимо, это был 1975 год, и это была правда. Действительно это было нужно. Но уже спустя год, спустя два, три даже на Груше происходили необратимые процессы. Тогда половина горы слушала, а половина оставалась на поляне и выпивала, и закусывала. Тем более что времена меняются, действительно поток рыночных отношений и циничный прагматизм, все это хлынуло сюда в песню, ничего удивительного нет, что меняется сама песня. Но мне припоминается разговор Гладилина, один из последних разговоров с Булатом в Париже, когда Булат Шалвович рассказывал, что было огромное выступление в Лужниках, и тогда популярные поэты – и Вознесенский, и Окуджава, и Евтушенко, и Рождественский, стояли и смотрели на эту огромную толпу, а Булат говорит: «Ребята, вы думаете, что вот эта толпа, которая пришла, вас послушает, она пришла слушать поэзию? Вы глубоко ошибаетесь. Они пришли услышать то, что не могут услышать по радио. А любящих поэзию тут всего человек 500, не больше». Вот такое соотношение на сегодняшний день и осталось. И поэтому я не езжу на большие фестивали, а еду на маленькие, куда приходят истинные любители поэзии. Вот моя точка зрения, сжатая до такого небольшого выступления сегодня, хотя есть о чем поговорить и более подробно на разные темы и об этом фестивале, и о нашем фестивале и песни как таковой. Сам Городницкий, который многажды бывал председателем жюри на Грушинке, говорит, что это уже не концерт авторской песни, а это супер-шоу, живущее по законам толпы, и ценят только умеющих ошарашить, оглушить или рассмешить. Из авторской песни выпал автор. Вот какая штука » [12].

Передача «Поющие поэты». В этой передаче «я акцентирую свое внимание на том, что говорю не об авторской песне вообще, а только об её поэтическом направлении. А поэзия, извините меня, вечна, и нельзя сказать, что этого не будет через столетия. Будет, как бы мы ни говорили, что это плохо и что меняются авторы, наше отношение к жизни, поэзия будет. И поэтому моя передача на нашем радио называется "Поющие поэты". Я только об этом течении говорю, а не об авторской песне вообще, которая стала очень эстрадной. И я и сам грешен, я свои песни стал делать с аранжировками в последнее время, потому что хочется, чтобы их услышали, а под одну гитару услышат 10%, а под сопровождение, аранжированное услышат 90%. И хочется быть услышанным, это реально, это нормально» [13].

«Вы раз в неделю у себя в Чикаго делаете программу "Поющие поэты", 400 человек, которые вас слушают, - кто они? Вы видите портреты этих людей?
- Да. Потому что достаточно часто я выхожу здесь на сцену, и участвую в концертах, которые делает здесь наше творческое объединение "Тема". Я вижу этих людей. К сожалению большому в массе своей это седоголовые люди. Но появление молодежи в этой аудитории необыкновенно радует. Существует все-таки преемственность поколений, значит, мы что-то вложили в наших детей, и хотя я обращаюсь к своей внучке со стихами «Не отдаляйся от меня», с внуками труднее, а вот дети перехватили нашу эстафету, и ходят на эти концерты. Не знаю, как будет дальше, очень трудно, потому что уже молодежь русских газет и журналов не читает, хотя еще по-русски говорит довольно сносно. Я, честно скажу, очень озабочен, какой будет русскоязычная аудитория через десяток лет»
[14].

Клубные песни. «История КСП знает такое понятие, как «клубная песня». Это – песня, которую можно петь хором, неважно сколько людей её будет петь. Количество поющих только усиливает песенное звучание. Такая песня открыта к обществу поющих, сколько бы в нём не было человек. В нашем Днепропетровском КСП такими песнями, в том числе, были и песни Г. Дикштейна, такие как: «Голосом тонким и голосом сорванным», «Разленились городские голуби», «Если косы дожей»».

На песню барда отзывается современная немецкая улица. «…Один раз в году, в г. Нюрнберге происходит большой песенно-музыкальный праздник «Встреча бардов» (Bardentreffen). В центре города, все улицы так называемого «старого города» [15] отданы на три дня в распоряжение музыкантов и певцов. Я выхожу на эти улицы петь песни бардов на трёх языках(русский, украинский, эсперанто). Делаю я это в тех местах, где мне не мешают звуки исполнителей песен не бардовской линии. Мне не нужно денег, я выхожу не зарабатывать песней, а дать прохожим послушать то, что исходит точно об бардов – аутентичную бардовскую песню [16]. Последние два года в моем уличном репертуаре прочно удерживаются две песни Г.Дикштейна: «Менестрели, поэты, паяцы» и «Сколько горечи в этом исходе». Я их исполняю на русском языке и в переводе на эсперанто. Не знающие языка прохожие вдруг останавливаются, замирают и стоят, ничего не говоря. Нет они не подходят, чтобы что-то спросить или бросить денежку. Песня их просто как бы околдовывает. Они слышат не текст, а ту тожественность голоса, которая свойственна бардам – у них открывается двухслойный слух, связывающий их внутренний слух с торжественным голосом исполнителя бардовской песни. конечно, это происходит не со всеми поголовно прохожими. Но это происходит обязательно, хоть с одним из них. Современная интернациональная немецкая улица не полностью глуха к песням бардов, к песням Г.Дикштейна в частности…».

Специальное исследование песенного наследия. Такое исследование [17] показывает [18], что Г. Дикштейн:

  • Является автором песен первой волны «нашей песни».
  • Авторский взнос в репрезентное множество «нашей песни» составляет примерно 200 песен.
  • Авторский взнос в референтное множество «нашей песни» составляет 13 песен, названия которых указаны в таблице 1.
  • Песенный след Г.Дикштейна состоит из 11 состояний акцентного поля песни (см. табл.2): бардовское – 5 состояний, авторское – 4, самодеятельное – 1, равноакцентное - 1. Сравнение с акцентным полем следа Б.Окуджавы показывает только совпадение в одном состоянии – равноакцентное.
  • В табеле о рангах в «нашей песне» Г.Дикштейн соответствует ячейке «корни-ядро», где он является одним из 18 человек. Одновременно он попадает в «первый ряд бардов» [19], где он является одним из 30 человек. 

Таблица 1. Песни Г. Дикштейна в референтном множестве «наша песня» [20]

                                     Название песни по первой её строчке

Голосом звонким и голосом сорванным

Может жизни карусель

Город маленький на юге

Не сотвори себе кумира

Горячей и черной картошкой печеной

Окончился сеанс

Если косы дождей

Разленились городские голуби

Если откровенно

Сколько горечи в этом исходе

Лицедеи поэты паяцы

Эта скудность бесприютность

Месяц кончился калека

 

Таблица 2. Сравнение акцентных полей песен Б. Окуджавы и Г. Дикштейна. Фраза «равно» указывает на равноакцентность всех позиций акцентного поля. 

          Окуджава Б.Ш.

        Дикштейн Г.Е.

   Общее

Акцент

Принадлеж.

Акцент

Принадлеж.

01

абс

б

абС

б

саб/ абс

02

Абс

б

абс

равно

-

03

Абс

б

аБс

б

-

04

АбС

б

аБс

б

-

05

Сба

б

АБс

б

-

06

Сба

б

абс

б

-

07

Сба

б

аСб

с

-

08

АБС

Равно

бас

а

-

09

АБС

б

бас

а

-

10

СБа

б

бАс

а

-

11

саб

равно

бас

а

-

    Советы исполнителям песен. Практически все песни Г. Дикштейна требуют готовности их исполнителя к ощутимой энергетической отдаче. Накладывает отпечаток и то, что автор использует семиструнную гитару, которая всегда звучит ниже шестиструнной гитары. Чтобы придать шестиструнке симиструнную окраску, нужно знать специальные обращения аккордов. Шестиструнка, при этом, играет с опорой на яркую басовую окраску.

Мы рекомендуем исполнителю попробовать себя на песнях, список которых дан в таблице 3.

Таблица 3. Песни Г. Дикштейна для исполнительской пробы

Название песни по первой её строчке

Голосом звонким и голосом сорванным 

Перезвон из темноты

Горячей и черной картошкой печеной

Разленились городские голуби

Если косы дождей

Сколько горечи в этом исходе

Если откровенно

Солнце белое палит

Легкий и тонкий как балерина

Ценю этот воздух, листву и кору

Лицедеи поэты паяцы

Не сотвори себе кумира 

    «…Готовясь к очередному моему камерному вечеру песен из цикла «Музей бардов мира» [21], я не обнаружил у себя ни аудио, ни текста песни Дикштейна «Легкий и тонкий как балерина». Глянул в Интернет, часто помогающий мне архивный сайт авторской песни www.bards.ru был на ремонте и я написал коротенькое письмо-просьбу Григорию [22] прямо на его компьютерный адрес. Он ответил буквально в тот же день, прислал аудио и текст с аккордами. Аудио и текст понятно, но аккорды то зачем? Это даже несколько оскорбительно для нормального аутентичного исполнителя «нашей песни». Почему? – Да потому, что такой исполнитель имеет очень развитый гармонический слух, способен подобрать на слух даже очень непростой аккомпанемент от С.Никитина или А.Дольского, а то и от дуэта «Иваси». В аккомпанементах песен Г. Дикштейна музыкальная гармония и её движение не тривиальны, но вполне понятны и ясны для слуха. Дикштейн – мелодист. Главное здесь – соблюсти тембровую окраску и темп аккомпанемента».

«Энерго-крик». Мы обращаем особенное внимание исполнителей песен на такое произведение Г. Дикштейна как «Ценю этот воздух, листву и кору». Что это такое? Песня, стихи под музыку, другой интонационный вид творчества? - По нашему мнению, это – некий «энерго-крик» [23]. Мелодии практически нет и слух воспринимает только некий очень активный [24] темп. Такая песенная неопределенность не позволила нам включить это широко известное произведение Г.Дикштейна в его вклад в референтное множество «нашей песни».

Обязательность письма. Если кто-нибудь из наших читателей попробует поискать информацию о Г. Дикштейне в интернете, то будет удивлён тем, что песен можно найти немало, а о самом авторе почти ничего нет. Никаких воспоминаний, позволяющих на что-то сослаться или что-то хотя бы позаимствовать в теме «Дикштейн – бард». Какие-то краткие призывы к русскоязычным эмигрантам, чтобы они обязательно посетили концерты Дикштейна, небольшие отзывы [25] о книгах и дисках, информация о предстоящих концертах и турне, статусных видеоинтервью [26]. Но никаких собирательно-пишущих кругов [27], как это мы видим вокруг многих известных бардов бывшего СССР. Не случайно целью данной статьи мы определили дать толчок развитию «легендирующего круга» и «алфавизму» для такого заметного автора песен, каким является Г.Дикштейн. Его подлинный бардовский масштаб многими пишущими видится только отвлечённо извне. Однако Григорий Ефимович – один из тех, кто создавал и создаёт историю «Авторской культуры песен» [28] – не только русской, но и мировой [29] песенной культуры в целом. Здоровья ему и сил.

 

Примечания:

1. Григорий рассказывает на своих концертах, что когда он был на гастролях в США, его квартиру в Харькове сожгли бандиты из-за телепередачи, которую вела его дочь на местном телевидении «Тонис». Таким образом, ему некуда было возвращаться, и он стал «автоматическим беженцем», нужно было выбрать только статус.

2. «…работал в китайской фирме. Рисовал оформительскую рекламу для китайского квартала: красочных драконов и рядом. Но, потом фирма решила переехать в Китай. Звали с собой, но я не поехал.» – из прямой речи Г. Дикштейна на его концерте в г. Нюрнберге. 

3. На аудиозаписи одного из ранних своих концертов (1970 г., г. Москва) Григорий Ефимович говорит, что он стал серьёзно относиться к сочинению песен примерно с 1960 г.

4. Автор и ведущий Иван Менджерицкий, передача «Сядь со мною рядом».

5. В частности: «Гении рифмы. 500 лучших стихотворений мировой поэзии»(1998), «Антология авторской песни» (под редакцией Д.Сухарева, 2002), и «Антология бардовской песни» (под редакцией Р. Шипова, 2005),  журнал «Смена» и др.).

6. Тогда под словом «турист» понимали тех, кто увлекался спортивными походами: горный туризм, байдарочный туризм и рядом.

7. Из личных архивных записей автора статьи. Далее, если нет ссылки, то это означает ссылку на архив личных записей автора статьи.

8. Водный слалом.

9. Песни указываются по первой своей строчке. Так принято среди исполнителей «нашей песни».

10. Аббревиатура от названия «Клуб самодеятельной песни».

11. Речь идет о таких спектаклях, как: «Как это делалось в Одессе» и «До третьих петухов». Примерно два года Г. Дикштейн выступал с официальной филармонической  сцены, озвучивая песенную сторону сказки «До третьих петухов». Для народного театра «Театр поэзии» г. Харькова были написаны песни к спектаклям «Принцесса на Горошине», «Пламя», «Первооткрыватели».

12. Из прямой речи Г.Дикштейна в радиопередаче Н.Болтянской (радиостанция «Эхо Москвы», 27.06.2003).

13. Из прямой речи Г.Дикштейна в радиопередаче Н.Болтянской (радиостанция «Эхо Москвы», 27.06. 2003).

14. Из прямой речи Г.Дикштейна в радиопередаче Н.Болтянской (радиостанция «Эхо Москвы», 21.03.2003).

15. Это круг карты диаметром примерно в один километр. 

16. Понятие не случайное. Заинтересованный читатель может познакомиться с теоретической моделью «Наша песня» по статьям в журнале «Релга».

17. Смотри наши статьи в журнале «Релга»: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;userid=1096

18. Не все желаемые позиции анализа можно выполнить в связи отсутствием у нас точных датировок к текстам всех песен Г. Дикштейна. Например, на главном сайте по авторской песне – www.bards.de выставлено 174 текста песен, из них 72 имеют датировку, а 102 – нет.

19. Это те, кто является первыми претендентами на звание «классик бардовской песни русской культуры».

20. «Наша песня» - таким названием мы обозначаем песни КСП и песенный взрыв от непрофессиональных авторов песен в русской культуре второй половины 20 века. Она – триедина, неразрывно соединяет три песенных потока: самодеятельная песня, бардовская песня, авторская-1. Подробнее в наших публикациях в журнале «Релга».

21. Нами выполнен полный цикл спирали культурного легендирования темы «наша песня»: статьи, монография, диссертационная рукопись, энциклопедия, учебник, виртуальный архив-музей, аутентичная практика песен.

22. Мы пишем здесь только имя без отчества т.к. автор статьи лично знаком с Дикштейном ещё с времён КСП в бывшем СССР. В среде исполнителей «нашей песни» было принято обращаться на «ты», конечно уважительно и не впадая в панибратсво.

23. Психоэнергетическая лавина и т.п. Недаром же это произведение разбудило спящих на Горе Грушинского фестиваля. 

24. Можно было сказать и сильнее: «бешеный темп».

25. Лев Ленчик. Мы дети погонь и агоний... (Заметки о книге Григория Дикштейна «И отзовется эхо»). На официальном сайте Г. Дикштейна:  http://www.kspus.org/Greg/.

26. В интернет выложено видео немаленькой телепередачи «Григорий Дикштейн в гостях у Виктора Топалера» (Нью-Йорк).

27. Например, как вокруг фигуры Ю.Визбора. Где те, кто называл себя «архивистом от КСП»? Почему информация Интернет носит здесь только кусочно-осколочный характер?

28. Равноправный слой культуры наряду с двумя, уже признанными: профессиональное и народное.

29. Дикштейн Г. включен нами в состав бардов нашей энциклопедии «Авторская культура песен народов мира» дважды – как «один из исторической цепочки бардов народов мира» и как «один из бардов песенного взрыва «наша песня».

__________________________ 

© Орловский Сергей Павлович 

Мир в фотографиях из электронных сетей
Фотографии, опубликованные в марте-апреле в электронных сетях и на сайтах.
Нильс Бор: принцип невойны
О принципе дополнительности великого датского физика Нильса Бора.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum