Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
От ФБ к ФСБ
Статья об угрозе Роскомнадзора заблокировать Фейсбук и последствиях, к которым м...
№11
(329)
30.09.2017
Образование
Общество без школы
(№13 [286] 15.11.2014)
Автор: Иван Иллич
Иван Иллич

   Австрийский философ Иван Ильич (1926-2002) в своих многочисленных книгах критиковал различные стороны индустриального общества. Видел опасность в узурпации человеческих ценностей и знания различными специалистами и экспертами. Полагал, что на смену непосредственному влечению человека к удовлетворению своих немногочисленных и базовых потребностей пришло требование соответствовать установленным образцам потребления. Контролируется и навязывается не только то, что ты хочешь, но и как ты это получишь. (Википедия).

Приводим отдельные фрагменты из книги - 

ОБЩЕСТВО БЕЗ ШКОЛЫ 

  Школа, во всех странах мира, вредит настоящему образованию, и причина этому – наша уверенность, что только школа способна дать образование.

  Цель, к которой стоит стремиться, – равные образовательные возможности для всех. Подменять эту цель обязанностью посещать школу – все равно, что путать такие вещи как выполнение церковных обрядов и спасение души.

Надо исключить возможность отказа человеку при приеме на работу на основании приговора, вынесенного ему школой – и это подорвет монополию школы на умы людей.

  Знание – часто результат разных событий, которые приключаются с нами в жизни. То, что мы знаем и чему мы научились, имеет весьма отдаленную связь со школьными программами.

  Школа – общественный институт, который держится на аксиоме, что образование – это результат обучения.

   Авторы школьных программ предполагают, что при виде яств на столе образования у нас должен начаться процесс слюноотделения - но даже если ваш желудок сможет переварить эту пищу, найдете ли вы на этом столе действительно что-нибудь вкусное?

   Без дескуляризации – отмены школы как общественного института - сегодня невозможно освобождение человека.

   Все мы пленники школьной системы; мы в плену суеверия, что знание мы можем получить только ломая себя, чтобы потом таким же образом передать их нашим детям - вот процесс производства и воспроизводства знания.

  Образование – это исключительно деятельность самого человека.

  Пленник школьной идеологии, человек перекладывает ответственность за самого себя на школу; это отречение приводит к своего рода интеллектуальному самоубийству.

Настоящая образовательная система должна выполнить три задачи. Тем, кто хочет учиться - дать доступ к источникам информации (в том числе предметам других эпох). Кроме того, должна произойти встреча тех людей, кто хочет поделиться своими знаниями, и тех, кто хочет получить их. Наконец, люди, высказывающие новые идеи, должны быть услышанными и иметь возможность выдвигать эти идеи на обсуждение общества.

   Для школы предметы и вещи – это нечто смутное и непонятное. Вещи могут обрести смысл только в результате системного изучения их в установленном порядке под руководством дипломированного специалиста. Этот школьный дух так проникает в наше сознание, что мы начинаем смотреть на мир как на груду вещей в супермаркете – чтобы с пользой для себя разобраться в этой куче, надо предметы классифицировать и наклеить на них правильные этикетки.

   Глупо спрашивать: «Как заставить человека учиться?» Лучше задать вопрос: «Что должно быть под рукой у человека, который хочет учиться, с какими людьми он должен встретиться для этого?»

   Школа помещает ученика в искусственную среду, предметы которой вырваны из реальной жизни и утратили тем самым свой смысл и значение.

   Школа превращает все, что попадается ей на глаза, в дидактический материал, наклеивает на вещи этикетки и лишает их какого-либо смысла.

...больше было бы тех, кто способен оригинально мыслить, если бы мы доверяли людям, не имеющим педагогического образования.

   Самая большая радость для опытного шахматиста – найти себе достойного партнера, а для начинающего игрока – повстречать такого же новичка.

  Наша задача - построить общество, в котором свободная деятельность – большая ценность, чем производство вещей и манипулирование людьми.

  Когда школы перестанут быть обязательными, сколько учеников останется у учителя, у которого все держится на принуждении?

  Исчезновение школы будет настоящим триумфом для учителя, который получит мандат работать за пределами школы.

   Армия – вот очевидный пример абсурдности современных общественных институтов. Чтобы защитить свободу, цивилизацию, жизнь – надо убивать людей и уничтожать свободу.

  Человек сегодня – это игрушка в руках ученых, инженеров и управленцев.

   Школа – это рекламное агентство, убеждающее нас, что общество, в котором мы живем, - это именно то, что нам надо.

  Обязательное образование – это мина, подложенная под желание учиться.

  Когда мы можем научиться чему-либо по-настоящему? Когда делаем то, что нам интересно.

__________________

Перевод – Р. Курбатова

Мир в фотографиях из соцсетей. Сентябрь 2017
Фотографии, опубликованные в соцсетях, в основном, в Твиттере, в сентябре 2017 г. Редакция выражает благодарно...
Салагин и другие. Герои и сюжеты книг Салавата Вахитова
Рецензия на три книги башкирского писателя Салавата Вахитова, изданные в Уфе в 2014-2017 гг.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum