Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
Потомственный педагог София Русова: спустя 70 лет один день в Украине. Публикация 2004 года.
(№2 [290] 15.02.2015)
Автор: Вероника Чекалюк
Вероника Чекалюк

http://gazeta.zn.ua/authors/nika-chekalyuk 

   «Самое дорогое сокровище у каждого народа — его дети, его молодежь, и чем сознательнее общество, тем с большим вниманием относится оно к воспитанию детей, к обеспечению им лучших условий жизни», — писала София Русова, женщина, всю свою жизнь посвятившая педагогике. Всюду, куда бы ни забросила ее судьба, она организовывала детские садики, воскресные школы. Вела просветительскую работу.

    Дочь шведа и француженки (девичья фамилия Линдфорс) свою деятельность связывала с Украиной, была не просто хорошим педагогом, а настоящим реформатором, поскольку заботилась о создании национальной украинской школы. Она считала, что «народ, который не имеет своей школы и не заботится о ней, обречен на экономическую нищету и культурную смерть».

  Великая украинка родилась в селе Олешня на Черниговщине в родовом имении. Ближайшая церковь находилась за семь верст от Олешни, и отец по просьбе матери построил небольшую церковь в модном тогда стиле Растрелли. Храму радовалась не только вся семья Линдфорсов, но и крестьяне окрестных сел. Вообще в Олешне Линдфорсов любили и уважали. Старшая дочь Мария, например, обустроила школу, в которой училась сельская молодежь.

   Первыми воспитателями Софии были отец и старшая сестра. Мать рано умерла, не вынесла горя — смерти двух детей, Натальи и Владимира. Сестра Мария позаботилась о том, чтобы Софию отдали учиться в Фундуклеевскую гимназию. Зимой 1871 года внезапно умирает отец, и перед сестрами возникает вопрос: как жить дальше? У Софии были недюжинные музыкальные способности, однако она вместе с сестрой решает посвятить себя благородному делу — созданию школы, наподобие той, которая была в Олешне. Начать решили с детсада. Кстати, детских садиков в то время нигде, кроме Петербурга, не было. Поэтому сестры отправляются в Петербург за наукой, знакомятся с произведениями Песталоцци, Руссо, Дистервега и др. Сестры не слепо подражают увиденному и прочитанному. Учебное заведение, как впоследствии скажет София Русова, «должно быть все проникнуто национальным духом нашего народа». А первое условие, чтобы обучение и воспитание было сознательным, — это общение на родном языке. Родным языком сестры Линдфорс считали украинский, на котором разговаривали крестьяне в Олешне.

   Свой первый детский садик сестры открыли в Киеве в 1871 году. Первыми воспитанниками стали около 20 детей из интеллигентных семей. Кстати, среди них были и двое детей Старицких (Михаил Старицкий — известный драматург).

 

  Русовы за океаном

   Любовь к Украине, стремление видеть ее мощной Державой (да, именно с большой буквы), достойной стать наравне со всеми народами мира, в семье Линдфорсов — это наследственное. Куда бы ни забросила их судьба, они остаются верны Олешне, которая стала родной для многих поколений Софии Русовой.

  «Воспитание гражданина: проблемы, структуры, функции... Кандалы порабощения не так легко сбрасываются, вчерашние рабы не могут сразу превратиться в свободных граждан, да и прежние несознательные массы людей не становятся сразу сознательным обществом. Для такой большой перемены нужно не только время, которое всегда выдвигает вперед развитие общины и личности в соответствии с требованиями творческой жизни. Нужно воспитание, которое только и может дать нам новое гражданство». Нет, это не София Русова. Это, иногда почти дословно, иногда интерпретированно, передает дух и волю педагога ее внучка — Нина Михайлевич-Линдфорс. Это ее голос из-за океана, ее вера в творческие силы украинского народа, потому что «наш народ — молодой, сильный, добросердечный».

   Восемьдесят лет назад дочь Софии с детьми, Ниной и Александром, покинули Олешню. Нине тогда было пятнадцать лет, а в письмах она и сегодня пишет «наш народ», «мы», не отделяя себя от процессов построения государства, происходящих в Украине, искренне переживает за судьбу украинского народа. «Мама моя до последнего будет жить Родиной», — говорит Ирина-Орися — дочь пани Нины, и тоже гордится тем, что по происхождению она украинка.

   Нина росла в селе Олешня в родовом имении. Мечтала быть пианисткой, как и бабушка София, но не сложилось. Очень любила природу, животных, классическую и симфоническую музыку, хоровое пение, спорт и искусство. Пела в церковном и светском хоре. Училась внучка Русовой в Праге «на агрономии», там познакомилась с беженцем из Украины Михаилом. Судьба забросила Нину Михайлевич-Линдфорс в Филадельфию. Только спустя семьдесят лет смогла она с детьми Ольгой и Лесей и внучкой Софийкой посетить родные места.

   «Планируем лететь в Украину... Как же радостно, что Украина помнит нашу бабушку! Она действительно всю жизнь жила для нашего народа...»

   Олешня. В отчем доме — больница, в церкви — магазин, а олешковцы часто наведываются в усыпальницу Линдфорсов. Их до сих пор помнят! (После долгих лет пыток и насмешек, ограничений абсолютно во всем, 1991 год. — Авт.). При первой же возможности вы вспомнили о нашей бабушке Софии Русовой. И не только вспомнили — неделю посвятили нашей бабушке в память ее рождения и пригласили всех бабушкиных родственников со всего мира. К сожалению, все приехать не смогли.

   София Русова всю свою жизнь посвятила нашему народу. Начиная с детских садиков, которые с сестрой сами организовывали и вели, профессорской работы в университете, написания книг для школ и заканчивая активной работой в организации женского движения. Бабушка наша отличалась пылким характером, горячо любила Украину. Куда бы ни забрасывала ее судьба, она тут же бралась за дело, продолжала выполнять начатые на прежнем месте актуальные задачи. Пламенно, убедительно, прекрасно выступала на международных женских съездах. Всегда полная жизни и энергии, зажигала других вокруг себя...»

   А еще после посещения Олешни в Украине, после торжеств в память Софии Русовой, ее внучка пани Нина скажет: «Для многих единственной ниточкой к отчей земле, что и давало право зваться украинцами, был родной язык. Воспоминания детства стимулируют надежды вернуться в Украину».

  Вот так педагогический лозунг Софии Русовой: «Родная школа на Украине» — подтверждает сама жизнь. Смогла ли бы пани Нина, воспитываясь в других условиях, сохранить такой патриотизм? И это не ностальгия по детству, это осознанное чувство не просто любви к земле предков, а переживание за ее судьбу, будущее.

  Пятнадцатилетняя девочка покидает Украину, чтобы приехать на несколько дней через целых семьдесят лет... Там, за океаном, ее дом, семья... А душа ее здесь, в Олешне, в Украине. Что Америка? «В технике высоко стоит? А разве в этом смысл жизни?» — рассуждает пани Нина. А в чем же он? «...Когда сердце горит Идеей для своего народа, тогда нет ни страха, ни усталости», одно тревожит — очень мало времени. Да, человеческая жизнь слишком коротка. Вечны — красота, искусство, природа.

  «Чорне море! Наше море! Перекочує раз у раз свої хвилі. А ті хвилі грають то темно-синьою, то зеленою барвою... Запашною весною та гарячого літа — вранці синіє його спокійне плесо, ледь-ледь хвилюючись білосніжними хвилями, на обрії потягне легким, майже прозорим туманом... Чорне море. Повне таємниць і безмежної сили — воно породжує в людях відвагу, завзятість та розмах... Оспіване в багатьох піснях, оповите чаром літописних бувальщин, легенд, дум і переказів».

   Так мыслить может человек только на родном языке. Для Нины Михайлевич-Линдфорс украинский язык навсегда остался родным, хотя жить пришлось в другой языковой среде.

Кстати, о Черном море. Некоторое время София Русова жила в Одессе, часто с детьми сидела на камнях у моря. Это ее успокаивало, воодушевляло, а детей радовало. Не воспоминания ли матери — первого в Олешне врача и певицы — навеяли Нине эти строки?

   Светлый ум, красноречие, безграничная любовь к Украине, педагогические способности — все, как и у Софии Русовой... В этом я убедилась, пообщавшись с пани Ниной Михайлевич-Линдфорс. Меня увлекли ее убедительное, меткое слово, мысли, взгляды на жизнь и убеждения, а в первую очередь — переживание за Украину, стремление быть полезной Родине, от которой отделяют тысячи километров и неумолимые годы. В письмах мы обсуждали проблемы современной украинской молодежи, пани Нина направляла меня туда, где есть «свет в конце туннеля». В письмах великой Украинки (для меня именно таковой является Нина Михайлевич) — тот идеал, к которому должен стремиться каждый сознательный человек, гражданин своей страны.

    Наша переписка со временем становилась все более динамичной. Пани Нина немедленно откликалась на письма с пожеланием и впредь поддерживать связи с «родной душой и Идеей человеком»: «Сегодня мы должны стоять стеной за восстановление своей свободы, своей Державы!» Это «мы» так естественно звучало в письмах, что я ни разу не заметила, что нас разделяет не только океан, но и годы. По-видимому, душа не стареет, особенно у человека, который беспредельно влюблен в жизнь, беспокоится о судьбе родного края, пусть и далекого и не особенно благосклонного.

    Мудрое слово уже немолодой женщины всегда звучало по-современному. Любая тема — и остроумные, и обстоятельные ответные размышления в следующих письмах.

   «...чи знаєш ти, що таке Воля?...Воля — це не є та воля, яку дає народові цар, чи король, чи президент. Це є те, що в людині... Вільна людина та, яка нікого і нічого не боїться, ніколи не кориться і знає, коли яку межу переступити... Лев ніколи не заб‘є тварини, якщо він не голодний, а голодний живиться м‘ясом, бо так йому призначено для рівноваги в світі. Людство рівноважать хвороби, хоч і вони мають своє значення. Лев нападає, ще обороняючись, чи не є воля те саме? Добре, але хтось же нападає. От і думай, як воно є, як має бути. Ще дуже багато людству до розуміння, щоб стати на сходинку вище».

   Истоки интеллигентности, тактичности, педагогическое дарование Нины Михайлевич — не в третьем и даже не в четвертом поколении. Об этом свидетельствуют труды, статьи, книги воспоминаний, написанные Линдфорсами и Русовыми...

  В одном из писем зашла речь о соответствующих условиях для работы. Здесь автоматически возник вопрос: «Что такое комфорт?»...

  Нина Михайлевич ответила так: «Лишний комфорт не воспитывает человека, а делает из него никому не нужную «мамзель». Я не люблю разнеженности ни у людей, ни у животных.   Недавно показывали по телевидению целую серию передач о собаках. Они живут в комфорте: спят и едят на подушках... Это гадко.

  Цель жизни Человека отнюдь не в благосостоянии выше головы. Несчастны те люди, которые ставят благосостояние превыше всего. Они ведь становятся невольниками того благосостояния, душа отнюдь не свободна, а что же тогда это за человек?!»

  В своих воспоминаниях София Русова также описывает чрезвычайно аскетичные условия ее уже совместной жизни с Александром Русовым: «...Жили мы бедно, но в своем демократическом подъеме я радовалась этой нищете. Когда однажды Русов, получив деньги за лекции, принес на ужин сардинки, я возмутилась, что он так буржуазно нарушил наш аскетизм».

  Или о зависти, эта черта присуща всем, независимо от возраста и статуса, от пола и происхождения человека.

  «...Не нужно завидовать. Человек — это же творение Природы. А сколько же, сколько Человеку дано! Нужно только все это богатство с пользой, целесообразно использовать! А зависть — это балласт, который мешает Человеку свободно жить, понимать жизнь, найти свой путь светлый и по нему идти, творя что-то полезное для своего народа, для человечества. Ну а как же? Для себя жить печально и неинтересно».

  Письма её – легкие и оживленные, они живые, потому что их автор чувствует своего собеседника. Даже на подсознательном уровне — это настоящее педагогическое чувство, которым должен быть наделен как педагог, так и любой человек, который ищет «ключик» к своему собеседнику.

  Дочь пани Нины — Орыся пишет: «Мама моя до останнього буде жити Батьківщиною, а я, як той циган, яка за усе життя до побуту в Канаді ніколи довго не сиділа, навіть не мали часу нагріти місце, нажити шкільних друзів чи навіть дах, щоб сказати, що то була моя ХАТА, я уже буду триматися своєї придбаної Батьківщини, яка мною опікується як своїм громадянином із всіма правами на рівні із всіма іншими! Я горджуся, що мене тут шанують, знають, що я з походження Українка, і скоса на мене не дивляться, я говорю на державній мові, шаную її... Кожен із нас кував свою долю так, як міг, і віримо, що й ви всі будете кувати, щоб колись нею похвалитися, а в між часі, щирий всім привіт, бажаємо мати багато успіхів. 14-го серпня 1999».

   Пани Нина Линдфорс-Михайлевич действительно живет Родиной. Уже физически слабая, посылает в 1992 году в «Сучасність» обращение.

«Український народе!

Тримаймося! Тримаймося! Прикладемо всі разом усі свої сили, мудрість, уміння, знання, щоб ще перемогли останні бар‘єри...

...Я знаю. Я дуже добре знаю — треба змагатися ділом. Треба зціпити зуби і працювати, працювати і працювати, хто де гаразд, щоб вийти з руїн і твердо стати на ноги. Знаю.

...Ми вирвемо з руїн нашу державу, нашу Батьківщину. Ми доб‘ємося свого. І будемо вільною, могутньою Державою, гідною стати нарівні зі всіма державними народами серед них!

   Наш Народ — молодий, сильний, добросердечний. Зі світлою радістю в серці».

  Да, Украина и мир знают сегодня Софию Русову, посвятившую свою жизнь украинскому народу, начиная с детских садиков, профессорской работы в университете, написания книг для школ и заканчивая активной работой в организации женского движения. Не о таких ли, как она, говорится сегодня и на научном уровне: «...у украинцев вообще заложены какие-то глубокие сердечные качества. Природная человечность украинца так заметна, что нашла свой отзвук даже в описаниях Украины разных времен».

   Из корня педагогических идей Софии Русовой пошли плодоносные ростки чувств не просто любви к земле предков, а осознанного переживания за ее судьбу, за ее будущее как независимого и богатого государства; чувств, которые нужно прививать человеку с детских лет.

За помощь в подготовке статьи автор благодарит Людмилу Левицкую (дочь Ольги Русовой) из Монреаля (Канада). 2004 год.

________________________

© Чекалюк Вероника Васильевна


Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum