|
|
|
Австрийский философ Иван Ильич (1926-2002) в своих многочисленных книгах критиковал различные стороны индустриального общества. Видел опасность в узурпации человеческих ценностей и знания различными специалистами и экспертами. Полагал, что на смену непосредственному влечению человека к удовлетворению своих немногочисленных и базовых потребностей пришло требование соответствовать установленным образцам потребления. Контролируется и навязывается не только то, что ты хочешь, но и как ты это получишь. (Википедия). Приводим отдельные фрагменты из книги - ОБЩЕСТВО БЕЗ ШКОЛЫ Школа, во всех странах мира, вредит настоящему образованию, и причина этому – наша уверенность, что только школа способна дать образование. Цель, к которой стоит стремиться, – равные образовательные возможности для всех. Подменять эту цель обязанностью посещать школу – все равно, что путать такие вещи как выполнение церковных обрядов и спасение души. Надо исключить возможность отказа человеку при приеме на работу на основании приговора, вынесенного ему школой – и это подорвет монополию школы на умы людей. Знание – часто результат разных событий, которые приключаются с нами в жизни. То, что мы знаем и чему мы научились, имеет весьма отдаленную связь со школьными программами. Школа – общественный институт, который держится на аксиоме, что образование – это результат обучения. Авторы школьных программ предполагают, что при виде яств на столе образования у нас должен начаться процесс слюноотделения - но даже если ваш желудок сможет переварить эту пищу, найдете ли вы на этом столе действительно что-нибудь вкусное? Без дескуляризации – отмены школы как общественного института - сегодня невозможно освобождение человека. Все мы пленники школьной системы; мы в плену суеверия, что знание мы можем получить только ломая себя, чтобы потом таким же образом передать их нашим детям - вот процесс производства и воспроизводства знания. Образование – это исключительно деятельность самого человека. Пленник школьной идеологии, человек перекладывает ответственность за самого себя на школу; это отречение приводит к своего рода интеллектуальному самоубийству. Настоящая образовательная система должна выполнить три задачи. Тем, кто хочет учиться - дать доступ к источникам информации (в том числе предметам других эпох). Кроме того, должна произойти встреча тех людей, кто хочет поделиться своими знаниями, и тех, кто хочет получить их. Наконец, люди, высказывающие новые идеи, должны быть услышанными и иметь возможность выдвигать эти идеи на обсуждение общества. Для школы предметы и вещи – это нечто смутное и непонятное. Вещи могут обрести смысл только в результате системного изучения их в установленном порядке под руководством дипломированного специалиста. Этот школьный дух так проникает в наше сознание, что мы начинаем смотреть на мир как на груду вещей в супермаркете – чтобы с пользой для себя разобраться в этой куче, надо предметы классифицировать и наклеить на них правильные этикетки. Глупо спрашивать: «Как заставить человека учиться?» Лучше задать вопрос: «Что должно быть под рукой у человека, который хочет учиться, с какими людьми он должен встретиться для этого?» Школа помещает ученика в искусственную среду, предметы которой вырваны из реальной жизни и утратили тем самым свой смысл и значение. Школа превращает все, что попадается ей на глаза, в дидактический материал, наклеивает на вещи этикетки и лишает их какого-либо смысла. ...больше было бы тех, кто способен оригинально мыслить, если бы мы доверяли людям, не имеющим педагогического образования. Самая большая радость для опытного шахматиста – найти себе достойного партнера, а для начинающего игрока – повстречать такого же новичка. Наша задача - построить общество, в котором свободная деятельность – большая ценность, чем производство вещей и манипулирование людьми. Когда школы перестанут быть обязательными, сколько учеников останется у учителя, у которого все держится на принуждении? Исчезновение школы будет настоящим триумфом для учителя, который получит мандат работать за пределами школы. Армия – вот очевидный пример абсурдности современных общественных институтов. Чтобы защитить свободу, цивилизацию, жизнь – надо убивать людей и уничтожать свободу. Человек сегодня – это игрушка в руках ученых, инженеров и управленцев. Школа – это рекламное агентство, убеждающее нас, что общество, в котором мы живем, - это именно то, что нам надо. Обязательное образование – это мина, подложенная под желание учиться. Когда мы можем научиться чему-либо по-настоящему? Когда делаем то, что нам интересно. __________________ Перевод – Р. Курбатова |
|