Пять лет... Этот первый юбилей творческая группа "На Земле" из Ростова-на-Дону встретила в галерее народного художника России Дмитрия Белюкина - в Царской башне Казанского вокзала Москвы. Александр Савеленко, Ольга Менжилий, Дмитрий Мясников и Антон Горяинов привезли более 150 живописных полотен, графических листов и этюдов. Все четверо - выпускники Ростовского художественного училища им М.Б. Грекова. Там и возникла идея создать творческий союз, а позднее родилось и его название - "На Земле".
Фундаментаментальные принципы группы - верность традициям русской реалистической школы живописи. "Без традиции искусство, как дом на песке, существовать не может. Языком живописного высказывания они избрали реализм, к которому искусство возвращается всегда, когда ищет эмоциональной ясности и душевного здоровья" - считает искусствовед Татьяна Сухорукова. Тщательно подобранная экспозиция позволяет проследить становление авторов и объединение их интересов собирательным образом Дона. "В своих пейзажах мы пытаемся передать ту естественность и простоту мотивов, которые всегда были свойственны донской земле" - подчеркивает Дмитрий Мясников.
"С большим удовольствием и воодушевлением посмотрел экспозицию. Очень порадовало, что ребята представили профессиональные работы, показали такую добротную, основательную школу. Это доказывает что в Ростове-на-Дону высокий уровень профессионального художественного образования" - сказал на открытии выставки заслуженный художник РФ, скульптор, медальер Геннадий Правоторов. “Выставка, которая открылась в Москве, немножко “другая”. Это очень важно и очень ценно. Здесь действительно есть что посмотреть. Хорошо, что вы держитесь группой, я бы даже употребил другое словечко “некой стаей”, потому что сегодня пробиваться художнику одному очень трудно. Дело не в количестве художников, а в качестве их таланта. Он у всех четверых есть! “ - отметил искусствовед, историк искусств, проректор Московской государственной академии акварели и изящных искусств Владимир Погодин. "Я знаком с творчеством тех, кто сегодня выставляется. За последние 20 лет впервые увидел такую самобытную цельную группу. Причём эта группа напоминает мне, может быть с некоторым преувеличением, то, что было в 1973 году, когда собрались вместе Телин, Забелин, Федосов, Сысолятин… Лишний раз убеждаешься “лишь бы свеча не гасла!” - добавил вдохновитель и наставник творческой группы “На земле”, народный художник России, профессор МГАХИ им. Сурикова Сергей Гавриляченко.
В центральной части экспозиции расположены самые значительные полотна, вокруг которых строилась эта выставка. Картина Александра Савеленко «Столкновение двух стихий» (2012 г.) стала лауреатом премии (3 место) Всероссийского конкурса живописи и графики, посвященного 175-летию железных дорог России.
"По итогам конкурса народный художник России Дмитрий Белюкин предложил лауреатам провести персональную выставку в своей галерее в Москве, - рассказывает Александр. - А мы решили провести не персональную, а совместную выставку и приурочить её к нашему первому маленькому юбилею. Идея этой картины о "стихиях" в ходе работы над эскизами появилась абсолютно случайно. Читая о паровозах, я случайно наткнулся на интересную метафору: "Паровоз – это сочетание стихий огня и земли", то есть получается, что человек соединив эти компоненты, где земля - это уголь, создает свою стихию, которая в сочетании с огнем даёт движение. За основу будущей картины я взял это противостояние, борьбу, столкновение стихии человека и природы. Я хотел показать непобедимость и мощь природы и изобразил огромное грозовое облако, которое занимает большую часть холста. Паровоз наоборот изображен достаточно маленьким, но стремительным, что характеризует само человечество, которое пытается покорить и подчинить себе всё, даже природу. Машинист, который смотрит из окна на этот завораживающий пейзаж, как и любой человек одновременно чувствует сильное восхищение и беспомощность. И всё равно он стремительно направляется в самый эпицентр грозы. Пар от паровоза немного напоминает грозовое облако и даже пытается идти в противостояние с этой белой глыбой".
Рядом картина Ольги Менжилий "Тополя", теперь принадлежащая Азовскому историко-археологическому и палеонтологическому музею-заповеднику. Вот что рассказывает о ней автор: "Я жила неподалеку от улицы, на которой росли два больших раскидистых тополя. Ходила мимо них ежедневно и каждый раз, запрокинув голову смотрела ввысь на их макушки. Очень хотелось нарисовать их, но я не понимала как и для чего. Улица проходная, ведущая к рынку, много людей, да ещё в то время было какое-то стеснение, и я не решалась запечатлеть волнующий меня фрагмент. Но однажды, проезжая мимо на велосипеде, я увидела девочку. Она выглядывала из калитки своего двора, может звала кого-то, и вдруг именно этот момент стал ключевым. Маленькая девочка и огромные деревья-великаны. Тот смысл и то впечатление, которое так долго зрело. В тот же день я написала маленький этюд, а уже позже в мастерской писала картину не придумывая, не сочиняя, не приукрашивая - показала этот для многих может быть неприметный кусочек донской природы - простым и настоящим…"
Дмитрий Мясников продолжает и в графике разрабатывать те же темы, что и в живописи: образу Дона посвящены его пастели, где порой скупое, компактное цветовое пятно приводит к цельному обобщенному решению. На этой экспозиции ключевой стала работа "Донщина": "В 2008 году ранней весной, как сейчас помню 1-го марта, по приглашению Ольги Менжилий мы группой художников "На земле" отправились в Кагальник, поселение неподалёку от города Азова. Курени располагались на берегу ещё стоявшего во льду Дона, тающий снег оставался на чёрной земле между берегом и водой, отчётливо был виден водораздел, говорящий о скором наступлении тепла, но всё же ещё чувствовалась зима. Длительный холодный перерыв без этюдов подталкивал нас к работе, каждый вооружился своими материалами. Я в этот день взял бумагу и пастель. Руки замёрзли. Собираясь, я уже не чувствовал пальцев и с трудом сворачивал этюдник. Осталась в памяти радость общения с земляками, которые, увидев нас издалека на мосту, были уверены, что мы готовим проект реконструкции и скоро будет новый мост. Кто-то из них был рад что его курень "нарисовали". Мне приятно было услышать: "О, так я ж всего три года назад крышу шифером покрыл, а он чаканом (камышом) крытую нарисовал, вот точно как было", значит угадал, знать так надо... И конечно, детские воспоминания, наш типичный дом на Дону, в центре - печь, близкий к квадрату в плане, с крыльцом и закомарой. Вот из этих впечатлений и родилась работа "Донщина", уже в тёплой и уютной нашей общей мастерской на Большой Садовой в Ростове-на-Дону, маслом на холсте 90Х110".
Антон Горяинов на центральной стене своей главной картины не выставил. Холст остался в хуторе Каныгин, в доме у одной из жительниц. Антон вспоминает, пожилая женщина за чаем рассказала, как в их хуторе появился храм: «В 1877 году русско-турецкая война прервала сбор средств на строительство храма в хуторе Каныгин, к тому же казаки хутора ушли на войну. Во время одного боя сотня каныгинских казаков, служивших в Раздорском полку, на глазах у императора Александра II в результате молниеносной атаки разгромила крупный отряд турецкой конницы. Растроганный отвагой казаков император тотчас распорядился о представлении всей сотни к георгиевскому кресту и выдаче каждому казаку по 50 рублей серебром. Когда казаки вернулись в свой хутор, то на радостях загуляли. И как гласит местная легенда, к ним подошла незнакомая женщина и сказала: «Казаки, вы все гуляете, а храма-то у вас в хуторе нет!» В миг протрезвели казаки, поняли, что это было явление самой Богородицы. Тогда штаб-офицер Никита Иванович Секретев предложил пожертвовать полученные деньги на храм».
Эта история, говорят художники, еще раз напомнила им о родной земле, о том, сколько ее еще предстоит написать.
____________________________
© Могилевская Эльвира Владимировна (текст), Грицененко Александр (фото)