|
|
|
УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ на устах у всего нашего огромного и неустроенного людского сообщества такие слова, как «демократия», «гласность», «права человека», и самое важное и, наверное, самое главное из них — слово «свобода». И все они, и в первую очередь «свобода», сопрягаются с другим очень важным и очень ответственным словом «народ». С одинаковым рвением они произносились и произносятся политиками и хозяйственниками, рабочими и фермерами, генералами КГБ и солдатскими матерями и даже заключенными. Их без конца и всуе употребляют коммунисты и демократы, либералы и кадеты, националисты и «зеленые». Но более всего этими словами, понятно, балуется наша велеречивая публицистика. Итак, «демократия» и «народ», «свобода» и «народ» — вот основная, во всяком случае официально, декларируемая доминанта нашей политической жизни. Впрочем, во всем этом нет ничего удивительного: эти понятия всегда являлись для участников общественного театра, каким является политика, самыми выигрышными козырями. Они служили и служат камертоном, по которому настраивается тот или иной политический оркестр, независимо от того, что политические противники порой вкладывают в них совершенно разное содержание. Так было прежде, так обстоит дело и сейчас. Под лозунгом защиты прав человека, свободы, демократических завоеваний народа в августе 1917 года шел на Петроград конный корпус Крымова, поднятый на борьбу с большевиками генералом Корниловым. В своей политической программе Л. Г. Корнилов провозглашал: «Восстановление прав гражданина: все граждане России равны перед законом, без различия пола и национальности; уничтожение классовых привилегий, сохранение неприкосновенности личности и жилища, свобода передвижений, местожительства... Восстановление в полном объеме свободы слова и печати... Выборы в Учредительное собрание должны быть произведены свободно, без давления на народную волю и во всей стране. Личность народных избранников священна и неприкосновенна». В те же дни, призывая страну к защите революции от посягательств мятежного генерала, большевистская партия устами одного из своих лидеров — И. В. Сталина в газете «Рабочий» 28 августа 1917 года среди прочего требовала: «Восстановления свобод, декретирования демократической республики и немедленного созыва Учредительного собрания». Спустя семьдесят с лишним лет и снова в августе генералы опять взялись спасать в стране демократию, свободу и права человека. В своем обращении к народу, опубликованном советскими газетами 20 августа 1991 года, лидеры путча заявляли: «Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой... Идет наступление на права трудящихся». Под теми же лозунгами защиты свободы и демократии от посягательств сил реакции люди шли на защиту «Белого дома», Российского правительства и в конечном счете обеспечили провал путча. А в историческом промежутке между этими двумя вехами в России, а в дальнейшем в СССР происходили грандиознейшие события. И все они, как правило, освящались святыми для людей понятиями — «демократия», «свобода», «народ». Их использовали при варварской коллективизации и репрессиях времен сталинского режима. К ним прибегала троцкистская оппозиция Сталину. На них опирались диссидентское движение, и как противоположное, борьба с правозащитниками. Ими оправдывались ввод наших войск в Афганистан, помощь мировому коммунистическому, рабочему и национально-освободительному движению. Наконец, этими понятиями политические умельцы освятили начавшуюся в стране умеренную либерализацию в рамках тоталитарного режима, приход к власти либеральной номенклатуры, которые были окрещены «перестройкой». А потом их же использовал не только многострадальный народ, ошалело мятущийся в поисках счастья, но и противостоящие политические стороны, разного рода авантюристы и честолюбцы в борьбе за власть, развернувшейся на огромных просторах страны от Тисы до Тихого океана и от Норильска до Кушки. Так что же в России означают эти понятия, которыми играют, как футбольным мячом, на огромной советской поляне и которые постоянно искажают в нашей стране вот уже не одно десятилетие, вертят ими как флюгером, используют на политическую потребу в самых, казалось бы, взаимоисключающих ситуациях? И почему вообще стало возможным такое положение, когда сами эти логически и исторически оформленные представления потеряли в нашей истории по существу свой исконный смысл, и каждый новый поворот событий лишь отделяет нас от их адекватного общественно-политического восприятия? Я далек от того, чтобы идеализировать демократию Запада и считать, что там политиканы не манипулируют в своих порой неблаговидных целях высокими общественными категориями. Речь идет о другом — о том, что в нашей стране истолкование их содержания в силу исторических обстоятельств очень слабо соответствует не только историко-философскому смыслу, но и той настоящей практике западного мира, которую мы зачастую берем себе в образец. А раз так, значит, с ними можно обращаться как угодно: все равно за ними нет никакой адекватной реальности, а следовательно, нет и возмездия. Происходит все это, на мой взгляд, из-за того, что в России, а затем в СССР эти понятия никогда не соответствовали своему истинному содержанию и назначению, никогда не являлись той органичной частью общественного устройства и общественного сознания, которые были способны стать действительным двигателем исторического прогресса и в конце концов привнести в страну покой, благосостояние и счастье, если оно вообще достижимо в человеческом обществе. Это не обвинение, а констатация печального факта, обусловленного всем ходом российской истории. В России понятия «демократия» и «народ», «свобода» и «народ» никогда органически не связывались друг с другом, даже не ставились в близкую зависимость. Более того, они, как правило, чаще всего наполнялись совершенно различным, противоположным смыслом и таким образом становились как бы по разные стороны баррикад. Народ в своих стремлениях и в своей борьбе весьма часто был далек от подлинно демократического движения, от стремления к осознанной свободе, заменяя все это своими собственными общественными суррогатами. И это восприятие народом демократии и свободы придавало окраску и всему общественному фону в стране. Многие западные политологи давно заметили эту особенность общественного развития России, придав ему определенную идеологическую окраску вроде «свойств русской души», «склонности русского народа к тоталитаризму», «азиатско-византийского синтеза» и тому подобных остроумных, порой формально близких к истине, но по существу весьма поверхностных умозаключений. Поверхностность эта проглядывает в том, что они берут лишь следствия явлений, не вторгаясь в их диалектическую суть, и руководствуются при этом справедливыми эмоциями, не подкрепленными спокойным анализом. Вот почему прежде чем дать какую-то характеристику данному необычному феномену, следовало бы предпринять короткий исторический экскурс. В ТЕЧЕНИЕ СТОЛЕТИЙ сначала восточное славянство, затем Русь, Россия, как ни грустно признавать, постоянно исторически отставали от Запада — с точки зрения прогрессивного динамичного развития экономики, социальных отношений, государственных институтов, общего политического развития и политической культуры. Все началось, пожалуй, с тех пор, когда в период неолита раскололся единый индоевропейский поток народов и праславяне вместе с балтами заселили окраины европейской ойкумены. Позднее из их среды выделилась восточноевропейская ветвь, которая и разместилась в районе Поднепровья, междуречья Волги и Оки по соседству с иранскими, угро-финскими, тюркскими племенами, то есть в той части Восточно-Европейской равнины, где застывают на зиму реки и трещат суровые морозы, куда не доходит благодатное влияние Гольфстрима, но зато чувствуется дыхание Ледовитого океана и ужасных, пронизывающих зимой и все иссушающих летом ветров Востока. Кажется, природа сама обрекла население этих мест на первоначальное логичное историческое отставание в условиях, когда ее влияние на слабый еще человеческий род было, пожалуй, решающим. Нашествия киммерийцев, скифов, сарматов в I тысячелетии до н. э., а затем гуннов, аваров, хазар, печенегов, половцев, но более всего татаро-монголов усугубляли положение, являлись тем трагическим историческим рефреном, который на столетия определял судьбы восточного славянства. В то время как германские племена, сокрушая Рим, приступили к созданию собственных государств и брали на вооружение его технические завоевания, культз'ру, военное искусство, довольно широко разработанную юриспруденцию, а приняв христианство, приобщились к философским и теологическим высотам, восточные славяне, каждый раз возрождаясь после очередного нашествия и вновь осваивая некогда культурные земли, катастрофически топтались на месте в своем цивилизационном окраинном развитии. Византийское влияние было здесь спорадическим, поскольку империя тщательно отгораживалась от восточноевропейского варварского мира и лишь старалась использовать его в своих узкокорыстных политических и экономических интересах. Константинополь так и не стал для Ворточной Европы той alma mater, которой (волей или неволей) стал Рим для мира западного. В V веке появилось Франкское королевство. На рубеже V—VI столетий его основатель Хлодвиг уже принял христианство по римскому образцу. На рубеже VIII —IX веков в Европе появилась империя Карла Великого, вставшая вровень с другими мощными государственными образованиями того времени (Арабским халифатом, Византийской империей). С VII века начинаются ускоренные римским влиянием мощные социально-экономические, политические, культурные процессы на Британских островах. Восточнославянские земли, освободившись от хазарского ига, быстро набирали исторические «очки». Именно Киев и Киевская земля, вобрав в себя максимально все наиболее жизнеспособное, что имелось в глубокой древности у восточных славян, взяли в свои руки пальму первенства в развитии наиболее рационального ведения хозяйства на солнечных черноземах юга, в борьбе за объединение славянских племен. Энергия народа проявлялась здесь с наибольшей силой. Она, правда, расходовалась в неизмеримо больших масштабах из-за извечной борьбы с кочевниками, но в таких же масштабах и восстанавливалась. Кровь народа пульсировала здесь сильнее, ее обращение в общественном организме было глубже и полнее. Пока Север и Северо-Восток еврорусской части континента цепенели под снежными покровами долгих и суровых зим, пока северные лесные чащи укрывали под своей сенью очередные волны бегущих с юга обитателей плодородной лесостепи, спасавшихся от кочевых орд, и включали их в неторопливый, примитивный лесной уклад, киевский юг снова споро брался за дело. Исключение, наверное, представлял собой Новгород. Северо-западный, славянский, по сути своей город-страна, он был распахнут всей своей жизнью на Запад, на Юг и Восток. С древности мореходный, торговый, ремесленный, он как бы вобрал в себя многие выгоды других славянских земель: защищенный от степи большими расстояниями, лесами и болотами, как, скажем, Ростов или Суздаль, Новгород в то же время стоял на важных торговых путях, как слабо прикрытый Киев, был близок к Балтике. Данное обстоятельство и определило его жизнеспособность и динамизм. И все же общее замедленное развитие восточноевропейских земель коснулось и этого региона. При всем нарастании темпов движения Руси по цивилизационному пути догнать ушедшую вперед Европу русским землям было уже практически невозможно. Так, лишь на рубеже IX —X веков появляется первое структурно-развитое восточнославянское государство — Киевская Русь; лишь в начале XI столетия создается первый писаный свод законов «Русская правда», отставший в своем рождении на несколько веков от «Салической правды», франкских капитуляриев, англосаксонских «правд», лангобардских эдиктов; только в конце X века Русь принимает крещение по византийскому образцу, тем самым приобщившись к великим духовным ценностям христианства, но сразу же исторически отгородившись от европейского католического религиозно-духовного потока. Последовавшее затем закономерное перемещение государственного центра восточного славянства с берегов Днепра на берега Оки, Клязьмы, Москвы-реки, в верховья Волги, в лесные пущи Северо-Востока имело глобальные последствия для развития страны. Движение опять затормозилось. При всех преимуществах защищенного Северо-Восточного угла славянских земель здешние суровые места не способствовали быстрому взлету: люди неторопливо набирали производственный опыт, территория слабо наполнялась новым населением, жизнь здесь была замедленной, тягучей. Эти земли еще далее, нежели Среднее Поднепровье, отстояли от центров мировой культуры, и их общее цивилизованное отставание ощущалось здесь особенно явственно. В период политической децентрализации, буйства феодального сепаратизма Русь получила еще один сильнейший внешнеполитический удар от татаро-монгольских полчищ, а затем попала в экономическую и политическую зависимость от Золотой Орды. Удар был подкреплен исторически экспансией Литвы, а позднее объединенного Польско-Литовского государства и длительной блокадой северо-западных и западных границ. Все это надолго оторвало ее от общеевропейских процессов, сдерживало прогрессивные тенденции социально-политического, государственно-правового развития страны. К этому времени Англия уже приняла в 1215 году «Великую хартию вольностей», которая институционально ограничивала королевскую власть и предоставляла некоторые права рыцарству, городам, верхушке свободного крестьянства. Одновременно завязался тугой узел соперничества между городами и королевской властью во Франции, началось знаменитое коммунальное движение, положившее начало демократическим преобразованиям во французском феодальном обществе и двинувшее вперед дело освобождения торгово-ремесленного городского сословия от всевластия короля и сеньоров. В начале XIV века во Франции впервые собрались Генеральные штаты, ставшие через несколько веков организационным ядром начавшейся Французской революции. Такие же тенденции сквозь толщу абсолютистского давления пробивали себе дорогу в Нидерландах, Североитальянских землях, слабее в рамках Германской империи. Для того, чтобы подлинная свобода и подлинная демократия родились на свет, а потом взрослели, укреплялись, развивались, должны были пройти столетия. В обществе, основанном на силе, на подавлении одних другими, требовались чрезвычайное напряжение и чрезвычайные обстоятельства, чтобы преодолеть это всеобъемлющее и страстное право кулака. Палка и выкручивание рук были столь же естественны в человеческом обществе и настолько соответствовали природе и человека, и общества, сколь естественными были стремления к свободе и демократии, которые также вполне соответствовали природе и того, и другого. Но в течение долгих веков в ответ на силу использовалась сила. В ответ на действие кулака использовался кулак. Стихийные взрывы ярости масс повсюду потрясали Европу. Народная воля выплескивалась наружу и заливала своей ненавистью все и вся. Потом ее вновь загоняли в государственные берега для того, чтобы там созрело новое яростное народное половодье. И чем больше было необузданное давление силы, тем яростней и отчаянней было сопротивление. Казалось, что мощь вольнолюбивых устремлений людей была пропорциональна мощи их эксплуатации, издевательства над ними, жесткости надетого на них общественного намордника. НО ЖИЗНЬ, само развитие экономики, социальных отношений, культуры показывали, что такое противостояние являлось взрывоопасным для самого существования общества. И на Западе, и на Востоке Европы стали постепенно вызревать идеи регулирования общественных отношений, создания институтов, готовивших основу для демократических преобразований. Запад в соответствии со своим историческим развитием уже в XII—XIII веках встал на этот мучительный путь строительства демократических учреждений, отмеченный общественными коллизиями, большой кровью, многими попятными движениями. Русь, Россия не была здесь каким-то печальным исключением. Отечественные историки совершенно справедливо указывают на долгое сохранение в условиях раннефеодального государства народно-демократических вечевых традиций, уходящих корнями в далекое прошлое, на новгородскую аристократическую демократию, на мощное влияние религиозных институтов, правил и традиций, которые к XII —XIII столетиям во многом ограничили и «облагородили» необузданное всевластие сильных мира сего. Позднее можно говорить и о зарождении сословного представительства, выразившегося в конце концов в стройной системе земских соборов XVI—XVII веков. Но у России недостало ни исторического времени, ни внешних условий, чтобы эти отдельные явления общественной жизни, могущие повести к созданию демократических институтов, получили соответствующую эволюцию. Конечно, дошедшие в Киевскую Русь народно-демократические порядки языческого прошлого играли определенную роль в регулировании общественных отношений, но в условиях княжеско-боярского всевластия они мобилизовали людей не на легальную и кропотливую борьбу за свои права, а чаще на скорую и яростную расправу с неугодными верхами. Наша история полна подобными фактами городских и сельских восстаний, начинавшихся на вечевых сборищах и кончавшихся большим смертоубийством. Даже новгородская «демократия», которой у нас в публицистической литературе пропето столько дифирамбов, одним из самых решительных средств утверждения права признавала кулачный бой на мосту через Волхов. Безудержная воля, а не демократия всевластно доминировала как на Западе, так и в русских землях в эти первые века раннефеодальной государственности. В демократических свободах людей и демократических институтах синтезируется весь предшествующий опыт человечества. Они являются результатом действия многих исторических факторов. Только их взаимодействие и может дать необходимый результат. Россия в условиях всеобщего отставания не обладала ни той степенью развития социально-экономических отношений, ни той мерой политического опыта, ни той глубиной культурных традиций взаимоотношений между различными слоями общества, становящихся частью самосознания народа, которые бы воплотились в основу зарождения настоящей демократии и свободы в стране, хотя бы как они реализованы на Западе. Едва ли не решающую роль в этом смысле оказало формирование централизованной, затем авторитарной, а еще позднее абсолютистской власти в стране, которая означала, конечно же, не всевластие правителя, а всевластие определенного общественного клана, стоящего за его спиной. Ступени развития подобного всевластия отнюдь не сопровождались, как на Западе, параллельным трудным и мучительным вызреванием демократических традиций, что объяснялось и геополитическими обстоятельствами (невозможностью в огромной отсталой стране осуществлять иное, кроме авторитарного, управление), и внешнеполитическим фактором (сначала сплочение всех сил общества, порой весьма противоречивых, вокруг центральной власти в борьбе за выживание страны во враждебном окружении, а позднее в стремлении к внешней экспансии), и классовыми причинами (необходимостью в условиях традиционного, во многом застойного хозяйствования, сохранить хоть какое-то право на труд и собственность крестьян и ремесленников в городе и деревне). Если на Западе сам быстро развивающийся хозяйственный строй со временем способствовал слому крепостной системы там, где она укоренилась, то в России этот строй содействовал консервации старых отношений. В условиях абсолютистского политического режима он помогал их модернизации и укреплению даже тогда, когда новые явления в экономике (начиная с XVII века) стали набирать определяющую мощь. Благодаря замедленному социально-экономическому развитию России среднее сословие, которое на Западе стало носителем традиций демократии и свободы, было малочисленно и не обрело реальной исторической силы. В то время как на сравнительно ограниченных географических пространствах страны Запада из столетия в столетие пестовали демократические культурные традиции, доводя их обстоятельствами самой жизни до всех, даже низших слоев народа, Россия, осуществляя тот же процесс лишь в центре, объективно всячески тормозила и размывала его за счет мощной внешней экспансии, колонизационного движения, включения в свой состав все новых и новых человеческих конгломератов самой разной степени экономического и культурного уровня. На огромных российских пространствах терялись всякие общественные ориентиры, утрачивались сложившиеся годами приобретения, господство получали совсем иные порядки и традиции. И хотя русская духовная культура добилась в течение столетий впечатляющих успехов, среди которых были замечательные творения летописцев, зодчих, поэтов, иконописцев, а позднее и мирового прорыва в виде литературы и искусства XIX — начала XX века, общее ее состояние на уровне широких народных масс в течение тех же столетий оставалось значительно ниже общеевропейского. В России уровень культуры определяли гениальные одиночки, тонкий слой элиты в центре и провинции, на Западе шло мощное ее повсеместное нарастание, соответствующее общему строю жизни. Это выражалось и в благотворном влиянии Ренессанса с его гуманистическими традициями, и в раннем и повсеместном развитии книгопечатания, и в развитии замечательной духовной музыки, и в монументальной, поражающей воображение архитектурной готике. И, наконец, в мощном духовном реформационном потоке. За сто лет до Ивана Федорова Иоганн Гутенберг напечатал свою первую книгу. Через 47 лет после смерти Андрея Рублева Сандро Боттичелли создал свою знаменитую «Примаверу» — это чудо раннего Ренессанса. Конечно, Иван Федоров был замечательным духовным первопроходцем, а Рублев гениальным художником. Но русский «Апостол» вышел в Москве совсем в другую европейскую эпоху, нежели «Библия» Гутенберга, а искусство Боттичелли — это искусство совсем другого дня, нежели мастерство даже самой гениальной иконописи. А позднее, в. то время как Русь сотрясали «соляной» и «медный» бунты и разъяренная толпа хватала под уздцы лошадь царя Алексея Михайловича, в Англии произошла революция, и король, после суда над ним, казнен. Меня могут спросить: да какое все это имеет отношение к демократии, свободе, гласности и тому подобному? Да самое прямое. Весь строй русской жизни на протяжении столетий так и не сумел утвердить начал средневековой демократии, которые затем на Западе модифицировались после революционных потрясений, эволюционных «притирок», серии крупных и мелких политических компромиссов в демократические традиции и институты нового времени. Ю. Феофанов в интересной статье «Мы живем не в другой стране» («Известия», 14 сентября 1991 года), как, впрочем, и некоторые другие: авторы, высказал мысль, что Россия, зная лишь монархические и государственно-патерналистские матрицы, не обладала матрицами демократическими. Это не совсем так: обладала, но не в той мере, которая была бы способна закрепить их, развить, сделать основой для будущего демократического развития. Вместе с тем в России, как и в любой другой стране, тяга людей к свободе, личному самоутверждению (независимо от общественного положения) проявлялась мощно и постоянно. В условиях отсутствия прочных демократических традиций, организующей силы развивающихся форм буржуазной собственности в городе и в деревне, в условиях всевластия правительства, всеобщей полицейщины и сыска свободолюбивые устремления тем не менее выражались ярко, полнокровно и неизменно. Но они, увы, так и оставались на уровне средневековой воли. Человек, изрекший, что в России «все рабы снизу до верху», видимо, смутно представлял себе русскую историю, как и историю других народов России. Эти «рабы» творили со своими господами все, что те в свою очередь вытворяли с ними. Если «рабов» пороли, вздергивали на дыбу, вешали, колесовали, вырывали им языки и отрезали уши, то «рабы» жгли господские усадьбы, убивали своих врагов кольями, дубинами, косами, топили их в реках, кидали под одобрительные крики «с раската». Достаточно вспомнить лишь «крестьянские войны», чтобы усомниться в этой рабской покорности российского населения. В то время как народ на Западе все более организовывался политически, опираясь на быстро развивающиеся, устремленные в будущее социально-экономические отношения, и искал все новые и новые формы на путях сбалансированной политической организации общества, в России происходил подлинный пир народных волеизъявлений. Все начало XVII века и значительная часть 60 —70-х годов были отмечены мощными народными выступлениями, в ходе которых «народ» и «воля» сливались воедино. Апогеем этой необузданной «воли» стало восстание под руководством Степана Разина. В своих «прелестных грамотах», адресованных всем простым людям, вождь повстанцев призывал «изменников выводить», то есть уничтожать, идти «в полк» к казакам, обещал «волю» и «животы», то есть собственность помещиков и вотчинников, свободу «в крепостях и в кабалах, и в налогах, и в вере любой». Сто лет спустя Емельян Пугачев, подняв народ на новое восстание против власть имущих, жаловал в своих грамотах народ «крестом и бородою, рекою и землею, травами и морями, и денежным жалованьем, и хлебным провиантом, и свинцом, и порохом, и вечною вольностию», а тем, «кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные — голову рубить, имение взять... В одно время они вас объедали, лишали... воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются». Это было провозглашено в 1773 году за 16 лет до Великой французской революции. В дальнейшем подобное выражение народной воли выплескивалось в России неоднократно: оно выявлялось в рабочих бунтах и стачках, крестьянских восстаниях и поджогах помещичьих имений. И даже революция 1905 — 1907 годов была окрашена в цвета этой «воли». Между тем истоки демократической линии душились в стране на корню. Реформаторы, все те, кто вынашивал надежды ввести хоть какие-то институционно-ограничительные политические критерии в автократической стране, дружно шли на плаху, уходили в изгнание и ссылку. Либеральные соратники Ивана Грозного Адашев и Сильвестр были удалены. Курбский бежал, Василий Голицын оказался в ссылке и уступил место реформатору-деспоту Петру I, у которого и в помыслах не было вводить какие-то конституционные начала. Либеральные намере-ния Александра I были стерты его нерешительностью, страхом перед консерваторами, а его либеральный наперсник Сперанский оказался в Нижнем Новгороде. Попытка декабристов силой ввести демократические установления в стране была разгромлена. И снова, как во времена Разина и Пугачева, в России звучал истошный крестьянский вопль «Земли и воли», который восприняли в, виде своего лозунга революционные ходоки крестьянства — народники. Таким образом, в период новой истории Россия так и не обрела устойчивых традиций демократии и свободы, и в ее общественном менталитете по-прежнему вплоть до XX века преобладали две основные тенденции, два основных противостояния: власти — «тащить и не пущать», ориентированность в основном на средство насилия и народа, рвущегося к воле, под которой понимались вседозволенность, отсутствие всяких общественных ограничений, расправа с врагами вплоть до их физического уничтожения. Человеческая личность в этом страшном противостоянии не стоила и ломаного гроша. И эту ситуацию не смогли коренным образом изменить ни реформы 60-х годов, ни те робкие начала демократии и организации общества, которые проявились в ходе и после революции 1905—1907 годов: слишком сильны были традиции противостояния насилия и воли в прошлом, слишком велика была его толща и в XX веке. Поэтому все те высокие всплески свободы, которые наблюдались в России с XVII по XX век, несли на себе печать средневекового противостояния и олицетворялись, пусть и на время, с торжеством воли, пути которой на огромных пространствах России оказались неисповедимыми. Так было во время «разинщины» и «пугачевщины», так было во время осеннего противостояния власти и народа в 1905 году. НО ЛИШЬ ДВАЖДЫ стихия воли, кажется, сломила сопротивление власти и стала диктовать свои установки стране. Так было во время «Смуты» в начале XVII столетия и в период с Февраля по Октябрь 1917 года. В «Смутное время» «воля» привела к тому, что страна фактически распалась. Каждое общественное движение имело своих, враждующих между собой лидеров, страну раздирали на части лжедмитрии, Ляпуновы, заруцкие, разные самозванцы и авантюристы. Опьяненный свободой народ схватился за топоры и косы. Тогда разрушалось все и вся. Государство было слабым, а собиравшийся в воинственные стаи народ всячески демонстрировал свою силу. Это движение началось с воли, а закончилось насилием. Последних вольнолюбцев укрепившееся государство отлавливало еще в середине второго десятилетия XVII века. Девять месяцев почти абсолютной свободы потрясли Россию в 1917 году. Не зная и не умея распорядиться вырванной свободой, не обеспеченной идущей из глубины веков демократической традицией, народ творил волю — и в городе, и в деревне, и в армии. Страна разваливалась, надвигалась общенациональная катастрофа. Созданные на скорую руку демократические институты оказались в условиях всенародной воли, бескомпромиссного противостояния радикалов и демократов, неспособными цементировать обстановку. На насилие генералов массы ответили своим насилием и расчистили дорогу большевикам. После Октябрьской революции торжество воли при слабом центральном правительстве, кажется, усилилось. Страна продолжала распадаться на части вопреки законам экономики и политической целесообразности. Закомплексованные авантюристы, подогревая в окраинных регионах страны националистические чувства народа, ловили рыбу в мутной воде. Политический сепаратизм, областничество, дошедшие до курьезов, со всех сторон высвечивали победу разбушевавшейся воли. И лишь позднее железной рукой большевизма разгулявшаяся страна была загнана в старое государственное антидемократическое стойло, которое естественно получило новые социальные и политические атрибуты, новый политический и классовый имидж и новое демократическое пропагандистское оснащение. Но сейчас нас интересует не смысл советского тоталитаризма, в создании которого вольнолюбивый народ играл весьма значительную роль, а влияние последующих политических структур России на развитие подлинно демократических традиций и институтов. Увы, эти структуры, особенно в период сталинской диктатуры, заморозили все те жалкие ростки демократии, которые проклюнулись в девять подлинно свободных месяцев 1917 года, а потом робко подняли голову в период нэпа. И дело было не только в политическом режиме, но и в том, что он базировался на мощной всеобъемлющей государственной собственности, что практически вообще снимало вопрос о демократии как таковой. И сегодня, несмотря на развитие иных форм собственности и новых хозяйственных структур (вплоть до шашлычников и банкиров), доминирование государственной собственности, наличие этого экономического монолита, подкрепленного государственными структурами, содействует не формированию демократических институтов и тенденций, а лишь продолжает поощрять противостояние силы и воли. К 1985 году мы пришли со старым багажом — загнанной насилием в угол волей народа, забвением всех истинно демократических порядков, полным небрежением со стороны государства по отношению к человеческой личности и великим озлоблением простого человека по отношению к власть предержащим. Новый виток российской (советской) свободы страна начала вообще без уважения к человеческим ценностям, без понимания необходимости самоограничений в пользу общества, без функционирующего демократического правопорядка, на чем, собственно, и зиждутся демократия и свобода в цивилизованном обществе. На политическую арену сразу были брошены, как и в период «Смуты» и в период Февраля, не выработка демократических институтов, на чем настаивали некоторые демократы, и в первую очередь А. Д. Сахаров, и чему всячески противились номенклатура и ее интеллигентские апологеты, а игра честолюбий, политический авантюризм и вновь насилие и насилие без конца. Поистине прав был великий русский историк В. О. Ключевский, говоривший о знаменательной повторяемости нашей истории, в основе чего лежат известная историческая отсталость, косность и консерватизм. Поэтому когда с первых лет перестройки с высоких трибун стали звучать призывы восстановить демократию, гласность, свободу, это могло восприниматься лишь с большой долей юмора, потому что ни того, ни другого, ни третьего в их истинном значении не было и быть не могло, и люди, говорившие эти слова, либо лукавили, либо (скорее всего) просто не осознавали в наших условиях их истинного смысла, поддавшись обаянию общедемократических образцов Запада. Но жизнь быстро все расставила на свои места. Снова проявилась несгибаемая и не ограненная историей тяга людей к воле, опять дала себя знать вся глубина пропасти между устойчивым западным демократизмом и топором, к которому звали и на который провоцировали Русь все, кому не лень, в течение долгих веков. И бесконечные суверенитеты, и многочисленные президенты, и бесконечная митинговщина, и забастовочное движение в формах, напоминающих российские же стачки начала века,— все это выглядело как уже давно знакомое проявление замечательной тяги народа к воле. Люди, веками согнутые под гнетом царизма, а потом сталинского режима, многократно обманутые реформаторами прошлого и настоящего, снова вставали во весь рост, разгибались и демонстрировали всему миру свой поистине детский непосредственный революционный порыв. И в этом порыве просматриваются многочисленные комплексы — социальные, национальные, лично-психологические, которые давно уже были изжиты западными демократиями в ходе их трудного и мучительного пути к современным политическим институтам. НАДО ТВЕРДО отдавать себе отчет в том, что когда мы говорим «демократия», то за этим скрывается невероятное стремление нынешнего народа к воле; когда мы говорим «гласность», то под этим, увы, разумеется вполне соответствующее этой «воле» желание высказать «все» своему политическому оппоненту в условиях полной правовой безнаказанности. Очень часто наше требование «суверенитета» означает в первую очередь удовлетворение национальных и личных амбиций и комплексов, а когда произносим «интересы Советского Союза», то понимаем их прежде всего как интересы правящей группы центра. Такую расшифровку понятий можно было бы продолжить. Это где-то на Западе правильно понимают слова «земельная реформа», «фермер», «аренда». У нас же они означают совсем другое: мыкание крестьянина по обшарпанным коридорам местных органов власти, издевательства над ним, вымогание взяток и т. д. Когда нам говорят «зарубежные кредиты», «закупки товаров для народа», мы догадываемся, что речь идет не о кредитах в кх западном пониманрш, а о нашем российском варианте: трата миллиардов на приобретение продовольствия, ширпотреба с большой личной выгодой для продавцов, а не для покупателей, за что уже на скамью подсудимых сел не один представитель наших внешнеторговых организаций, а затем перепродажа из-под полы основной части этих товаров по бешеным ценам торговой мафии и лишь затем их движение по еще более высоким ценам, недоступным многострадальному народу. Когда мы слышим слова «зарубежная помощь», мы понимаем, что все короба с товарами первой необходимости и медикаментами в условиях нашей воли пойдут тем же путем, что и товары, купленные на зарубежные миллиарды. Когда читаем в газетах о необходимости «новой кадровой политики», привлечении к управлению новых способных людей, мы сознаем, что к власти придут молодые волки, которые давно уже рвутся наверх и займут освободившиеся кабинеты, дачные особняки, получат различные льготы и т. д. Воля определяет вседозволенность и безнаказанность, возможность для каждого делать на своем месте все, что пожелает душа. А к этому еще добавляются новые комплексы тех, кто потерял свою власть, свое особое положение в обществе, острейшее противостояние старого общественного сознания и нового, еще не устоявшегося на уровне широких масс демократического мышления. Наступает тяжелое, смутное время воли без демократии и подлинно разумной, регламентируемой законом свободы. Отсюда, когда мы сегодня апеллируем к человеку, к народу, к его сознанию и сопрягаем данное обращение с понятиями демократии, гласности, свободы, все это выглядит достаточно наивным, поскольку и адресат апелляций, и сами понятия воспринимаются нами вовсе не адекватно.,Они имеют, в нашем Отечестве совсем иное содержание, нежели в других странах мира. На деле наши устремления оборачиваются совсем иными результатами, иными последствиями, предвидеть которые было бы вполне возможно лишь в том случае, если называть вещи своими именами и не заниматься самообольщением, самообманом и обманом других. И еще одна проблема имеет прямое отношение к проблеме демократии, воли и народа. Как известно, в России в конце XIX — начале XX века стала бурно развиваться крупная капиталистическая промышленность. Буржуазная экономика достигла накануне первой мировой войны впечатляющих темпов развития, но в 1917 году начавшийся бег был остановлен, страна перешла к иной системе хозяйствования, которая в условиях России стала тем, чем она стала. Но за спиной набирающей темп крупной буржуазной собственности и буржуазного предпринимательства стояла огромная аграрная страна с десятками миллионов крестьян, которые в течение столетий рвались не только к воле, но и к земле. Существовала неутоленная страсть мелкого собственника к саморазвитию и самоутверждению, которая не получила выхода ни в результате столыпинской аграрной реформы, ни в годы советской власти. Всколыхнувшаяся было деревня в период нэпа к концу 20-х годов вновь ушла «в себя». Вся эта мелкособственническая масса людей, на которых в 1921 — 1922 годах возлагал определенные надежды В. И. Ленин, была также смята и в значительной части физически уничтожена. Но назревшие и невыявленные исторические тенденции, как известно, не умирают вместе с людьми. Они коренятся в социально-экономической, духовной и культурной природе эволюционирующей страны. Они находят общественные, экономические лазейки, притираются к новому режиму, ждут своего часа. И как только предоставляется такая возможность, нереализованная экономическая, социальная, политическая и культурная тенденция выпрямляется, прорывается наружу, открыто заявляет свое право на жизнь. Семьдесят лет — слишком мало для того, чтобы менталитет стомиллионной крестьянской мелкособственнической массы исчез безвозвратно. Не ее ли мы сегодня чувствуем в разгуле мелкого обогащения, царства посредников, безудержного предпринимательства; не ее ли следы мы видим в тоске вбитого в город крестьянина и его потомства по собственному клочку земли — пусть и в ублюдочном виде садового участка; не она ли диктует во многом сегодня вкусы в области нашей доморощенной поп-культуры. Эти люди, а их миллионы, имеют весьма отдаленное представление о проблемах демократии, но вопросы самоутверждения, воли, помноженные в национальных районах на исторически не востребованные, не погашенные национальные комплексы, упорно пробивают себе дорогу. Мелкособственнический инстинкт масс будет долго еще тяжелыми гирями висеть на нашем обществе. Он будет ощущаться всюду — в системе управления, в экономике, науке, культуре и, конечно, в наших подходах к демократии в ее, так сказать, классическом западном выражении, когда мы вносим в нее свою отечественную специфику. И до тех пор пока эта тенденция не получит своего исторического утоления, она будет весьма основательно влиять и на экономику, и на политику страны. П. Струве был вовсе не столь наивен, когда на исходе XIX века писал о том, что трудно рассчитывать на какой-то социальный общественный прогресс прежде, чем Россия не выварится в фабричном котле. Какой котел нужен стране сегодня для того, чтобы переварить все эти противоречивые, наполовину доставшиеся нам от средневековья общественные явления и направить Отечество на рельсы реальной демократии и реальной свободы? __________________________ © Сахаров Андрей Николаевич Опубликовано впервые: журнал "Свободная мысль", 1991, №14, с.42-53 |
|