Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Моменты эпохи СССР глазами фотожурналиста Игоря Гаврилова
Фотографии с краткими комментариями из эпохи СССР фотокорреспондента Игоря Гавр...
№11
(329)
30.09.2017
Коммуникации
Имидж фирмы как первое условие её выхода на рынок: понятие, сущность, структура
(№13 [286] 15.11.2014)
Автор: Вероника Чекалюк
Вероника Чекалюк

 Любой товар нуждается в оформлении. Именно по внешнему виду мы часто определяем, к какому классу принадлежит вещь. Конечно, человека трудно сравнить с товаром, но и его общество оценивает вначале по внешнему виду. Иногда такая казалось бы мелочь, как новый костюм, изменяет судьбу человека. Одежда служит своеобразным пропуском из общества простых обывателей в мир богатства и роскоши. Вспомним хотя бы историю всемирно известного миллиардера Аристотеля Онассиса. Он потратил последние сбережения на новый костюм и членство в престижном клубе, а войдя в высшее общество, сумел воспользоваться конфиденциальной информацией, которой охотно делились отдыхающие миллионеры. Именно это открыло ему путь к богатству. В возрасте 25 лет Онассис уже заработал свой первый миллион долларов…

  Сегодня целью бизнес-коммуникаций компании является формирование позитивного корпоративного имиджа, работающего на повышение ее конкурентоспособности на рынке. Он облегчает доступ организации к различным ресурсам: финансовым, информационным, человеческим, материальным. Успешный процесс формирования корпоративного имиджа требует коммуникационного планирования, организации, контроля. Имидж помогает приблизить компанию к своим целевым аудиториям, сделать ее более открытой. Каким же должен быть корпоративный имидж компании, чтобы соответствовать ожиданиям целевых аудиторий?

   Дорогая одежда, аксессуары, могут иметь и негативное влияние на имидж. Излишняя роскошь может отпугнуть клиента на деловых переговорах. На встрече с клиентом в первую очередь необходимо выглядеть профессионально. В бюджете фирмы должны быть заложены затраты для проведения встреч с клиентами, организация мероприятий для корпоративных клиентов в ресторанах.

  Поскольку любой работник, контактирующий с клиентами или партнерами,  формирует у них определенное представление о компании, проблема не ограничивается внешним видом и кабинетами топ-менеджеров. Секрет удачного имиджа гораздо сложнее. Если дословно переводить с английского слово image, то в буквальном смысле оно означает "образ". Когда говорят об имидже человека: "У него имидж делового человека", "У него отрицательный имидж", то говорят о том его образе, который возник у других людей. Причем под "образом" имеется ввиду не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ его мышления, действий, поступков. В данном случае, слово "образ" должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке. Львиную долю в формировании имиджа делает сама компания, заботясь о своих служащих.

   Коллектив создает имидж своей фирме. Очевидно, что имидж руководителя в большей мере влияет на имидж фирмы, чем имидж любого сотрудника. С другой стороны, имидж компании влияет на ее сотрудников, которые вынуждены вписываться в корпоративный стандарт поведения, внешности, что превращает коллектив в команду.

  С просьбой прокомментировать понятие «имидж» в контексте деятельности компании мы обратились к ряду руководителей. Они с уверенностью заявили, что  сегодня большинство компаний об имидже еще не думает, но, безусловно, давно пришло время обратить на это серьезное внимание. Когда период первоначального накопления капитала проходит, имидж становится одной из главных проблем компании.

   Даже самый незначительный, как кажется на первый взгляд, сотрудник фирмы может существенно повлиять на имидж всей компании, если этот сотрудник имеет дело с клиентами, пусть даже просто отвечает по телефону, или стоит у входа (охранник, швейцар, консьерж). Мнение об этом сотруднике вольно или невольно будет распространяться и на мнение о фирме. Например, когда секретарь небрежно ответил по телефону: «да» вместо того, чтобы вежливо произнести полное наименование фирмы. Нередко руководители прибегают к услугам имиджмейкера.

   По личному опыту знаю, что менеджеры должны выглядеть, не только опрятно, а и открыто, умея расположить к себе клиента – именно над этим приходится потрудиться. Компания – это не стены, а каждый ее сотрудник,  страна – это не территория, а ее нация, население, народ. В имидже всегда учитываются логотипные цвета фирмы. При подходе к созданию имиджа отдельного служащего должен просматриваться имидж самой компании.

  Каким будет имидж компании, зависит от ряда компонентов – состояния рынка, условий деятельности и целевой установки аудитории, которые, естественно, надо изучить. Для корпоративных клиентов компания организует престижные акции, концерты с участием звезд, теннисные турниры. В компании существует корпоративная книга, где четко расписано, как должен выглядеть офис и магазин, госучреждение и т.д.

   Персонал всегда приветлив, одет в униформу – сразу видно, что это одна команда. Кстати, еще об одной особенности: не обязательно, чтобы костюм был дорогой, так как есть немало влиятельных людей, которые с удовольствием носят вещи отечественного производителя. Главное – не брендовость, а чувство стиля. И профессиональные качества каждого сотрудника и сильный корпоративный дух.

  Имидж - это наиболее сложный и многоликий аспект корпоративной идентификации. Имидж целенаправленно формируется за счет опосредованного воздействия через СМИ и различного рода специальных мероприятий. Создание имиджа - медленный процесс, и изменения не будут эффективными до тех пор, пока сознание целевых аудиторий не воспримет содержание корпоративного имиджа.

  Менеджер не должен быть одет слишком шикарно, поскольку у клиентов непременно возникнет вопрос – а на какие деньги он здесь так шикует?  Советы имиджмейкера, самого первоклассного специалиста – не могут быть общими: формирование имиджа требует индивидуального подхода в зависимости от рода действия компании. Имиджмейкер, как доктор – действует только после тщательной диагностики объекта имиджа.

   Нередко люди, которые называют себя "имиджмейкерами" или "консультантами по имиджу", полагают, что внешность решает все. На самом деле, это шопиг-гиды, - люди сопровождающие клиента по бутикам, где подбирают одежду и аксессуары. Согласно их теории, если у Вас подобрана одежда по цвету и фасону, а форма очков соответствует типу лица, то можно считать, что Ваш имидж безупречен. Не следует  приуменьшать значение внешности, так как визуальная информация составляет 69% представления о человеке, эта цифра включает еще и манеру говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку. И все это должно гармонично сочетаться и соответствовать обстоятельствам.

   Кроме одежды и аксессуаров, имиджмейкер  подбирает своим клиентам стрижки,  сотрудничает со специалистами: парикмахерами, визажистами, логопедами, преподавателями танца, фитнес тренерами, артистами, журналистами, психоаналитиками, психотерапевтами, невропатологами. Учит правильным манерам, публичным выступлениям, ставит голос, правильную речь.

 В основном к услугам имиджмейкера прибегают люди, у которых нет времени для самостоятельного создания и поддержания стиля, но есть необходимость и желание быть гармоничным и конкурентным в той области, где приходится трудиться и жить..

  У имиджа есть одна коварная особенность, как раз и побуждающая не жалеть труда и денег на его создание. Имидж только наполовину "принадлежит" форме (в виде фирменного стиля со своей атрибутикой - товарным знаком, цветовой гаммой, графикой, слоганом и т. д.). Другая "половина" имиджа создается и живет в массовом сознании потребителя. Публика, находя в товаре соответствие своим ожиданиям (эти ожидания связаны с подтверждением неизменно высокого качества, лечебно-профилактического эффекта, престижностью потребления и т. д.), чтобы затем дополнить зрительские свои впечатления эмоциональными переживаниями, связанными с удовлетворением потребности, с состоявшимся ожиданием. Впечатления достигнутой цели, сбывшейся мечты, эмоциональные переживания в связи с приобретением изящной и полезной вещи, или услуги, соответствующей индивидуальным потребностям, - весь этот "строительный материал" вносит потребитель от себя в структуру имиджа. И если сама фирма не позаботится о создании нужного ей имиджа, потребители вполне обойдутся своим собственным опытом и воображением. Они стихийно придут к своему варианту имиджа, который, разумеется, не всегда содержит выигрышные для фирмы особенности появившегося на рынке товара.

   Иногда владелец компании настолько увлекается созданием имиджа, что начинает диктовать служащим, как одеваться, на чем ездить и прочее. Логично, если у сотрудников компании есть соцпакет, бонусная система и достаточно высокая зарплата, то она сама по себе определяет его стиль жизни (его имидж, а следовательно имидж компании). В имитации процветания нет нужды. Работа в компании, которая имеет имидж сильного конкурента, надежного партнера, безусловно, льстит ее служащим, часто такие места называют престижными. Престиж - это элемент положительного имиджа.

   Банкиры-практики определяют свое отношение к понятию «престижный»: в первую очередь – это означает «удобный», а затем – «презентабельный», «привлекательный». Цель формирования имиджа – произвести на клиента такое впечатление, чтобы ему захотелось встретиться с нами еще. Главное, чтобы при этом отношения с клиентом не перешли на неформальное общение. Обязательно наши люди должны владеть даром - правильно говорить, при этом ценятся профессиональные навыки, умение грамотно общаться на нескольких языках, строго придерживаться этикета. Ко всему персоналу у нас довольно-таки жесткие требования: они должны быть профессионалами, обладать глубокими знаниями в финансовой экономике и в международных финансах. В лучших фирмах даже секретарь обладает знанием нескольких языков.

   Писатели-музыканты, киевские издатели братья  Капрановы не придают значение тому, во что одеты и как выглядят служащие, они акцентируют внимание на других аспектах:  «Что касается наших подчиненных, они абсолютно не работают с клиентами, и нам всё равно, во что они одеты, форма одежды свободная Нужно учесть, что в нашей компании работают люди творческих профессий, и имидж у них неформальный.  Мы акцентируем внимание на способах коммуникации, общения с клиентом. У нас издательство, поэтому часто приходится писать письма читателям. Именно через переписку формируется наш имидж: во-первых, мы не берем на работу людей, не владеющих украинским языком, во-вторых, перед тем, как разрешить человеку общаться с клиентом, мы его учим, и не только тому, где поставить запятую, а и как правильно формировать свои мысли, в соответствии с имиджем компании».

  В заключение статьи попытаемся сформулировать признаки корпоративного имиджа:

1) имидж опирается на объективные маркетинговые и субъективные символические характеристики компании: торговую марку, логотип, специализацию, потребительские аудитории, корпоративную историю, организационную культуру, территориальное положение, объем капитала и т.п.;

2) «образ корпорации» должен быть правдоподобным, достоверным, то есть целевые аудитории должны доверять имиджу компании. Стратегия информационной открытости является одним из ключевых элементов развития имиджа компании;

3) имидж должен быть ярким и конкретным. Эмоционально окрашенный, построенный на нескольких уникальных характеристиках образ компании создает реальные рыночные преимущества в ее деятельности.

4)  образ корпорации должен быть простым, ориентированным на архетипические

   Вы хотите иметь определенный имидж компании, сначала начните с самого себя, создайте свой образ. Чем чаще вы будете убеждать себя в существенных характеристиках изюранного образа, тем скорее станете соответствовать желаемому образу.

     Надо научиться стимулировать самих себя.

__________________________

© Чекалюк Вероника Васильевна

 

Салагин и другие. Герои и сюжеты книг Салавата Вахитова
Рецензия на три книги башкирского писателя Салавата Вахитова, изданные в Уфе в 2014-2017 гг.
Мир в фотографиях из соцсетей. Сентябрь 2017
Фотографии, опубликованные в соцсетях, в основном, в Твиттере, в сентябре 2017 г. Редакция выражает благодарно...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum