Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Творчество
В эпицентре слепого пятна
(№15 [288] 30.12.2014)
Автор: Валерий Рыльцов
Валерий  Рыльцов

*     *     *

День поэзии. Голос в пустыне, 

уходящий в песок, как вода.

Твой глагол неминуемо сгинет, 

не оставив живого следа.

 

Сколько брошено – с жару и пылу –  

побрякушек на чашу весов, 

чтобы слово базальт раздробило,

в золотой обращая песок.

 

Но поэзия кошкой свернулась

в эпицентре слепого пятна.

Человек, чтобы чаша качнулась, 

надо выплакать очи до дна.

 

День поэзии. Пасынок блудный 

упадёт на колени в тоске

в исполинских безлюдных дюнах

с позолотой на мёртвом песке.

 

*     *     *

И вновь средь руин и развалин, на сердце оставив надрез, 

я знаю, что Бога распяли и вижу, что он не воскрес,

здесь нет ни предела, ни правил и некто, прокравшись в ночи,

от имени Господа правит, копытом по трону стучит,

здесь каждый Пилат и Иуда, здесь властвуют подлость и лесть, 

что, кроме надежды на чудо, нас может поддерживать здесь, 

где мира устройство срамное диктует беду от ума,

туман над моею страною, то красный, то чёрный туман.

 

 

*     *     *

Над местом гиблой переправы

потоки мечутся, бурля…

Ковчег затопленной державы 

идёт на вёслах без руля.

 

Кто различает в грязных трюмах 

невнятный лепет аонид,

а мир, бездумный и угрюмый

грохочет, лязгает, звенит.

 

Чья злоба – поздно или рано – 

сорвёт девятую печать…

два полушария урана 

сближаются – не удержать.

 

В огне опять не будет броду,

какие гимны ты ни пой, 

что не сумело стать народом,

то сгинет жалкою толпой.

 

И что, возникнувший из праха, 

ты здесь пытался изменить?

Шипит бикфордов шнур и пряха 

уже досучивает нить.

 

*     *     *

Вновь кермека сиреневым дымом азиатский пронизан простор

и ничтожен за Доном родимым вековечный российский раздор.

Силой кичились, разумом слабли, оттого всё никак не допрёт – 

не единою «вострою саблей» вознесён человеческий род.

Вечен искус – «из грязи во князи», с булавой неразлучен кистень,

погуляли Будённый и Разин, черепами засеяли степь.

 (Разберётся Господь, покарает призывающих Русь к топору, 

охмуряющих мороком рая, прославляющих «смерть на миру»).

Казаки? Инородцы? Изгои, потерявшие совесть и стыд –

мы унизили землю разбоем, и она этот грех не простит,

(Даже если, восторженно щерясь, я восславлю пожарища дым, 

она славу отвергнет, как ересь и не спустит героям моим),

поразит червецом, недородом, спорыньёй, колтуном повилик,

от гордящихся дурью уродов отвращая страдальческий лик.

 

*     *     *

                                                              Екатерине

светись, душа, над сказкой незабытой и отторгай житейский пошлый хлам… 

о, Рапунцель, волос твоих избыток призывней королевских орифламм,

о, Рапунцель, случайный этот дар твой, обрушив башни, стены сокрушив   

да будет несменяемым штандартом безвинно очарованной души.

и прозу беззаботно вытесняя на пагубу поэтам и вралям,

о, Рапунцель, теперь я точно знаю, о ком трубят герольды короля.

я не готов к труду и обороне, я потерял и веру, и коня, 

о, Рапунцель, сноси земные троны, но пощади застывшего меня

у городских замызганных обочин, и что б ни поджидало впереди,

не опускай сияющие очи и волосы с лица не отводи.

 

*     *     *

И после стольких адских мук от райских тех плодов,

утешься тем, что никому не отыскать следов

куда, в сиянье золотом упал аэролит,

душа – метафора, фантом… так что же в ней болит!

И с болью той на склоне лет невыносимо бресть.

Души, быть может, вовсе нет, а тело – точно – есть.

На свете всём была одна единственная цель – 

когда из тёмного окна смотрела Рапунцель.

И тело рвалось по прямой, всё на пути круша, 

какая башня, бог ты мой, какие сторожа!

Тот незатейливый манок  слышней день ото дня:

«Скрещенье рук, скрещенье ног» всего лишь западня.

Но  как меняешься в лице, когда вдруг на тебя

случайно глянет Рапунцель и ты замрёшь, скорбя, 

что прежний пыл не обоймёт, что календарь к зиме

и в сердце льётся тёплый мёд, и ничего взамен.

 

*     *     *

Пусть дерево рубил не по себе я, рвать не умел подмётки на ходу, 

но половина звёзд Кассиопеи видна в окошко домика в саду.

И строчки неказистые рифмуя, плесну в стакан последнее вино,

кто поместил их на одну прямую – мою постель, созвездие, окно,

и чем за милость эту отдариться  в саду полночном на исходе лет…

Гордящаяся прелестью царица до пояса в восторженном стекле. 

Старею, брат, возможно и глупею, свою бутыль я осушил до дна, 

но половина звёзд Кассиопеи в саду в окошко домика видна. 

 

*     *     *

Безобразен и однообразен, тиражирован зимней страной

лёд ноябрьский, рождённый из грязи, истекающий слизью дурной

под твоей полустёртой подошвой, обесценившей прежнюю прыть,

лучше всё же о грозном, о прошлом, а о будущем что говорить… 

Сжалься, Боже, над чадом ледащим, над скользящим из праха во прах, 

разреши моей родине дальше отражаться в Твоих зеркалах,

не захлопывай в гневе скрижали, хоть немного ещё погоди, 

и дозволь одержимой державе поблажить на неправом пути,

я же вижу с тоской и печалью, как тяжки временные слои,

может, выскочит как-то случайно из своей круговой колеи

вдоль которой всё круче и выше грузный гребень ноябрьского льда,

пассажирам с поехавшей крышей не впервой кочевать в никуда

и под грязью имперского грима, не желая дороги иной,

дожидаться трубы серафима между фановой и нефтяной.

 

*     *     *

                                                Галине

Пускай она темна и далека, узка, непроходима временами – 

Дорога сохраняется, пока она идёт за женскими ступнями.

Не страшно, что нельзя предугадать что будет со Вселенною и с нами… 

Дорога осмысляется, когда она хранима женскими ступнями. 

Не бормочи, что ты – земная соль, нетленный дух в нерукотворном храме,

Смиряйся с тем, что ты – пустой песок, светящийся под женскими ступнями.

Задуманный  краеугольным, ты не для того ль раздроблен был издревле,

Чтоб сохранять, как дар, Ея следы, доколе ветер маркесовский дремлет…

 

 

 

 

 

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum