Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Творчество
Выставка художников творческой группы из Ростова-на-Дону "НА ЗЕМЛЕ"
(№12 [285] 20.10.2014)
Автор: Эльвира Могилевская
Эльвира Могилевская

Пять лет... Этот первый юбилей творческая группа "На Земле" из Ростова-на-Дону встретила в галерее народного художника России Дмитрия Белюкина - в Царской башне Казанского вокзала Москвы. Александр Савеленко, Ольга Менжилий, Дмитрий Мясников и Антон Горяинов привезли более 150 живописных полотен, графических листов и этюдов. Все четверо - выпускники Ростовского художественного училища им М.Б. Грекова. Там и возникла идея создать творческий союз, а позднее родилось и его название - "На Земле".

Нажмите, чтобы увеличить.
Творческая группа "НА ЗЕМЛЕ"
 

Фундаментаментальные принципы группы - верность традициям русской реалистической школы живописи. "Без традиции искусство, как дом на песке, существовать не может. Языком живописного высказывания они избрали реализм, к которому искусство возвращается всегда, когда ищет эмоциональной ясности и душевного здоровья" - считает искусствовед Татьяна Сухорукова. Тщательно подобранная экспозиция позволяет проследить становление авторов и объединение их интересов собирательным образом Дона. "В своих пейзажах мы пытаемся передать ту естественность и простоту мотивов, которые всегда были свойственны донской земле" - подчеркивает Дмитрий Мясников.

"С большим удовольствием и воодушевлением посмотрел экспозицию. Очень порадовало, что ребята представили профессиональные работы, показали такую добротную, основательную школу. Это доказывает что в Ростове-на-Дону высокий уровень профессионального художественного образования" - сказал на открытии выставки заслуженный художник РФ, скульптор, медальер Геннадий Правоторов. “Выставка, которая открылась в Москве, немножко “другая”. Это очень важно и очень ценно. Здесь действительно есть что посмотреть. Хорошо, что вы держитесь группой, я бы даже употребил другое словечко “некой стаей”, потому что сегодня пробиваться художнику одному очень трудно. Дело не в количестве художников, а в качестве их таланта. Он у всех четверых есть! “ - отметил искусствовед, историк искусств, проректор Московской государственной академии акварели и изящных искусств Владимир Погодин. "Я знаком с творчеством тех, кто сегодня выставляется. За последние 20 лет впервые увидел такую самобытную цельную группу. Причём эта группа напоминает мне, может быть с некоторым преувеличением, то, что было в 1973 году, когда собрались вместе Телин, Забелин, Федосов, Сысолятин… Лишний раз убеждаешься “лишь бы свеча не гасла!” - добавил вдохновитель и наставник творческой группы “На земле”, народный художник России, профессор МГАХИ им. Сурикова Сергей Гавриляченко.

В центральной части экспозиции расположены самые значительные полотна, вокруг которых строилась эта выставка. Картина Александра Савеленко «Столкновение двух стихий» (2012 г.) стала лауреатом премии (3 место) Всероссийского конкурса живописи и графики, посвященного 175-летию железных дорог России.
Александр Савеленко. "Столкновение двух стихий" --- Нажмите, чтобы увеличить.
Александр Савеленко. "Столкновение двух стихий"

"По итогам конкурса народный художник России Дмитрий Белюкин предложил лауреатам провести персональную выставку в своей галерее в Москве, - рассказывает Александр. - А мы решили провести не персональную, а совместную выставку и приурочить её к нашему первому маленькому юбилею. Идея этой картины о "стихиях" в ходе работы над эскизами появилась абсолютно случайно. Читая о паровозах, я случайно наткнулся на интересную метафору: "Паровоз – это сочетание стихий огня и земли", то есть получается, что человек соединив эти компоненты, где земля - это уголь, создает свою стихию, которая в сочетании с огнем даёт движение. За основу будущей картины я взял это противостояние, борьбу, столкновение стихии человека и природы. Я хотел показать непобедимость и мощь природы и изобразил огромное грозовое облако, которое занимает большую часть холста. Паровоз наоборот изображен достаточно маленьким, но стремительным, что характеризует само человечество, которое пытается покорить и подчинить себе всё, даже природу. Машинист, который смотрит из окна на этот завораживающий пейзаж, как и любой человек одновременно чувствует сильное восхищение и беспомощность. И всё равно он стремительно направляется в самый эпицентр грозы. Пар от паровоза немного напоминает грозовое облако и даже пытается идти в противостояние с этой белой глыбой".
Нажмите, чтобы увеличить.
Ольга Менжилий. "Тополя"

Рядом картина Ольги Менжилий "Тополя", теперь принадлежащая Азовскому историко-археологическому и палеонтологическому музею-заповеднику. Вот что рассказывает о ней автор: "Я жила неподалеку от улицы, на которой росли два больших раскидистых тополя. Ходила мимо них ежедневно и каждый раз, запрокинув голову смотрела ввысь на их макушки. Очень хотелось нарисовать их, но я не понимала как и для чего. Улица проходная, ведущая к рынку, много людей, да ещё в то время было какое-то стеснение, и я не решалась запечатлеть волнующий меня фрагмент. Но однажды, проезжая мимо на велосипеде, я увидела девочку. Она выглядывала из калитки своего двора, может звала кого-то, и вдруг именно этот момент стал ключевым. Маленькая девочка и огромные деревья-великаны. Тот смысл и то впечатление, которое так долго зрело. В тот же день я написала маленький этюд, а уже позже в мастерской писала картину не придумывая, не сочиняя, не приукрашивая - показала этот для многих может быть неприметный кусочек донской природы - простым и настоящим…"
Нажмите, чтобы увеличить.
Дмитрий Мясников. "Донщина"

Дмитрий Мясников продолжает и в графике разрабатывать те же темы, что и в живописи: образу Дона посвящены его пастели, где порой скупое, компактное цветовое пятно приводит к цельному обобщенному решению. На этой экспозиции ключевой стала работа "Донщина": "В 2008 году ранней весной, как сейчас помню 1-го марта, по приглашению Ольги Менжилий мы группой художников "На земле" отправились в Кагальник, поселение неподалёку от города Азова. Курени располагались на берегу ещё стоявшего во льду Дона, тающий снег оставался на чёрной земле между берегом и водой, отчётливо был виден водораздел, говорящий о скором наступлении тепла, но всё же ещё чувствовалась зима. Длительный холодный перерыв без этюдов подталкивал нас к работе, каждый вооружился своими материалами. Я в этот день взял бумагу и пастель. Руки замёрзли. Собираясь, я уже не чувствовал пальцев и с трудом сворачивал этюдник. Осталась в памяти радость общения с земляками, которые, увидев нас издалека на мосту, были уверены, что мы готовим проект реконструкции и скоро будет новый мост. Кто-то из них был рад что его курень "нарисовали". Мне приятно было услышать: "О, так я ж всего три года назад крышу шифером покрыл, а он чаканом (камышом) крытую нарисовал, вот точно как было", значит угадал, знать так надо... И конечно, детские воспоминания, наш типичный дом на Дону, в центре - печь, близкий к квадрату в плане, с крыльцом и закомарой. Вот из этих впечатлений и родилась работа "Донщина", уже в тёплой и уютной нашей общей мастерской на Большой Садовой в Ростове-на-Дону, маслом на холсте 90Х110".

Антон Горяинов на центральной стене своей главной картины не выставил. Холст остался в хуторе Каныгин, в доме у одной из жительниц. Антон вспоминает, пожилая женщина за чаем рассказала, как в их хуторе появился храм: «В 1877 году русско-турецкая война прервала сбор средств на строительство храма в хуторе Каныгин, к тому же казаки хутора ушли на войну. Во время одного боя сотня каныгинских казаков, служивших в Раздорском полку, на глазах у императора Александра II в результате молниеносной атаки разгромила крупный отряд турецкой конницы. Растроганный отвагой казаков император тотчас распорядился о представлении всей сотни к георгиевскому кресту и выдаче каждому казаку по 50 рублей серебром. Когда казаки вернулись в свой хутор, то на радостях загуляли. И как гласит местная легенда, к ним подошла незнакомая женщина и сказала: «Казаки, вы все гуляете, а храма-то у вас в хуторе нет!» В миг протрезвели казаки, поняли, что это было явление самой Богородицы. Тогда штаб-офицер Никита Иванович Секретев предложил пожертвовать полученные деньги на храм». 

Эта история, говорят художники, еще раз напомнила им о родной земле, о том, сколько ее еще предстоит написать.

 

____________________________

 © Могилевская Эльвира Владимировна (текст), Грицененко Александр (фото) 

Галерея
Нажмите, чтобы увеличить.
Творческая группа художников "НА ЗЕМЛЕ": Ольга Менжилий, Александр Савеленко, Антон Горяинов, Дмитрий Мясников
Нажмите, чтобы увеличить.
Открытие выставки "НА ЗЕМЛЕ" в галерее народного художника России Дмитрия Белюкина
Нажмите, чтобы увеличить.
Открытие выставки "НА ЗЕМЛЕ" в галерее народного художника России Дмитрия Белюкина
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Александр Савеленко. "Три символа Ростова"
Нажмите, чтобы увеличить.
Александр Савеленко. "Дорога к ростовской церкви"
Нажмите, чтобы увеличить.
Александр Савеленко. "Живой дом и кое-кто"
Нажмите, чтобы увеличить.
Антон Горяинов. "Курень Б.Т. Спорыхина"
Нажмите, чтобы увеличить.
Антон Горяинов. "Двор моего деда"
Нажмите, чтобы увеличить.
Антон Горяинов. "На огороде"
Нажмите, чтобы увеличить.
Дмитрий Мясников. "Хутор Задонье"
Нажмите, чтобы увеличить.
Мясников. "Старочеркасский курень"
Нажмите, чтобы увеличить.
Дмитрий Мясников. "Весна"
Нажмите, чтобы увеличить.
Ольга Менжилий. "Лето пришло"
Нажмите, чтобы увеличить.
Ольга Менжилий. "Островок за городом"
Нажмите, чтобы увеличить.
Ольга Менжилий. "Георг Отс"
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum